Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Моральную панику





Религия играла объяснительную роль в донаучную эпоху, но

объяснительная ценность религии, а также значение религиозных практик в

сравнении с научными и технологическими средствами, минимальны или

вообще имеют нулевое значение. Религия либо характеризует имеющийся

порядок вещей, как естественный или соответствующий метафизическому

замыслу, что влечёт за собой вывод о любом усилии, направленному на

изменения сложившегося порядка вещей, как о бесполезном или как о

профанации. Либо же религия предлагает ограниченные способы влияния на

действительности, такие как ритуалы, молитвы или магия. Опыт показывает

полную эмпирическую бесполезность данных действий, а антропология

объясняет, каким образом исторически складываются подобные

заблуждения: Джеймс Фрэзер изложил принципы магии контакта и подобия

в своей ставшей классической работе ≪Золотая ветвь≫110.

Что касается последней роли религии, как источника чувства

осмысленности жизни, Мур пишет: ≪Для психологического здоровья и силы

люди нуждаются в том, чтобы иметь метафизические и экзистенциальные

верования, способные наделить их жизни чувством осмысленности...

Религия особенно эффективна в поддержки психологически слабых, которые

находят жизнь обременительной.. .≫1П. Религия, по словам Мура, полезна

слабым, но совершенно неэффективна в деле продвижения индивидуальной и

социальной эволюции.

….

Более важным и оригинальным является то, что Макс Мур называет

религию проявлением энтропии: религия, по его словам, иррациональна,

явно или неявно враждебна рациональности. Иррационализм, который не

нуждается в доказательствах или правдоподобии, является отрицанием

наиболее полезной человеческой когнитивной способности - к получению

новых знаний методом проб и ошибок. То, что Мур называет проявлением

экстропии, его версия трансгуманизма невозможна без опоры на науку и

критическое мышление. Для религии характерно представление о

предопределении, и человеческое существование, которое оценивается

пессимистически, противопоставлено благому посмертному существованию.

Мур называет трансгуманизм ≪динамическим оптимизмом≫ и

≪оптимистическим эмпиризмом≫. В данном случае речь идёт об

определённом настроении, выражаемом оценочными высказываниями. Макс

Мур высказывается в пользу такого настроения, но не связывает его с

метафизическими псевдо-пропозициями. Трансгуманизм, по его словам,

является ценностно-нагруженной, но недогматической философской

системой; философией оюизни - по аналогии, прежде всего, с философией

Ницше. Когда Мур пишет, что ≪Экстропийный трансгуманизм предлагает

оптимистичную, витальную и динамичную философию жизни≫ ", он не

имеет в виду какие-либо пропозиции или псевдо-пропозиции относительнопонятия ≪жизнь≫ кроме тех пропозиций, которые принадлежат эмпирической

биологии.

Трансгуманизм как набор оценочных высказываний и как

коллективное эмоциональное настроение, таким образом, отличается от мифа

тем, что не игнорирует свидетельства о фактах, истинные пропозиции

естественных наук. Напротив, само существование таких пропозиций и

соответствующих им фактов, то есть данные естественных наук и результаты

технического прогресса и породили трансгуманизм как сопутствующее

мировоззрение. Анализируя приведённые рассуждения Мура, как одного из

основополагающих авторов трансгуманистической традиции, можно прийти

к выводу о том, что трансгуманизм может существовать как некоторое

множество оценочных высказываний вне зависимости от высказываний

метафизических, хотя характерное для Макса Мура представление о

конфликте начал экстропии и энтропии и является метафизическим.

Основания трансгуманизма (под которыми понимаются определённые

базовые для данной философской традиции высказывания) могут быть

переформулированы аналитически следующим образом: параметры

человеческого вида, в частности когнитивные, могут быть изменены при

помощи конкретных технологических процедур. Люди могут быть

эмоционально заинтересованы в таких изменениях, и такие изменения могут

встретить одобрение.__

Основатель Института крионики Роберт Эттингер в работе ≪Человек в

Сверхчеловека≫113 начинает свои рассуждения с мысли о том, что в

традиционной культуре существует представление о естественном порядке

вещей потому, что исторически не существовало способов радикально

повлиять на качество человеческого существования. С другой стороны,

исторически людям неоднократно удавалось преодолеть некоторыеограничения естественного характера. Становление цивилизации является

таким преодолением, а продукты цивилизации можно назвать

противоестественными; это лишает смысла аргумент о естественном порядке

вещей. Такие оценочно-эмоциональные настроения, как пессимизм или

скепсис в отношении будущего, являются лишь продуктом

соответствующего опыта разочарований, ошибок или драматичных

исторических событий.

Эттингер критикует категорический аргумент против изменения

человеческой природы, касающийся естественного порядка вещей,

естественного и противоестественного. На протяжении истории люди

вырабатывали способы приспособления к окружающей среде, каждый из

которых можно определить как противоестественный. С другой стороны,

было бы заблуждением говорить о том, что естественный природный

порядок соответствует интересам людей. Эволюционный процесс не имеет

цели. Эволюционный процесс в сравнении с инженерией может быть

охарактеризован как чрезмерно медленный и расточительный.

Палеонтологии известно как минимум о нескольких крупных вымираниях.

Можно было бы, подобно Питеру У орду, говорить о том, что природа

предрасположена к массовым вымираниям114. В самом деле, большая часть

биологических видов, существовавших на протяжении геологической

истории Земли, являются вымершими. Эттингер отмечает, что даже

приспособленный к условиям своего существования и не имеющий опасных

конкурентов вид включён в трофические цепочки, подвержен паразитизму, а

существование отдельных особей этого вида может быть коротким и полным

страданий: ≪Далее в момент процветания вида, его успех обычно

представляет собой наиболее пиррову из побед≫115. __

Эттингер не исключает целиком вероятность того, что человеческая -

природа в её современном состоянии не исчерпала запас возможностей,

которые могут быть раскрыты при помощи соответствующего воспитания,

обучения или тренировки: если верно то, что человеческая природа не

изменилась за последние пятьдесят тысяч лет, то врождённые способности

человеческого вида на протяжении всей истории были достаточны для

обеспечения существования как первобытного собирателя, так и для

современного обитателя индустриального мира. С другой стороны, известно

достаточное количество качеств человеческого вида, которые современный

человек находит не устраивающими, доставляющими неудобства; не

отвечающими потребности в качественной жизни: это эмоциональные

состояния, физические и интеллектуальные ограничения,

предрасположенность к заболеваниям, и в ограничения особенности

продолжительность жизни, склонность к старческому слабоумию,

•дегенеративные заболевания, аллергии и анафилактический шок. Эттингер

обращает внимание на то, что особенность эволюционного процесса

заключается в том, что приспособления к условиям окружающей среды

всегда являются частичными. Но эволюционный успех вида в своей нише

может не иметь никакого отношения к тому, что человек назвал бы счастьем.

Можно было бы сказать, что природа приспосабливает виды к выживанию и

репродукции, как компрачикосы приспосабливают детей. Развивая мысль об

иррациональном характере природы, Эттингер пишет: ≪Теперь должно быть

ясно, что человек - случайность, не только его тело, но и его психика -

лоскутное одеяло импровизированных приспособительных компромиссов≫ .__

За критическим суждением о естественном качестве человеческой

природы следует убеждённое высказывание в пользу изменения

человеческой природы. Эттингер рассматривает ряд мифологических,

художественных и философских образцов, среди которых миф о Гильгамеше,

116 Там же. р. 21

ницшеанское представление о сверхчеловеке и таоизм, научная фантастика

Герберта Уэллса. В сущности, это и становится главной проблемой всей

• работы Роберта Эттингера: каким должен быть модифицированный человек?

Любое высказывание, являющееся ответом на заданный подобным образом

вопрос, является ценностным. Характерным является то, что основанием,для

ответа на вопрос, каким может быть изменённый- человек, служат, в

частности, миф и художественный вымысел. Трансгуманисты высказывают

предсказания наиболее общего характера, но весьма осторожны с

подробностями. Эттингер из множества известных и воображаемых

характеристик, которые он подразделяет на сугубо человеческие, животные и

машинные, составляет список, напоминающий требования к техническим

характеристикам изделия. Автор дословно говорит о сборке (assembly)

сверхчеловека. Когда Эттингер перечисляет и оценивает различные

характеристики, он позволяет себе онтологизацию ряда ценностных

высказываний, в частности, в вопросе эстетики телесности. ≪Я решаюсь

говорить, что большинство людей чувствуют, что есть абсолютные

а

элементы прекрасного≫111, что напоминает платоновский идеализм и

представляется противоречащим и принципам анализа оценочных

высказываний, и эволюционной биологии. В данном случае очевидна ещё

одна важная проблема трансгуманизма: при построении прогнозов и

рассуждении о требуемых изменениях, отдельные авторы высказываются- в

пользу принятия определённых решений на основании своих эмоциональных

реакций и чувственного опыта, причём иногда даже универсализируют свои

интересы. Индивидуальные эмоциональные и сопутствующие им

поведенческие реакции являются способом приспособления к условиям

среды. Условные реакции являются продуктом воспитания. Безусловные

реакции имеют эволюционное происхождение в силу неопределённой

изменчивости. Люди могут значительно различаться в своих реакциях на__предметы, как приобретённых, так и врождённых; люди могут различаться

даже морфологически. Как это будет более подробно показано во второй

главе данной работы, даже истинное утверждение о том, что всё множество

людей проявляет реакцию А на предмет Б, не влечёт за собой высказывание

вида ≪А - это Б!≫. Выбор тех или иных изменений человеческой природы,'

таким образом, будет основываться только на позиционных и временных

интересах. С точки зрения анализа высказываний было бы

безосновательным, буквально бессмысленным утверждать, что существуют

универсалии, определяющие такие интересы.

Отсюда Курцвел получает важный вывод, который называет законом

ускорения отдачи: ≪Эволюционный процесс ускоряется потому, что

построен на своих прошлых достижениях, которые включают улучшения

его средств к дальнейшей эволюции≫ 2.

Date: 2015-07-01; view: 313; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию