Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Несвершившееся в системе понятий бытия





В диссертации тем не менее категория несвершившегося появляется не

случайно, а последовательно раскрывается через определение ее места в общей

системе онтологических категорий, начиная с категорий бытие, сущее. Только

после этого появляются категории не-сущее, нечто и ничто, небытие,

сознание, действительное, действительность, возмоэ1сное, возмолсность

(реализованная и нереализованная), реальность. И лишь после детального

обзора и определения этих категорий конкретно рассматривается категория

нереализованная историческая возможность (несвершившееся), являющаяся

для данной работы центральной.

Мы имеем дело с разными отношениями (существует - не существует,

возможен/не возможен - действителен, отрицание - утверждение), не

сводимыми друг к другу. Отрицать возможность можно лишь в смысле ее

относительного противопоставления действительности, а также в в смысле

внутреннего различения в общей совокупности - возможностей реальных и

абстрактных. Примерно так же можно осмыслить противоположность их

взаимоисключающего существования (несуществования).

Следовало бы дополнить мысль Сартра о том, что "чисто субъективная и

негативная констатация нашего незнания, касающаяся отношения к реальности

одного из наших понятий, не может выявить свойство возможности этого

представления... придать ему права на реальность, которая является

фундаментальной структурой возможного" [329, с.131]. На наш взгляд, мысль о

возможном, независимо от оценки степени его реальности, самодостаточна для

его констатации. Собственно именно появление такой мысли и конституирует

возможное. Свойство реальности или абстрактности носит относительный

характер. Существование возможности в нашем мышлении - уже реальность

(пусть субъектная). Независимо от перспективы быть неискаженно

реализованной, эта возможность, даже весьма абстрактная, может стать стать

руководством к действию и предметом конкретной преобразовательной

практики. [но она же не станет действительностью!!!]

Следует подчеркнуть, что все свершившееся в прошлом (а значит и

несвершившееся в нем, образующее единый комплекс со свершившемся) есть

часть всеобъемлющего в предметном, пространственном и временном аспектах

бытия. Философы имели различные точки зрения на этот счет. Так, в

философии А.Бергсона событие, превращаясь в прошлое, не прекращает бытия,

а прекращает действовать, оставаясь "на своем месте", в своем времени

навечно. Р.Декарт полагал, что прошлого больше нет. Между тем бытие

прошлого не "уходит в отставку", не остается бездействующим реликтом, а

вплетается в бытие настоящего, проникает в него. Ж.-П.Сартр писал, что

"прошлое непрерывно организуется с настоящим... прошлое может

"возрождаться", преследовать нас, существовать для нас" [329, с. 139]. Остается

лишь добавить, оглядываясь на предмет нашего исследования, что бытие

прошлого активно присутствует в настоящем (и будущем) во всей своей

полноте - свершившимся и несвершившимся.

Бытие выступает наиболее общей категорией и предельно емким

понятием о существовании, о сущем вообще. Понятием, охватывающим все

стороны реальности [341, с.93]. Поясняя такое определение, А.Г.Спиркин

конкретизирует, что бытие есть все то, что существует: это и материальные

вещи, и процессы, и свойства, и связи, и отношения [там же].

Вряд ли с этим можно согласиться. В целостной системе связей и

отношений того, что существует, не может не быть и того, что задает рамки

существующего, что своим отрицанием обусловливает это существование. Речь

идет о несуществующем, несвершившемся, нереализованном, которые не могут

не учитываться при определении структуры и, следовательно, содержания

бытия.

Как полагал Ж.-П.Сартр, нельзя определить бытие как присутствие,

поскольку отсутствие тоже раскрывает бытие, потому что не быть здесь -

значит быть где-нибудь еще [329, с.23].

у В.В.Розанова можно найти важные для данной работы размышления о

потенциальном бытии. Он, правда, говорит о "бытии потенциальном, как

форме существования в настоящем того, чему предстоит или что может

осуществиться в будущем" [317, с. 142]. Но с таким же успехом мы можем

говорить и о потенциальном бытии как форме существования в прошлом того,

что осуществляется (или может осуществиться) в настоящем. В.В.Розанов

отмечает далее: "...Потенциальное бытие столь же действительно, как и

реальное... Нам трудно понять эту особенную форму скрытого

предсуществования, но это не потому, что ее нет, и даже не потому, что она

редка... Этих тайных невидимых форм предметов и явлений неизмеримо более,

нежели видимых наблюдаемых, и эти последние - только незначительная часть

их, получившая осуществление в данный момент" [317, с.143].

Философ обращает особое внимание на особое состояние возможного, в

котором, помимо бытия потенциального и бытия реального (нереализованных

и реализованных возможностей), существует еще бытие образующееся как

переход потенциального в реальное, как осуществление возможного в

действительном. В.В.Розанов видит в этом особенную форму существования

(пребывания) - еще не пребывающую, но уже и переставшую не пребывать.

Такая форма существования возможности соответствует моментам ее

прохождения через точки бифуркации. Преимущественная одномоментность

существования такой формы не исключает одного длящегося качества для

бытия образующегося. И эти отрезки времени, по-видимому, особенно важны

для тех случаев, когда наши претензии на управление процессом

исторического выбора оказываются небезосновательными.

Казалось бы, этот особый класс исторических возможностей выходит за

рамки исследуемого здесь предмета. На деле же мы должны признать этот

класс возможностей, остающихся, в общем, нереализованными (если не

считать диалектически уже реализованным то, что познано нами, учтено в

предметно-преобразующей деятельности - независимо от того, доведена ли

данная возможность до объектной реализации). Если же говорить не в общем, а

в частности, то возможности этого класса следует рассматривать как не

реализованные, но все еще реализуемые.

Конкуренция исторических возможностей без какой-либо очевидно

преобладающей означает одновременную реализацию нескольких (или, как

минимум, более, чем одной) исторических возможностей. Делая вывод о

возобладании одной из них, которую мы начинаем считать реализованной,

следует осознавать: это отнюдь не означает, что все остальные автоматически

переходят в разряд нереализованных. Некоторые из возможностей и не

становились реализуемыми, оставаясь "сугубо потенциальными". Другие, не

выдерживая конкуренции, возвращаются в "состояние покоя" и не вновь

становятся лишь потенциальными. Однако отдельные возможности не

перестают "бороться" даже с явно преобладающими возможностями, в том

числе и такими, которые уже можно считать вполне реализованными. Более

того, осуществление последних имеет своим непременным условием

сохранение иных возможностей, причем именно в статусе не реализованных, но

реализуемых. Это и есть эквивалент розановского бытия образующегося,

которое мы однако понимаем несколько щире - не как переходное состояние

между бытием потенциальным и реальным, через которое проходит всякая

реализованная историческая возможность, но как особый класс

сосуществующих с нею нереализованных исторических возможностей.

В.В.Розанов приходит к выводу: "...Вероятнее, что существует только

бытие; небытие же недействительно; оно только мнимо разумом как

противоположное бытию" [317, с.138].

Предмет данного исследования - несвершившееся - не может быть

отнесен к небытию. В той или иной своей конкретной определенности как

возможности, которой не суждено было реализоваться, оно (несвершившееся)

имманентно включается в сущность действительности, проявляющуюся в той

единственной возможности, которая была реализована. В этой реализованной

возможности - все те, которые не реализовались и которые определяют ее

теперь в силу этого несомненного факта. Некоторые философы в связи с этим

считали возможным определять бытие свершившегося через бытие

несвершившегося.

В данной работе эта категория практически не используется, хотя

существование ничто не в абсолютном (для всех субъектов исторического

процесса), но в относительном (для того или иного конкретного субъекта и

только для него) варианте все же нельзя отрицать. Несвершившееся в ничто -

это нереализованные исторические возможности из категории абсолютно

' См., например, работы В.Н.Волченко [61], П.П.Гаряева [69],

Г.И.Шипова [401] и др.

невероятных, невозможных и потому не существующих и не имеющих никаких

качественных признаков. Однако может быть и другое несвершившееся в

ничто, которое может быть сущим, хотя бы опосредованно влияющим на

реально существующее нечто.

Поясним это конкретным примером. По оценкам экспертов,

многомиллионные потери населения в период сталинских репрессий, а также в

войнах и вооруженных конфликтах, в которых участвовала наша страна,

обернулись для нее десятками миллионов неродившихся детей.

Демографический потенциал страны стал заметно меньше того, каким он мог

бы стать при нормальном, бесконфликтном развитии. Неродившихся детей

наших погибших соотечественников можно отнести к категории ничто. Тем не

менее это ничто не может рассматриваться как не-сущее. Именно отсутствие

этих неродившихся людей, это ничто существует сегодня и еще долго (если не

всегда) будет негативно сказываться на могуществе нашей Родины.

Для определения места несверщивщегося (нереализованной возможности)

в структуре парных категорий сущее - не-сущее и ничто - нечто следует

обратиться к антиномии абсолютно и относительно несверщивщегося, т.е. ни-

для-кого-несверщивщегося и не-для-данного-субъекта-сверщивщегося. Кроме

того, целесообразно разделять несверщивщееся из области абстрактно и

реально возможного.

В первом случае (абсолютно несверщивщегося) мы можем говорить о

нем как о не-сущем. Во втором - можно говорить о несверщивщемся как о

сущем (для кого-то оно сверщилось). Различение несверщивщегося из

категорий абстрактно и реально возможного позволяют соотносить его с

категориями ничто и нечто. При этом отождествление ничто и

несвершившегося (нереализованной возможности) из области абстрактно

возможного и абсолютно (ни-для-кого) не состоявшегося носит условный

характер, ибо категории абсолютно несвершившегося и абстрактно

возможного не означают полной неопределенности ничто.

Систему понятий бытия необходимо дополнить несколькими важными

для данного исследования понятиями. В их числе действительность, которая

обычно понимают как форму существования уже реализованного

(свершившегося). Смежным с ним является понятие действительного -

обобщенное философское понятие уже реализованного (свершившегося).

Аналогичным образом можно было бы определить понятие возможности

как формы существования еще не реализованного. Тогда возможное это

обобщенное философское понятие еще не реализованного (несвершившегося).

Сошлемся еще раз на А.Г.Спиркина, писавшего, что «сама возможность есть

уже нечто, пусть еще не ставшее, не оформившееся нечто» [319, с.95].

Систему понятий бытия необходимо дополнить несколькими важными

для данного исследования понятиями. В их числе действительность, которая

обычно понимают как форму существования уже реализованного

(свершившегося). Смежным с ним является понятие действительного -

обобщенное философское понятие уже реализованного (свершившегося).

Аналогичным образом можно было бы определить понятие возможности

как формы существования еще не реализованного. Тогда возможное это

обобщенное философское понятие еще не реализованного (несвершившегося).

Сошлемся еще раз на А.Г.Спиркина, писавшего, что «сама возможность есть

уже нечто, пусть еще не ставшее, не оформившееся нечто» [319, с.95].

Категории несвершившегося, нереализованной исторической

возможности являются для данной работы центральными. Они представляют

феномен (ноумен), составляющий предмет исследования. Это то, что, по

выражению русского философа и публициста Ф.А.Степуна в его раздумьях о

несбывшемся, "зачалось и быть могло, но стать не возмогло" [347].

Под этими понятиями подразумевается такое развитие исторического

процесса, которое было в прошлом возможным, но не свершившимся, а также

ставшее действительным, свершившимся, но не в отношении данного

познающего субъекта. Указанное различие несвершившегося позволяет

выделять на уровне социально-философских категорий абсолютные (не

реализованные никем) и относительные (не реализованные данным субъектом

познавательной деятельности) нереализованные исторические возможности.

Date: 2015-07-01; view: 549; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию