Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Альтернативность исторического процесса
Принято считать, что своим появлением те или иные возможности исторического развития обязаны принципиально важному понятию исторической альтернативы. В данном исследовании необходимо рассмотреть это понятие более подробно. Занимаясь новыми методологическими подходами, секретарь Отделения истории РАН И.Д.Ковальченко обращал особое внимание на проблему альтернативности исторического процесса и необходимость ее исследования современными методами при четком разграничении применяемого подхода - историко- ситуационного (в представлениях того времени) и историко-ретроспективного (с высоты нынешнего понимания происходившего ранее) [181, с.8-9 и 32-33]. …. Теоретико-методологическим проблемам выбора и альтернативности в историческом развитии посвящена еще более ранняя работа А.Я.Гуревича [96]. Другой солидный труд по методологии истории, рассматриваемой с точки зрения выбора пути развития, был опубликован П.В.Волобуевым [60], хотя И.Д.Ковальченко считал его "небесспорным" [181]. В фундаментальном исследовании П.В.Волобуева принципиальное значение имеет обоснование на обширном конкретно-историческом материале положения о возрастании в современном мире многовариантности развития, что делает еще более актуальной проблему исторической альтернативности. … Уточнения Б.Г.Могильницкого особенно важны ввиду наметившейся в конце 80-х годов разноголосицы в определении категориально-понятийного аппарата виртуалистики. Так, в выступлении О.Р.Квирквелия на "круглом столе" "XX век: альтернативы развития" отмечалось, что "усиление интереса к альтернативам привело к существенному размыванию этого понятия. Сегодня под альтернативой понимается все, что угодно: и развилка на пути исторического процесса, и способность мышления к оценке вариантов, действительных и воображаемых, и потенциальная возможность выбора, и некая противостоявшая победившей сила" [310, №2, с.83]. … До сих пор сохраняется мнение, что марксистский вклад в философию истории не благоприятствовал развитию альтернативного видения истории. Экономический детерминизм предполагал безальтернативный характер развития общества, подчиненного лишь зависимости производственных отношений от производительных сил, надстройки - от базиса. Возможность обратного влияния признавалась, но активным образом (кроме социального действия по приведению одного в соответствие с другим) не разрабатывалась, будучи отнесенной на лучшие времена, когда на место человека экономического пришла бы свободная индивидуальность, основанная на универсальном развитии индивида и на превращении материального производства в общественное достояние (см.об этом [248, с. 100-101]). … Таким образом, классическая марксистская теория не только признавала альтернативный характер общественного развития, но и основывала на этом признании соответствующие (данной исторической ситуации) рекомендации для политико-практического действия. … В ходе развития общества периодически возникают такие ситуации, когда оно оказывается перед необходимостью выбора. Такое состояние общества образует критическую точку в его развитии, своеобразный перекресток, открывающий различные возможности его будущего бытия. Все зависит от того, какой "ответ" (пользуясь терминологией А.Дж.Тойнби) сумеет дать общество на внутренний или внешний "вызов", насколько этот "ответ" будет адекватен всей совокупности обстоятельств, обусловивших данный "вызов". … Тем не менее, несмотря на оживленный и не вчера появившийся интерес, среди ученых' сохраняется неоднозначное отношение к историческим альтернативам, к ситуации исторического выбора. Некоторые исследователи считают, что альтернативы есть в каждой исторической ситуации, что в зависимости от обстоятельств события могут обернуться так или иначе [167]. … В ходе ретроальтернативного моделирования исторического процесса могут быть воссозданы наиболее существенные черты крупных исторических событий, включая и некоторые наиболее вероятные нереализованные варианты их развития. Результатом такого моделирования может быть оценка дивергенции - расхождения реального хода истории и цепочек несостоявшихся событий, заключающих в себе нереализованные исторические возможности. С учетом высокой инерционности общественно-исторических процессов масштабы такой дивергенции могут быть не столь грандиозными, как порой представляют авторы некоторых радикальных прогнозов в духе Р.Брэдбери с его рассказом "И грянул гром" [40]. Аналогичный сюжет у А.Азимова развивается столь же судьбоносно, но с диаметрально противоположным результатом - ко всеобщему благу (ошибка в одной букве при написании имени ученого предотвращает ядерную войну) [438]. … Мы вправе говорить о целой типологии выбора явных и неявных возможностей, выделяя, в частности: Безальтернативный выбор, при котором сам выбор сводится фактически к принятию решения в условиях отсутствия какой-либо альтернативы ему. Тем не менее такая ситуация представляется все же выбором, так как гипотетической альтернативой единственно имеющейся возможности может стать пренебрежение ею, непринятие никакого решения. Условно альтернативный выбор, предполагающий наличие как минимум двух вариантов поведения (двух различных возможностей), из которых и предстоит сделать выбор. Вместе с тем речь идет об особой ситуации выбора, когда выявленные альтернативные возможности лишь условно позволяют говорить о выборе, но фактически его нет. Одна из наличных возможностей является безоговорочно предпочтительной. Дихотомический выбор представляет собой другой частный случай реально имеющегося выбора, при котором пространство выбора ограничено всего лишь двумя противостоящими взаимоисключающими возможностями. Многоальтернативный выбор открывается на куда более широком пространстве возможностей, которое теоретически просто невозможно ограничить из-за бесконечного разнообразия бытия, По предполагаемому конечному результату можно также выделить выбор расходящейся альтернативы, расширяющей пространство дивергенции, заключенное между реализованными возможностями и возможностями нереализованными, уводящими к принципиально иным результатам и последствиям. В противоположном случае мы имеем дело с выбором сходяшейся альтернативы, когда та или иная выбранная историческая возможность в любом случае ведет к конвергенции событийных рядов - как реально состоявшихся, так и гипотетических, нереализованных. На рис.2 такой выбор 0 1 2... обозначен событийной цепочкой от С к А i j и далее - через А j i j - к А \ ]\2 с возвратом базовое русло событий в точке С. … Как можно было заметить, используемое здесь понятие выбора включает весьма широкий диапазон возможностей, среди которых субъект может отдать предпочтение той или иной, либо принять некую возможность как единственно предоставившуюся. В действительности последний случай может и не предполагать какой-либо ситуации выбора. Субъект может просто не осознавать, что он принимает какое-то решение. В неведении он, в конце концов, вообще может не принимать никакого решения, смиряющего его с уготованной ему судьбой. … ИСТОРИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ Реализованные Нереализованные Обратимые Безвозвратно (необратимо) Date: 2015-07-01; view: 807; Нарушение авторских прав |