Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
ФИЛОСОФСКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИИ АНАЛИЗ
Стала очевидной насущная потребность в новых философско- методологических подходах для разработки более широкого круга проблем социального бытия в динамике его развития и с учетом обнаружившейся многовариантности и модальности. Историки заговорили о сослагательном наклонении, о веере исторических возможностей - реализованных и не реализованных в прошлом, об их соотношении. Возникли и другие вопросы, на которые должны отвечать уже не историки, а философы: почему состоялась одна и не реализовались другие возможности? Оптимален ли тот или иной исторический выбор? Обратимы ли нереализованные исторические возможности? Что может означать обратимость некогда не реализованной возможности? Почему вообще возникает мысль о несвершившемся и каков его онтологический статус? Каков познавательный механизм при обращении к несвершившемуся и какой смысл приобретает в нем практика? Насколько прагматичны размышления о том, что не состоялось в социальном бытии? Нереализованные возможности, несвершившееся требуют внимательного изучения как с общефилософских позиций онтологии и гносеологии, так и с позиций социальной философии и философии истории. В определенном, опосредованном смысле мы не утрачиваем вероятность возврата к тому, что не свершилось в прошлом, чтобы реализовать его в иной, но схожей исторической ситуации. В особых, уникальных случаях такая вероятность сохраняется и в прямом, непосредственном смысле, допуская пересмотр уже состоявшегося выбора. Учитывая накопленный исторический опыт и прогнозируя ожидаемые результаты в том или ином варианте развития событий, мы можем лучше приготовиться к очередному поворотному моменту в историческом процессе, к выбору более предпочтительной исторической возможности. Кроме того, предоставляется благоприятный повод для углубленной рефлексивной оценки субъектом собственного отношения к свершившемуся и несвершившемуся в прошлом, для выработки им осознанной линии поведения в настоящем и будущем. Будучи конституированы в сознании субъекта, нереализованные возможности, несвершившееся обретают свое собственное, субъектное бытие, становятся влиятельным фактором социального бытия, значимым элементом культуры.__ … Актуальность данной работы обусловлена, с одной стороны, возможностью совершенствования механизма выработки и принятия решения, в котором были бы более полно учтены уроки истории, включая и прогнозируемые (ретроспективно моделируемые) варианты ее возможного развития. Анализ нереализованных либо не вполне реализованных планов и потому незавершенных событий позволяет понять, что помешало достижению первоначально поставленной цели; достижима ли вообще была эта цель; что надо было предпринять и какие силы и средства выделить, чтобы все-таки добиться требуемого результата. … С другой стороны, в онтологии и теории познания, а также в философии и методологии истории остаются незаполненными значительные пробелы, связанные с явно недостаточной разработкой теоретико-познавательных аспектов несвершившегося. Этому способствовало длительное преобладание в отечественной философии и практической методологии истории упрощенных материалистических представлений о наиболее общей категории бытия, о феномене времени и узких, несистемных противопоставлениях возможного - действительному, сущности - явлению и т.д. Ссылки на отсутствие сослагательного наклонения в истории фактически игнорировали причинно-следственные связи в истории, ведь признавая наличие неких причин, которые привели к определенным последствиям, нельзя не признать, что изменение этих причин вызвало бы и иные последствия. А любая оценка состояния какого-либо субъекта исторического процесса требует сравнения с его другими возможными состояниями. Оценить же исторические события можно только если у нас есть убедительные модели альтернативного развития. … Однако интерес исследователей был прежде всего связан с изучением реализованных возможностей. Сложный феномен (ноумен) несвершившегося как предмет общефилософских и философско-исторических исследований в интересах конкретной социальной практики серьезно не воспринимался, оставляя невыясненными вопросы о том, познаваемо ли вообще то, что не произошло, не состоялось, осталось нереализованным, и какую роль это несвершившееся может играть в реальной предметно-преобразующей деятельности. … Принципиально важные предпосылки для обоснования бытия несвер- шившегося были заложены при разработке отрицательных аспектов онтологии. Заметный вклад в развитие нигитологии внесли Ж.-П.Сартр [329], С.Л.Франк [375], А.Н.Чанышев [391], С.С.Хоружий [386], К.С.Смирнов [332], Д.В.Воробьев [62], М.С.Каган [148], Н.М.Солодухо [336-337], В.А.Кутырев [208] и некоторые другие философы. В зарубежной философии бытия, томизме (неотомизме) (Ж.Маритен [244], Д.Мерсье [502], Ж.Марешаль [500], А.Марк [501], М.Шеню [450]) представляет интерес онтология, различающая в своем предмете бытие актуальное и потенциальное, акт и потенцию, тут-бытие, Dasein (существование, existentia) и так-бытие, Sosein (сущность, essentia). Такое понимание близко для концепции данной работы, отводящей возможному черты сущности, а действительному - черты явления. … Идея потенциального бытия получила свое дальнейшее развитие в концепции возможных миров - мыслимых альтернативных состояний (С.Кангер [150], Р.Монтегю [505-506], С.Крипке [200], Я.Хинтикка [385]). Однако разработка этой концепции велась в основном в рамках логической семантики, модальной логики, в более широком контексте философии языка (см.ниже) и аналитической философии (Б.Рассел [315], Л.Витгенштейн [56], К.Гемпель [73] и др.) - смежных направлений философской мысли, которые представляют интерес для данного исследования, но тем не менее не раскрывают основной онтологической и гносеологической проблематики несвершившегося. … Не дожидаясь восполнения очевидного дефицита философско- методологических работ такого плана и рискуя навлечь на себя упреки в обращении к истории "в сослагательном наклонении", методологи истории сформировали целое научное направление - контрфактическое моделирование (в качестве эквивалентов выступают также понятия ретроальтернативное прогнозирование, виртуалистика). Исследователи пытались воссоздать исторический процесс во всей полноте возможных вариантов выбора, включая и нереализованные альтернативы, а также исторические события, которые так и остались незавершенными. … В данной работе не ставятся столь емкие социально-философские и философско-исторические проблемы. Мы ограничимся философско- методологической разработкой общефилософской категории несвершившегося и соответствующей ей социально-философской категории нереализованных исторических возможностей. … Среди различных толкований марксизма, перечисленных А.В.Перцевым [293] (рационалистического, эмпиристски-позитивистского, виталистически- волюнтаристского, эмоционально-эстетического) нам особенно хорошо известно вульгарно-материалистическое, которое из всего богатства марксистских идей выбирает единственную: "Общественное бытие определяет общественное сознание". Сегодня в отечественной философской мысли все более утверждается мнение о взаимовлиянии условно противопоставляемых друг другу общественного бытия и общественного сознания. В.С.Барулин называет фундаментальным свойство общественного сознания отражать общественное бытие [19]. Однако общественное сознание является не только средством отражения (познания) общественного бытия, но и средством порождения общественного бытия. Именно в силу этого качества общественного сознания порожденное им несвершившееся становится такой же неотъемлемой частью общественного бытия, как и свершившееся в прошлом, как реализованные исторические возможности. … ГЛАВА 1. ОНТОЛОГИЯ ЬШСВЕРШИВШЕГОСЯ
Перечисленные характерные черты и категории выступают важнейшими средствами познания бытия в его несвершившейся части. Необходимо уяснить, можем ли мы вообще относить несвершившееся к бытию? Ограничиваются ли проявления несвершившегося в бытии категориями сущее и/или нечто. Пределы этих понятий вполне вмещают в себя как реализованные, так и нереализованные исторические воможности. Может ли несвершившееся, оставаясь частью бытия, относиться к категории ничто и/или не-сущее! Уточним эти и другие понятия, так или иначе относящиеся к несвер- шившемуся, нереализованным историческим возможностям, в упорядоченной системе базового понятия бытия и иных, производных от него понятий.
|