Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Мироотношением





Социальный пессимизм - явление далеко не новое в истории

человечества. Известный русский литературовед Н.А. Котляровский писал о

том, что скорбное миросозерцание, покоящееся одновременно на житейском

опыте и на теории не представляет собой ничего такого, что не имело бы

прямых аналогий в прошлом. Тем не менее, история пессимизма как

социального феномена и его теория имеют разные исторические судьбы. Если

первое проявление социального пессимизма имело место в период разложения

первобытнообщинной системы, то теория пессимизма начинает свою историю

с 1818 года, когда немецкий философ А. Шопенгауэр издал свое произведение

«Мир как воля и представление».

Понятие «пессимизм» возникло несколько позже - впервые оно было

употреблено в английской литературе в начале 19-го века. При этом особенно

важно отметить, что если оптимизм уже при своем возникновении имел

философское, мировоззренческое содержание, то термин пессимизм с самого

начала употреблялся в сугубо психологическом, эмоциональном смысле.

Так, известный английский психолог прошлого века Джемс Селли,

который специально исследовал проблему пессимизма, четко разграничивал

оптимизм и пессимизм на «теоретический» и «практический». В первом случае

- это философские теории, во втором - настроение, черта характера, склад ума»

(2, с. 3). Нетрудно заметить позицию Дж. Селли, что речь идет о двух уровнях

(формах) сознания (познания): эмоциональном и рациональном. Следуя этой

схеме, Владимир Соловьев писал: «От оптимизма, как обш;ей теории, следует

различать оптимизм, как господствующее личное настроение. Теоретический и

житейский оптимизм не всегда совпадают между собой» (3, с. 49-50).

Известный отечественный психолог прошлого столетия Н.Я. Грот, также

специально исследовавший оптимизм и пессимизм, констатировал: «термины

«пессимизм» и «оптимизм» служат, по- видимому, для обозначения явлений

двух различных порядков» (4, с. 5). По сведениям польского исследователя М.

Секрета то же разграничение принято во многих философских и

психологических словарях Европы и считает это оправданным (5, с. 11).

В.И. Синютин отмечал, что эмоционально-психологическую сторону

оптимизма составляют чувства и настроения, вызванные размышлением о

жизни и мире в целом. Если чувства являются начальным этапом отношения к

действительности, то оптимизм есть конечный результат - отношение,

прошедшее через сознание и влияющее в свою очередь на чувства.

Все, с чем сталкивается человек в своей жизни, вызывает у него то или

иное отношение, те или иные чувства. Чувства очень разнообразны. Сфера

чувств включает в себя досаду и патриотизм, радость и страх, восторг и горе.

Чувства - это переживаемые в различной форме отношения человека к

предметам и явлениям действительности. Чувства тесно связаны с

потребностями личности. По своему взаимоотношению и специфическим

функциям в удовлетворении потребностей чувства можно разделить на две

фундаментальные группы. Первую составляют переживания, окрашивающие

сами предмет потребностей и превращающие их тем самым в мотивы. Для

возникновения этих переживаний достаточно обострения некоторой

потребности и наличия отвечающего ей предмета. Ко второй группе

эмоциональных явлений относятся те, что возникают при наличии ведущего

побуждения, то есть осознанной деятельности и выражают определенное

отношение субъекта к отдельным условиям, благоприятствующим или

затрудняющим ее осуществление, к конкретным достижениям в ней. Таким

образом, чувства имеют как бы двойную обусловленность: с одной стороны,

это определяется потребностями человека, которые выражают его отношение к

объекту эмоций, а с другой - его способностью отразить и понять

определенные свойства этого объекта. Взаимосвязь объективного и

субъективного объясняет, почему наряду с рациональной оценкой объекта

человек занимает по отношению к нему свою личностную позицию,

включающую эмоциональное переживание.

По форме протекания все эмоциональные состояния делятся на

чувственный тон, настроение, эмоции, аффект, стресс, страсть, и высшие

чувства. Под настроением понимается общее эмоциональное состояние,

окрашивающее в течение длительного времени все поведение человека.

Поэтому очень часто под оптимизмом понимают настроение, которое наряду с

эмоциями присутствует при формировании оптимизма. Эмоции - это

непосредственное, временное переживание какого-нибудь чувства. Чувства


составляют существенную часть человеческой субъективности. Человеческая

субъективность выражает прежде всего автономность разума, воли и чувств.

Совершенный человек обладает силой мышления, силой воли и силой чувства.

По мнению Ф. Ницше, в каждом волевом и чувственном импульсе ощутима

МЫСЛЬ.

в ее основе лежит метафизическое понимание эмоционального и

рационального. В ряде случаев между этими уровнями познания возводят

«стену», отрывая их друг от друга и игнорируя их взаимодействие. Эмоции

безусловно присутствуют в исследуемых объектах. Более того, оптимизм и

пессимизм представляют собой такую форму взаимопроникновения

эмоционального и рационального, в которой мышление, идеи являются

существенными, преобладающими составляющими содержания данных

явлений. «Эмоциональная направленность, - отмечает Б.И. Додонов, - есть

только сторона единой направленности человека, в которой первенствующую

роль играют его мировоззренческие программы (потребности)» (6, с. 23).

Именно это положение имел в виду И.И. Мечников, когда писал: «К

пессимистическому мировоззрению приходят путем сложной психологической

работы, в которой есть и чувства и размышления. Вот почему так трудно

удовлетворительно анализировать ее и почему в прежние времена

ограничивались общим и туманным определением механизма, приводящего к

пессимизму» (7, с. 221). Свойство двузначности исследуемых понятий отмечал

и Ф. Шиллер, говоря: «Горе мне...если мои убеждения будут колебаться в

зависимости от биения моего пульса» (8, с. 229).







Date: 2015-07-01; view: 461; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию