Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Мироотношением
… Социальный пессимизм - явление далеко не новое в истории человечества. Известный русский литературовед Н.А. Котляровский писал о том, что скорбное миросозерцание, покоящееся одновременно на житейском опыте и на теории не представляет собой ничего такого, что не имело бы прямых аналогий в прошлом. Тем не менее, история пессимизма как социального феномена и его теория имеют разные исторические судьбы. Если первое проявление социального пессимизма имело место в период разложения первобытнообщинной системы, то теория пессимизма начинает свою историю с 1818 года, когда немецкий философ А. Шопенгауэр издал свое произведение «Мир как воля и представление». … Понятие «пессимизм» возникло несколько позже - впервые оно было употреблено в английской литературе в начале 19-го века. При этом особенно важно отметить, что если оптимизм уже при своем возникновении имел философское, мировоззренческое содержание, то термин пессимизм с самого начала употреблялся в сугубо психологическом, эмоциональном смысле. … Так, известный английский психолог прошлого века Джемс Селли, который специально исследовал проблему пессимизма, четко разграничивал оптимизм и пессимизм на «теоретический» и «практический». В первом случае - это философские теории, во втором - настроение, черта характера, склад ума» (2, с. 3). Нетрудно заметить позицию Дж. Селли, что речь идет о двух уровнях (формах) сознания (познания): эмоциональном и рациональном. Следуя этой схеме, Владимир Соловьев писал: «От оптимизма, как обш;ей теории, следует различать оптимизм, как господствующее личное настроение. Теоретический и житейский оптимизм не всегда совпадают между собой» (3, с. 49-50). Известный отечественный психолог прошлого столетия Н.Я. Грот, также специально исследовавший оптимизм и пессимизм, констатировал: «термины «пессимизм» и «оптимизм» служат, по- видимому, для обозначения явлений двух различных порядков» (4, с. 5). По сведениям польского исследователя М. Секрета то же разграничение принято во многих философских и психологических словарях Европы и считает это оправданным (5, с. 11). … В.И. Синютин отмечал, что эмоционально-психологическую сторону оптимизма составляют чувства и настроения, вызванные размышлением о жизни и мире в целом. Если чувства являются начальным этапом отношения к действительности, то оптимизм есть конечный результат - отношение, прошедшее через сознание и влияющее в свою очередь на чувства. … Все, с чем сталкивается человек в своей жизни, вызывает у него то или иное отношение, те или иные чувства. Чувства очень разнообразны. Сфера чувств включает в себя досаду и патриотизм, радость и страх, восторг и горе. Чувства - это переживаемые в различной форме отношения человека к предметам и явлениям действительности. Чувства тесно связаны с потребностями личности. По своему взаимоотношению и специфическим функциям в удовлетворении потребностей чувства можно разделить на две фундаментальные группы. Первую составляют переживания, окрашивающие сами предмет потребностей и превращающие их тем самым в мотивы. Для возникновения этих переживаний достаточно обострения некоторой потребности и наличия отвечающего ей предмета. Ко второй группе эмоциональных явлений относятся те, что возникают при наличии ведущего побуждения, то есть осознанной деятельности и выражают определенное отношение субъекта к отдельным условиям, благоприятствующим или затрудняющим ее осуществление, к конкретным достижениям в ней. Таким образом, чувства имеют как бы двойную обусловленность: с одной стороны, это определяется потребностями человека, которые выражают его отношение к объекту эмоций, а с другой - его способностью отразить и понять определенные свойства этого объекта. Взаимосвязь объективного и субъективного объясняет, почему наряду с рациональной оценкой объекта человек занимает по отношению к нему свою личностную позицию, включающую эмоциональное переживание. … По форме протекания все эмоциональные состояния делятся на чувственный тон, настроение, эмоции, аффект, стресс, страсть, и высшие чувства. Под настроением понимается общее эмоциональное состояние, окрашивающее в течение длительного времени все поведение человека. Поэтому очень часто под оптимизмом понимают настроение, которое наряду с эмоциями присутствует при формировании оптимизма. Эмоции - это непосредственное, временное переживание какого-нибудь чувства. Чувства составляют существенную часть человеческой субъективности. Человеческая субъективность выражает прежде всего автономность разума, воли и чувств. Совершенный человек обладает силой мышления, силой воли и силой чувства. По мнению Ф. Ницше, в каждом волевом и чувственном импульсе ощутима МЫСЛЬ. … в ее основе лежит метафизическое понимание эмоционального и рационального. В ряде случаев между этими уровнями познания возводят «стену», отрывая их друг от друга и игнорируя их взаимодействие. Эмоции безусловно присутствуют в исследуемых объектах. Более того, оптимизм и пессимизм представляют собой такую форму взаимопроникновения эмоционального и рационального, в которой мышление, идеи являются существенными, преобладающими составляющими содержания данных явлений. «Эмоциональная направленность, - отмечает Б.И. Додонов, - есть только сторона единой направленности человека, в которой первенствующую роль играют его мировоззренческие программы (потребности)» (6, с. 23). Именно это положение имел в виду И.И. Мечников, когда писал: «К пессимистическому мировоззрению приходят путем сложной психологической работы, в которой есть и чувства и размышления. Вот почему так трудно удовлетворительно анализировать ее и почему в прежние времена ограничивались общим и туманным определением механизма, приводящего к пессимизму» (7, с. 221). Свойство двузначности исследуемых понятий отмечал и Ф. Шиллер, говоря: «Горе мне...если мои убеждения будут колебаться в зависимости от биения моего пульса» (8, с. 229). … Date: 2015-07-01; view: 461; Нарушение авторских прав |