Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Совершенством, к которому она стремится
[это – личностный идеал. «Содержание, качества». Т.е. не «кто» тебе нужен, а «какой человек»] … Представляется важным изучение не только идеала как образца для подражания, воплощенного в другом человеке или вымышленном персонаже, но и представления личности о том, какой следует быть в идеале ей самой. Выраженный уровень перфекционизма личности предполагает, что она постоянно сопоставляет себя не только с идеальными-другими, но и с идеалом себя самой. Западными учеными, разрабатывавшими проблему перфекционизма, была намечена данная линия исследований связи перфекционизма и идеала, которую нам хотелось бы реализовать в данном исследовании. … Проблема идеала, образца, к которому следует стремиться - важнейшая этическая проблема, она неразрывно связана с проблемой бытия, смысла земного существования человека, выбора целей и способов этого существования. … Все эти учения предписывают человеку стремиться быть как можно более совершенным, жить как можно более совершенной жизнью. Таким образом, они призваны и формировать, и направлять перфекционистские тенденции человека. В этом смысле можно говорить об особом типе перфекционистских установок, являющихся неотъемлемой частью некоторых религиозных учений. Большинством религий предписывается некий образ, уклад жизни, определена ритуальная, символическая сторона бытия, которая призвана сделать его упорядоченным, гармоничным, осмысленным, одухотворенным, способствовать самосовершенствованию человека. Важно, чтобы выполнение ритуалов не стало самоцелью, чтобы человек не совершенствовался, не изощрялся в следовании внешней стороне ритуала, забывая о его сути, чтобы ритуалы не превратились в бессмысленную повинность, следование традициям не сводилось к слепому воспроизведению формы или к подмене содержания формой. … Если объединить конкретные положения этической концепции софистов в описании гипотетического человека, следующего им, мы увидим, что ≪идеальный человек≫ софистов - человек свободный от предрассудков, от навязываемых суждений, придерживающийся своего мнения, ничему не подражающий слепо, ничто не принимающий на веру непосредственно, бездоказательно [4]. Софисты требуют проверки любого бессознательно приобретенного убеждения, некритически принятого мнения. По мнению софистов, существует лишь мир мнений, и человек, его собственные чувства и мнения - единственный критерий истины в этом мире. Вспомним знаменитый принцип Протагора: ≪Человек - есть мера всех вещей: существующих, что они существуют, несуществующих, что они не существуют≫ [4, с. 14]. Именно этот принцип подразумевает идеал человека, самостоятельного в суждениях, в ностижении мира, человека в этом смысле достаточно смелого и уверенного в себе, верного себе. … Изучая проблему идеала, многие исследователи уделяли особое внимание проблеме формирования идеалов в подростковом возрасте, когда вопрос самоопределения, поиска себя особенно актуален … Э. Шпрангер (но [27, с.4О]), положивший начало систематическим исследованиям самосознания, ценностных ориентации, мировоззрений подростков, обращался к проблеме идеала, роли идеала в становлении личности, в частности, пытаясь понять сущность подростковой любви. Шпрангер полагал, что, развишись, это чувство принимает форму ≪созвучия душ, покоящееся на эстетическом отношении, но основывающееся также на совместном переживании глубоких ценностей≫. В своей работе 1924 года, книге ≪Психология юношеского возраста≫ (автор рассматривал подростковый возраст внутри юношеского) Шпрангер писал о том, что для подростка вера в любимого человека отождествляется с верой в идеал, и ≪источником силы юношеского эроса является в большей мере собственная внутренняя жизнь, чем реальное лицо, на которое он направлен≫ [там же]. Подросток находит в другом человеке или приписывает ему черты своего идеала, которым восхищается, к которому стремится приблизиться. Шпрангер называя такое чувство ≪идеальной любовью≫. [то, что я когда-то называл «прорастанием нового измерения», идеального. Отсюда развивается вкус к возвышенному, неприятие пошлости и т.п.] … К. Хорни, в своей работе ≪Невротическая личность нашего времени≫ дает определение нормального и невротического идеалов, пишет об их влиянии на процесс становления личности, на судьбу человека: ≪...невротический идеал, в отличие от истинных, статичен. Это не цель, к достижению которой человек стремится, а фиксированная идея, которую он боготворит. Идеалы обладают динамическим свойством; они рождают стремление приблизиться к ним, притягивают; они являются силой, необходимой и бесценной для всякого роста и развития. Идеализированный образ становится бесспорной помехой к росту, потому, что либо отрицает недостатки, либо осуждает их. Подлинные идеалы ведут к скромности, идеализированный образ ведет к высокомерию≫ [«Имя розы» - антихрист есть высокомерия духа] … Эриксон [55, С.43], обсуждая проблему идеала, описывает отрочество как возраст, в котором человек должен ≪создать для себя в качестве ориентиров для окончательной идентификации устойчивые идолы и идеалы... Если самая ранняя стадия завещала ≪кризису идентичности≫ важную потребность в доверии себе и другим, то ясно, что подросток особенно страстно ищет тех людей и те идеи, которым он мог бы верить (курсив мой). Это, в свою очередь означает, что и оказавшиеся в этой роли люди и идеи должны доказать, что они заслуживают доверия. В то же самое время подросток боится быть обманутым, доверившись обещаниям окружающих, и парадоксально выражает свою потребность в вере громким и циничным неверием... Если безграничное воображение того, кем он мог бы стать - наследие возраста игры, то становится понятно, почему подросток готов доверять тем сверстникам и тем действительно направляющим, ведущим или же вводящим в заблуждение старшим, которые зададут образные, если не иллюзорные границы его стремлениям≫ [55, с.43]. Подросток, по определению Эриксона - ≪нетерпеливый идеалист≫, в том смысле, что у него формируется идеал общества, семьи, себя самого, и ему трудно смириться с тем, что реалии его жизни не выдерживают сравнения с этими идеалами. Подростка выводит из себя то, что они не могут быть воплощены немедленно.__ … Положения о стремлении личности к самосовершенствованию, к тому, чтобы максимально приблизиться к своему представлению о совершенстве - важнейшая часть концепции А.Маслоу, который считает, что идеалы развитых, самоактуалируюш;ихся личностей отличаются ≪автономностью≫ от социокультурного контекста, независимостью от мнения окружаюш;их. Согласно определению Маслоу самоактуализируюп];иеся люди обладают "психологической свободой. Они способны принимать собственные решения даже вопреки обш;ественному мнению. Они сопротивляются своей культуре, когда обнаруживается расхождение между нею и их собственной точкой зрения. При этом они обычно не проявляют оригинальности в вешах, которые не считают важными: в речи, одежде, еде и т.п.: однако они могут быть весьма независимыми и действовать наперекор принятым нормам, когда чувствуют, что затронуты их основные принципы≫ … Дебровский, Пиечовский, Керр и другие исследователи перфекционизма в своих работах рассматривают проблему идеалов всвязи с проблемой одаренности и также описывают специфику идеалов самосовершенствующихся людей. По мнению Дабровского, Пиечовского, Сильвермана, Керра, Петерса [72, 91, 102, 113] у перфекционистов устойчивые представления об идеале, совершенстве, к которому они стремятся, могут быть сформированны гораздо раньше, чем у их сверстников. У одаренных детей (а перфекционизм - черта одаренных детей) рано развиваются способность к моральным суждениям и навыки опелирования абстрактными идеями, обобш;енными понятиями. Это дает им возможность определить для себя, какими им следует быть. Высокий уровень самоконтроля, самодисциплины, рефлексии проявляются у таких детей именно в том, что они постоянно ≪сверяются≫ с образцом, проверяют, насколько они ему соответствуют в своих помыслах, своем поведении, в выполнении любой задачи, любой работы. В подростковом возрасте идеал, сформулированный перфекционистами раньше, может меняеться, если речь идет о гиперкомпенсации, может произойти смена детского идеала на антиидеал, предполагающий, например, ≪самосовершенствование через саморазрушение≫ (лозунг западных рок-звезд 70-х годов). … В теории социального мышления К.А.Абульхановой [1] проблема интерпретации реальности рассматривается в связи с проблемой убеждений, принципов, идеалов личности. А.Н. Славская [42] также отмечает, что личность предстает в роли субъекта интерпретации окружающей действительности и себя самой, опираясь на определенные принципы и убеждения. … В культурно-исторической концепции Л.С. Выготского [19] развитие личности описывается как процесс, обусловленный прежде всего социокультурно. Освоение человеком предлагаемой обществом системы норм и формирование на этой основе собственных ценностей, является, согласно данной концепции, одной из главных жизненных задач и одной из возрастных задач отрочества, выполнение которой во многом определяет ход и характер социализационного процесса. Идеал рассматривается как ≪конечная цель≫, главная ценностная установка, в соответствии с которой формируется ≪ценностное отношение≫ к собственным поступкам, событиям... ≪Если цель рассматривается как идеальный праобраз будуш;его, который формируется на основе интересов социального субъекта, и поскольку полагание будущего зачастую связано с предвосхищением субъектом результатов своей деятельности, которая протекает во времени, постольку следует подходить дифференцированно к процессу целеполагания. На основе более или менее точного определения правомерно говорить о ближайших и дальнейших целях. По шкале социального времени цели могут быть рассмотрены как ближайшие, долгосрочные, перспективные, конечные и т.д.__ [отсюда – экзистенциальный аспект идеала!!! Выготский! Самоцель может выходить и за пределы жизни… Такая самоцель позволяет отсрочивать удовлетворения…] Конечная самоцель является самоцелью всей деятельности субъекта, насквозь пронизывает эту деятельность и сводит все остальные цели к роли средств для собственного достижения. В достижении цели субъект может видеть смысл своей деятельности, а иногда - всей жизни. Для выделения из многообразия целей конечных целей употребляется понятие ≪идеал≫. Идеал принадлежит к формам опережающего отражения действительности. Сама возможность возникновения идеала содержится в целеполагающей способности человеческого сознания. Отдельный человек, социальная группа, обш;ество в целом, нрежде чем что-то создать, вырабатывает в своем сознании модель будуш;его объекта, определенную цель, достижению которой подчиняют всю свою деятельность. С одной стороны, идеал можно рассматривать как отражение наиболее суш;ественных и значимых сторон общественной практики определенных социальных групп, классов, отражение коренных тенденций, закономерностей и возможностей развития, а с другой стороны - как главную оценочную категорию, определяюш;ую сознательные стимулы...≫ [19, 23-24 ]. Содержание идеала, ≪конечной цели≫ человека определяет характер его промежуточных, ближайших целей. Учитывая результаты исследований, направленных на изучение проблемы перфекционизма, мы можем сформулировать предположения о том, что у людей, не стремящихся к самомовершенствованию, ≪конечная цель≫ может быть недостаточно определена; для нецелеустремленного человека больщее значение могут приобретать сиюминутные желания, ≪ближайшие цели≫, заменяющие ему идеал. То, что является для одного человека всего лишь промежуточной целью, для другого может быть целью конечной. Эти предположения конкретизированы в гипотезах данного исследования. … К проблематике данного исследования близки проблемы, изучавшиеся И.А.Джидарьян [20], в частности, проблема счастья как некоего желаемого будущего, представлений о счастливом человеке, оценки себя самого как счастливого или несчастливого человека. рамках перечисленных работ изучался образец для подражания, критерий, с которым испытуемые так или иначе сравнивают себя и свою жизнь. В нашем исследовании также изучался критерий, образец, но воплощенный не в образе другого человека, а в образе себя-идеального, который мог содержать качества другого человека или других людей. … Date: 2015-07-01; view: 434; Нарушение авторских прав |