Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Провиденциализмом, но еще не основанное на научном понимании





закономерностей развития природы и общества [то, что надо. Учение о прогрессе – один из вариантов учения об «естественно-историческом процессе»]. Объективно утопические

концепции являются чисто умозрительными благими пожеланиями,

надуманными искусственными конструкциями, оказывающимися в

непримиримом противоречии с действительностью≫.

Автор,

являясь футурологом, противопоставляет утопию футурологии, социальному

прогнозированию как научным методам, позволяющим предсказывать

будущее. Утопия, по его мнению, не может серьезно рассматриваться из-за

своей ненаучности, описательности, беллетристичности. Справедливо

отказывая утопии в научных основаниях, он отрицает и важную роль утопии

в общественном сознании, сводя ее к бессмысленным ≪благим пожеланиям≫

и ≪надуманным искусственным конструкциям≫. Однако глубоким

пониманием функциональной природы феномена автором обусловлены его

слова о том, что утопия действительно находится в непримиримом

противоречии с действительностью. Именно критика реального мира

зачастую заставляет создавать утопии.

 

Рассмотрев определения утопии, принадлежащие разным авторам, мы

можем дать рабочее определение утопии, исходя из задач нашего

исследования. С одной стороны, нам необходимо охватить весь спектр

проявлений феномена в культуре, с другой стороны - выразить самое важное

в утопии и четко отграничить утопию от иных, схожих по проявлениям

явлений культуры. Поэтому мы вносим в определение утопии критерий

≪спекулятивный≫ (от лат. speculor созерцаю) в нейтральном смысле,

означающий тип теоретического знания, полученного при помощи

рефлексии без обращения к эксперименту и направленного на осмысление

базовых конституитивов культуры. Также мы подчеркиваем ≪возможность≫

утопии, отнюдь не означающую возможность ее реализации. Мы разделяем

мнение, что утопия неосуществима, т.к. относится к области ≪идеального≫, а

не реального, что находит отражение в нашем определении. Вслед за Э. Я.

Баталовым, мы будем определять утопшо как образ совершенного устройства

общества, подчеркивая, вслед за Ч. С. Кирвелем, умозрительность, а не

реальность утопии.

 

Итак, в нашем исследовании утопия будет пониматься как

≪спекулятивный образ возможных состояний или устройств общества,

неосуществимых в наличном бытии≫. Наше определение включает любые

проявления утопического, не противоречащие другим определениям и дает

возможность обнаружить утопическое в разных его видах. [методологически слабое определение, не отделяет утопию от сказки]

 

Исторический процесс подтверждает

наши взгляды на перманентную актуальность, востребованность утопии.

Именно в XX в. мы видим настоящий расцвет утопии, несмотря на развитие

индустриального общества, смену его новым видом - постиндустриальным.

Для нашего исследования представляет интерес понимание Энгельсом

утопии как ≪плода воображения и изобретения≫, что подтверждает нашу

точку зрения на феномен и сходно с нашим определением.

 







Date: 2015-07-01; view: 343; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.01 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию