Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Провиденциализмом, но еще не основанное на научном понимании
закономерностей развития природы и общества [то, что надо. Учение о прогрессе – один из вариантов учения об «естественно-историческом процессе»]. Объективно утопические концепции являются чисто умозрительными благими пожеланиями, надуманными искусственными конструкциями, оказывающимися в непримиримом противоречии с действительностью≫. Автор, являясь футурологом, противопоставляет утопию футурологии, социальному прогнозированию как научным методам, позволяющим предсказывать будущее. Утопия, по его мнению, не может серьезно рассматриваться из-за своей ненаучности, описательности, беллетристичности. Справедливо отказывая утопии в научных основаниях, он отрицает и важную роль утопии в общественном сознании, сводя ее к бессмысленным ≪благим пожеланиям≫ и ≪надуманным искусственным конструкциям≫. Однако глубоким пониманием функциональной природы феномена автором обусловлены его слова о том, что утопия действительно находится в непримиримом противоречии с действительностью. Именно критика реального мира зачастую заставляет создавать утопии.
Рассмотрев определения утопии, принадлежащие разным авторам, мы можем дать рабочее определение утопии, исходя из задач нашего исследования. С одной стороны, нам необходимо охватить весь спектр проявлений феномена в культуре, с другой стороны - выразить самое важное в утопии и четко отграничить утопию от иных, схожих по проявлениям явлений культуры. Поэтому мы вносим в определение утопии критерий ≪спекулятивный≫ (от лат. speculor созерцаю) в нейтральном смысле, означающий тип теоретического знания, полученного при помощи рефлексии без обращения к эксперименту и направленного на осмысление базовых конституитивов культуры. Также мы подчеркиваем ≪возможность≫ утопии, отнюдь не означающую возможность ее реализации. Мы разделяем мнение, что утопия неосуществима, т.к. относится к области ≪идеального≫, а не реального, что находит отражение в нашем определении. Вслед за Э. Я. Баталовым, мы будем определять утопшо как образ совершенного устройства общества, подчеркивая, вслед за Ч. С. Кирвелем, умозрительность, а не реальность утопии.
Итак, в нашем исследовании утопия будет пониматься как ≪спекулятивный образ возможных состояний или устройств общества, неосуществимых в наличном бытии≫. Наше определение включает любые проявления утопического, не противоречащие другим определениям и дает возможность обнаружить утопическое в разных его видах. [методологически слабое определение, не отделяет утопию от сказки]
Исторический процесс подтверждает наши взгляды на перманентную актуальность, востребованность утопии. Именно в XX в. мы видим настоящий расцвет утопии, несмотря на развитие индустриального общества, смену его новым видом - постиндустриальным. Для нашего исследования представляет интерес понимание Энгельсом утопии как ≪плода воображения и изобретения≫, что подтверждает нашу точку зрения на феномен и сходно с нашим определением.
Date: 2015-07-01; view: 343; Нарушение авторских прав |