Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Ведь он показывает блеск, к которому все стремятся. Таким образом. Блох
ставит проблему авантюризма как одного из источников утопизирования^'. В-третьих, утописты выступают от имени носителей будущего общества и потому их можно рассматривать наполовину как высланных вперед квартирьеров, наполовину как активных архитекторов. Таким образом, можно говорить об оправдании Блохом даже традиционно критикуемых за «абстрактность » известных утопических концепций. Тогда можно переформулировать и проблему авантюризма, и проблему утопизма, переводя ее из индивидуально- психологической сферы в сферу социологии познания: доверие к самому себе является неизбежной и необходимой предпосылкой утопизирования. Сам феномен доверия как предпосылки социального действия, сохранения социальной стабильности или социальных изменений должен рассматриваться в более широком философско-социологическом контексте. Некоторые примеры освещения проблемы авантюризма можно найти в классических политэкономических и социологических исследованиях. См., например, рассуждения известного немецкого социолога В. Зомбарта о специфике и исторических формах проявления предпринимательского духа: Зомбарт В. Буржуа. Этюды по истории духовного развития современного экономического человека. М., 1994. С. 21-82. Возможна и универсализация феномена авантюризма как формы индивидуального и группового поведения: от революционного советского авантюризма до событий 1968 г в Западной Европе. Блох ставит проблему отрыва, дистанцирования от существующей реальности. Тем самым авантюризм получает некоторую легитимацию - хотя бы с точки зрения критического разрыва с социальными данностями и тем самым открывается возможность анализа этого феномена не только с этической или политологической, но и с философско-социологической точки зрения. Сам термин «утопизирование» мы употребляем в позитивном смысле - как процесс порождения и выражения конкретных утопий. Однако задача Блоха состояла не столько в полемике с определенными оценками утопических произведений, сколько в выработке своей собственной позиции. Блох формулирует свою задачу двояко: во-первых, должно быть снято сужение утопического, во-вторых, следует ввести понятие «конкретной утопии», чтобы преодолеть узкое и эвристически бедное понятие социальной утопии. Формула «конкретная утопия», предлагаемая Блохом, сама по себе парадоксальна, ибо может быть истолкована двояко: если брать традиционные версии социальной утопии, то они являлись абстрактными в силу именно своей конкретности, т.е. подробного описания будущего устройства общества, быта, воспитания и т.д. Поэтому любой традиционной утопической версии можно предъявить упрек в конкретности, являющейся по сути дела абстракцией. «Абстрактная конкретность» — это каинова печать традиционной социальной утопии. [одна из проблем утопии, её надо упомянуть и снять. Это конкретность, которая является псевдоконкретной – не отменять же утопию из-за того, что в реальности плану не будет соответствовать какая-то мелкая деталь. Множество несущественных деталях затенняют главное идеальное содержание]
Однако он предлагает изменить смысл употребляемого термина: «конкретная» утопия подразумевает опору, схватывание реальных возможностей исторического процесса и их выражение в самой различной форме. Конкретная утопия опосредована Реально-Возможным и выражает его. Это такое утопическое, предвосхищающее мышление, которое отказывается от готово-застывших проектов будущего и скорее указывает направление движения, связанное с достижением действительно Нового, это «...человеческий орган для Нового, объективное агрегатное состояние Поднимающегося вверх»^^. Блох всячески подчеркивает момент действительно Нового, которое предполагает многолинейное, прерывающееся, но все время возобновляющееся движение вперед-вверх. Подчеркнем в этой связи неприемлемость для него фигуры круга как мыслительной схемы: если новое — это крик петуха на рассвете, если немецкие романтики вместе с Гегелем понимали предвосхищение в смысле вспоминания, то ни о каком Новуме не может быть и речи.
Конкретная утопия всегда предполагает солидного (мечтающего и одновременно рефлексивного) субъекта и реально развивающиеся в мире тенденции. Только при наличии этих двух — активно взаимодействующих при этом моментов — можно говорить о такого рода утопии.
б) Новый Завет. Надежда как ожидание будущего у Иисуса Христа определяется Date: 2015-07-01; view: 329; Нарушение авторских прав |