Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Механизма абсолютизации… Позитивный момент утопического сознания в том, что с помощью механизма абсолютизации оно способно вырываться за пределы устоявшейся доминанты индивидуального и общественного мышления и положить начало формированию качественно новой. Достигается это формированием временной, вспомогательной контрдоминанты — "Абсолюта". В абсолют возводятся понятия справедливости, свободы и другие составляющие идеала. На творческих стадиях утопического сознания оно имеет переоценивающую, проторивающую, энергетическую функции, но потом контрдоминанта стремится взять на себя теоретическую функцию и душит новую доминанту, зародившуюся было в утопическом сознании [См.: 112. С. 104.] Абсолют, сломавший старое, тормозит новое. Абсолют настаивает на себе как на * конечной цели. Таким образом средство (абсолютизация) становится содержанием мышления. Когда это происходит, утопия выступает как превращенная форма сознания. … Утопия в качестве продукта утопического сознания тоже может выступать в качестве превращенной формы. Утопия — модель, символ, закон идеала, порожденного недовольством настоящим и желанием справедливых форм собственности и власти. Однако носитель утопического сознания видит лишь саму модель — как абсолют и будущую реальность, диктующую свои правила настоящему, но не символ, в котором "утоплено" то истинное содержание, которое им обозначается рационально. … Исследователи выделяют ряд черт, первой и наиболее характерной из которых, на наш взгляд, является критичность утопии. Всякая утопия порождена недовольством суш;ествующей реальностью, всякая утопия есть «прежде всего критика пороков, присущих исторически определенному общественному строю, которому утопист противопоставляет идеал общественного устройства, некую мысленную картину общества всеобщего благоденствия» [123. С. 61.] Я) Следующая черта — прое1сгнвпость утопии. Утопия — прежде всего проект. Хотя существует деление утопий на ретроспективные, ориентирующиеся на прошлое (воспоминание, например, о "золотом веке") и проективные, направленные в будущее (пророчество, образ будущего), но это деление чисто внешнего характера. Говоря о проективности, мы имеем в виду установку на изменение мира, его проектирование, на произвольное его творение. Древнегреческий "отец трагедии" Эсхил, говоря о титане Прометее, замечает между прочим, что тот наделил людей "слепыми надеждами", но не дал им дара предвидения. Это не что иное, как утопизм, пришедший из мифа, им иллюстрированный: слепая самонадеянность без способности предугадать последствия. … Можно выделить две предпосылки отношения к утопии как к проекту: уверенность во всесилии человека — вид титанизма (вспомним Прометея) и уверенность в пластичности мира (возможности изменить его в соответствии со свободной волей человека-демиурга). … Таким образом, утопическое сознание и утопическое знание трапсцендептпы по своему характеру. Мы полагаем трансцендентность как выход за пределы, в нашем случае, не только действительности, но и возможности. … Симптоматично, что слово "парадиз", древнегреческий синоним рая, дословно означает "отовсюду огороженное место". Иллюстрацией к этой мысли может послужить и образ апостола Петра — принципиального ключника у райских ворот из русских сказок или строгого перевозчика душ Харона из древнегреческих мифов. Правда, в первом случае блаженство наступает после смерти, а во втором — наоборот, царство мертвых приносит лишь мучения или безрадостное существование; страж-Петр не пускает в будущее, страж-Харон — не дает вернуться в прошлое … Вышесказанное показывает, как близки утопические сюжеты к сказочным и мифическим, но утопию от сказки в ее современном понимании (как выдуманной истории) отличает то, что утопия верит не в чудеса, а в силу проектирующего разума. [НЕТ, ЕСТЬ КУЧА НЕРАЦИОНАЛЬНЫХ УТОПИЙ!] … Отрицание настоящего — суть антиисторический взгляд на мировой процесс. Отсюда аптппсторнзл! — еще одна характерная черта утопического сознания. Историческая память, традиции — чуждые для утопии понятия. Ей свойственно отрицание преемственности. Е. Черткова отмечает духовный (),} каннибализм, "пожирание предков", по выражению Сергея Булгакова .[полнейший вздор!!!] … В отличии от такой формы освоения будущего, как прогноз, утопия имеет дело не с ожидаемым будущим, а с должным, утопия превращается в атаку из будущего на настоящее. [т.е. ценностный, нормативный подход, а не теоретико-познавательный. Черткова странным образом разделяет представление о естественно-историческом процессе!] … Строго говоря, утопия отрицает и будущее — будущее в историческом смысле, то есть будущее, которое, когда мы до него доходим во времени, становится настоящим, а затем и прошлым. Утопия говорит о другом будущем. Утопическое общество вовсе выпадает из времени. Ему нет места в пространственно-временной системе координат. Осуществление утопического проекта — это конечная цель, пункт прибытия, по сути, завершение истории. По достижении цели дальнейшее движение становится бессмысленным, потому что лучше лучшего не бывает, ведь совершенство — полнота всех достоинств, высшая степень положительных качеств. [ ЭТО ВЗДОР!!!] Это сближает утопию с эсхатологией — религиозным учением о конце света. … Но утопия, хотя и смыкается с религией, не тождественна и ей. У них разные цели, разные пути. Христианский путь к совершенству — в несовершенном обществе создать совершенного человека [так это же и есть утопизм, и есть диспраксис! Привет Чертковой и Куляскиной!]; утопический путь к совершенству — из несовершенных людей построить совершенное общество. Утопическое сознание от религиозного прежде всего отличает стремление построить мир рациональным способом. … Рационализм, или даже сверхрационализм — это еще одна из сущностных сторон утопии. [ОШИБКА!!!!] Утопия — прежде всего рациональная модель, умозрительное построение. … Рассматривая претензию утопии на научность, стоит отметить существенную разницу между утопическим и теоретическим моделированием. ^) Научное знание продуктивно функционирует как открытая система с установкой на истину, утопия же ей "владеет". Ученый — искатель истины, утопист уже считается ее обладателем (в собственном представлении, конечно). Ученый всегда помнит об относительности, утопист — абсолютист. Ученый предполагает и допускает, что может ошибаться, утопист убежден, что прав. Говоря о науке, мы говорим об истине, как соответствии знания о предмете самому предмету; говоря об утопии, мы говорим о правде как соответствии действительности идеалу [претензия к действительности – в её несоответствии идеалу]. Наука разрушает иллюзии, утопия создает. …
|