Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Экрамотивационный анализ
Чтобы выяснить мотивы, толкающие клиента на те или иные поступки, нужно осуществить второй этап данной техники. Как и на первом этапе анализируется центральная эмоция. Но теперь нас уже интересует причина действий испытуемого в тех условиях, о которых стало известно из первой части психологического портрета. Речь идет о логических вертикалях, основанных на принципах дедукции. Второй этап выполняется в три шага. Каждый шаг ставит перед собой одну задачу: выявляет побуждающий мотив поведения клиента. Причина той или иной психологической характеристики, станет понятной, если задать себе вопрос: «почему данный человек себя так ведет?». Ответ возникает в результате анализа основных стрессовых тенденций клиента, когда он выходит из состояния своей центральной эмоции. Если испытуемый, например, не отказывает людям в просьбах (берет воображаемый ключ) то, чтобы выяснить, почему он это делает, в начале нужно идентифицировать его центральную эмоцию, затем задать себе в этом состоянии вопрос: «Почему я не мог бы отказать другому человеку?». Ответ и будет результатом первого логического шага второго этапа данной техники. При его выполнении каждый экра-тест следует осуществлять автономно. Для этого, после анализа очередного символа нужно заново идентифицировать центральную эмоцию клиента. В конце процедуры осуществляется экра-логическое обоснование по горизонтали. Однако даже один логический шаг, в своем выполнении требует специального алгоритма. Особенно важно его не нарушать, если у исследователя недостаточно опыта. Если этого не делать, то вместо одного шага, неосознанно для себя психолог осуществит несколько логических действий, которые не будут иметь под собой достаточных оснований. Например, отвечая на вопрос: «почему Я (в данном состоянии) или, иначе говоря, тестируемый субъект, не может отказывать людям в просьбах?», можно ответить, что испытуемого не любили в детстве, и он боялся остаться один. Или этот человек старается не обнаружить свою черствость. Эти выводы необязательно отвечают истинному положению дел. Стрессовый опыт клиента мог быть продиктован другими обстоятельствами. При хорошо развитой фантазии, ставя себя на место испытуемого, исследователь вспоминает собственные жизненные ситуации, в которых он так себя вел. Но сам тестируемый субъект мог раньше и не сталкиваться с подобными проблемами. Чтобы прийти к правильному заключению, исследователю следует учесть все возможные условия, которые повлияли на формирование той или иной защитной реакции. Для этого нужно выделить самые общие значения в интерпретированной информации. Сначала вопрос ставится так, чтобы он был адресован не к данному клиенту, а к любому человеку. Иначе говоря, нужно выяснить: «почему люди, при определенных условиях, не могут отказывать в просьбах окружающим?». Если ответов будет несколько, то из них следует выбрать наиболее общий. В данном случае им является вывод, что «всякий человек заинтересован в сохранении бесконфликтных отношений с тем, кому не способен отказывать в просьбах». Только после этого нужно идентифицировать центральную эмоцию клиента и уточнить этот вопрос: «в чем именно у данного человека проявляется глубокий интерес к сохранению бесконфликтных отношений с окружающими?» Если испытуемый относится к агрессивным эмоциональным типам («Правдоборец» или «Покровитель»), и он не отказывает людям в просьбах, то он, по всей видимости, осуществляет намеченные планы с помощью близких ему друзей и соратников. Он не хочет с ними ссориться. Более того, стремится наращивать новые контакты. Настороженные типы («Консерваторы» и «Недоверчивые») опасаются окружающих. Некоторые из них считают, что своим отказом можно окончательно испортить отношение с другим человеком. Они просто бояться отказывать людям в просьбах. Индивидуум, который живет надеждой на лучшую жизнь («Спортсмен» или «Сомневающийся»), старается угождать другим, чтобы завоевать симпатию к себе. Его неумение отказывать часто базируется на стремлении понравиться окружающим. Но и это еще не все. Есть разница и в мотивах поведения людей относящихся к одной группе эмоциональных типов. Так «Правдоборец», например, стремится вести за собой людей. Его нежелание отказывать в просьбах основывается на тех требованиях, которые он предъявляет к собственному имиджу. «Правдоборец» старается демонстрировать окружающим, присущие ему лидерские и деловые качества. Умение «держать свое слово» – одно из них. У «Покровителя» этот же мотив поведения выражается необходимостью заботиться о своих подопечных. Как истинному наставнику, ему нужно постоянно демонстрировать свое участие в судьбах вверенных ему людей. «Консерваторы» и «Недоверчивые» тоже основываются на разных причинах. Они боятся неодинаковых последствий своего отказа. Первые опасаются одиночества, а вторые не хотят иметь врагов. Разница в мотивах поведения «Спортсменов» и «Сомневающихся» состоит в том, что для одних важно быть лучше всех, а другим просто необходимо чувствовать себя «своими» в коллективе. Поэтому «Спортсмены» демонстрируют безотказностью пример окружающим. «Сомневающиеся» своей добротой вызывают к себе интерес. Первый шаг экра-мотивационного анализа по отношению к каждому результату экра-тестов позволяет выяснить мотивы поведения отдельного индивидуума. Становятся очевидными причины его самооценки (сосуд в пустыне), его действий в сложных ситуациях (дождь в лесу) и пр. Однако все эти выводы пока еще имеют поверхностный характер. Остается непонятным, какой именно индивидуальный стрессовый опыт толкает человека на подобные поступки и формирует в нем отношение к людям и ситуациям. Чтобы узнать истинные причины поведения клиента, необходимо продолжить логическую вертикаль. Но торопиться, здесь не следует. После выполнения первого шагапо всем интересующим нас пунктам нужно согласовать полученные ответы между собой. Иначе говоря, обнаружить логическую связь между ними (экра-логическое обоснование по горизонтали). Только после этого можно приступить ко второму шагу, который концептуально ничем не отличается от первого. Однако в этом случае вопрос: «почему?» адресуется уже к результату, полученному после предыдущего шага. Например: «почему большинство из нас основывается в реализации своих планов на помощи друзей и соратников, которым постоянно демонстрирует личное участие в их судьбах («Покровитель»)?» Несмотря на то, что вопрос несложный, ответы на него тоже могут быть разными. Один человек «не верит в то, что самостоятельно справиться с поставленной задачей», другой «старается преумножить свое влияние на происходящее». Людям, которым свойственны сомнения нужно «утвердиться в собственной правоте» и т.д. Наиболее общим для всех ответов является один: данный человек «не верит в то, что самостоятельно справиться с поставленной задачей». Теперь, как и при выполнении первого шага, нужно идентифицировать центральную эмоцию клиента и мысленно уточнить для себя результат второго шага, сопоставив его с индивидуальной мотивацией поведения испытуемого. Для этого задается уточняющий вопрос: «в чем именно у тестируемого субъекта проявляется это неверие в свои силы?» Поскольку «ничто человеческое никому не чуждо», любому из нас, в определенных ситуациях могут быть присущи реакции того или иного эмоционального типа. Клиент, как уже упоминалось, имеющий тенденцию «Правдоборца» всегда настроен агрессивно. Он ждет от окружающих какой-нибудь подвох. Поэтому предпочитает потенциальных врагов превращать в друзей. В ответ на его «бескорыстие», люди, имеющие большие возможности, чем он, просто вынуждены поддерживать данного человека из «чувства долга» перед ним. Любому эмоциональному типу, в том числе «Покровителю», может быть свойственна такая нетипичная для него тактика поведения. Однако и эта тенденция потенциально содержится в динамике его центральной эмоции. Более типичным для «Покровителя» является желание не утратить влияния на своих подопечных. Ему кажется, что если другие в нем потеряют интерес, то перестанут ему помогать. В свою очередь, он не любит и не умеет продумывать детали происходящего. Он способен решать задачи на самом общем уровне. Поэтому без «соратников» этот человек чувствует себя крайне неуверенно. Типы с настороженными тенденциями в центральной эмоции боятся, что, в случае отказа на просьбу, друзья от них отвернутся и, как следствие этого, они окажутся лицом к лицу со сложной проблемой, для решения которой нужно проявлять «напористость», а этого качества в характере у них нет. Напротив, их помощь другим сулит в дальнейшем безопасность в трудную минуту. Люди, имеющие надежду на удачный результат (стрессовые тенденции «Спортсменов» и «Сомневающихся») нередко испытывают зависимость от мнения других. Они стараются завоевать признание. Чтобы самоутвердиться в собственных глазах эти люди всегда помогут в трудную минуту «нужному» человеку. Второй шаг позволяет т.о. углубиться в индивидуальную мотивацию поведения испытуемого и проследить отдельные специфические тенденции его центральной эмоции. Этот шаг осуществляется на все том же автономном принципе по отношению к каждой логической вертикали. В конце всего этого процесса данного исследования нужно найти логическую связь между полученными результатами (экра-логическое обоснование по горизонтали). Заключительным действием в экра-мотивационном анализе является третий шаг, который тоже по постановке вопроса не отличается от первого и второго, но адресация его направлена на результаты второго шага. Полученный при этом ответ должен учитывать результат первого шага, поскольку является уточнением вопроса, который ставили на протяжении всего исследования причин поведения. Иначе говоря, алгоритм второго этапа представляет собой следующую пошаговую характеристику: · Первый шаг указывает наиболее общую причину психологического качества. Это концепция мотива поведения. · Второй шаг выявляет черту характера, из-за которой данный мотив поведения возник у испытуемого. · И, наконец, третий шаг конкретизирует причину поступков, которая была найдена в результате первого логического действия. Это окончательное умозаключение в экральном анализе называется: основание «мовере» или основное побуждение (от лат. movere - побуждение к действию). Таким образом, третий шаг уточняет информацию, полученную еще на первом шаге, но вопрос: «почему?» обращен к результату второго шага. Например, нас интересует: «почему некоторые люди могут утвердиться в собственной правоте и поверить в себя только, когда это одобряют их «соратники»? Этот вопрос мог бы быть адресован к результату второго шага, но в нем не учитывается информация, полученная на первом шаге: «заинтересован в сохранении бесконфликтных отношений с тем, кому не способен отказывать в просьбах, тем самым, демонстрируя, что никогда не нарушает данное им слово». Чтобы правильно поставить вопрос третьего шага, нужно найти общую суть в этих предложениях. Вне всяких сомнений данный человек дорожит мнением некоторых людей и никогда не нарушает данных им обещаний. Например, можно сформулировать так: «почему каждый из нас, при определенных обстоятельствах, так дорожит мнением отдельных людей и ни в чем им не отказывает?» Ответов тоже может быть несколько: «не может без этих людей обходиться», «боится их», «безмерно доверяет этим людям». Наиболее общей является формулировка: «не может без этих людей обходиться». Теперь, как на первом и втором шагах ответ нужно уточнить сообразно характеристикам центральной эмоции испытуемого. Психолог снова идентифицирует состояние клиента и задает себе вопрос: «в чем именно это проявляется?» Так, например, «Покровитель» не может обходиться без отдельных исполнителей, которые могут претворить в жизнь его цели. «Правдоборец» считает себя в безопасности, когда его поддерживают все заинтересованные в реализации определенной задачи люди. Настороженным клиентам нужна защита со стороны «сильных мира сего», а избыточное волнение в динамике центральной эмоции создает в человеке тенденцию к недооценке собственных возможностей. Такой анализ, если его осуществить по отношению к каждому тесту в отдельности, позволяет в три подэтапа полностью выяснить причину поведенческих реакций относительно стрессового опыта субъекта (основание «мовере»). Однако следует помнить, что после каждого шага экра-мотивационного анализа выстраивается логическая горизонталь. Т.о. весь психологический портрет обретает строгую логическую последовательность, в котором результаты исследования полностью связаны между собой. Библиография 1. Айдукевич К. «Картина мира и понятийный аппарат». 1934. 2. Адлер Альфред «Практика и теория индивидуальной психологии». М.., 1995. 3. Бернар К. «Жизненные явления общие животным и растениям». 1878 4. Бернар Клод «Лекции физиологии и патологии нервной системы». 1866 5. Бондаренко К. О.. Костюкова О. В.Корекція психокомплексів особистості як можливість поліпшення здорового способу життя. - Київ: Київський міський Центр здоров'я. 2000.-С. 186-188. 6. Бэкон Ф. «Сочинения» М., 1970. 7. Вагнер Йозеф «Сафари под Килиманджаро» 1979 8. Веккер Л. М. «Психические процессы» ЛГУ, 1981. 9. Воррингер «Abstraktion und Einfuhlung». Изд. Ш, Мюнхен, 1911. 10. Виленский И. Л. «Экральный анализ и качественные меры психической деятельности».-Парапсихология и психофизика, 1994. № 2(14), С. 23-33. 11. Виленский И. Л. Экральный анализ и качественные меры психической деятельности.-Парапсихология и психофизика, 1994. № 2(14), С. 23-33. 12. Виленский И. Л. Попов А. А. Храбров Е. П. Подлубная Т. Н. - Экральный анализ - дополнение или вариант психоанализа 3. Фрейда? Киев: 0-во Знание. 1994.- С. 61-62. 13. Віденський І. Л.. Золоторьов С. О., Продіус О. І. Використання екрального аналізу для створення емоційної стабільності у суспільстві -небохідна складова психічного здоров'я населення України. - Київ: Київський міський Центр здоров'я, 2000.- С. 148-152. 14. Виленский И. Л. Экральный анализ. Министерство образования и науки Украины Киев 2000г. 15. Виленский И. Л. Частное решение общей задачи. Киев. Из. Отдел Маркетинга. № 7 2003г с. 54-56. 16. Виленский И. Л. Экральный анализ и психология маркетинга. Киев. Из. Отдел Маркетинга. № 10 2003г с. 38-40. 17. Виленский И. Л. Смотрите человеку в лицо, не задавая лишних вопросов. Киев. Из. Отдел Маркетинга. № 11 2003г с. 51-53. 18. Виленский И. Л. Креденцер В.В.Эмоциональное влияние в стратегическом маркетинге. Киев. Из. Веди Атр Принт 2005г. 19. Вилюнас В. К. «Психология эмоциональных явлений». - М.: МГУ, 1976. 20. Володина-Панченко Н. В. Экральный анализ и техники его выполнения- перспективное направление в методике преподавания художественных дисциплин в школах искусств. Полтава. 1995.-С. 133-139. 21. Вундт Вильгельм Макс «Основы физиологической психологии» 1912г. 22. Гуссерль Эдмунд "Формальная и трансцендентная логика" 1929 23. Гуревич К. М. «О некоторых вопросах психологии восприятия» М. 1950 24. Дарвин Ч., «Выражение эмоций у человека и животных», Соч., т. 5, М., 1953 25. Джемс У. "ПОТОК СОЗНАНИЯ" 26. Декарт Р. «Рассуждения о методе»- М.,1989. T.I. 27. Изард К. «Эмоции человека». - М.: МГУ, 1980. 28. Ільїних Т. Ю. Застосування екрального аналізу для взаєморозуміння батьків та дітей як основи здорового способу життя. - Київ: Київський міський Центр здоров"я. 2000.- С. 177-178. 29. Калашник Я.М. «Патологический аффектПсихология эмоций». Сборник. - М., 1984 30. Кант И. «О ХАРАКТЕРЕ КАК ОБРАЗЕ МЫСЛЕЙ» Психология личности. М.: Изд-во МГУ, 1982. 31.Кіскевич М. ІО. Використання екрального аналізу у сексуальному вихованні дітей - важливий крок у становленні здорового способу життя в цивілізованій країні. - Київ: Київський міський Центр здоров'я, 2000.- С. 179-181. 32. Клапаред Э. «Чувства и эмоции» 1946 33. Крайг, Г. «Психология развития». СПб., 2000. 34. Креденцер В.В. Виленский И.Л. Бурим Ж. В. Применение экра-анализа в решении проблем женской наркомании из. КГИ-ВЦ.2003г ст. 59-62. 35. Леонтьев А. Н., «Потребности, мотивы и эмоции», М., 1971 36. Лейнг Р. «Я и другие» М. 2001 37. Леви-Брюль ""Расположение" существ и предметов" 1937 38. Лоренц K"Так называемое зло" ("Агрессия") 1973 39. Мельников В.М. Ямпольский Л.Т. «Введение в экспериментальную психологию личности.»М.,1985. 40. Меграбян А.А. «ДЕПЕРСОНАЛИЗАЦИЯ», Ереван: Армянское государственное издательство, 1962 41. Мюррей Генри А. «Классификация психогенных мотивов». М., 1967 42. Павлов И. П. «Общие типы высшей нервной деятельности животных и человека» М. 1988 43. Пиз Алан «Язык телодвижений» М. 1999 44. Попов А. А.. Виленский И. Л.. Эмоции и их анализ. - Киев, 1995 45. Рейковский Я. «Экспериментальная психология эмоций». - М.: Прогресс, 1979. 46. Роджерс Карл Ренсон «ЭМПАТИЯ» 1975. N 2. Date: 2015-07-01; view: 442; Нарушение авторских прав |