Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Разновидности проективных методик и их использование





Существуют различные классификации проективных методик, применяемых современными психологами. Большинство исследователей делят их на пять основных групп:

 

1. Ассоциативные (Association).

2. На завершение задания (Completion).

3. Конструирующие (Construction).

4. Экспрессивные (Expressive).

5. Ранжирование (Choice-ordering).

Ассоциативные методики заключаются в том, что испытуемого просят сказать, написать или выбрать из предложенных вариантов то, что ассоциируется у него с исследуемым явлением. Психолог обычно учитывает сходный признак, на который ссылается этот человек.

Данные методики широко используются как в психиатрии, с целью диагностики адекватности восприятия и мышления у больных, так и в психологии, для составления психологического портрета.

Характерной чертой применения ассоциативного похода является возможность косвенного исследования эмоциональной динамики клиента в различных воображаемых им ситуациях. Именно эта особенность данного подхода представляет интерес для использования ассоциативного механизма в экральном анализе.

Однако такие методики «в чистом виде» не позволяют проникнуть в глубинную мотивацию человека и выяснить характеристики хронического стресса. В момент их применения на клиента могут воздействовать различные факторы. Исключить их полностью невозможно. Но в целом подобный подход позволяет отследить наиболее вероятную динамику эмоциональных реакций в ответ на тот или иной стимул.

Это особенно важно при исследовании массового восприятия в большой аудитории испытуемых. Благодаря чему, ассоциативные методики нашли свое практическое применение в основном в маркетинге и рекламе. Они позволяют выяснить отношение потребителя к товару и найти правильный путь к дальнейшему продвижению продукции на рынок.

Очевидно, что данный подход в психологии представляет собой интерес не только в области исследований прикладного, но и чисто научного характера. Еще З.Фрейд, а затем К.Юнг указывали на ведущее значение «свободных ассоциаций» в анализе бессознательных реакций человека. Однако их скрытый смысл проявлен, прежде всего, в эмоциональном сопровождении, с которым они сочетаются. Поэтому в первую очередь образы символизируют наши чувства и пережитые ранее стрессы. Их анализ имеет огромное значение для составления психологического портрета человека.

Существуют различные варианты ассоциативных методик:

· Словесные ассоциации.

· Персонификация.

· Картинки и слова (ассоциации на визуальные стимулы) и т.д.

Словесные ассоциации — как устные, так и письменные, могут применяться для изучения отношения человека к какому-нибудь внешнему объекту. Для психолога, в первую очередь, представляет интерес то, как испытуемый понимает символическое значение слов.

Так, например, в маркетинге и рекламе этот феномен используется для тестирования названий, отношения респондентов к определенной марке, группе товаров и некоторых высказываний по этому поводу. Его можно в определенной мере применять и для составления психологического портрета человека.

В этом случае, имеет значение направленность ассоциаций словесных символов. Если она носит оптимистический характер, клиент обладает подвижной эмоциональной зоной, хорошо развитой волей и ставит перед собой положительные установки. Если ассоциации связаны с образами угнетенного типа, мы имеем дело с отрицательно настроенным субъектом, с депрессивными наклонностями.

Окончательное значение изменений эмоциональных качеств в ответ на возникновение ассоциаций тех или иных слов остается до конца не изученным в психологии. Ниже авторы ознакомят читателя с некоторыми проводимыми исследованиями. Научным центром экрального анализа в этом направлении. Но полученные нами результаты, все же нуждаются в дополнительном изучении, с целью их проверки на большем объеме статистических данных.

Персонификация (вербальная или невербальная) используется для выяснения особенностей предмета, сложившихся в глазах данного человека или группы людей. С помощью этого метода можно определить наиболее вероятный стереотип (типаж) какого-нибудь объекта. Испытуемые, как бы, составляют портрет исследуемого предмета. Здесь тоже используется ассоциативный подход, но в несколько иной форме. Значение, в первую очередь, обретает связь образа с каким-то целевым назначением воспринимаемого объекта.

С помощью этой методики осуществляется, например, отбор актеров на роль в фильме или рекламе, выбор типажа персонального имиджа и т.д.


Слабая сторона персонификации, на наш взгляд, состоит в том, что в ней внимание психологов не акцентировано на индивидуальных особенностях восприятия испытуемого. Часто предпочтения респондентов зависят от их эмоционального настроя в момент исследования, скрытых интересов и др. Этот вариант ассоциативной методики пока не нашел своего применения в составлении психологического портрета человека, в том числе он не используется и в экральном анализе.

Картинки и слова — методика с применением визуальных и/или словесных стимулов. Респондентов просят выбрать те картинки и слова, которые ассоциируются у них с исследуемым объектом. Методика напоминает словесные ассоциации, но с применением дополнительных визуальных образов. Данный подход представляет особый интерес для анализа эмоциональных предпочтений у детей, которым присуще образное восприятие тех или иных явлений.

Методики на завершение задания заключаются в том, что респондентов просят дописать незаконченные предложения, дорисовать рисунки и т.д. Т.о. примерами методик на завершение задания могут служить два основных варианта:

· Незаконченные предложения.

· Незавершенные рисунки.

Незаконченные предложения — весьма популярная методика, используется в самых разнообразных исследованиях. Она имеет некоторые интерпретации, обусловленные целью ее применения.

Например, испытуемому предлагается самому дописать предложение или выбрать что-нибудь из нескольких предложенных вариантов. Затем, в зависимости от задачи исследования осуществляется логическая интерпретация выводов.

Незавершенные рисунки также имеют различные модификации. Например, в маркетинговой практике, чтобы выяснить, понравился или нет детям-респондентам кондитерский продукт, их просят дорисовать выражение лица человечка, который его пробует.

Данные методики вскрывают эмоциональный смысл того или иного явления для субъекта. Они позволяют психологу понять его отношение к происходящему. Но они плохо применимы для исследования мотивации поведения.

Методики на завершение задания раскрывают лишь поверхностное отношение человека, не затрагивая его глубинных переживаний. Глядя на предлагаемый психологом рисунок или незаконченное предложение, клиент автоматически сужает для себя поиск возможных элементов завершающих задание. В этом случае истинная проблема, которая тревожит человека, остается не раскрытой.

Недостаток этих методик также и в том, что при определенных обстоятельствах они могут ставить некоторых людей в тупик, если у них, допустим, нет способности к рисованию или они плохо формулируют собственные мысли. В этом случае субъект подсознательно не хочет сотрудничать с психологом. Особенно плохо на методики завершения задания реагируют эмоционально настороженные типы («Консерваторы» и «Недоверчивые»).

Для изучения глубинной мотивации поведения многие психологи прибегают к конструирующим методикам.

Конструирующие методики - создание испытуемым чего-либо на уровне сознания (вербальном или невербальном). Это может быть коллаж на определенную тему или какая-нибудь ситуация. Среди методик, относящихся к этой группе, можно выделить:

· Модифицированный ТАТ (Тематический Апперцепционный Тест, созданный психологом Мюррейем).


· Баблз (Bubble drawing).

· Коллаж.

· Проективные вопросы и т.д.

Модифицированный ТАТ применяется в практической психологии для изучения глубинных мотивов поведения людей в определенной ситуации. Для этого респондентам показывают картинки, на которых изображен какой-нибудь диалог.

Например, нарисована женщина, которая спорит с продавцом в магазине. Испытуемый внимательно изучает все изображенные детали. Затем его просят рассказать о том, что думают и чувствуют герои этой картинки, а также придумать, что случилось с ними до этого момента и после. Такой подход позволяет протестировать наблюдательность субъекта, его умение понимать тайный смысл ситуаций.

В маркетинговых исследованиях модифицированный ТАТ используют также и для выявления имиджа марки продукта, сложившегося в глазах потребителя. Однако сознательное объяснение во многом отличается от бессознательного отношения человека к происходящему, обусловленного его эмоциональными реакциями, которое имеет место в реальной жизни. Поэтому у авторов вызывает сомнение правомерность использования модифицированного ТАТа в выявлении глубинных мотивов поведения клиентов.

Баблз (Bubble drawing) отличается от предыдущего подхода тем, что людям ненужно рассказывать о событиях, предшествовавших нарисованной ситуации и следующих за ней. Но зато требуется подробнее описывать текущий момент, изображенный на картинке. Данная методика преследует те же цели, что и модифицированный ТАТ и имеет такие же недостатки.

Коллаж, в свою очередь, помогает исследователю выяснить, на что именно люди обращают внимание и от чего это зависит. Обычно анализируют сходства в описаниях разных испытуемых, незнакомых друг с другом. Коллаж также используется дизайнерами при подборе визуальных символов. На наш взгляд этот подход тоже не раскрывает полностью глубинного отношения к происходящему, поскольку на человека оказывают сильное давление сложившиеся в его кругу общепринятые стереотипы.

Проективные вопросы, в свою очередь, дают возможность респондентам в завуалированной форме объяснить свое поведение. Вопрос начинается с некоторого утверждения, якобы сказанного другими людьми. Далее испытуемых просят объяснить (письменно или устно) причины, заставившие этих людей высказать такое мнение, и предложить свою точку зрения.

Эта методика в психологии имеет как диагностическое значение, для выявления скрытых мотивов поведения клиентов, так научно-прикладное, которое используется в исследовании социальных групп, для понимания эмоциональных предпочтений отдельных типов людей.

Однако в ней есть тот же недостаток, что и в коллаже – влияние общепринятого мнения. Даже в завуалированной форме человек стесняется говорить то, что он считает, если его точка зрения не согласуется с представлениями большинства.

Экспрессивные методики используются в современной психологии редко. Акцентом их внимания является эмоциональное восприятие людьми внешнего объекта. Данные, полученные с их помощью, позволяют понять не только отношение индивидуума или группы респондентов к чему-либо, но и образы, которые в их сознании ассоциируются с этим явлением.


Экспрессивные методики хорошо применимы при исследовании восприятия тех объектов, результат действия которых во многом придумывается людьми, когда им трудно описать свое отношение к явлению с рациональной точки зрения.

Это важно для понимания причин страхов у мнительных индивидуумов. Кроме того, экспрессивные методики иногда используются в маркетинге, для изучения предпочтений потребителей к таким товарам как духи, шампунь, анальгетики и пр.

Известны также случаи применения этих методик в политических компаниях, для проигрывания возможных последствий массовых реакций людей. К экспрессивным методикам относятся:

· Психорисунки.

· Ролевые игры.

Психорисунк и представляют собой процедуру, когда респондентов просят нарисовать какой-либо хорошо известный им символ так, чтобы отобразить отдельные графические элементы, которые ассоциируются у них с данным образом.

С помощью психорисунка, на основе логики, можно выяснить значение того или иного образа в понимании человека или группы людей. Однако цельной картины об эмоциональных предпочтениях, как и пережитых человеком стрессов психорисунки не дают. В них нельзя определить динамику реакций в ответ на те или иные стимулы. Для этой цели используются ролевые игры.

Ролевые игры имеют различные варианты. Цель этой методики — выяснить не только что именно люди думают и говорят, но и как это происходит.

При применении ролевых игр каждого испытуемого просят от чьего-либо имени обратиться к другим в манере (голос, тон), характерной для героя какого-то сюжета. В результате проигрывания ситуации можно прогнозировать возможные последствия тех или иных действий ее участников.

Разумеется, игровые комбинации не могут полностью воссоздать реальные моменты в жизни людей. В такой методике невозможно учесть все вероятные факторы и их стрессовое воздействие на каждого отдельного человека. Тем не менее, ролевые игры считаются на сегодняшний день наиболее продуктивным методом исследования мотивов поведения и прогнозирования последствий различных событий.

Есть и еще одна разновидность проективной методики, вызывающая у психологов такой же интерес, как ролевые игры. Она позволяет проследить структуру предпочтений человека или группы людей. Данная методика называется ранжирование.

Ранжирование имеет несколько модификаций. Например, людям раздают списки характеристик исследуемого объекта и просят выбрать те, которые наиболее ему соответствуют. В некоторых случаях предлагают проранжировать характеристики по какому-либо признаку (например, по степени важности).

Таким образом, становится очевидной структура предпочтений. При проведении массового ранжирования можно определить: степень доверия людей, их устремления и многое другое. Однако индивидуальный психологический портрет при помощи ранжирования конечно не составить. В этом подходе выявляется только структура отношения, но не его качество, выражаемое в силе эмоций, их модальностях и волевых направленностях личности. Тем более, при помощи ранжирования не определить центральной эмоции и пережитых ранее стрессов.

Любые проективные методики оказываются эффективными только в случае правильного и уместного их использования. Это во многом зависит от профессионализма психологов, их применяющих.

Если психолог хорошо подготовлен, имеет достаточный опыт и правильно понимает механизмы, на которых базируются проекции чувственных символов, он, безусловно, получит высоко валидные результаты тестирования. Кроме того, промежуточные выводы в интерпретации проективных символов приблизят его к пониманию экзистенциальных переживаний человека

Начинающий специалист с этой задачей конечно не справится. Именно поэтому так важно создание методики, позволяющей анализировать мотивы поведения людей с высокой достоверностью, независимо от того, кто ею пользуется.

Отдельные проективные методики, в частности ассоциативные, являются, тем не менее, неплохим подспорьем для работы психологов. Они также хорошо применимы для исследования некоторых мотивов поведения человека и в экральном анализе.

Особый научный интерес в этом смысле представляют собой изменения эмоциональных качеств у человека во время его тестирования. Более подробно на этих механизмах мы остановимся ниже.

 







Date: 2015-07-01; view: 1147; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.022 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию