Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Экра-тестирование центральной эмоции
Чтобы составить психологический портрет человека, не задав ему ни единого вопроса, необходимо быть особенно наблюдательным. Если обращать внимание на отдельные детали поведения какого-нибудь индивидуума, особенно те, которые ему сложно сознательно контролировать, применив, при этом логику, можно многое узнать о нем. На этом принципе основывается техника экрального анализа, о которой пойдет здесь речь. Иначе говоря, мы предлагаем тестировать не клиента, а свое отношение к нему. При этом обращать внимание, в основном на эмоциональные проявления этого человека. Логические ходы, которые позволят узнать его «поближе», следует осуществлять в два этапа. Вначале применения первого этапа данной техники нужно идентифицировать центральную эмоцию испытуемого. Как бы на время стать им. Чувствовать и понимать происходящее через призму его восприятия. Для этого нужно применить прием эмоционального контакта, описанный нами в главе, посвященной эмоциям и их идентификации. Затем необходимо протестировать идентифицированную эмоцию или, иначе говоря, себя самого в этом состоянии. Образы, которые при этом возникнут в воображении психолога, по своему символическому значению, будут указывать на характеристики поведения исследуемого человека. В данном случае, интерпретация значения ассоциативных символов обретает несколько иной смысл, чем в проективной методике. Взгляд со стороны не может быть полностью идентичным самомнению субъекта о самом себе. Испытуемый, которого тестируют с помощью проективных методов, рассказывает исследователю о своих образах, которые сам себе представляет. Однако не известно насколько искренне. Клиент обязательно скроет или, по крайней мере, постарается смягчить описания тех образов, которые кажутся ему недостаточно приличными. Когда психолог анализирует эмоции испытуемого вместо него, ему легче быть объективным к слабостям клиента. Однако здесь кроются опасности другого характера: неверная идентификация центральной эмоции субъекта, предвзятое отношение к людям «определенного типа», которое мешает объективному психологическому исследованию. Поэтому доверия может заслуживать только анализ, проведенный хорошо подготовленным и опытным специалистом. Чтобы осуществить первый этап техники составления психологического портрета человека на основе экрального анализа, после идентификации его центральной эмоции нужно вызвать в себе первый образ, предлагаемый в ассоциативном тесте. Мы, как бы, спрашиваем себя: что сделал бы субъект, с такой центральной эмоцией находясь в таких-то условиях? Возникающий при этом символ будет содержать закодированный ответ на этот вопрос. Не следует торопиться его расшифровывать. В начале нужно внимательно изучить этот символ. Некоторые специфические особенности образа, отличающие его от многих других, похожих на него, содержат в себе скрытый смысл, тоже имеющий определенное символическое значение. Условия, в которые мысленно помещает себя исследователь, находясь в центральной эмоции клиента, могут отвечать задачам разных проективных методик ассоциативного типа. Символы, возникающие при этом, определяют те черты характера испытуемого, которые провоцируются вызванной эмоцией. Или, иначе говоря, изменениями центральной эмоции клиента. В качестве примера выполнения подобной техники авторы предлагают читателям воспользоваться специально адаптированными тестовыми батареями описанными выше. В данном случае, психолог, после идентификации центральной эмоции испытуемого, последовательно представляет себя то в пустыне, вызывая в своем воображении образы ключа, озера и т.п., то мысленно переносится в лес и т.д. Конечно, при подобном подходе валидность результатов иногда снижается, как уже упоминалось, из-за необъективности недостаточно опытного исследователя, но зато это компенсируется отсутствием субъективизма самого клиента. При высоком уровне практической подготовки специалиста такой путь даже лучше обычной проективной методики. Чтобы в этом лишний раз убедиться, достаточно сравнить выводы, полученные проективным методом с умозаключениями на основе экрального анализа. Разумеется, если они относятся к одним и тем же индивидуумам. В качестве независимых экспертов лучше привлечь людей, которые хорошо знакомы с испытуемыми. Опрашивать их нужно отдельно друг от друга, чтобы они руководствовались собственным мнением. В Научном центре экрального анализа такая экспертиза проводилась неоднократно. Почти во всех случаях качество выводов полученных путем экрального анализа превосходило проективный подход. Однако при выполнении данной техники нужно не нарушать ее алгоритм. Иначе результаты будут неправильными. На первом этапе важно сохранять автономность (независимость) информации от каждого пункта в отдельности. Это необходимо для того, чтобы ответы, полученные после предыдущего тестирования, не влияли на последующие результаты. В противном случае, возникает неверная интерпретация нового символа, продиктованная прежним впечатлением. Это недопустимо, поскольку каждый тест сопряжен с особой спецификой эмоции. Подобная ошибка может произойти из-за неосознанной потребности психолога упростить стоящую перед ним задачу. В этом случае, например, результат экрального тестирования, указывающий на невысокую требовательность клиента к другим (обычный ключ), ведет к необоснованному выводу о его безотказности (возьмет), хотя, в реальной действительности, может быть иначе: человек нетребователен, но легко отказывает людям в просьбах, если хочет. Автономность интерпретаций экра-тестов при анализе воспринятой центральной эмоции достигается периодическим прерыванием этого процесса. После каждого воспроизведенного образа-символа следует остановиться, снять с себя идентифицированное состояние и проанализировать возникшую ассоциацию. Следующий тест начинается с повторной идентификации центральной эмоции испытуемого и т.д. Тогда результаты будут независимы друг от друга и значения каждого символа, станут полностью автономными. Однако, после получения разрозненных ответов на экра-тесты, возникает другая проблема. Если исследователь во время интерпретации символов допустил некоторые неточности или неверно подобрал слова, результаты могут отчасти противоречить друг другу. Так, например, желтый цвет шарика, символизирующий неумение терять, может быть интерпретирован как жадность. Тогда вывод может противоречить значению символа: безотказности (возьмет ключ). На самом деле здесь нет противоречия. Человек, тяжело переживающий любые потери, не хочет обижать людей отказом. Он боится утратить их поддержку. Противопоставление выводов возникает лишь из-за неправильной интерпретации желтого шара. Дело в том, что ответы на тестовые задания описывают поведение человека с разных сторон. Такие характеристики в экральном анализе называются логической горизонталью. В противовес вертикальной логике, основанной на силлогизме, в которой каждое умозаключение исходит из какого-то основания, ответы на автономные тесты непосредственно не связаны. Поэтому, при неправильной их трактовке, значения символов могут вторгаться «на чужую территорию», описывая одну и туже характеристику поведения по-разному. Чтобы не допустить ошибок в интерпретациях образов, информацию, по окончанию тестирования, нужно выверить. Для этого результаты автономных исследований сверяют между собой. Если находят логические противоречия, то устраняют их, в процессе последующей редакции текста. При этом за доминирующую основу принимается тот результат, который имеет большее значение в описании поведения клиента. Если данный человек, например, требователен к другим, но при этом безотказен, то второе качество важнее первого. Оно и является причиной излишней требовательности к людям. Из-за того, что клиенту трудно отказывать окружающим в просьбах, он не приближает к себе мало проверенных знакомых. Противоположная интерпретация нелогична. Человек, предъявляющий к другим людям высокие требования, не станет из-за этого безотказным. Сверка результатов или экра-логическое обоснование по горизонтали происходит в строгой последовательности. Обычно первый ответ, в начале, сопоставляют со вторым. Потом этот же ответ сверяется с третьим, затем с четвертым и т.д. Тоже проделывается и с другими интерпретациями. Второй ответ сопоставляется с третьим, четвертым и т.д. После сверки всей информации, текст носит выверенный, логически обоснованный характер. В результате мы получаем первую часть психологического портрета клиента, которая не содержит в себе противоречий. Она отражает характеристики поведения данного человека в различных стрессовых условиях. Однако причины его действий остаются пока неизвестными. Их можно выяснить, осуществив вторую часть данной техники, которая в экральном анализе называется экра-мотивационным анализом. Этот этап основывается на вертикальной логике. О том, как он выполняется, мы подробно расскажем ниже.
Date: 2015-07-01; view: 378; Нарушение авторских прав |