Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Проективные методики в психологии, адаптированные для использования в экральном анализе
Прежде, чем раскрыть алгоритм техники составления психологического портрета в экральном анализе, уместно в начале остановиться на некоторых проективных методиках, ставших основой современных психологических тестов. Отличие этой методологии от других подходов в психологии заключается в возможности раскрыть причины поведения человека, связанные с эмоциональными особенностями его личности. В этом просматривается явная аналогия между проективными методиками и экральным анализом. Часто причины своего поведения сам субъект не понимает. Однако даже в этом случае он будет противостоять любым попыткам психологов «заглянуть в его душу». Люди не сильно доверяют советам других и редко консультируются у специалистов. Даже когда они это делают то, тем не менее, подсознательно сопротивляются постороннему вмешательству и полностью не раскрывают своих внутренних устремлений на сеансе. Проективные методики позволяют «обмануть» сознание человека и обойти выстроенную им «психологическую защиту». Это дает возможность выяснить Опыт современных исследователей говорит, что эмоциональная самозащита возникает у людей в тех ситуациях, к которым косвенно имеется их личная причастность. Так, например, отдельные индивидуумы стесняются отрицательно высказываться о чем-то, поскольку подсознательно не хотят никого обижать. Подобная реакция больше свойственна мнительным людям. К ним в основном относятся субъекты с центральной эмоцией «Сомневающихся». Часто бедность, отсутствие должного образования, эмоциональная неустойчивость или другие причины, провоцирующие в человеке «комплекс неполноценности» лежат в основе проявления ложного отношения к какому-нибудь высказыванию. Поэтому при обсуждении спорных проблем с помощью прямых вопросов психолог не всегда может выяснить реальное мнение людей. Особенно сильно, в этом случае, сопротивляются активныеэмоциональные типы: «Спортсмены» и «Правдоборецы». Они очень чувствительны к любым манипуляциям над собой и на откровенные разговоры просто не идут. Когда речь заходит об интимных явлениях жизни, а также о проблемах, связанных со здоровьем, сексуальной потенцией и т.д., многие люди не хотят или, в силу своей стеснительности, не могут говорить правду. К этой категории в основном относятся настороженные типы: «Консерваторы» и «Недоверчивые». Бывает так, что человек просто не понимает до конца мотивы своего поведения. Ему становится сложно взвешенно подойти к той или иной точке зрения. Это обычно происходит под влиянием стрессовых факторов, когда эмоции вдруг обретают высокую изменчивость. Контроль сознания в этом случае снижается. Иногда отрицательное отношение к сложившемуся в обществе стереотипу мешает психологу выяснить истинные тенденции восприятия отдельного человека. Так, при обсуждении «горячих» тем, людям, которым не свойственно спорить, легче согласиться с общепринятым мнением. Это касается, например политики. Собственное представление субъекта остается неизвестным. Именно тогда и приходят на помощь к психологу отдельные проективные методики, которые позволяют подспудно выяснить интересующую его информацию. Не менее эффективны такие методики и в исследованиях с детьми. Чем младше ребенок, тем меньше вероятность в получении от него осмысленных ответов на прямые вопросы. Что касается проективного подхода, то, в привычной для детей игровой форме он позволяет выяснить необходимые моменты. Существуют и некоторые недостатки в данных методах. Одно из слабых мест – невозможность абсолютно скрытого их применения. Люди если не полностью, то частично все же догадываются о значении тестов. За счет этого происходит подтасовка отдельных результатов. Кроме того, предвзятое отношение испытуемого нельзя исключить, даже при самом высоком профессионализме психолога. Несерьезность к поставленной задаче, внутреннее нежелание сотрудничать с исследователем – эти и другие факторы, несомненно, снижают валидность (достоверность) результатов, полученных путем проективных методов. Однако поэтапная интерпретация неосознанного отношения человека к объекту, его символических ассоциаций, имеет огромное значение при создании психологического портрета испытуемого и изучения его скрытых мотивов поведения. Это важно как в проективных методиках психологии, так и в экральном анализе. Техника экрального анализа, о которой пойдет речь ниже, в отличие от описанных нами проективных подходов, тем не менее, позволяет в большей мере скрыть от клиента процесс его тестирования. В ней используется тот же механизм поэтапной интерпретации символических ассоциаций, но, как уже упоминалось, на основе идентификации и последующего анализа центральной эмоции клиента. Сам субъект, при этом, может не знать, что его анализируют. Психолог как бы ставит себя на его место, вызывая в себе аналогичные эмоции и тестируя их без привлечения внимания клиента. Для выполнения данной техники после идентификации центральной эмоции человека происходит подбор образов-символов в сознании психолога, а не клиента. Эти образы представляют собой ассоциативные тесты, проективного характера. Но, как упоминалось выше, вызывает их в себе и логически интерпретирует сам психолог. Использовать для этой цели можно многие тесты, относящиеся к проективным методикам. Однако в экральном анализе их специально адаптируют и применяют в рамках той или иной техники. Подобный подход имеет ряд преимуществ Эту проблему, на данном этапе, мы пытаемся решить с помощью создания специального оборудования, которое, в дальнейшем, заменит опытного профессионала. Такие приборы смогут применять пользователи, имеющие различную квалификацию. Компьютерная программа способна выполнить те задачи, которые не смогут выполнить психологи. Когда-нибудь, возможно, удастся полностью исключить влияние субъективного фактора в оценке психического процесса и мотивов поведения людей. Но на сегодняшний день эта задача полностью возлагается на психолога, и ее выполнение зависит от его подготовленности. Если для того, чтобы заглянуть в мир звезд, человечеству понадобились телескопы, чтобы увидеть микробов, нужны были микроскопы, то, видимо, чтобы люди смогли проникнуть в собственную душу им тоже необходим для этого специальный прибор. В этой связи нам не хотелось бы быть превратно понятыми. Никакое оборудование или компьютерные программы не заменят полностью участия психолога в процессе составления психологического портрета, но смогут облегчить его задачу, будучи независимыми, от недостатка его опыта. Что же касается проективных методик и их использования на современном этапе, то они не могут в достаточной мере гарантировать высокую валидность результатов исследования. Хотя, конечно, некоторые из них представляют явный интерес для составления психологического портрета клиента. В связи с этим мы хотели бы познакомить читателя с механизмами, на которых они построены.
Date: 2015-07-01; view: 429; Нарушение авторских прав |