Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Исследование поведенческой мотивации человека на основе анализа эмоций
Анализ человеческих чувств утратил бы для нас всякое значение, без его практического применения. Чтобы составить психологический портрет клиента мало знать о его поступках. Необходимо понимать их причины. Эти причины часто скрываются за эмоциональными проявлениями в интонациях голоса, незначительными движениями тела или почерком человека. Анализ чувств позволяет понять мотивы поведения, вскрыть их истинный смысл и найти ключ к сердцу ближнего. Собственно для этого и служит психологический портрет. Безусловно, знания о структуре человеческой души, как и об устройстве вселенной важны и в сугубо познавательном контексте. В чем смысл нашей жизни? Есть ли у человека бессмертная душа? Эти сугубо философские вопросы интересовали людей почти с самого начала их существования. Ответы на подобные вопросы не дают результатов, которые можно использовать в повседневной жизни. Тем не менее, это знание куда важнее, чем разработка прикладных навыков общения, на которые в большей степени и направлены все психологические исследования. Возможно, в таком подходе кроется некое заблуждение? Уместно напомнить, что первоначальная трактовка психологии – наука о душе. Со временем исследования отступили от этой цели и обрели несколько иное значение. Ученых стали интересовать в основном строго прикладные узко направленные задачи. Психология, в том числе интроспективная, превратилась в методологическую науку, направленную на поиск техник управления человеческим поведением. Вечные вопросы философии отступили на второй план. Однако не нужно также забывать, что использование любого найденного в процессе фундаментальных исследований факта на практике подтверждает его истинность. В этом смысле изучение психических феноменов проливает свет и на причины поведения людей в тех или иных ситуациях. Эти сугубо прикладные сведенья позволяют хорошо обученному специалисту составлять психологический портрет человека, прогнозировать его поступки, выявлять его потаенные желания. Читателю может показаться неэтичным такой подход к внутреннему миру срытых от постороннего глаза «движений души», которые для каждого из нас представляют собой «святая святых». Но на самом деле подобным прикладным технологиям есть немало применений и в «богоугодных» целях. Так, например, в психиатрической практике они позволяют разобраться в мотивах больного, найти пути коррекции его состояния. Не меньшее значение для человека имеет понимание окружающих, их целей и мотивов поведения. Это помогает ему устанавливать правильные взаимоотношения с другими людьми, чувствовать их потребности, сопереживать ближнему. Никто, конечно, не отрицает возможность применения таких технологий и во вред окружающим. Но следует заметить, что любая, найденная в процессе научных исследований информация одновременно несет в себе как пользу, так и опасность для человечества. Все зависит от того, кто и как использует приобретенные знания. Этот вопрос всегда поднимается в тот момент, когда перед нами раскрывается новая истина. Он лежит в основе главной задачи, которую обязана решить цивилизация в процессе своего развития. Ни для кого не секрет, что от того научимся ли мы правильно применять свои знания на практике или нет, зависит наше дальнейшее существование на Земле. Однако это также и не означает, что вину за «нечистоплотность» некоторых людей, которые используют полученные наукой результаты в целях собственной наживы, во вред остальным, нужно перекладывать на исследователей, положивших свою жизнь на «алтарь» познания. Многим великим ученым и в голову никогда не приходила мысль, что их многолетний труд, ради которого, возможно, им пришлось отказаться от привычных человеческих благ, послужит во вред последующим поколениям людей. Здесь уместно вспомнить слова апостола Павла: «…если, идя по пути Христа, мы сами стали грешниками, виноват ли в том Христос? Никак». Всякий человек отвечает перед богом, прежде всего, за выполнение той задачи, которая на него возлагается. Общество обязано брать на себя ответственность за правильное использование знаний. Для этого информация должна быть собственностью не отдельных чиновников, а всего человечества. Ее применение в цивилизованном мире контролируется нормами общественной морали, исходящими из нравственных установок каждого из нас. Сами по себе технологии, независимо от той научной области, к которой они относятся, не могут быть «добрыми» или «злыми». Все зависит от уровня внутренней культуры людей, их применяющих. Человек наделен разумом, который не может существовать без процесса познания. Поэтому наше стремление узнать истину «богоугодно». Но люди обязаны отдавать себе отчет в том, где и как применять известную им информацию. Составление психологического портрета, о котором пойдет речь в данной главе, не является в этом отношении исключением. Он В вопросе этики психологических технологий, как и других знаний, не так важна сфера их применения (бизнес, политика, медицина), как намерения специалиста, ими владеющего. Если это бездуховный индивидуалист, стремящийся к власти над окружающими ради собственной выгоды, добра от него не жди. Зато порядочный психолог своими знаниями принесет пользу как отдельным клиентам, которые будут к нему обращаться, так и большим коллективам, словом всем и везде, где ему доведется работать. Бывает и иначе. Специалист искренне старается помочь другим, но все получается не так, как ему бы хотелось. Недаром говорят: «добрыми намерениями вымощена дорога в ад». Эти слова уже стали нарицательными. Однако подобное случается лишь в том случае, когда психолог плохо подготовлен и не обладает достаточным опытом. Поэтому авторы считают своим долгом предупредить: техники исследования мотивов человека, на основе анализа его эмоций, нужно выполнять правильно. Существуют разные психологические портреты, но выполняются они все по определенному алгоритму – строгой последовательности действий. Однако есть в них и специфические отличия. Выше мы описывали техники анализа эмоциональных качеств. На их основе можно исследовать сиюминутную мотивацию поведения. Так последовательность оттенков недиаметральной эмоции позволяет выяснить характер временного отношения человека к происходящему. Это отношение обусловлено недавно возникшим стрессором (фактором, провоцирующим эмоциональный стресс). При этом активность каждого оттенка указывает на его силу и продолжительность. В свою очередь вектора подвижности говорят о внезапности оказанного влияния на психическое состояние субъекта. Логический анализ этих данных в правильной последовательности позволяет выяснить причины действий человека, имеющих автоматический характер. Подобные сведенья тоже нужны для составления его психологического портрета. Однако рефлекторная природа некоторых эмоций не дает информации о глубинной мотивации поведения личности. Такое сложное отношение к миру продиктовано опытом человека, его волевой направленностью чувств и ценностной ориентацией. Тем не менее, анализ эмоций дает возможность выяснить это отношение. Но алгоритм таких техник обладает иной спецификой, чем исследование эмоциональных качеств и их временных изменений под влиянием сиюминутных стрессов. В данном случае интерес вызывает центральная эмоция субъекта. Поскольку она отражает состояние душевного равновесия, в ней содержатся характеристики прежних стрессов и способов их избегания. Каждый человек, приобретая опыт общения с окружающей средой, вырабатывает определенную тактику поведения в стрессовых ситуациях. Она тоже носит характер автоматических реакций. Но в противовес сиюминутной эмоции, в ней содержится некая направленность к той или иной ценностной ориентации. Разумеется, речь идет о ценностях самозащиты. Духовные ценности здесь не учитываются. На них делается поправка в результате более глубокого изучения личности. Иначе говоря, анализируя в определенном логическом алгоритме потенциальную динамику центральной эмоции, можно узнать, как будет себя вести человек в различных стрессовых ситуациях. Ведь вполне очевидно, что он хочет успокоиться, как можно быстрее и вернуть себе привычный комфорт. Таким образом, стремление к состоянию эмоционального равновесия служит отправной точкой в подобном исследовании мотивов поведения. В этом случае факторный анализ стрессов, которые при определенных обстоятельствах присущи каждому из нас, теряет свое значение, поскольку нас интересуют индивидуальные отличия поведения людей. Здесь уже используются другие алгоритмы исследования. Они не учитывают изменений каждого эмоционального качества. Для составления психологического портрета человека по его центральной эмоции применяются образно-ассоциативные тесты. Ориентация же на духовные ценности, требующие от человека пожертвовать своими благами, является вторичной по отношению к его рефлекторному поведению. В этом случае максимально задействованы эмоционально-волевые усилия личности над собой. Именно тогда и осуществляется поправка на результаты факторного анализа стрессов, связанного с сиюминутными эмоциями. Ниже мы предлагаем вниманию читателя несколько подходов в исследовании глубинной мотивации поведения человека. Среди них особое место занимают техники экрального анализа. Они позволяют, не задавая вопросов клиенту, составить его психологический портрет, учитывая индивидуальные особенности центральной эмоции. Однако существуют и другие, общеизвестные, методы. В частности, в современной психологии, довольно популярны так называемые проективные методики. Они как бы «проецируют» глубинные переживания человека в ассоциативные образы, о которых он рассказывает психологу или изображает их в «психологических рисунках». Эти техники не способны выявить ориентацию личности на духовные ценности, но неплохо раскрывают мотивы его рефлекторного поведения. В данной главе мы не будем подробно излагать уже известные в психологии методики, мы лишь расскажем о тех из них, которые имеют определенное значение в экральном анализе. Техники экрального анализа имеют преимущество перед обычными проективными методиками в первую очередь, в том, что не требуют непосредственного участия клиента в составлении его психологического портрета. Выполнение техник экрального анализа чем-то напоминает «дедуктивный метод» Шерлока Холмса, известного героя детективных романов XIX века. В них логическое исследование мотивов поведения осуществляет сам специалист. Но вместо тонких наблюдений за отдельными деталями одежды человека или его действиями, к которым в основном прибегал Шерлок Холмс, используется описанный в одной из глав этой книги «эмоциональный контакт». Иначе говоря, тестируются не образы-символы клиента, как в проективных методиках, а его центральная эмоция, идентифицированная специалистом. Техник в экральном анализе несколько. В этой главе речь пойдет только об одной из них, связанной с составлением психологического портрета человека по его центральной эмоции. Но прежде, чем мы раскроем ее алгоритм, уместно обсудить с читателем общие принципы составления алгоритмов подобных техник.
Date: 2015-07-01; view: 416; Нарушение авторских прав |