Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Символическая редукция подвижности эмоций





 

До сих пор сложно было себе даже представить, как можно символизировать волевые процессы, тем более проводить с ними какие-либо вычисления. Но, поскольку, кинестетические ощущения позволяют нам осознавать себя в пределах времени и пространства, их связь с другими чувствами очевидна. Экральный анализ подвижности эмоций раскрывает в этом смысле совершенно новые возможности.

Хотелось бы напомнить, что концентрация внимания, как и ее последующее снижение при переходе к эмоциям, осуществляется именно в границах тела. Кроме того, это происходит с определенными затратами времени.

Таким образом, усилия, направленные на увеличение или подавление силы эмоций, при нарастании или снижении концентрации внимания на ощущениях за условный промежуток времени, есть прямое отражение скорости изменения активности. Подобную величину можно упростить до символического обозначения и проводить с нею необходимые вычисления в исследовании динамики эмоций.

Когда мы говорим о качестве подвижности эмоций, то имеем в виду только его символическое отражение. Поскольку именно в знаковой системе может быть выражен алгоритм управления волевыми процессами.

Векторное обозначение подвижности оттенков связано с характерными изменениями активности эмоций во времени (см. рис.16). При этом степень увеличения или снижения активности учесть сложно, намного проще определить время, за которое произошло подобное изменение.

 

рис. 16.

 

На данном рисунке ось «А» обозначает величину активности эмоционального оттенка на двух уровнях, «t» - время изменения активности данного состояния в секундах. Вектора указывают на различную подвижность оттенков.

Если активность нарастает или падает со скоростью один уровень в секунду, то мы имеем дело с постепенно нарастающей / падающей активностью (вектора w, z).

Когда же время изменения нельзя учесть из-за внезапности реагирования активность оттенков нарастает или падает молниеносно (g, j). Если за одну секунду активность не меняется, то она постоянна (s).

На рисунке 16 подвижность обозначается пятью векторами:

· вектор «g» обозначает «молниеносно нарастающую» активность эмоционального оттенка;

· вектор «w» – «постепенно нарастающую» или «нарастающую» активность;

· вектор «s» – «постоянную» активность эмоции;

· вектор «z» – «постепенно падающую» или «падающую» активность;

· вектор «j» – «молниеносно падающую» активность.

Таким образом, подвижность можно условно распределить в три плоскости векторов (см. рис. 16):

· плоскость нарастания активности (g, w);

· плоскость постоянной активности (s);

· плоскость падения активности (z, j);

Вектора плоскости нарастания указывают на приближение проблемы. При этом стрессовый стимул возникает молниеносно (g) или осознание его происходит постепенно (w).

В плоскости падения вектора обозначают снижение для сознания значения раздражителя. Вектор «z» указывает на постепенно уходящую проблему, а «j» – полную утрату актуальности стрессового фактора.

В последнем случае, как уже упоминалось, ситуация изменилась, но по инерции человек все еще находится в прежнем состоянии подвижности эмоции, при этом активность ее может оставаться такой как была, стать меньшей или, даже, увеличиться.

Молниеносно падающая сильная грусть может обозначать, что человек плачет, хотя все обошлось, и проблема уже ушла. Молниеносно падающая грусть говорит о скрытом от людей переживании человека без причины, молниеносно падающая слабая грусть связана с тем, что человек успокоившись, все еще не может «собраться с мыслями» и предпринять продуктивные действия.

Постоянную активность эмоции принято считать «нулевой» подвижностью. При постепенном нарастании активности слово «постепенно» обычно упускается во время интерпретации записи. Произносят так: «молниеносно нарастающая / падающая» (грусть, раздраженность и т.п.) или «нарастающий / падающий» (страх и пр.) вместо постепенно нарастающего / падающего страха.

Иначе говоря, на нулевую подвижность внимания не обращают. При чтении записи эмоционального состояния постоянную подвижность, как и вторую степень активности пропускают.

Подвижность, как уже упоминалось, обозначается вектором вверху и слева от символа модальности (см. рис.17).

 

 


рис. 17.

На данном рисунке мы видим, что каждый эмоциональный оттенок имеет нулевую подвижность. В этом случае подвижность оттенков, как уже было сказано, интерпретировать не нужно.

Эту запись следует читать так: слабый страх, на фоне сильной неудовлетворенности, с оттенком раздраженности. Человек как бы побаивается чего-то потому, что еще не разобрался, как ему поступить. Однако такая комбинация эмоциональных оттенков встречается нечасто.

Подобная последовательность, но с другой подвижностью позиций может означать (см. рис. 18): молниеносно нарастающий слабый страх на фоне молниеносно нарастающей сильной неудовлетворенности, с оттенком молниеносно падающей раздраженности.

 

 

рис. 18.

Здесь мы видим, что человек неожиданно для себя испугался и внезапно утратил ориентиры действий.

Могут быть и другие комбинации векторов подвижности.

Изменение подвижности того или иного оттенка выражается факторомподвижности. Данный термин, как и другие уже употребленные нами здесь термины относится к понятийному аппарату экрального анализа. Фактор подвижности - это непросто внешний стимул, а степень стрессовой активности, которая связана с внезапностью появления раздражителя. Иначе говоря, это адаптивный механизм сознания, позволяющий переключать эмоции с той или иной скоростью.

Фактор подвижности вычисляют в решении задачи по символической редукции эмоций. Для этого сравнивают угол вектора оттенка изначальной эмоции с углом вектора этого же оттенка после перемены чувственного состояния. В некоторых случаях задачи по символической редукции эмоцийназывают факторным анализом эмоций. Однако не следует путать его с факторным анализом, применявшимся до сих пор в психологии. Хотя и в экральном анализе речь идет о внешних факторах, имеющих отражение в психике человека, в них вкладывается несколько иное более узкое значение. Чтобы понять специфику факторного анализа эмоций, а именно анализа фактора подвижности эмоции, рассмотрим следующий пример.

Допустим какая-то гипотетическая ситуация коренным образом поменялась. Тогда и отношение человека в этой ситуации к происходящему тоже изменится. Но у разных людей это происходит неодинаково. Кто-то начнет подавлять в себе один оттенок эмоции и активизировать другой. Иной субъект вообще не будет считать для себя существенным новые перемены.

Чтобы разобраться, как отреагирует данный человек на изменения стрессового стимула, нужно сравнить его прежнее состояние с тем, что возникнет потом. Тогда, на основании анализа каждого качества эмоции в отдельности, можно выяснить истинное отношение субъекта к имевшему место событию.

В этом исследовании важным является не только позиция каждой модальности и активность оттенков, но и степень внезапности их усиления или ослабления. Изменение подвижности, в этом случае, указывает на главный стрессор ситуации, который для субъекта имел значение в первую очередь.

Факторный анализ эмоций осуществляется в форме решения нескольких логических задач, одной из которых является исследование фактора подвижности каждого оттенка, независимо от изменения его активности и позиции в последовательности эмоциональной реакции.

Если, например, после перемены событий, настороженность молниеносно нарастает, а до этого падала, то речь идет о внезапной опасности, которую раньше человек не видел. Позиция и активностьданного оттенка здесь имеют значение лишь в степени осознания индивидуумом данной проблемы. Но величина стресса этим не ограничивается. Чем внезапней возникает стимул, тем больше переживает его появление человек.

Поэтому для выяснения силы стрессовой реакции важно знать и насколько субъект чувствовал опасность раньше. Более того, нужны специальные единицы измерения стресса подвижности эмоций, иначе сравнения разных волевых усилий теряют смысл в решении логической задачи по выявлению скрытой мотивации поступка.

Чтобы сделать необходимые вычисления фактора подвижности следует вначале сосредоточиться на прежней эмоции, до возникновения нового стресса и выразить ее в последовательности соответствующих символов (см. рис. 19).

 

 

рис. 19.

После этого нужно идентифицировать новую эмоцию, проанализировать ее качества, и, наконец, сравнить все показатели между собой (см. рис 20).

 

рис. 20.

Это так называемая полная запись эмоционального перепада. Стрелка слева, направленная вниз, показывает смену состояния. Верхняя запись – изначальная эмоция, нижняя – новое состояние. Горизонтальная линия между ними отделяет первую эмоцию от второй.

Если считать каждый поворот вектора одного и того же оттенка приэмоциональном перепаде минимальной величиной стресса подвижности, то сравнение двух векторов позволит измерить фактор подвижности в условных единицах.

Следовательно, для анализа фактора подвижности F () нужно сопоставить векторы одноименных оттенков двух последовательно возникавших эмоций.

Date: 2015-07-01; view: 569; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию