Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Эмоциональная рефлексия





 

При использовании следующего приема экрального анализа переключение сознания происходит в системе эмоций-ощущений. Эмоциональная рефлексия - это прием, который осуществляется при последовательном контроле вначале эмоций, за­тем ощущений с ними связанных.

Непроизвольно человеку свойственно иногда обращать внимание на сильное сердцебиение, «ком в горле» и другие ощущения, возникающие на фоне эмоций. Но данный прием, как и другие, требует осознанного анализа качеств эмоций при помощи наиболее характерных для них ощущений. Следует отметить, что далеко не все ощущения способны указать на те или иные качества эмоции. Некоторые из них во время анализа нужно убрать. Здесь необходима логическая редукция.

Чтобы человек смог произвольно обратить внимание на ощущения, он должен, с определенной целью, сосредоточиться на них. Затем проанализировать сходные и отличительные признаки, выявить их локализацию в теле, силу и значение в цепи последующих состояний. Это было бы невозможно сделать без выявления главных, наиболее характерных реакций.

Сознательный контроль ощущений, когда мы подавляем в себе боль или рефлекс моргания, отличается от неосознанного действия под их влиянием, например, отдергивания руки при ожоге.

Поскольку эмоция связывает ощущения в процессе уменьшения концентрации внимания на них, то локальные реакции, которые остаются после этого, в свою очередь, позволяют тестировать эмоцию и раскладывать ее на чувственные составляющие.

Так можно обнаружить степень напряжения мышц, внутреннее сопротивление, преобладание того или иного направления деконцентрации ощущений в теле и т.п.

Это позволяет сознанию разобраться в той совокупности раздражителей, которые вызвали эмоциональную реакцию и не исчезли после ее возникновения. Обнаружив остаточные ощущения, их можно соотнести между собой по комфортности, сравнить с прежними состояниями. Для этого мы должны задать себе вопрос, в каких еще ситуациях так сильно стучало сердце или кружилась голова?

Факторы стресса каждой эмоции напрямую связаны с данными показателями. Чтобы осуществить в экральном анализе эмоциональную рефлексию нужно вначале идентифицировать эмоцию другого человека во время эмоционального контакта с ним. Затем проанализировать собственные ощущения, найти их локализацию в различных участках своего тела, выяснить их характерные особенности.

Так в состоянии страха мы можем обратить внимание на странные «тянущие» ощущения в области пищевода или «ком» в горле, злость вызовет напряжение живота и т.п.

Эмоциональная рефлексия необходима, чтобы запомнить идентифицированную эмоцию, проанализировать все ее экзистенциальные проявления и сопоставить их с пережитыми ранее собственными состояниями.

Данный прием может быть использован и при контакте с неодушевленным предметом. При соприкосновении, к примеру, с произведением искусства зритель, путем интроекции, может чувствовать себя вовлеченным в то, что он видит и воспринимает. При этом он испытывает не только эмоции. Глубина эмпатии всегда зависит от того, насколько человек способен проникнуться «ощущением присутствия в образе». Такую возможность ему дает анализ остаточной локализации ощущений в собственном теле.

И в самом деле: эмпатия предполагает некую готовность, доверчивость субъекта по отношению к объекту. Так некоторые особо мнительные люди во время наблюдения за тяжело больным человеком могут настолько проникнуться его дискомфортом, что даже теряют от этого сознание.

Через эмпатию могут быть созданы сходства и мнимые общности, которых в действительности, собственно говоря, нет. Здесь речь идет о непроизвольной эмоциональной рефлексии, когда человек на основе собственного страха перед болезнью, а вовсе не из сочувствия к больному, провоцирует в себе дискомфортные ощущения.

Говоря о приемах экрального анализа, мы имеем в виду лишь осознанный процесс переключения внимания, необходимый для анализа идентифицированных эмоций во время эмоционального контакта с клиентом. Он не связан с мнимой проекцией дискомфорта другого человека на свои собственные ощущения.

Чтобы осуществить анализ определенных качеств эмоции при помощи наиболее характерных для них ощущений, нужно уметь правильно отразить в своем сознании задачу. Тогда никакие чувственные излишества не приведут к непроизвольному росту мнительности. Эмоциональная рефлексия строится скорее не на механизме эмпатии, а на процессе абстрагирования ощущений, символизирующих эти качества эмоции.

Если в эмпатии мы без труда можем узнать механизм экстраверсии, в то во время абстрагирования прослеживается интроверсия. Абстракции служат для того, чтобы при помощи общего понятия охватить своим сознанием все беспорядочное и уложить в пределы обозримой закономерности. В то же время эмпатии, напротив, свойственна чрезмерная деконцентрация внимания. Она не позволяет чувствовать что-то одно. В момент эмпатии сознание рассеивается, происходит созерцание общего, а не конкретизация явления.

Чтобы сконцентрироваться на чем-то важном, нужно отвлечься от всего несущественного, несвязанного с постановкой задачи. Само собою понятно, что эта, в сущности магическая, процедура встречается в своем полном развитии уже у первобытного человека, геометрические знаки которого имеют не столько украшающее, связанное с эмпатией, сколько магическое или абстрактное значение.

Более точным определением такого состояния является «participation mistique» (мистическое соучастие), предложенное Леви-Брюлем. Это понятие формулирует первоначальную отнесенность первобытного человека к своему объекту.

Эмоциональная рефлексия позволяет в полной мере осуществить такое «соучастие» с объектом во время эмоционального контакта с ним. Мы можем не только прочувствовать эмоцию другого человека, но благодаря этому приему проникнуться ее отдельными свойствами. Эти реакции, в виде остаточного дискомфорта, символизируют для нас внезапность возникновения того или иного переживания у данного индивидуума, степень напряжения его мышц, указывающее на волевые усилия субъекта при подавлении им или активизации чувств.

Проверить истинность ощущений, полученных при помощи эмоциональной рефлексии, позволяет другой прием экрального анализа. Этот прием в противовес разложению эмоции на остаточные реакции локального дискомфорта, позволяет, наоборот синтезировать в самом себе эмоцию из конечного продукта деконцентрации ощущений.

 


Date: 2015-07-01; view: 4218; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию