Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Эмоциональное напряжение. Стрессовая природа мышечного тремора
Эмоциональное напряжение – еще один термин, который используется при исследовании скрытых от наблюдателя чувственных реакций субъекта. Во время выполнения экрального анализа это качество позволяет измерить усилия человека, направленные на активизацию его эмоции в целом. В отличие от подвижности, связанной с каждым оттенком в отдельности, это качество имеет общий характер. Оно определяется отношением векторов в плоскости нарастания, находящихся на первых трех позициях. Или, иначе говоря, эмоциональное напряжение зависит от разности подвижностей на этих позициях. В зоне отчуждения подвижность оттенка не учитывается, поэтому вектор не указывается. Этот оттенок не влияет на ощущения напряжения в теле. Эмоциональное напряжение – это величина приближения показателей векторов второй и / или третьей позиции в плоскости нарастания активности к положению первого вектора. Эмоциональное напряжение возникает только в том случае, когда два или все три вектора находятся в плоскости нарастания активности.
Обычно человек способен обратить внимание на напряжение в своем теле только тогда, когда несколько оттенков его эмоции обладают нарастающей подвижностью. Если векторы разных позиций находятся не в одинаковых плоскостях, людям сложно контролировать свои кинестетические реакции. Они слишком слабые. При этом скованность в одних частях тела человека уравновешивает мышечную напряженность в других (см. рис. 27).
рис. 27.
В этом случае эмоции, как и их активность спонтанны. В их динамике не проявляются волевые усилия. Подобные чувственные реакции возникают у постороннего наблюдателя за ситуацией, в которой нет его личной заинтересованности. Например, при просмотре фильма или спектакля. Если напряжение создают второй и третий оттенки эмоции, а первый обладает нулевой подвижностью или находится в плоскости падения активности, человек хоть и испытывает мышечный тремор, но не обращает на него особого внимания (см. рис. 32, 33, 39 – 46). Здесь мы сталкиваемся с категориями: «сознательной волей» и «неосознанной». Обычно под термином «воля» принято понимать лишь «свободный выбор» человека, некие усилия, которые он направляет на подавление нежелательных инстинктов. «Неосознанная воля» звучит как-то странно. Это как «вынужденная свобода». Тем не менее, в этих сочетаниях слов нет логических противоречий. У каждого человека действительно есть две «свободы». Одна из них – делать «то, что можно», а другая «то, что нужно». Согласно теистическим представлениям свобода выбора между понятиями «нужно то, что можно» или «можно то, что нужно» и определяет направленность волевых усилий людей на достижение «плотских» или «духовных» целей. Если человек считает для себя необходимым получить от мира все, что дает ему комфорт, он тратит свои силы в основном на «то, что можно» приобрести для своего удовольствия. Руководствуясь чувством долга, живя не для себя, но для других, усилия людей направляются на «то, что нужно», при чем для всех. Стремления к комфортным состояниям тела ведут к накоплению стрессового опыта самозащиты. Он в дальнейшем носит автоматический характер. На этом уровне реакции кинестетические ощущения отражают механизмы неосознанной воли. Человек, подавляющий в себе инстинкты и эгоистические желания вынужден чаще прибегать к сознательной воле. Когда подвижность первых двух оттенков нарастает одновременно (см. рис. 34, 35), мы как бы включаемся в происходящее. Нам не все равно, чем дело кончится. Заинтересованность людей в тех или иных ситуациях заставляет их контролировать свои стрессы и напрягать сознательную волю. Если подвижность первого оттенка нулевая или падающая, а остальные два наращивают свою активность (см. рис. 32, 33, 39 – 46), человек не чувствует напряжения своих мышц и усилия его воли имеют рефлекторный характер. Однако и здесь могут быть разные варианты. Некоторые люди сознательно добиваются в первую очередь именно личных благ, при чем за счет других. Иногда ради этого они готовы идти даже на преступления. Это как осознанное «служение злу». Иные индивидуумы не считают, что поступают плохо, когда во имя собственного благополучия они наступают окружающим «на горло» («не ведают, что творят»). Проявление, как сознательной воли, так и неосознанной в данных примерах направлены на достижение комфорта, интересы других при этом игнорируются. Бывает и иначе. Человек всеми «фибрами своей души» стремиться помочь «ближнему». Он не всегда отдает себе в этом отчет. Здесь различные усилия его воли направлены на духовные цели. И неважно осознанны они им или нет. Рассмотрим несколько бытовых примеров. Эмоция на рисунке 28 говорит о том, что внезапная неприятность нарушила прежние планы у данного индивидуума. Его состояние имеет очень напряженный характер. Все три вектора в плоскости нарастания. Подобная психическая реакция окрашена яркими кинестетическими ощущениями. Этот человек чувствует напряжение в своем теле. Следовательно, его волевые усилия им осознанны.
рис. 28. Слабый страх нарастает у данного субъекта молниеносно. Он указывает на срочную необходимость как-то избежать неприятности. Его мотив спровоцирован тем, что ситуация «заходит в тупик» (нарастающая сильная неудовлетворенность на второй позиции). Выбор адекватного действия в этом случае затруднен. Однако на третьей позиции молниеносно нарастающая раздраженность указывает на скрытое желание данного индивидуума немедленно что-то предпринять. Это очень сложное состояние. Оно вызвано необходимостью, усиливать свою эмоцию в поиске правильного решения. Правда, кинестетическое напряжение еще не дошло до максимума. Проблема, хоть и возникла неожиданно, но она не критична. Здесь сознательная воля субъекта определяется лишь его способностью к самоконтролю. Однако действия его могут быть направлены в равной степени, как на реализацию «плотских», так и «духовных» устремлений. В следующем примере, о котором пойдет речь, напряжение эмоции еще выше, оно осуществляется с большим приложением волевых усилий (рис. 29). Это связано с тем, что молниеносно нарастающий вектор находится в ней не на третьей позиции, а на второй.
рис. 29. В этом случае предельно высокая подвижность первых двух оттенков, говорит о реакции вегетативной нервной системы, которая в значительно большей степени, чем в предыдущем состоянии, усиливает сокращение как поперечно-полосатых, так и гладких мышц всего тела. Человек, находящийся в такой эмоции, испытывает чрезмерное кинестетическое напряжение. Ситуация для него, в одно мгновение обрела новое значение. Эта информация спутала все его планы. Судя по всему, он внезапно поменял и тактику поведения, начал уступать противной стороне, утратил ориентиры действий. Все тело его дрожит. Он не знает, что делать, как защитить свои интересы. Подобная эмоция может возникнуть у любого индивидуума, когда кто-то оказывает на него сильное давление или шантажирует его. Разумеется, если пострадавший утратит над собой контроль. Здесь проявление сознательной воли явно направлено на защиту личных интересов, не связанных с какой-нибудь духовной задачей. Более того, из-за чрезмерного кинестетического напряжения данный субъект, несмотря на молниеносно нарастающий первый вектор, теряет контроль над своими эмоциями. Если векторы всех трех позиций одновременно окажутся молниеносно нарастающими (рис. 30), то такое напряжение приведет к полной утрате адекватности восприятия. рис. 30. В подобном состоянии людям свойственно полностью терять самообладание. В особо сложных случаях, при определенной предрасположенности человека, данная эмоция может вызывать у него психическое расстройство, связанное с потерей «Я» - концепции. Продолжительное напряжение такого типа способствует развитию тенденции деперсонализации. Здесь уже о какой-либо сознательной воле вообще речи быть не может. Некоторые запрещенные религиозные культы, в частности «трясуны», используют произвольное напряжение мышц своего тела для искусственного создания галлюцинаций, в которых к «верующему» приходит «откровение свыше». В этот момент сознательная воля отключается. Человек становится эмоционально лабильным и легко поддается внешнему влиянию. Поскольку обряд имеет массовый характер, эмоции участников обретают мощный резонанс. Люди «заражают» друг друга и своими кинестетическими ощущениями. Бывают случаи, когда с некоторыми «верующими», во время отправления данного культа случаются судороги. На этом фоне возможны и массовые галлюцинации. Продуктивным для человека может быть лишь такое эмоциональное напряжение, в котором он легко себя контролирует. Оно возникает, когда только два вектора его эмоции находятся в плоскости нарастания активности, а третий вектор либо в плоскости падения, либо нулевой (см. рис. 31, 32).
рис. 31. рис. 32. Тогда личность сохраняет целостность своего «Я» и не теряет «свободу выбора». Тем не менее, понятие «выбор» в данном контексте, не следует путать с понятием «воля». В последнем случае, мы говорим, лишь о возможности контролировать активность своих эмоций, за счет кинестетической чувствительности тела. Поскольку напряжение эмоций связано с состоянием мышц и концентрацией на них внимания субъекта, то возникающие при этом у него кинестетические ощущения указывают на определенный тип эмоционального напряжения. В зависимости от характера данного психического состояния мы можем чувствовать тремор во всем своем теле или только в определенной его части, например, в ногах. Если подвижность основного оттенка в плоскости нарастания, то и характер ощущений зависит от того, какой именно вектор, второй или третьей позиции, находится в плоскости первого, а также от модальностей, с которыми связана их подвижность (см. рис. 31, 32, 33, 46 – 57). В том случае, когда оттенок первой позиции обладает нулевой или падающей активностью, а подвижность второго и третьего оттенков в плоскости нарастания (см. рис. 32, 33, 36 – 42) кинестетические ощущения имеют более скрытый характер. Люди, как уже упоминалось, часто не обращают на них внимания. При этом эмоциональное напряжение у субъекта все равно присутствует. Его легко заметить другому человеку в незначительном дрожании рук или ног субъекта, его непроизвольных «движениях-паразитах» (поглаживание волос, сжимание кулаков, закусывание губ и пр.). Таким образом, эмоциональные напряжения отличаются по характеру ощущений и степени самоконтроля или, иначе говоря, по своим модальностям. В этом случае следует различать так называемые контролируемые эмоциональные напряжения, которые являются результатом «свободной воли», и неосознанные типы напряжения. Сознательное проявление воли возникает, если первый вектор нарастающий (см. рис. 28, 31, 34, 35, 44 - 67). Тогда он создает напряжение в одной плоскости с другими векторами (со вторым или третьим, или с обоими). Это контролируемые эмоциональные напряжения, а векторы подвижностей у них одноплоскостные. Исключением является амбивалентность напряжения (рис. 30). В этом состояние подвижность всех оттенков одинаковая. Она молниеносно нарастает. Контроль кинестетической чувствительности, осуществляемый первой позицией эмоции, здесь теряет всякий смысл потому, что векторы остальных оттенков от основного вектора не отличаются. Неосознанные мышечные усилия происходят, когда вектор первой позиции нулевой или падающий (см. рис. 32, 33, 39 - 46).
рис. 33. рис. 34. рис. 35. рис. 36. рис. 37. рис. 38. рис. 39. Если напряжение образуют второй и третий векторы, а первый нулевой или падающий, то возникают слабо контролируемые (первый вектор нулевой рис. 32, 39 - 41) и бесконтрольныенапряжения эмоций (первый вектор в плоскости падения рис. 33, 42 - 46). В последнем случае векторы подвижностей второй и третьей позициинаходятся по отношению к первому в другой плоскости, поэтому человеку трудно осознавать свою мышечную чувствительность. В связи с этим можно выделить несколько видов контролируемого, слабо контролируемого и бесконтрольного напряжений эмоций. Когда второй вектор попадает в плоскость нарастания первого, а третий нет, возникнет модальное напряжение (см. рис. 32, 34 – 46, 62 - 71). В этом случае первые два оттенка человек чувствует как одно целое (одна модальность). На рисунках 34, 35, 39 он не воспринимает отличия между слабым страхом и сильной неудовлетворенностью. Для него нет разницы в причине и следствии эмоции. Ситуация настолько внезапно возникла, что субъект в ней еще не пытался разобраться. Это видно из молниеносно нарастающей активности первого и второго векторов. Третий оттенок (раздраженность) в данном случае, в разной мере сдерживает и первую, и вторую позиции эмоции. рис. 40. рис. 41. Это так называемое контролируемое модальное напряжение эмоции. Здесь первый вектор находится в плоскости нарастания (рис. 34 – 38). В некоторых случаях контролируемое модальное напряжение в эмоции не абсолютно (см. рис. 36, 37). Это происходит потому, что второй вектор хотя и в одной плоскости с первым, но все-таки отличается. Тогда в некоторой степени причина и следствие все-таки отличаются в восприятии человека друг от друга. Если одноплоскостными являются второй и третий векторы, а первый нулевой возникает слабо контролируемое модальное напряжение эмоции (рис. 39 - 41).
рис. 42.
рис. 43.
рис. 44.
рис. 45. рис. 46. Поскольку первый оттенок нулевой подвижности (слабый страх), то данный человек, в какой-то мере все же обращает внимание на напряжение своих мышц, но чувствует его подспудно. Он связывает дрожание в теле с какими-то внутренними сомнениями, которые чувствует как одну модальность (сильная неудовлетворенность с раздраженностью) провоцирующую страх (рис. 41). Незначительная разница между подвижностью второй и третьей позицией только указывает на направленность страха (рис. 39, 40). В первом случае он больше связан с утратой ориентации действий (рис. 39), а во втором с желанием что-то предпринять (рис. 40). Бесконтрольное модальное напряжение эмоций возникает, когда на фоне падающего первого вектора, подвижность второй и третьей позиций в плоскости нарастания (см. рис.42 - 46).
рис. 47. Здесь противостояние подвижности первого оттенка по отношению ко второму и третьему не особенно несущественно. Внутренняя скованность из-за слабого страха компенсируется невысоким напряжением двух других позиций. Из-за некоторой разности векторов сильной неудовлетворенности и третьего оттенка (раздраженности), эмоция непротиворечива (модальна) и воспринимается как единое целое (42 – 45). Нет особого противоречия и в молниеносно падающем страхе на фоне нарастающих активностей сильной неудовлетворенности и раздраженности (рис. 46). Это тоже модальное состояние. Данная эмоция может быть предчувствием некой неприятности, из которой пока трудно найти выход, но он скоро возникнет. Напряжение между второй и третьей позициями создает более сильный тремор в теле (рис. 46), чем в предыдущих случаях (рис. 42 – 45). Если третий вектор окажется в одной плоскости с первым, а второй нет, эмоция приобретет характеристики бимодального напряжения (см. рис. 31, 47 - 57). Здесь вышеозначенное противоречие в эмоциональных устремлениях резко возрастает. На рисунке 31 мы видим контролируемое бимодальное напряжение. Оно характеризуется тем, что внезапно возникает только первый и третий оттенки (слабый страх, раздраженность). Второй оттенок напротив оказывается в плоскости молниеносного падения (сильная неудовлетворенность). Эти состояния неоднозначны. Человек четко прослеживает разницу между двумя модальностями (бимодальность): причиной и следствием данной эмоции (сильная неудовлетворенность и слабый страх). Ему приходится контролировать силу своего состояния из-за молниеносно нарастающей активности третьего (сдерживающего) оттенка (раздраженности). Поэтому напряжение здесь выше, чем в любом другом случае бимодального напряжения. Именно молниеносное падение второго вектора и указывает нам на то, что сознание держит под контролем кинестетическую чувствительность тела. Контролируемое бимодальное напряжение может выражаться и другими векторами (см. рис. 47 - 49), но во всех случаях первая и последняя позициинаращивают свою активность, а вторая нет. Слабо контролируемое бимодальное напряжение выражается постепенно падающим вектором второго оттенка (см. рис. 50 - 53). Сопротивление напряжению в этих случаях ниже, поэтому и осознание кинестетической чувствительности ниже, чем в предыдущих примерах. Тремор в теле, при этом все равно есть, но мы меньше обращаем внимание на него. Бесконтрольное бимодальное напряжение возникает, когда второй вектор нулевой (см. рис. 54 – 57), а первый и третий в плоскости нарастания активности. рис. 48.
рис. 49.
рис. 50.
рис. 51.
рис. 52.
рис. 53. рис. 54.
В случаях бесконтрольного бимодального напряжения внимание человека определяет только следствие события. Он ищет для себя выход из создавшейся ситуации, а третий оттенок усиленно сдерживает его действия. На мышечные реакции субъект не обращает никакого внимания. Однако и напряжение, и сопротивление могут быть не только разных видов, но и силы, которая нуждается в специальных единицах измерения. В экральном анализе величина напряжения или сопротивления эмоций называется валентностью. Модальное и бимодальное напряжение имеют разную валентность, измерять которую нужно не только уровнями контроля, но и ступенями. Последние будут соответствовать величине противостояния векторов (см. табл. № 8). Табл. № 8.
Р 1, 2, 3 – символ позиции эмоционального оттенка. И, наконец, переход всех трех векторов в плоскость нарастания приведет к самому сильному напряжению эмоции, которое называется триомодальным (см. рис. 28, 29, 58 - 61). рис. 55. рис. 56. рис. 57. рис. 58. Это напряжение, несмотря на разную активность оттенков, близко к амбивалентности эмоционального напряжения (см. рис. 30). Из-за одноплоскостного положения всех трех векторов, субъекту трудно контролировать себя и осуществлять выбор действий. Но некоторый контроль, пока векторы отличаются по своему положению, все-таки есть Контролируемым триомодальным напряжением эмоций, хотя и условно, но принято считать такую одноплоскостную комбинацию подвижности трех оттенков, при которой первый вектор отличается от одинаковых двух других (рис. 60, 61). Здесь сознание, пусть слабо, но все-таки пытается сопротивляться неосознанному напряжению мышц, вызванному, в равной мере, второй и третьей позициями (рис. 60). Человек сосредоточен в первую очередь на опасности и старается вытеснить другие, мешающие ему переживания. Однако разность между векторами первой позиции и двух других не высокая. Поэтому сопротивление, как и осознание происходящего весьма условно. Тем не менее, оно больше, чем в других триомодальных напряжениях. Если первый оттенок нарастает с меньшей скоростью, чем другие (см. рис. 61) осознание происходящего более четкое, чем противоположном случае (рис. 60). Здесь, в отличие от состояния, вызванного молниеносно нарастающим страхом, проблема буквально «ошарашила» человека. Это произошло настолько внезапно, что он даже не успел сильно испугаться. Все три оттенка представляют собой единое целое, но превалируют последние два (рис. 61). Напряжение хотя и высокое, но вполне различимое. Во всяком случае, его легче прочувствовать, чем в предыдущем случае (рис. 60). Слабо контролируемым триомодальным напряжением эмоций считается такое, при котором одинаковые векторы первой и второй позиций в некоторой степени противопоставлены вектору третьего оттенка (см. рис. 29, 59). Слабый страх (см. рис. 29) нарастает молниеносно и одновременно с сильной неудовлетворенностью, при этом, третий оттенок (раздраженность) хоть и в меньшей степени, но тоже нарастает. Однако данный субъект все же смутно чувствует свое напряжение, но он не пытается с ним справиться. Похожее напряжение мышц возникнет и в том случае, когда первые два оттенка нарастают в своей активности медленно, а третий молниеносно (рис. 59). Но такое состояние носит еще более размытый характер в человеческом восприятии. Бесконтрольное триомодальное напряжение эмоций выражается однотипностью первого и третьего векторов одноплоскостной подвижности оттенков (см. рис. 28, 58). Это состояние близко к психической патологии. Противоречия внутри человека достигли максимального напряжения. При этом он совершенно не осознает того, что с ним происходит. Он весь дрожит, но ничего не чувствует, подавляя в себе страх (рис. 28). Это его главная цель, почти «навязчивая идея». Данный человек не хочет, чтобы другие видели его слабости, но скрыть от окружающих свое состояние ему не удается. От этого напряжение увеличивается еще больше. Субъекту одинаково сложно контролировать свое напряжение, и в том случае, когда первый и третий векторы постепенно нарастающие (см. рис. 58). Здесь внимание человека приковано к причине ситуации. Он думает, что положение безвыходно. Эта мысль, незаметно для сознания, производит в его мышцах частые и ритмичные вздрагивания. Самостоятельно справиться с таким тремором практически невозможно. Данное состояние следствие мнительности субъекта, его неумения сознательно подавлять в себе дискомфорт. В отличие от напряжения, которое провоцируется нарастающей активностью эмоций, подвижность в плоскости падения, как уже упоминалось, увеличивает мышечный тонус. Именно он и противостоит напряжению. Здоровая психика обычно защищает себя от дискомфорта, вызванного дрожанием в тех или иных участках тела. Эта функция осуществляется путем подавления активности эмоций. Если минимум два вектора оказываются в плоскости падения, то возникает новое качество, противоположное по своему значению эмоциональному напряжению. Оно называется сопротивлением. В напряженном состоянии, особенно триомодальном, кинестетические ощущения связаны с дрожанием рук и ног и навязчивыми действиями, при сопротивлении, напротив, все «замирает» в организме, возникает скованность, а в патологических случаях, тонические спазмы. У триомодального напряжения тоже есть своя валентность. Ее значение, в частности, изменяется при эмоциональных перепадах. Измерение валентности любого напряжения или сопротивления в эмоциях людей, как и ее изменений (факторов напряжения и сопротивления) более подробно описано нами ниже. Только вычисления всех показателей эмоциональных качеств и их изменений дают возможность вплотную приблизиться к пониманию скрытых мотивов поведения человека, порой не до конца осознанных им же самим. Пожалуй, важнее всего понять смысл действий и причины, побудившие человека осуществить свой выбор «свободной воли». Date: 2015-07-01; view: 586; Нарушение авторских прав |