Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Экра-логическая экспертиза почерка





 

Кроме вышеописанных приемов визуализации эмоций, экральный анализ нередко прибегает и к анализу почерка. В силу закономерной связи эмоций с моторикой субъекта создается возможность как прямого сопереживания людей, возникающего в результате неосознанного воспроизведения одним человеком действий другого, так и с более сложной предметно-опосредованной искусственной средой. Так в произведении искусства аффекты проецируются создателем в объективированных формах: интонации, экспрессии, линии, фигуре или композиции.

В этой связи почерк можно рассматривать как маленькое художественное произведение, в котором автор отражает свои скрытые побуждения, направляемые его эмоциями. Различные переживания этого человека непроизвольно откликаются в минимальных движениях его руки.

В каком-то месте усиливается нажим, что говорит о большей сосредоточенности внимания в этот момент времени. Где-то почерк становится неровным, указывая на ускоренную эмоциональную динамику. Буквы то мельчают, то растягиваются в разных направлениях, меняя наклон и ориентацию в воображаемом пространстве человека, пишущего текст.

Вне всяких сомнений почерк передает переживания людей. Однако и здесь возникают проблемы. Те или иные детали почерка могут иметь в разных случаях неодинаковое значение.

Так находясь в состоянии злости человеку свойственно усиливать нажим. Это же происходит с ним, когда он устал или замерз. Буквы растягиваются в вертикальном направлении, если субъект, писавший текст сильно нервничал, чего-то боялся. Однако такая же реакция руки происходит, когда нужно изложить много, а места на листе бумаги явно не хватает и т.п.

Наконец трудно проанализировать причины перепадов настроения. Они могут зависеть от содержания написанного или от каких-нибудь других отвлекающих раздражителей, несвязанных со смысловым значением текста.

Чтобы в полной мере выяснить скрытую в почерке мотивацию человека нужно проанализировать все элементы изображенных в тексте символов и учесть все возможные факторы, повлиявшие на незначительные их изменения. Это технически сделать сложно даже очень хорошему графологу. С подобной задачей не справится и компьютер с самой современной программой анализа почерка.

Дело в том, что элементов письма слишком много, как и стрессовых факторов, а их возможных вариаций еще больше. Речь идет о таких количественных величинах, которые можно было бы выразить лишь астрономическими цифрами. Учесть все, в столь сложной комбинаторике, просто невозможно.

Однако выход из данного положения все же есть. В любом изображении, созданном человеком, будь то почерк или картина, есть что-то главное, что «хотел сказать художник», пусть даже неосознанно для самого себя. Другие символы могут иметь лишь второстепенное значение и учитывать их необязательно. Во всяком случае, они не влияют на основную мотивацию автора.

Но выделить это «главное», наблюдатель может только путем деконцентрации внимания на всем изображении. Если говорить о почерке, то кроме графологической экспертизы, о которой уже упоминалось, можно разобраться в скрытой мотивации человека, идентифицируя и повторяя минимальные движения его руки. Только после выявления основных эмоций субъекта следует использовать приемы графологии для уточнения полученной информации.

Вначале при помощи карандаша или указки необходимо медленно несколько раз «обрисовать» написанное клиентом слово или его подпись. Затем мысленно повторять движение все быстрее и быстрее, пока ни произойдет деконцентрация взгляда на всем изображении.

На этом фоне возникнет эмоция аналогичная той, что была у человека, написавшего данный символ. После чего новое состояние анализируется так же, как и в других случаях визуализации чувств, о которых говорилось выше.

Такой прием экрального анализа носит название Экра-логическая экспертиза почерка. Идентификация эмоций происходит именно во время мысленного повторения движений руки. Тогда двигательные ощущения, возникшие в этот момент, рефлекторно вызовут наиболее вероятную эмоцию клиента (см. рис. 13).

 

 


рис. 13.

Если нас интересует эмоция, возникшая у клиента в момент написания символа, то после ее идентификации следует выделить основной оттенок, который укажет на главный побуждающий мотив. Затем нужно проанализировать причину его вызвавшую. Для этого требуется снова восстановить данную эмоцию и выявить оттенок второй позиции.

В случае если на первой позиции был страх, а на второй сильная раздраженность, то чрезмерная растянутость символа в вертикальном направлении вызвана осознанием реальной опасности. Если на второй позиции оттенок сильной неудовлетворенности, то страх провоцируется чувством безысходности. Тогда остальная часть изображения будет широкой и длинной. Округлые элементы символа указывают на эмоцию сильного волнения на второй позиции. В этом случае страх первой позиции вызван предстоящей потерей чего-то важного.


Если на первой позиции определяется не страх, а скажем злость, радость или грусть, то причины их побудившие будут обозначены модальностью оттенка второй позиции, как в предыдущем случае. Оттенок третьей позиции в анализе почерка особого значения не имеет. Нет глубокой уверенности, что его можно выявить правильно. Поэтому для уточнения мотивации лучше дополнительно использовать приемы графологической экспертизы почерка, о которых в данной книге мы говорить не будем, ввиду того, что сейчас уже существует масса печатных работ других авторов, освещающих данную технологию. Мы рекомендуем читателю познакомиться с трудами Ильи Щегольева и др.

Данный прием позволяет определять не только сиюминутные состояния, но и центральную эмоцию человека. Здесь опять же все зависит от постановки задачи. Если вопрос адресуется к сиюминутному переживанию, эмоция будет отражать характер временного состояния. Вопрос, направленный на исследование основного мотива поведения раскроет скрытое содержание хронических стрессов и укажет на центральную эмоцию клиента. Однако в этом случае значение будут иметь второй и третий оттенок идентифицированной по почерку эмоции.

В центральной эмоции на первой позиции у человека, как правило, оттенок грусти. Поскольку в этом состоянии он временно спокоен и чего-то ожидает. Поэтому самый сильный оттенок будет выражать содержание второй позиции. Это может быть одна из трех эмоций: сильная настороженность, сильная раздраженность или сильная надежда (волнение). То чем спровоцирована эта эмоция будет представлять собой модальную характеристику оттенка третьей позиции. Последовательность этих эмоций указывает на тип психологической защиты клиента, продиктованный его стрессовым опытом. Об этом более подробно будет сказано в главе данной книге, посвященной проблеме психологических типов онтологической защиты.

Как уже упоминалось выше, при анализе психологических характеристик личности, следует учитывать также и данные графологии, но не нужно от них отталкиваться в самом начале проведения экра-логической экспертизы. Иначе полученные с помощью другой технологии сведенья приведут к искажению результатов по идентификации эмоций на основе экрального анализа. Вначале нужно прочувствовать эмоцию клиента, войти с ним в эмпатию и, лишь, затем анализировать отдельные элементы почерка.

Можно лишь добавить, что аналогично данной технологии следует идентифицировать эмоции человека и по его рисункам. Это представляет интерес при проверке данных различных проективных тестов, применяемых в психологии.

В этом случае, как при анализе почерка, на основе экрального анализа, вначале осуществляется деконцентрация внимания на рисунке и, только потом, идентифицированное эмоциональное состояние можно исследовать параллельно техниками экрального анализа, о которых пойдет речь ниже и психологическими проективными методиками.

 

 







Date: 2015-07-01; view: 712; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию