Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Эмоциональный контакт или как научиться чувствовать и понимать эмоции окружающих?





 

Важно отметить, что люди могут весьма существенно отличаться не только по характеру переживаемых ими эмоций, по их сложности, но и по способности сочувствовать, сопереживать друг другу. Эта способность получила название эмпатии. Слово «эмпатия» происходит от греческого «empatheia» – сопереживание. То есть способность эмоционального понимания других людей, а также восприятия объектов и явлений природного мира и произведений искусства посредством эмоционального их отражения.

В повседневной жизни под эмпатией врачи подразумевают генетически врожденную, развитую в той или иной степени у разных людей, способность человека представлять себя на месте другого индивидуума с психологическим проникновением в его чувства, желания, идеи и поступки.

Данный термин был введен в 1909 году американским психологом Э.Титченером, который обобщил философские и этические концепции симпатии и сострадания, изучая работы Юма, Смита, Шопенгауэра и др.

По словам американского психолога Карла Роджерса: «быть в состоянии эмпатии означает воспринимать внутренний мир другого точно, с сохранением эмоциональных и смысловых оттенков. Как будто становишься этим другим, но без потери ощущения «как будто». Так, чувствуешь радость или боль другого человека, как он сам их ощущает, и понимаешь, причины происходящего, как он их воспринимает... Быть эмпатичным трудно. Это означает быть ответственным, активным, сильным и в то же время — тонким и чутким».

Этот термин первоначально соотносился с эстетическими переживаниями людей. Затем из сферы искусства он перекочевал в медицину, психологию и, наконец, вообще в сферу познания.

Использование эмпатии является важной составной частью всех методов психологического консультирования и воздействия. Эмпатические реакции лежат в основе альтруистического поведения людей за счет соучастия в эмоциональных переживаниях себе подобных.

Ни один акт творчества немыслим без эмпатии: изобретателя – к своему изобретению, ученого – к теории или объекту исследования, художника – к произведению искусства. В конце концов, любой человек «обязан полюбить хоть дверную ручку, иначе он не человек» (П. Пикассо), с которой он может себя идентифицировать – добавляют ученые.

Эмпатию часто путают с идентификацией. Понятие «идентификация», означающее отождествление себя с другим человеком, либо с идеей, выражает установленный эмпирический факт, что одним из самых простых способов понимания является уподобление. В положительном общении между людьми это, разумеется, не единственный способ достижения взаимопонимания, но в реальных ситуациях взаимодействия люди часто пользуются таким приемом, когда предположение о внутреннем состоянии партнера строится на основе попытки поставить себя на его место.

В этом плане идентификация выступает в качестве одного из механизмов познания и понимания другого человека и окружающего мира. Существует много экспериментальных исследований процесса идентификации и выяснения ее роли в процессе общения и познания. В частности, установлена тесная связь между идентификацией и эмпатией.

Механизм эмпатии в определенных чертах сходен с механизмом идентификации: и здесь и там присутствует умение занять место другого, взглянуть на вещи с чужой точки зрения. Однако взглянуть на вещи с чьей-то точки зрения не обязательно означает отождествление.

Если я отождествляю себя с кем-то, это значит, что я выстраиваю свое поведение, таким образом, как строит его этот «посторонний». Если же я проявляю к нему эмпатию, я просто принимаю во внимание линию его поведения и отношусь к ней сочувственно, однако сам поступаю по-своему.

Эмпатия - это временное проживание в жизни другого человека или в идее, осторожное перемещение в ней без того, чтобы делать какие-либо глобальные оценки. Эмпатия к человеку означает частую сверку с ним в отношении точности ощущений и руководство теми реакциями, которые вы получаете от него.

В применении к эмпатии на первый план выступает не рациональное осмысление внешних проблем и людей, а стремление эмоционально откликнуться на них. Термин эмпатия противостоит «пониманию» в строгом смысле слова и используется метафорически: эмпатия есть аффективное «понимание». Эмоциональная природа проявляется в том, что ситуация другого человека, партнера по общению, идея не столько «продумываются», сколько «чувствуются».

Однако и в этом случае присутствует элемент идентификации. Не отождествляя себя с другим человеком, хотя бы на время, нельзя понять, что он чувствует. Особенно это важно, если мы хотим разобраться в его скрытых мотивах. Как прогнозировать, к примеру, действия участников проблемной ситуации, когда мы не знаем, чего они хотят? Поэтому эмоциональное сопереживание, понимаемое как эмпатия, базируется на механизме временной идентификации чувств окружающих.

В своем участии к другому человеку мы обязаны быть надежным его спутником. Эмпатия и есть чувство, передающее такое духовное единение личностей. Она возникает, когда один человек настолько проникается чувствами другого, что временно отождествляет себя с собеседником, как бы растворяясь в нем. Именно в этом глубоком и несколько загадочном процессе эмпатии возникает взаимное понимание, воздействие и другие значительные отношения между людьми.

Альфред Адлер называет эту зависимость «любовью и логикой, связывающих всех нас в одно целое». Он отмечал, что для невротика особенно характерна, неспособность устанавливать связи с людьми и окружающим миром. Адлер утверждал на этом основании, что нельзя сохранить душевное здоровье, отгораживаясь от своей социальной группы, поскольку сама структура личности зависит от общества.

Эмпатия составляет ключевой момент в работе психотерапевтов, преподавателей, священнослужителей и представителей других профессий, имеющих главным содержанием взаимодействие людей. Это основной инструмент психотерапевта, благодаря которому он и его клиент сливаются в единое психическое целое. Таким образом, клиент «взваливает» свою проблему на «свежего человека» и тот принимает на себя половину ее тяжести, в то время как клиент получает от консультанта огромную поддержку в борьбе со своими трудностями, заряжаясь от него психологической устойчивостью, мужеством и силой воли.

Но во время идентификации эмоций другого человека существуют и технологические трудности. Людям свойственно скрывать свои переживания от окружающих. Каждый из нас с детства опасается, что его истинные желания могут другим казаться эгоистичными и вредными. Поэтому внешне человек часто выражает не ту эмоцию, которую испытывает на самом деле. Даже в общении с психологом, когда клиент, казалось бы, должен быть максимально заинтересован во взаимной откровенности, пациент неосознанно для себя «закрывается», «уходит в себя». Это происходит помимо его воли. Он боится быть искренним даже с теми, кто пытается ему помочь.

Чтобы выяснить скрытые мотивы окружающих, нужно научиться безошибочно, идентифицировать их переживания. Это нелегко сделать. Возьмем, к примеру, голосовые интонации. Хотя они и содержат в себе эмоции, никто не может поручиться в искренности этих состояний. Человек может демонстрировать речью, жестами и мимикой другим людям то, что считает для себя нужным. Его истинное отношение остается «за кадром».

И хотя многие из нас способны чувствовать в людях ложь интуитивно, этого недостаточно. Психологам нужна безошибочная методология, позволяющая анализировать скрытые мотивы любого человека.

На сегодняшний день уже существует ряд практических технологий, проливающих свет на данное направление в психологии. Известно, например, что эмоции человека проявляются в интонациях его голоса. Людям свойственно акцентировать внимание окружающих на звуковых перепадах своей речи. Для этого они делают ударение на отдельных произносимых слогах некоторых слов в большей степени. Потом следует продолжительная пауза. Так устанавливается смысловое ударение, которое заставляет другого человека задуматься над содержанием сказанного.

Сейчас уже создано немало методик, позволяющих отслеживать даже самые незначительные изменения голоса. Некоторые полиграфы, осуществляющие контроль интонаций, выявляют ложные эмоции, явно нетипичные для общего голосового фона. Но люди могут обманывать такие приборы. Человек произвольно управляет своей речью и голосом. Поэтому истинные эмоции лучше искать в неумышленных проявлениях.

Графологи, например, видят решение этой задачи в экспертизе почерка. Наиболее авторитетная из энциклопедий — Британская (1978 года) — так характеризует графологию: «Графология изучает отражение эмоций личности в почерке. Она опирается на богатую статистику, устанавливающую связь между особенностями почерка и чертами характера человека. Эта связь обусловлена тем, что моторные движения руки, образующие почерк, управляются мозгом и несут на себе отпечаток психических процессов, протекающих в нем».

Академический словарь «Русского языка» утверждает, что ГРАФОЛОГИЯ — это изучение почерка с целью определения психического склада и способностей человека. Это направление возникло очень давно. В древности графологи пытались по почерку предсказывать людям будущее.

В настоящее время методика интерпретации почерка получила достаточное распространение у нас и за рубежом. Исследования показали, что анализ почерка действительно позволяет частично характеризовать некоторые психологические особенности личности. Это дало основания Верховному суду США в 1978 году признать законным использование графологии при приеме на работу.

Таким образом, распознавание почерка, которое раньше называлось графологией, очищенное от мистического налета прежних заблуждений, успешно используется в современной психологической диагностике и позволяет определять некоторые особенности поведения, характера, наклонностей клиента. Такое обследование имеет значительные преимущества перед другими методиками: оно не требует особых условий проведения и доступно абсолютно для каждого умеющего писать.

Современную графологию условно можно отнести к проективным методам психологического изучения личности. Более подробно о проективных методиках психологии будет рассказано ниже, в разделе данной книги, связанном с исследованиями структуры личностных предпочтений. Здесь же мы хотим осветить лишь приемы идентификации эмоций по их минимальным проявлениям у людей.

Что же касается почерка то, в самом деле, проведенные на базе Научного центра экрального анализа многолетние исследования показали, что эмоциональные переживания человека способствуют изменению координации движения его руки.

Так в напряженном состоянии текст пишется уверенней. Нажим сильнее. Почерк становится неровным, когда человек волнуется. В злости, из-за высокой концентрации внимания на происходящем, буквы мельчают и сосредотачиваются в центре письма. Страх способствует сужению письменных знаков текста и растягиванию их по вертикали. Состояние грусти людям скрыть еще сложнее. Почерк в этой эмоции способствует растягиванию символов в горизонтальном направлении. Неумение найти выход из создавшегося положения отражается в форме многосложных предложений и в соответствующем смысловом содержании написанного.

Существуют и многие другие нюансы почерка, о которых можно говорить достаточно долго. Однако все эти показатели отнюдь не являются абсолютными. Человек при желании может умышленно изменить свой почерк и ввести графологов в заблуждение.

Кроме того, вызывает сомнение абсолютная ценность данной технологии в анализе эмоциональных состояний. Особенно неудобно использовать графологию в психотерапии. Эмоции высоко изменчивы и чаще всего имеют сиюминутный характер. Поэтому почерк передает лишь те состояния, которые испытывает человек в момент написания, но выявить всю гамму переживаний клиента, при помощи графологии весьма сложно.

В книге Алана Пиза «Язык телодвижений» предложен не менее интересный подход к анализу жестов и поз. Особенно важными, по мнению автора, являются автоматические реакции, на которые человек сознательно внимания не обращает.

Эмоции, как считает Алан Пиз, имеют в первую очередь либо оборонительное значение, либо носят характер интимных предпочтений. Именно поэтому их легче всего отследить в неконтролируемых позах и жестах людей. Если почерк человека выражает его сиюминутные двигательные реакции и связанные с ними эмоции, то его позы имеют статичный характер и указывают на глубоко переживаемое внутреннее состояние.

Так, к примеру, женщина, показывающая мужчине свое запястье, по мнению А. Пиза, хочет соблазнить его и, наоборот, закрытые позы – демонстрация скрытой агрессии и неприятия. Кроме того, жесты человека, как и его позы, легче идентифицировать, чем движения его руки во время письма, что само по себе облегчает возможность эмпатии.

Но следует, тем не менее, заметить, что жестикуляция выражает не только эмоции. Когда человеку холодно или он испытывает другие физические недомогания, движения его тела автоматически изменяются. Он дрожит, становится скованным, складывает руки на груди или принимает другие закрытые положения. Позы и жесты людей могут иметь также умышленно демонстративный характер. В этом случае они не выражают истинного отношения человека к происходящему.

Верно одно: в голосе и движениях тела содержатся следы переживаемых людьми эмоций. Поэтому необязательно искать другие внешние проявления чувств, чтобы узнать мотивы человека.

Если мы можем сознательно управлять своими жестами и интонациями, то существуют их минимальные неконтролируемые проявления, по которым наши скрытые эмоции подлежат идентификации окружающими.

Интонация и походка у человека имеют еле уловимые для постороннего восприятия индивидуальные признаки специфического характера. Это весьма существенные показатели, которые надолго фиксируются в нашей памяти.

Идентификация слуховым анализатором хорошо известного голоса происходит по нескольким звукам. Если, к примеру, звонит старый друг или постоянный клиент, его нетрудно узнать по первому же слову. Но в одном сказанном слове человеку трудно умышленно отразить глубокое эмоциональное переживание. Следовательно, речь идет, о непроизвольной эмоции, которую мы идентифицируем по его голосу неосознанно для себя.

Это относится и к минимальным движениям тела. Так знакомого человека, которого не доводилось видеть многие годы, можно определить по походке за одну секунду. При этом данный человек явно не контролирует себя во время такого рода движений.

Можно ли подобные явления эмоциональной идентификации считать случайностью?

В голосе и движениях тела человека, как показали исследования сотрудников Научного центра экрального анализа, содержатся не просто его эмоции, а информация о пережитых им ранее стрессах, состоянии его здоровья и выработанных, на протяжении многих лет, защитных реакциях.

Такого рода сведенья о незнакомых людях воспринимаются нами практически инстинктивно. Ведь не только человеку, но и высшим животным свойственно узнавать друг друга по минимальным признакам. Главную роль в этом общении играет «чтение» эмоций другого существа.

В волчьей стае, например, вожак внимательно наблюдает за каждой подчиненной ему особью. Малейшие признаки агрессии со стороны члена стаи воспринимаются им как неповиновение. В свою очередь никто из «рядовых» волков не смеет смотреть в глаза вожаку. В противном случае конфликт неизбежен.

Подобные проявления эмоций, на которые мы почти не обращаем внимания, есть и у людей. Эмоциональное отражение информации у человека происходит автоматически. Эмоция не задерживается надолго в его сознании. Общаясь между собой, люди незаметно для себя фиксируют: незначительные изменения интонаций голоса, ритм дыхания собеседника, покраснения и побледнения его кожи, степень напряжения мышц, возможно, имеют место и какие-то невидимые, и неслышимые излучения, исходящие от человеческого тела, которые, хотя как-то и ощущаются нами, но осознать их трудно.

Еще Франц Месмер обращал внимание на некоторые непонятные явления невербальной передачи информации одним человеком другому. Он предполагал, что это происходит за счет невидимых «флюидов». Существуют ли они на самом деле, как и то, способны ли флюиды оказывать какое-либо влияние на людей, науке пока неизвестно.

В этой связи, экральный анализ рассматривает механизмы идентификации эмоций с сугубо практической стороны. Данный метод не ставит перед собой задачу изучения физической природы невербального общения. Подобные исследования связаны с высокой технической сложностью в проведении наблюдений и объективной оценке результатов.

Предметом нашего научного поиска является анализ содержащейся в восприятии человека информации в очень незначительном количестве, а также практические приемы ее идентификации по мало определяемым признакам объекта.

Однако данные процессы чаще всего имеют место на уровне невербального общения людей между собой. Поэтому механизмы формирования эмоций, связаны, также, с невербальной идентификацией информации.

Чтобы создать компьютерную программу, способную анализировать человеческие эмоции по их минимальным внешним проявлениям, нужно разобраться, как это происходит в процессе естественного общения людей.

В экральном анализе идентификация информации о скрытых мотивах поведения человека называется эмоциональным контактом.

Эмоциональный контакт – это неосознанная идентификация человеком информации об объекте, вследствие чего у него возникает эмоция.

 

Таким образом, любое первое впечатление человека, которое вызывает в нем эмоциональное отношение к происходящему связано с эмоциональным контактом (ЭК).

Но в практике экрального анализа этот термин, чаще всего, употребляется в более узком значении. Обычно под ЭК, в первую очередь, понимается идентификация эмоций другого человека по их минимальным проявлениям в его голосе, движениях и пр. Данный механизм относится к эмпатии. Но в отличие от общепринятого значения термина эмпатия, в этом случае речь идет об осознанном процессе идентификации эмоций.

Жесты и движения своего тела, как и голосовые интонации, человек не всегда осознает (об этом говорилось выше) но, при желании, может ими управлять. Поэтому, чтобы выяснить его скрытые мотивы нужно настроиться именно на незначительные проявления эмоций, скажем, в походке клиента или в одном сказанном им слове.

Весь процесс эмоционального контакта, от начала и до конца, как уже упоминалось, экра-аналитик контролирует сознательно. При этом качество идентификации эмоций зависит, в первую очередь, от правильной постановки задачи. Для наглядности приведем пример, иллюстрирующий механизм эмоционального контакта.

В известной нам с детства сказке о «Красной шапочке», героиня встречает в лесу волка, которого видит первый раз в жизни. Допустим, это животное, может ассоциироваться у нее с собакой. Тогда первой эмоцией у доброй девочки, которая любит четвероногих друзей, а она по сказке именно такая, вероятней всего, будет радость.

Здесь, если говорить языком экрального анализа, мы имеем дело с неосознанным впечатлением ребенка, которое вызвано у героини сказки эмоциональным контактом с внешним объектом (волком). Однако правильной идентификации мотивов поведения волка в этом случае пока не происходит. Девочка чувствует радость, а хищное животное, скорее всего, злость.

Попробуем логически проследить, как могло бы развиваться дальше общение этих персонажей. Если Красная шапочка случайно заметит острые зубы волка или его вздыбленную шерсть, то исходя, из уже имевшегося у нее ранее личного опыта или вспомнив страшные истории, рассказанные ей мамой, новая информация может ее насторожить. Эмоция героини, в этом случае, соответствующим образом изменится. Но возникший страх, тем не менее, все еще не отражает скрытых мотивов, которыми руководствуется волк.

Для того чтобы девочка поняла, что на самом деле хочет от нее данное существо, она должна спросить себя: «какие намерения по отношению ко мне у этого животного?». Тогда в эмоциях Красной шапочки отразится агрессия волка и произойдет окончательная идентификация его состояния. Она как бы на время станет этим существом и увидит себя его глазами.

Именно этот процесс, по словам Карла Роджерса и лежит в основе эмпатии. Данный прием идентификации эмоций используется и в экральном анализе, но уже сознательно. ЭК, как уже упоминалось, чтобы он не исказил содержание эмоционально воспринятой нами информации, требует точности в постановке вопроса. Для этого задачу обычно формулируют заранее. Кроме того, если учесть, что основными каналами восприятия у человека являются зрение и слух, то легче всего идентифицировать эмоции других людей, используя именно эти анализаторы, хотя не исключается идентификация по запахам, прикосновениям и пр.

Эмоции, как показывают наблюдения психологов, связаны с минимальными реакциями зрительного и другого восприятия человека.

Если, к примеру, мы хотим знать, какое воздействие оказывает рекламная картинка на эмоции большинства людей, достаточно сосредоточить свое внимание в центре ее изображения. Потом растянуть свой взгляд одновременно во всех направлениях по краям картинки. Эмоция, которая при этом возникнет, будет аналогичной той, что испытают остальные зрители.

Слушая музыкальное произведение (без настроя на критику) мы незаметно для себя производим слуховую деконцентрацию и обращаем внимание только на возникающие эмоции.

Эти же механизмы лежат в основе эмоционального контакта экра-аналитика с другим человеком. Подробней приемы визуализации эмоций людей по их движениям, глазам, разработанные на основе экрального анализа, а также идентификацию эмоций по голосу мы рассмотрим ниже.

Date: 2015-07-01; view: 1161; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию