Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Анализ эмоций по голосу





 

Связь эмоций с характеристиками голоса и речи очевидна. Она определяется необходимостью общения, на основе второй сигнальной системы. Эмоции проявляются в интонациях речи. Они могут выражаться в перепадах силы произносимых звуков (амплитуды) и изменениях частотных характеристик голоса. Различными интонациями мы демонстрируем окружающим свое отношение к предмету разговора. Иногда это происходит осознанно, иногда нет. В некоторых случаях, находясь в стрессовых эмоциях, мы не контролируем себя настолько, что речь теряет смысловое значение. Такие логические нарушения явно демонстрируют связь эмоций с механизмами мышления.

Так П. Жане указывал на деструктивные изменения привычных интонаций под влиянием шоковых состояний: «Иногда эмоции полностью подавляют речь, но чаще всего разрушаются лишь определенные ее формы, адаптированные к тем или иным обстоятельствам: затрудняется доклад на конференции, ответ на экзамене, не находится нужное в данный момент слово. Могут меняться и голосовые особенности: голос становится выше или ниже обычного, появляется заикание, икота, всхлипывания».

С давних пор люди замечали, что человек, охваченный сильной неуправляемой эмоцией, становится как бы ниже самого себя: психическое состояние, образование, моральное воспитание могут существенно меняться. Laycock еще в 1876 году писал о любопытном случае: человек, который, имел образование и высокий уровень эрудиции, в эмотивном состоянии начинал снова говорить на местном наречии.

Однако эмоции могут оказывать и конструктивное влияние на человеческую речь и голос. В определенных психических состояниях выступление агитатора перед аудиторией становится уверенней, его слова более доходчивыми для окружающих. Всякий талантливый оратор, как и артист на сцене знает: какую важную роль для него играют эмоции. Правильный психологический настрой способен активизировать у человека слух и изменять его голосовой тембр. Это явление хорошо известно певцам. Эмоции меняются и при прослушивании вашей любимой (нелюбимой) музыки.

Интересен тот факт, что если значение слов (текст) мы воспринимаем сознательно, то эмоциональный подтекст только чувствуем. Это происходит непроизвольно. Видимо механизм такого эмоционального восприятия голоса для людей имеет очень древние корни, эволюционно унаследованные ими из животного мира. Животные ведь тоже передают друг другу голосом сигналы об опасности, приглашения к спариванию, свое недовольство или восторг. Собаки, например, могут скулить от боли или этими же звуками, но с иным эмоциональным подтекстом, демонстрировать хозяину свою радость. Дельфины, как и другие китообразные, способны общаться между собой в диапазоне звуковых частот, значительно превышающем по своим качественным характеристикам возможности нашего слуха. При этом, как показали исследования, они тоже передают звуками свое достаточно сложное эмоциональное отношение к происходящему.

Чтобы человек смог прочувствовать эмоциональное содержание чье-либо речи, ему нужно обращать внимание не на отдельные слова, а на перепады в голосовых интонациях собеседника. Идентификация эмоций в этом случае происходит по силе раздражителей, их продолжительности и внезапности частотных изменений отдельно произносимых звуков.

Человек отражает эмоции собеседника за счет моторно-кинестетической мобилизации своего организма, в ответ на воздействующие на него звуки голоса. В этот момент информация, полученная путем деконцентрации внимания в пределах слышимой речи, непроизвольно проецируется нами на внутреннее состояние.

Для правильной идентификации эмоций человека по его голосу, разработанной на основе экрального анализа, нужно:

1. Успокоиться.

2. Прислушаться к голосу говорящего человека. Обращать внимание на содержание его слов пока не следует.

3. Определите самые громкие и тихие звуки в произносимых словах, высокие и низкие интонации, средний звуковой диапазон.

4. Теперь постарайтесь услышать все звуки голоса данного человека одновременно. Не фиксируйте свое внимание на чем-то одном.

5. После этого переведите внимание на ощущения в области солнечного сплетения и грудной клетки (эти ощущения нужно запомнить).

6. Проекция деконцентрации слуха на внутренние состояния вызовет новую эмоцию, которую нужно проанализировать.

7. Соизмерьте новые ощущения с теми, которые были до момента слуховой идентификации эмоции данного человека. Если появляются сомнения, что ваше состояние изменилось, попробуйте повторить упражнение сначала.

Если ощущения поменялись, и на их фоне возникла новая эмоция, опишите ее в три этапа, аналогично тому, как это делается во время визуального чтения эмоций людей по их моторно-кинестетическим проявлениям. Используйте, при этом, стандартную последовательность в описании нового состояния:

· Побудительные мотивы, вызывающие внутреннее стремление к осуществлению каких-либо действий.

· Примеры 2-3 ситуаций, в которых возникала подобная эмоция.

· Место расположения новых ощущений внутри вашего тела.

После идентификации эмоции по голосу другого человека нужно сосредоточить свое внимание, в первую очередь, на наиболее активном эмоциональном ее оттенке. Для этого возникшее у вас чувство следует максимально усиливать в себе. Нужно отвлечься от других оттенков и описать эмоцию как единое состояние.

Для удобства записи идентифицированных эмоций мы предлагаем следующую форму (табл. № 7).

Табл. № 7.

  НДЭ   Мотивация, к которой побуждает данная эмоция. Участки наибольшей локализации ощущений внутри тела. Примеры 2х – 3х ситуаций, в которых возникала такая эмоция.
       

 

Вначале нужно заполнить последние три колонки в таблице, и, только потом выявить последовательность позиций эмоциональных оттенков, символически обозначив их в первой колонке:

· Первая позиция: основное побуждение. Если возникало желание действовать, то речь может идти о страхе или злости. В первом случае, к примеру, хотелось ретироваться, во втором, наоборот, нейтрализовать раздражитель или напасть на обидчика. Если делать ничего не хотелось, то могла возникнуть грусть (состояние безысходности или выжидания подходящего момента для действий) или радость (окончательное решение проблемы).

· Вторая позиция: причина побуждения. Если основное желание, независимо от того связано оно с действиями или их отрицанием, вызвано тем, что найти продуктивное решение нельзя, на второй позиции оттенок безысходности (сильная неудовлетворенность). Те или иные побуждения человека могут направляться его надеждой на благополучное завершение событий (сильное волнение) или агрессией (сильная раздраженность). На второй позиции может быть и оттенок сильной настороженности, если основное побуждение объекта вызвано у него осознанием реальной опасности.

· Третья позиция представляет собой сдерживающий мотив. Этот эмоциональный оттенок как бы противостоит главному побуждению человека, он тормозит активность эмоции на первой позиции. Сообразно его модальности можно заключить, что если это волнение, то какая-то смутная надежда сдерживает человека от активных действий или ожидания, в зависимости от модальности основного оттенка. Если же речь идет о раздраженности, то внутреннее желание что-либо предпринять противостоит радости на первой позиции, страху или инерции ожидания, вызванной грустью.

Строгая последовательность модальностей и их постепенное снижение активности указывает на мотивацию человека, иногда скрытую даже от него самого.

Ниже мы рассмотрим и некоторые нетипичные характеристики недиаметральных эмоций, также выделенные на основе экрального анализа, которые вызывает чрезмерная активность первых оттенков или нарушение последовательности в позициях.

Подобные состояния могут возникать у нас во время их зрительного или слухового восприятия при анализе эмоций объекта и вводить в заблуждение. Нетипичные эмоции нужно уметь отличать от типичных, чтобы не возникало чувство ошибочной идентификации мотивов другого человека в том случае, когда он находится не совсем в нормальном психическом состоянии.

Date: 2015-07-01; view: 1419; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию