Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Визуализация эмоций человека по напряжению его мышц и движениям тела





 

Данные современной психологии позволяют выделить в качестве основы эмпатической реакции процесс моторно-кинестатической идентификации. Иначе говоря, неосознанное уподобление наших мышечных сокращений выразительным движениям воспринимаемого объекта.

Это не всегда проявляется внешне. Иногда мы мысленно подражаем движениям тела другого человека. В этот момент сокращения мышц крайне незначительны. Их трудно заметить постороннему наблюдателю.

Именно плохо контролируемые стимулы, чаще всего и провоцируют эмоции. Глядя на своего собеседника, мы неосознанно для себя обращаем внимание не только на выражения его лица, но и на некоторые линии, образованные складками одежды и открытыми частями его тела. Внутренне мы, как бы, подражаем ему. Незаметно возникает эмоция. Это пока трудно различимое состояние создает определенный настрой к другому человеку.

Если моторно-кинестетическая реакция нашего тела вызвала комфортное состояние, другой человек провоцирует у нас положительную эмоцию, в случае дискомфортного отражения движений его тела, мы испытываем неприязнь к объекту.

Примерно также воспринимаются и неодушевленные предметы. Когда мы смотрим на какое-нибудь изображение (картину художника или рекламный плакат), моторно-кинестетическая идентификация увиденного у нас неосознанно вызывает эмоцию. Конечно, имеет значение и рисунок, и письменное содержание, но эмоции, обычно, формируются раньше, чем мы успеваем осознать их символику.

Любое изображение можно рассматривать как совокупность ярких пятен, соотносящихся между собой во времени и пространстве. В первую очередь человек обращает внимание на центральную часть рисунка. Затем определяет для себя степень смещения наиболее ярких пятен в сторону краев изображения. Оценивается все: непрерывность рисунка, его яркость, величина пробелов между пятнами и пр.

Если, к примеру, основная часть изображения находится в центре рисунка, концентрация внимания на нем высокая. В этом случае, в недиаметральной эмоции наблюдателя, преобладает агрессивная модальность. Это связано с мышечными напряжениями в центре его тела, вызванными проекцией внимания внешней чувствительности на внутреннюю (область диафрагмы и брюшного пресса).

Если наиболее яркое пятно сосредоточено в области вертикальной оси симметрии, будет усиливаться настороженность или, даже, возникнет страх потому, что вертикальная деконцентрация зрения отразится во внутренней чувствительности наблюдателя. Субъективно он обратит внимание на мнимые ощущения вверху и внизу центральной части тела («ком в горле», «все обрывается или опускается вниз»).

Изображение, растянутое по горизонтальной оси, увеличит в нем модальность грусти. Возникнут следующие ассоциации: «давящее ощущение в области солнечного сплетения», «руки ослабли», «прижимает к земле» и пр.

Волнение перерастает в радость, если самые контрастные пятна хаотично расположены по периферии рисунка. В этом случае зрение охватывает все изображение целиком. На уровне внутренних ощущений деконцентрация происходит без каких-либо ограничений (круговая центробежная).

Активность эмоций увеличивается также от нарастания яркости изображений. Мышечное напряжение и чувство внутреннего сопротивления зависят от степени световых и цветовых перепадов. При этом резкие переходы увеличивают напряжение, а плавные вызывают у наблюдателя на эмоциональном уровне чувство внутреннего сопротивления.

Аналогичные моторно-кинестетические реакции происходят у нас, когда мы наблюдаем за людьми. Если, к примеру, в партере театра посмотреть на спину, сидящего впереди зрителя, можно определить в каком эмоциональном состоянии он находится. Достаточно обратить внимание на контуры его мышечного рисунка. Кроме того, незначительные повороты головы, движения тела, степень напряжения и скованности его мышц, будут дополнять возникшее эмоциональное впечатление.

Для этого достаточно сконцентрировать свое внимание в центральной области видимой части спины наблюдаемого нами объекта. Затем мысленно очертить небольшую окружность в этом месте. Разделить ее на четыре части и растянуть в разные углы просматриваемой части спины данного человека.

Во время деконцентрации зрения рефлекторно произойдет деконцентрация внутренних ощущений. Она, в свою очередь, вызовет у нас ответную эмоцию. Данное чувство и является результатом идентификации эмоции этого человека. Результат будет точным, если изначально поставленная перед собой задача правильно отражала цель эмоционального контакта с объектом.


К примеру, если в момент визуальной деконцентрации спросить себя: «какую эмоцию испытывает данный человек во время прослушивания музыкального произведения?», мы получим чувственный ответ, отвечающий его состоянию. Если поставить вопрос иначе: «опасный это человек или нет?», эмоция возникнет не такая. Она будет отвечать другой постановке задачи, как в примере с Красной шапочкой, приведенном в предыдущей главе.

Но, к сожалению, точно отразить на визуальном уровне все детали необходимого изображения невозможно. Зрение не обладает специальной линейкой для подобных измерений. Поэтому сложившееся впечатление позволит только примерно идентифицировать эмоцию объекта. Более того, чрезмерный анализ отдельных элементов изображения (складок одежды, углов линии плеча и т.п.), приведет к еще большему числу ошибок в определении эмоции человека. Этого можно избежать, если воспринимать образ не частями, а целиком, получая общее впечатление от визуального изображения видимой части спины у данного объекта.

Чтобы научиться визуализировать эмоции других людей, для первого раза необходимо:

1. Принять правильную осанку и расслабить мышцы своего тела.

2. Сконцентрировать внимание на собственных ощущениях в области солнечного сплетения и грудной клетки (эти ощущения нужно запомнить).

3. Теперь необходимо целиком охватить взглядом человека стоящего напротив. Предпочтительней во время первых тренировок, чтобы он стоял спиной, как в приведенном выше примере, поскольку выражение его лица и дополнительные элементы одежды будут отвлекать от правильной оценки скрытых эмоций.

4. Контуры видимой части тела этого человека нужно мысленно спроецировать в область своего солнечного сплетения. Поместить их как бы внутрь самого себя.

Теперь следует приступить к анализу возникшей эмоции. Соизмерьте свое новое состояние с теми ощущениями, которые остались в памяти до момента идентификации эмоции этого человека. Если появляются сомнения, что ощущения изменились, попробуйте повторить упражнение сначала. При этом перед повторной идентификацией нужно сделать глубокий вдох и спокойный выдох, чтобы снять возникшее эмоциональное напряжение. Если ощущения все-таки изменились, попробуйте описать новое состояние как эмоциональное в три этапа:

· Причины или мотивы возникшей эмоции.

· Вспомните, и детально опишите 2-3 ситуации, в которых могла возникать эта эмоция у вас раньше. Для этого, необходимо зафиксировать в себе новую эмоцию и мысленно задать себе вопрос: «где, когда и при каких обстоятельствах у меня было похожее чувство?». Воспоминания возникнут сами собой.

· Опишите место локализации новых ощущений внутри тела и их характер (как можно подробнее).

Кроме такого способа визуализации чувственного состояния объекта можно, как уже упоминалось, использовать прием считывания его эмоций с походки.

Для этого нужно несколько секунд наблюдать за походкой проходящего мимо человека, без какой-либо мысленной критики, затем перевести свой взгляд на другое место (лучше на серую или белую стену).

Попытайтесь мысленно восстановить запомнившиеся элементы движения его тела, повторив их несколько раз. Ваше внимание выделит все необходимые параметры мышечных усилий этого человека и произведет деконцентрацию зрения на них. При правильной постановке вопроса (см. предыдущую главу), эмоция, которая при этом возникнет на уровне внутренней деконцентрации, будет отражать переживание данного человека.


В методе экрального анализа существуют также приемы идентификации эмоций людей по их глазам, почерку (отличные от графологии), голосу и пр. Более подробно мы расскажем о них ниже. Однако в основе их лежит тот же механизм эмпатии и моторно-кинестетического подражания.

Здесь речь пойдет об анализе эмоций человека по выражениям его глаз. Издревле известно, что глаза – это «зеркало человеческой души». Будда в своей «Огненной проповеди» говорит: «Все объято пламенем. Глаз и все чувства объяты пламенем, зажженным огнем любви, огнем ненависти, огнем ослепления; его зажигает рождение, старость и смерть, боль и жалобы, заботы, страдание и отчаяние. Весь мир стоит в пламени; весь мир окутан дымом; весь мир истребляется огнем; весь мир содрогается».

Чтобы понять скрытые мотивы другого человека иногда просто достаточно заглянуть ему в глаза. В этот момент мы начинаем по-настоящему сочувствовать ему. Мы, как бы, проникаемся его переживанием, проецируя его на себя.

Теория вчувствования в объект берет начало на границе Х1Х - ХХ веков. Основоположники этой теории Р.Фишер и Ф.Фишер в ее основу положили принцип, согласно которому имеется особая связь внутреннего переживания человека с его созерцанием внешней формы. Чувственная видимость подлежит общему закону экстернализации (Externalisation). Под экстернализацией Иодль понимает локализацию чувственного восприятия в пространстве. Мы слышим звуки не в ухе и видим цвета не в глазу, а на пространственно-локализированном объекте. Иначе говоря, хотя эмоция и отражается внутри нас, визуализация ее происходит на чем-то внешнем. Мы, как бы, ассимилируем внутреннее состояние с каким-нибудь увиденным изображением. Вундт причисляет эмпатию к элементарным процессам ассимиляции. В этом смысле, эмпатия есть своего рода процесс восприятия, отличающийся от других тем, что некое важное для нас психическое содержание вкладывается при помощи чувства в объект.

Однако во время идентификации эмоций другого человека по глазам, на основе экрального анализа, мы не просто переносим на объект свое собственное переживание, а ориентируем возникающие у нас чувства, согласно тем изменениям, которые наблюдаем в зрачках собеседника. Здесь происходит своего рода подстройка эмоционального состояния экра-аналитика под меняющуюся форму видимого им изображения. Таким образом, чувства одного человека согласуются с переживаниями других людей.

Если бы наши эмоции имели только внутреннее происхождение и ни как не отражали внешние процессы, в них отсутствовал бы смысл. Поэтому объект восприятия, в первую очередь, представляет собой стрессор и, только потом, место пространственной локализации наших эмоций.


Глядя прямо в зрачки собеседника, мы неосознанно для себя соотносим их величину и форму по отношению к эталонам идеальных окружностей, которыми являются радужные оболочки глаз данного человека. В этот момент происходит проекция моторно-кинестетических реакций объекта, отраженная в незначительных реакциях его зрачков, на наши собственные движения тела. Глаза собеседника в этом случае представляют собой своеобразные индикаторы его внутренних и кинестетических ощущений.

В экральном анализе такой прием идентификации эмоций носит название: OSS- тестирование (oculus, sector, statica). Анализ эмоций при этом происходит по небольшому сектору глаза. Из данного сектора исключаются верхнее и нижнее веки глаз и края этих век. Зрительная деконцентрация осуществляется в пределах видимого изображения. В этот момент, в эмоциональном восприятии экра-аналитика, непроизвольно отражаются эмоции клиента. Данный прием позволяет анализировать как динамику сиюминутных состояний, так и центральную эмоцию человека

Чтобы хорошо освоить прием OSS- тестирования, нужно начинать тренировку с анализа глаз разных людей на фотографических снимках. Лучше, чтобы это были мало знакомые люди. Тогда сложившееся отношение к ним не будет отвлекать от истинных эмоций в их глазах.

По фотографии нельзя определить динамику переживаний человека, поскольку его глаза, в этом случае, статичны. Но если предположить, что клиента фотографировали, когда он был спокоен, то можно проанализировать его «центральную эмоцию». Для этого:

· Положите перед собой фотографию, лучше, незнакомого человека, смотрящего прямо на вас (снимок на документе). Зрачки не должны быть засвечены.

· Закройте двумя листиками бумаги части изображения с верхними и нижними веками.

· Посмотрите прямо в зрачки этого человека.

· Выполните зрительную деконцентрацию в пределах видимого изображения.

· Обратите внимание на свое внутреннее состояние и возникшую при этом эмоцию. Опишите ее.

В дальнейшем, после ряда таких тренировок, можно переходить к анализу эмоций по глазам людей, с которыми ведете беседу. В этих случаях нужно стараться следить за зрачками собесе6дника, деконцентрация и анализ эмоций будут происходить автоматически.







Date: 2015-07-01; view: 818; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.011 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию