Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Активность эмоционального оттенка – это степень его приближения по своей силе к состоянию диаметральной эмоции
Для удобства в измерении четырех полярных эмоций активность в экральном анализе принято делить на два уровня, причем на первом она выше, чем на втором. К первому уровню, на котором активность немного слабее, чем у диаметральной эмоции, относится злость, страх, грусть и радость. Этот уровень активности стимулирует у человека ответные действия. В злости он преодолевает препятствие, в страхе убегает, в состоянии грусти отказывается от каких-либо действий и ждет подходящий для них момент, в радостной эмоции снимает задачу и не думает о проблеме. Ко второму, менее активному, чем первый уровню относится раздраженность, настороженность, неудовлетворенность, волнение (надежда на удачный результат). Эти эмоции мобилизуют человека, хотя и не стимулируют в нем немедленных действий. Так в состоянии раздраженности имеет место только внутренняя готовность к преодолению препятствия, а не само преодоление. Будучи настороженными, мы не станем убегать от опасности. Эмоция неудовлетворенности не приводит к немедленному отказу от выполняемой задачи. И, наконец, волнение – это только надежда на положительный исход проблемы. Каждый уровень активности имеет три степени. Самая высокая первая степень. Она говорит о некотором преувеличении силы эмоциональной реакции на данном уровне. Такие состояния первого уровня и, одновременно, первой степени активности как сильная злость, сильный страх, сильная грусть и большая радость очень близки к диаметральным эмоциям. Разница между ними и диаметральными эмоциями в том, что первыми все-таки можно управлять, а вторыми нет. Сильная раздраженность, сильная настороженность, сильная неудовлетворенность и сильное волнение - хотя и скрытые, но очень активные эмоции первой степени второго уровня активности. Эти состояния четко указывают сознанию на характеристики стимула их побудившего. Так в состоянии сильной раздраженности человек точно знает, из-за чего она у него возникла. Сильная настороженность тоже вызвана вполне осознанной опасностью. Сильная неудовлетворенность, как и эмоция волнения такой же активности, связаны с пониманием причины их побудившей. Вторая степень активности, как бы нейтральная, она полностью отвечает активности уровня, на котором появляется. В злости (первый уровень вторая степень) человек преодолевает препятствие, а в раздраженности (второй уровень вторая степень) его обнаруживает; в страхе он ретируется от опасности, в настороженном состоянии готовится к бегству; в грусти – «опускает руки», в неудовлетворенном настроении испытывает неприязнь к тому, что делает. В радости люди не думают о проблемах, в волнении ожидают результат, надеясь, что он будет хорошим. Третья степень самая слабая. Она преуменьшает активность эмоции. Это спокойные состояния. В слабой злости (первый уровень третья степень) человек не нервничает. Он просто делает свое дело. В эмоции слабого страха люди не убегают от опасности, но избегают ее или уходят от нее. Это же касается и незначительной грусти. В этом состоянии человек о чем-то думает и отдыхает от дел. Эмоция слабой радости – это облегчение, возникающее после исчезновения проблемы. Что касается слабой раздраженности (второй уровень третья степень), слабой настороженности, слабой неудовлетворенности и слабого волнения – это неконтролируемые сознанием эмоциональные оттенки. Человек не обращает на них никакого внимания. Они напоминают собой смутное предчувствие чего-то пока неопределенного. В исследовании мотивов поведения на основе экрального анализа активность третьей степени на втором уровне называют «зоной отчуждения эмоций» (см. табл. № 2):
Интересен тот факт, что чем активность ближе к «условной линии экватора» (см. табл. № 2), тем эмоция лучше управляется сознанием человека. И, наоборот, эмоции близкие к Чтобы развить в себе способность к управлению собственными эмоциями, во время упражнений по деконцентрации ощущений, следует обращать внимание на показатели активности каждой модальности. В зависимости от активности эмоции одной и той же модальности меняют свои качественные характеристики. Так сильный страх отличается от страха или слабого страха. Тем более, от сильной настороженности или этой же эмоции на втором уровне с третьей степенью активности и т.д. Чтобы выявить эти отличия, их нужно сопоставить с соответствующими им мотивами поведения. Специально разработанная для экрального анализа схема позволяет с большой достоверностью определить не только уровень, но и степень каждой эмоциональной модальности. Эти состояния подлежат описанию по следующим трем пунктам: 1. Побуждения, которые более всего соответствуют данной силе возбуждения той или иной эмоции. Так сильный страх провоцирует человека на бегство, страх заставляет искать возможность избегания опасности, слабый страх побуждает при виде, к примеру, пьяного человека, перейти на другую сторону, сильная настороженность мобилизует внутренние резервы, заставляет задуматься об опасности, настороженность – смутное предчувствие неприятности и т.п. 2. Примеры ситуаций, которые уже возникали ранее и соответствуют данной силе эмоционального состояния. Это могут быть примеры из личной, деловой жизни, недавние или из далекого прошлого. Иначе говоря, любые события, которые сами всплывают в памяти. 3. Остаточная концентрация внимания на ощущениях, в соответствии с каждой степенью активности. Здесь нужно описать те ощущения в своем теле, на которых внимание, несмотря на его рассеянность, во время проведения упражнения по деконцентрации все-таки задерживалось. Например, напряжения мышц живота, в состоянии злости или «ком в горле», вызванный сильным страхом и т.п. Такого рода описательный анализ укрепляет и развивает память эмоций и ощущений. Это позволят экра-аналитику на последующих этапах тренировки произвольно воссоздавать в себе эмоции различной степени активности. При идентификации эмоции другого человека, о которой мы будем говорить ниже, специально тренированная память эмоций и ощущений дает возможность безошибочно анализировать мотивы поведения клиента. Кроме пространственной деконцентрации внимания эмоции содержат в себе и некоторые дискомфортные специфические ощущения. Анализ клинических наблюдений практикующих врачей терапевтов, который проводился специалистами по экральному анализу, а также врачами-клиницистами, показал, что противостояние страху у многих пациентов часто приводит к головной боли. Длительное пребывание в этой эмоции - к угнетению центральной нервной системы больного. Попытка скрыть от окружающих свою тоску способствует нарушению дыхания. Постоянная депрессия у человека подвергает опасности заболевания его сердечно-сосудистую систему. Подавленный гнев часто нарушает нормальную функцию печени, провоцирует приступы боли у пациентов с хроническим гепатитом или желчнокаменной болезнью. Долгое пребывание в состоянии ярости увеличивает секрецию желчи и желудочного сока. Это может стать причиной гастрита, язвы желудка и двенадцатиперстной кишки. Сдерживание себя от радости у многих пациентов провоцирует дискомфорт в области кишечника. И, наоборот, длительное пребывание в этом эмоциональном состоянии у некоторых женщин, во время менструации усиливает боль внизу живота. Эти сведенья ярко иллюстрируют связь активности эмоций с силой ощущений. Следовательно, деконцентрация внимания не уменьшает силу ощущений, а только снижает контроль их модальных характеристик. Почувствовать изменение активности каждой эмоции можно, если медленно осуществлять деконцентрацию ощущений в одном направлении. Чтобы глубоко проанализировать свои реакции, их следует описать в таблице № 3. Табл. № 3.
Date: 2015-07-01; view: 875; Нарушение авторских прав |