Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Классификация ощущенийСтр 1 из 62Следующая ⇒
Глава 1 Ощущения. В зависимости от специфических особенностей каждого анализатора различаются следующие виды ощущений: · зрительные, · слуховые, · кожные, · обонятельные, · вкусовые, · кинестетические, · статические, · вибрационные, · органические, · болевые. Различаются также контактные и дистантные ощущения. Первые возникают при прямом контакте с объектом. Это происходит, когда мы осязаем предметы, пробуем их на вкус и пр. Вторые указывают на наличие объекта без непосредственного контакта с ним. Например, воспринимаемые нами тепло и свет представляют собой дистантные ощущения солнечного воздействия. Кроме того, в зависимости от расположения рецепторов все ощущения делятся на три группы: 1. К первой группе относятся ощущения, соответствующие рецепторам, находящимся на поверхности тела. Это зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые и кожные ощущения. Их еще называют экстерорецептивными ощущениями. 2. Ко второй группе относятся интерорецептивные ощущения, связанные с рецепторами внутренних органов. 3. К третьей группе относятся кинестетические и статические двигательные ощущения, рецепторы которых находятся в мышцах, связках и сухожилиях. Это, так называемые проприорецептивные ощущения (от лат. «proprio» - собственный). Различные модальные характеристики ощущений необходимы для восприятия объектов и ориентации человека в пространстве. Но для исследования эмоциональных переживаний и их чувственной окраски, о которых пойдет речь в последующих главах, этой классификации явно недостаточно. Чтобы измерить качественные характеристики эмоций на основе ощущений, последние нужно распределить по степени сложности. Создавая метод экрального анализа, о котором будет рассказано ниже, была сформирована специальная система оценки ощущений по их объему контролируемых сознанием человека признакам. Ощущения, принадлежащие к каждой из упомянутых выше групп, можно условно разделить на три уровня сложности (см. табл.3). Данные уровни определяются степенью деконцентрации ощущений и их взаимосвязью.
Табл. № 1. Ощущения Интероцептивные (внутренние) Экстероцептивные (внешние) Проприоцептивные (мышечно-суставные) Элементарные Стереогностические Комплексные Элементарные Стереогностические Комплексные Элементарные Стереогностические Комплексные Неподлежащие анализу (расщеплению). Например: боль в желудке, покалывание в области кишечника, жжение, холод и пр. Смешанные. Например: тошнота, головокружение и пр. Диссонансные. Например: боль в сердце на фоне головокружения и пр. Неподлежащие анализу (расщеплению). Например: вкус кислого, соленого, сладкого, горького, свет и темнота, гром и тишина и пр. Смешанные. Например: вкус салата, запах леса и пр. Диссонансные. Например: стук топора на фоне музыки и пр. Неподлежащие анализу (расщеплению). Например: боль в суставе, ломота напряжение, жжение, холод и пр. Смешанные. Например: усталость, ощущение невесомости и пр. Диссонансные. Например: боль и жжение пр. В классификации, позволяющей измерять эмоции при помощи ощущений, построенной на основе экрального анализа, к первому уровню относятся элементарные ощущения. Они настолько просты, что не полежат дальнейшему анализу. Иначе говоря, их нельзя расчленить на какие-нибудь контролируемые нашим сознанием чувственные элементы. К ним принадлежат такие ощущения, как боль, вкус кислого, соленого, сладкого и горького, зрительные ощущения света и темноты, пр. Второй уровень в экральном анализе связан с формированием простейших образов восприятия. Это, так называемые, стереогностические ощущения. Они формируются при участии восприятия и центра стереогноза, который связывает элементарные реакции в объемное отражение определенной качественной характеристики объекта. При этом разные ощущения превращаются в одно, путем объединения их по какому-то сходному признаку. Это определенный резонанс ощущений комфорта или дискомфорта. К ним относятся: тошнота, головокружение, сложные запахи (приятные или неприятные) и пр. И, наконец, третий уровень в экральном анализе представлен комплексом ощущений. На данном уровне наша чувствительность контролирует сразу несколько ощущений разной степени сложности. Это своего рода диссонанс восприятия, который не дает нам сосредоточится на чем-то одном. Примером третьего уровня слуховых ощущений может являться одновременное звучание какого-нибудь голоса, на фоне грома или шипения. Промежуточным звеном между внешней и внутренней чувствительностью человека, как уже упоминалось, являются параметры собственного тела, которые представлены мышечно-суставными или кинестетическими ощущениями. Они, в свою очередь, позволяют распределять источник раздражения на ограниченные в пространстве локальные зоны ощущений. Благодаря кинестетическим реакциям, восприятие может определить источник воздействия как внутренний или внешний по отношению к пределам собственного тела. Все, что находится за пределами тела относится к внешним раздражителям, в пределах тела – к внутренним. Так холод, ощущаемый за счет рецепторов кожи, воспринимается как наружный, такая же ассоциация снижения температуры может происходить из-за определенных воздействий на рецепцию слизистых оболочек внутренних органов, но, в этом случае, холод ощущается внутри организма. Благодаря своему свойству локализовать в пространстве тела ответную реакцию на внешнее воздействие, кинестетическая чувствительность формирует волевые процессы. Она же участвует в механизмах концентрации внимания. Иначе говоря, локализация источника раздражения и есть главное определяющее качество всех ощущений, отличающее их от эмоций, которые носят в нашем теле распространенный нелокальный характер. В какой пространственной области организма, к примеру, можно сосредоточить страх? В голове, в груди, в животе, в сердце или в ногах? Человек боится всем телом… И, хотя, ощущения, связанные с опасностью, отличаются от эмоционального состояния злости, ни та, ни другая эмоция, не имеют четкой локализации в какой-нибудь части нашего тела. В целом они распределяются на все ощущения в организме. Но отличить эмоции все же можно по так называемым «направлениям декоцентации ощущений». Это некая остаточная концентрация внимания на ощущениях, которая свидетельствует о незначительной локализации эмоционального переживания: «ком в горле», «дрожь на спине» и т.п. Иначе говоря, переход в эмоциональную зону восприятия произойдет, только при деконцентрации ощущений. Тогда чувствительность обобщать ее, формируя на этом основании образы в своем сознании.
Date: 2015-07-01; view: 796; Нарушение авторских прав |