Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Хронический стресс психологической самозащиты. Центральная эмоция





Любой человек, в процессе накопления жизненного опыта, сталкивается с различными стрессами и дистрессами. Некоторые из них помогают ему разобраться в проблемах, другие мешают. Воррингер был убежден, что потребность человека к одухотворению дополняется его противоположным стремлением к абстракции, исходящим из чувства страха и беспокойства как источника творчества.

Только несведущий человек может вообразить, что ученый или писатель руководствуется исключительно «мозгами». На самом деле процесс творчества происходит всеми внутренностями его организма, со всеми вытекающими отсюда физиологическими последствиями: учащенным сердцебиением, повышением давления, всевозможными гримасами тела и души.

Посмотрите в зоопарке, с каким самозабвением обезьяна пытается достать с помощью ветки подвешенный к потолку банан – не такие же муки творчества испытывает ли шахматист, решающий сложную этюдную задачу? Или врач, устанавливающий контакт с больным? Или мужчина, который пытается понять женщину, а та, в свою очередь его? Еще более впечатляюще действует на человека замысел Творца природы и разума.

Без умения идентифицировать и понимать чувственные состояния окружающих, не представлялось бы возможным понять логику их побуждений. Эмоция это информационный носитель. Какова эмоция такая и направленность мыслей.

Способность к эмпатии – продукт длительной стрессовой активности. Дискомфорт, напротив, заставляет нас абстрагироваться от проблемы и думать о ней, в общем. Неосознанность механизмов такого реагирования определяет зависимость качества переживания человека от его индивидуального опыта и врожденной способности к восприятию.

Если, к примеру, нам нравится человек, то мы пытаемся проникнуться его отношением к происходящему, поставить себя на его место. В том случае, когда нас пугает ход его мысли, мы моментально «закрываемся», теряя способность к эмпатии. Это происходит непроизвольно, можно сказать «автоматически». Многое из того, что не понимают люди, связано, не с их неумением это сделать, а с их инстинктивным страхом перед сложным и непонятным явлением.

Поэтому стрессовый опыт, порою кажущийся нам важным жизненным приобретением, не следует путать с мудростью, полученной нами в результате сознательных выводов, а не инстинктивного страха перед нежелательным исходом.

Хотя, если смотреть на данную проблему шире, то и в бессознательно накопленной информации есть своя мудрость. Но она всегда связана с необходимостью в личной самозащите. Эта врожденная реакция, проявляется во всех «фибрах» нашего тела. Эмоции, порожденные потребностью в самосохранении, лежат в основе человеческой страсти. В ней сокрыта огромная сила и есть своя первозданная красота. Но есть и опасность. Необузданное животное, живущее в каждом из нас, может запросто уничтожить и окружающих, даже очень близких и дорогих, и нас самих, если дать ему волю.

Возникающие такого рода побуждения Фрейд выразительно сравнил с бурлящим котлом темного подсознания, где возникают самые разнообразные инстинктивные порывы, аппетиты и желания. Именно в этой адской кастрюле зарождаются фантастические видения, претворяющиеся затем в великие произведения искусства и творческие замыслы. Будучи иррациональными, они, как дикие звери, противятся дрессуре.

Но, чтобы не натворить глупостей неосознанные желания нужно как-то контролировать. На протяжении всего своего исторического развития людей пугает власть бессознательных страстей. Они ощущают опасность, скрытую в тайных побуждениях, которые заставляют их любить и ненавидеть, добиваться сексуального обладания и насиловать, воевать и убивать, исполняться, честолюбивым стремлением покорить мир и вознестись над другими.

Мы осознаем, что скрытые в таких страстях тенденции разрушительны как для окружающих, так и для нас самих. Люди предусмотрительно опасаются своих инстинктов, в которых угадывают возможность творить не только добро, но и зло. Это приводит к постоянной борьбе человека с самим собой. Так возникло сознание и воля. При особой необходимости мы способны превозмочь в себе боль и страдания, добиваясь намеченной цели.

Но в обыденной жизни каждый из нас всячески старается защитить себя от неприятностей. Человек постоянно «увиливает» от отрицательных эмоций, ориентируясь на положительные чувства. В результате такого избегания проблем у каждого из нас формируется основной блок индивидуальных чувственных реакций, имеющий защитный характер, которого мы, неосознанно для себя придерживаемся в разных жизненных ситуациях. Как показывают результаты исследований проведенных в Научном центре экрального анализа, в нем есть одна – две эмоции, возникающие чаще других. Но, как правило, у любого человека формируется только одна эмоция самозащиты. В экральном анализе ее принято называть «центральной эмоцией»


Центральная эмоция - это состояние душевного покоя у человека при равновесии его побудительных стремлений. Она характеризуется эмоциональным оттенком на второй (направляющей) позиции, который относится к одной из трех модальностей второго уровня активности первой степени: сильной раздраженности, сильного волнения или сильной настороженности.

В спокойном состоянии человек расслабляется. Он не осуществляет каких-либо действий. Субъект как бы чего-то ждет. Поэтому любую спокойную эмоцию, в том числе центральную, можно характеризовать как чувство выжидания (грусть). Но грусть бывает разная:

· В эмоции грусти на фоне сильной раздраженности существует внутренняя готовность человека напасть на обидчика. Люди с такой центральной эмоцией успокаиваются и чувствуют себя в безопасности, только когда имеют реальное влияние на происходящие события (см. рис. 2).

рис. 2.

 

На рисунке мы видим слабую грусть, которая обозначена первым символом -

1

Данная эмоция возникла «на фоне» сильной раздраженности

2

Эта запись обозначает, что данный символ на второй позиции.

 

· Грусть на фоне сильного волнения стимулирует в людях надежду. Человек с такой центральной эмоцией ни в чем до конца не уверен. Он только надеется на удачное завершение проблем (см. рис. 3).

рис. 3.

 

На этом рисунке мы, опять же, видим слабую грусть, которая обозначена первым символом -

1

Данная эмоция, теперь уже, возникла «на фоне» сильного волнения

2

Если грусть в человеке чаще всего возникает на фоне настороженности, она говорит о неисчезающем у него предчувствии опасности, даже в самом спокойном состоянии. Люди с такой центральной эмоцией боятся быть обманутыми. Они полностью никому не могут довериться (см. рис. 4).

 

3 1 2

1 2 2

рис. 4.

На этом рисунке слабая грусть, которая обозначена первым символом - 3

1

Эта эмоция возникла «на фоне» сильной настороженности

2

Центральная эмоция (ЦЭ) человека фактически указывает на ту грусть, к которой он белее всего склонен, в связи с запомнившимися ему стрессовыми переживаниями. Второй оттенок (направляющей позиции) центральной эмоции хоть и слабее первого, имеет для нас в ЦЭ решающее значение. Он создает некий «эмоциональный фон» для спокойной грусти у каждого человека. Этот эмоциональный оттенок как бы направляет ожидания, свойственные данному субъекту в определенное русло. Иначе говоря, указывает причину (мотив) ожидания, связанного с прежними стрессами. Это своего рода готовность к самообороне, «исходное положение», из которого каждому из нас удобней всего приступить к решительным действиям. Так у настороженных людей чаще, чем у других возникает необходимость в избегании неприятностей; у агрессивных – в нападении на обидчика; у «надеющихся» – в ожидании благополучного завершения.

Третий оттенок ЦЭ сдерживает активность грусти, как бы удерживает ее в пределах слабой эмоции ожидания. Он также направляет (указывает на причину возникновения) оттенок второй позиции. Активность на сдерживающей позиции всегда равна второму уровню третьей степени.


Если это настороженность (см. рис. 2), то смутное предчувствие опасности заставляет человека с одной стороны не предпринимать решительных действий, с другой стороны не выдавать своих эмоций окружающим.

В том случае, когда на сдерживающей позиции раздраженность (см. рис. 8), речь идет о внутреннем беспокойстве, желании что-то предпринять, но пока еще неосознанном. Этот оттенок тоже не ведет к осуществлению активных действий и заставляет человека на время затаиться.

Волнение на третьем месте говорит о смутной надежде, которая ни чем не обоснована. Человек как бы ждет, что ему помогут, но он не понимает, как это произойдет. Он бездействует. Надежда, в свою очередь его успокаивает, благодаря чему грусть не активизируется (см. рис. 5).

рис. 5.

Анализ центральной эмоции, в особенности последовательности второй и третьей позиций указывает экра-аналитику на эмоциональный тип стрессовой реакции индивидуума. Этот термин также применим в специфике экрального анализа. Он обозначает основную защитную стратегию человека, определяемую его неосознанным эмоциональным поведением.

ЦЭ у любого субъекта непостоянна. Она возникает у него периодически, но довольно часто, поскольку характеризует его чувство покоя и душевного равновесия. Благодаря этому обстоятельству у каждого из нас выстраивается собственное эмоционально окрашенное отношение к жизни и своя «логика» мышления, которой мы объясняем совершаемые нами поступки. Но это только стрессовый опыт нерешенных в прошлом проблем, от которых, неосознанно, мы пытаемся защититься и в будущем.

ЦЭ может не меняться на протяжении всей жизни человека, а может внезапно измениться под воздействием очень сильного нового стресса. В этом случае происходит «крушение» прежних стереотипов и выстраивается новая жизненная позиция. Бывает так, что люди сами корректируют свою стрессовую установку. Но это непростой и длительный сознательно-волевой процесс, связанный с постоянным контролем собственного рефлекторного поведения, об особенностях которого мы расскажем ниже.







Date: 2015-07-01; view: 617; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию