Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Степень концентрации внимания на ощущениях





 

Ощущения позволяют человеку сосредоточиться на чем-либо, абстрагируясь от несущественных явлений. Чтобы обобщить информацию, ему необходимо свести ощущения «к общему знаменателю». Т.е. выделить их сходные признаки. Иначе говоря, обозначить ощущения в масштабах пространства и времени. Это необходимо, чтобы контролировать не только ощущения, но и эмоции, о которых пойдет речь в следующей главе.

Умение сконцентрироваться на ощущениях, как внутренних, так и внешних, дает возможность понять их и осознать.

Концентрация - это способность фиксировать внимание на чем-либо. При этом человеческое восприятие из множества одинаковых ощущений, по общим признакам вычленяет то, на что следует обратить внимание в первую очередь. Это происходит бессознательно.

Однако степень концентрации внимания может быть разной. К примеру, боль или комфортное состояние распространяются по обширной части тела или имеют локальный характер. Чем ощущения менее размыты, тем точнее характеристики раздражителей их породивших. Концентрация внимания при этом выше.

Если сигнал исходит из ограниченной зоны то, несмотря на его высокую силу, качественных показателей у него немного. Чем уже зона ограничений, тем меньше характеристик раздражителя поддается анализу. Так ломящие болевые ощущения по всей спине имеют больше оттенков, нежели острая боль в пояснице.

Это обстоятельство часто вызывает сложности у врачей с постановкой правильного диагноза больному с вялотекущим заболеванием на основе данных его субъективного обследования. Ведь врач во время осмотра и опроса пациента, всячески старается проанализировать его жалобы на боль и другой дискомфорт. Если зона ощущений, о которых говорит больной, достаточно обширная, то трудно определенно оценить его состояние.

Однако не нужно думать, что для восприятия мира достаточно одних лишь ощущений, какими бы сложными они небыли. Высокая концентрация внимания сужает диапазон восприятия человека. Понимая отчетливо что-то одно, мы упускаем из виду другое. Порой очень важные детали ускользают от нашего взора, когда мы слишком в чем-то заинтересованы и на этом полностью сосредоточены.

На использовании подобного феномена строится искусство иллюзиониста. Почти все фокусы отвлекают внимание зрителей от главного. Так поступают и многие обманщики. Это старый психологический трюк. Если нужно, чтобы люди чего-то не заметили, их следует сосредоточить на чем-то другом.

Как уже упоминалось, для измерения эмоций на основе экрального анализа ощущения можно классифицировать по их степени сложности. При этом на каждом уровне степень концентрации внимания постепенно снижается. Как бы происходит медленный процесс абстрактного обобщения чувственного состояния человека.

Следовательно, элементарные ощущения дают самую высокую концентрацию внимания на каком-то отдельном признаке дискомфорта или комфорта. Это простые сигналы, благодаря которым человек может анализировать сложные раздражители, раскладывая их на минимальные составляющие.

Термин элементарные ощущения впервые ввел Вундт, а затем активно использовал Титченер. До них него в период донаучной психологии такие философы как Декарт, Юм и др. указывали на существование простых и сложных идей. Под простыми идеями они понимали примерно то же, что Вундт и Титченер под элементарными ощущениями. Создавая свою «структурную психологию», он пытался найти самые малые единицы измерения человеческой чувствительности. Однако ни Титченер, ни его предшественники не давали четкой интерпретации того, какие именно ощущения и по каким их признакам следует относить к категории элементарных.

Так Титченер представил список элементарных ощущений, который включал в себя более 44 000 наименований, из которых 32 820 относились к зрительным реакциям и 11 600 - звуковым. Каждый элемент рассматривался как осознанный и имеющий свои отличия – кроме того, он мог быть объединен с другими для образования более сложных ощущений и идей.

Однако столь длинный список не позволяет проследить строгую закономерность отличий элементарных ощущений от их более сложных аналогов. Фактически Титченер понимал под элементарными ощущениями все локальные реакции организма.

В исследовании эмоций подобный подход не удобен. Поэтому на основе экрального анализа были выделены в качестве элементарных ощущений лишь те, которые не подлежат последующему разложению сознанием на более простые элементы. Таких ощущений, присущих восприятию любого человека, оказалось не так много. В предложенной классификации, к К элементарным относятся:

1. ощущения света и темноты (зрительный анализатор);

2. ощущения шума и тишины (слуховой анализатор);

3. вкус кислого, соленого, сладкого, горького и резкие запахи (анализаторы вкуса и запаха);

4. острые болевые ощущения (анализаторы внутренней чувствительности) и пр.

Более сложные, стереогностические ощущения, в свою очередь, способствуют снижению концентрации внимания. Они возникают, когда восприятие человека абстрагируется от нескольких форм воздействия по какому-то одному общему для них признаку.

Так если вначале уколоть палец острым ножом, затем колючкой или иголкой, диаметр которой можно менять несколько раз, мы ощутим разную боль. Общим признаком ощущений от различных уколов будет «боль от укола». Кроме такой боли человек способен прочувствовать «боль от удара», например, при травмах. Если обжечься, возникнет «боль от ожога». Для всех видов болевых реакций есть общий признак – «боль». Подобное абстрагирование (обобщение по сходству) от разных воздействий и вызывает в человеке стереогностическое ощущение.

Еще более сложные, комплексные ощущения, позволяют одновременно удерживать в восприятии сигналы, исходящие от разных раздражителей. В этом случае, внимание человека совершенно рассеяно.

Представим себе, что мы слушаем любимую музыку. В этом случае звуковой резонанс пробуждает в слуховом анализаторе сложные стереогностические ощущения. Вдруг, на фоне музыки становятся слышны удары молотка, доносящиеся из соседнего помещения. Они нас раздражают, но слух, тем не менее, удерживает как музыкальные, так и те другие, менее приятные звуки. Такой диссонанс способствует снижению внимания и дезориентации человека.

Комплексные ощущения связаны с отсутствием сходного признака у раздражителей, их вызвавших. Это усложняет процессы восприятия. Чтобы избавиться от напряжения, человек неосознанно для себя ищет любые доступные средства обобщить чувственную информацию.

Поскольку возврат в стереогностические ощущения, в данном случае, крайне затруднителен, комплексные ощущения способствуют более сложному эмоциональному обобщению информации. Комплексные ощущения – это, своего рода, критическая точка первого уровня восприятия человека. За их пределами чувственные реакции полностью теряют свою локальность и возникают эмоции.

Механизмы перцепции (восприятия), о которых пойдет речь ниже, тесно связаны с деконцентрацией ощущений. Они проявляются в виде сложных чувственных состояний – эмоций, без которых процессы абстрактного мышления не могли бы происходить.

Согласно Вундту, основателю науки психология, эмоциональный тон ощущений (или более сложных «единиц» отражения), воспринимаемых одновременно или непосредственно друг за другом, сливается по определенным законам во все более и более общие равнодействующие переживания, соответственно организуя в восприятии и сами эти «единицы» (ощущения, представления и т. п.). Только в силу такого слияния чувств мы воспринимаем не набор пятен или звуков, а пейзаж и мелодию, не множество внутренних ощущений, а свое тело.

Таким образом, эмоциональные переживания выступают для ощущений синтезирующей основой образа, обеспечивающей возможность целостного и структурированного отражения мозаичного разнообразия фактически действующих раздражений.

В следующей главе, связанной с эмоциями, чтобы понять и прочувствовать содержащуюся в ней информацию, нам необходимо будет освоить практические навыки по концентрации и деконцентрации внимания на ощущениях. Однако сделаем мы это немного позже, после того, как рассмотрим причины и механизмы стрессовой природы этих сложных состояний психики и обнаружим стойкую зависимость эмоций от степени концентрации внимания.

Date: 2015-07-01; view: 696; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию