Главная
Случайная страница
Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Психологическая диагностика по реализации образовательной программы
Цель: диагностической деятельности педагога – психолога: получении полных информационных данных об индивидуальных особенностях психического развития детей, выявление индивидуальных особенностей и проблем участников воспитательно-образовательного процесса.
Выбор инструментария для проведения психодиагностики осуществляется психологом самостоятельно в зависимости от уровня профессиональной компетентности и круга решаемых развивающих задач.
Психологическая диагностика – это углубленное психолого-педагогическое изучение детей на протяжении всего времени пребывания в ДОУ, определения их индивидуальных возможностей в ходе образовательного и воспитательного процесса в ДОУ, разработка рекомендаций педагогам, воспитателям и родителям по окончанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития.
Предметом психологической диагностики в условиях дошкольного учреждения являются индивидуально-возрастные особенности детей, причины нарушений и отклонений в их психологическом развитии.
Для решения поставленной психологической проблемы педагог-психолог обозначает содержание психодиагностической деятельности. Прежде всего, оно дифференцируется по направлениям (объектам) психологических воздействий: дети, родители (лица их заменяющие), воспитатели и специалисты. Затем определяются показатели (параметры), характеризующие основной предмет психологических воздействий.
Показатели нормативно-возрастного и индивидуального развития детей дошкольного возраста:
Блок (группа) I. Психологические показатели:
1) способов взаимодействия с реальностью (познавательные, коммуникативные и рефлексивные способности);
2) мотивационно-потребностные сферы;
3) возрастной компетентности (детские виды деятельности: продуктивные и процессуальные);
4) психомоторной сферы;
5) личностно-эмоциональных особенностей.
Блок (группа) II. Психофизиологические показатели психофизических особенностей (темп, стеничность, адаптивность, динамичность и лабильность нервной системы)
Блок (группа) III. Психолого-педагогические показатели:
1) обучаемости и предпосылок к учебной деятельности;
2) специальных способностей (музыкальные, художественные, математические и т.д.);
3) достижений (знания, умения, навыки).
Показатели особенностей психолого-педагогического взаимодействия педагогического коллектива ДОУ с детьми:
- Показатели стиля взаимоотношений в возрастной группе (взрослый-ребенок).
- Показатели воспитательной стратегии (соответствие концепции дошкольного воспитания).
- Показатели образовательной стратегии (соответствие образовательной программе ДОУ)
- Показатели психологической (личностно-эмоциональной) стабильности педагогических кадров (членов педагогического коллектива).
Показатели особенностей семейных взаимодействий:
- Показатели стиля взаимоотношений в семье.
- Показатели воспитательной стратегии родителей (лиц их заменяющих).
- Показатели сформированности и активизации (актуализации) родительской позиции (негативной, позитивной)
- Показатели психологической (личностно-эмоциональной) стабильности родителей ребенка (лиц их заменяющих).
Процедура психологического обследования детей дошкольного возраста:
1. Подготовительный этап:
- составление медицинского анамнеза на основе анализа специальной документации и беседы с медицинским работником (образец выписки из медицинской карты);
- составление социально-бытовой характеристики жизнедеятельности ребенка на основе анкетирования родителей;
- составление педагогического анамнеза (педагогической характеристики) на основе анкетирования и бесед с воспитателями и педагогами, взаимодействующих с ребенком;
- составление семейного анамнеза на основе бесед с родителями и значимыми взрослыми в жизни ребенка.
2.Аадаптационный этап:
- знакомство с ребенком в процессе наблюдений, бесед с ним, анализ продуктов детского творчества.
3.Основной этап:
4.Индивидуальный этап:
- составление психологического заключения и сопутствующих документов на основе обработки и анализа диагностических данных (по запросу).
5.Заключительный этап:
- констатация результатов обследования в процессе беседы с родителями (воспитателями);
- рекомендации родителям (воспитателям) в устной или посменной форме.
Обязательно:
Обследование детей второй младшей группы (З года) для определения уровня психологического развития и выстраивания индивидуальной траектории развития ребенка.
Диагностика воспитанников старшей группы с целью определения уровня психического развития для организации и координации работы в подготовительной группе.
Диагностика воспитанников групп для детей с нарушением речи в рамках психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) ДОУ, согласно положению о ПМПк.
Диагностика психологической готовности к обучению в школе детей подготовительной группы.
Дополнительно:
По запросам родителей, воспитателей, администрации ДОУ и личным наблюдениям психолог проводит углубленную диагностику развития ребенка, детского, педагогического, родительского коллективов с целью выявления и конкретизации проблем участников воспитательно-образовательного процесса.
Психологическая диагностика. Вторая младшая группа.
Образовательная деятельность
| Диагностируемые параметры
| Цель методики.
| Физическое развитие
| Психомоторное развитие
Психомоторное благополучие
| Определить особенности развития зрительно –моторной регуляции действий, моторной координации, ловкости.
Изучить проявление психомоторного благополучия
| Социально – коммуникативное развитие
| Самостоятельность
| Изучить проявления самостоятельности
| Потребности
| Изучить проявления потребностей
| Представление о себе
| Изучить содержание и осознанность представлений о себе
| Эмоционально –волевая сфера
| Изучить особенности эмоционально –волевой сферы.
Изучить особенности эмоционально- волевой регуляции в разных видах деятельности.
| Игровая деятельность
| Изучить сформированность структуры сюжетно- ролевой игры
| Моральное развитие
| Изучить эмоциональное отношение к нравственным нормам
| Общение
| Изучить навыки общения. Выявить ведущую форму общения ребенка со взрослыми
| Познавательное развитие
| Внимание и память
| Изучить особенности слухового внимания и памяти
| Восприятие
| Изучить уровень сформированности предметности восприятия и перцептивных действий.
Изучить уровень развития действий восприятия и степень их интериоризации
Изучить особенности сенсорных эталонов и степень интериоризации действий восприятия__________
Изучить эмоциональное поведение при восприятии литературного произведения
| Мышление
| Изучить особенности наглядного моделирования__________
Изучить аналитико- синтетические умения
Изучить умение решать предметно практические задачи, ориентируясь на образец
| Воображение
| Изучить умение устанавливать ассоциативные связи и интерпретировать их в речи
| Речевое развитие
| Функции речи
| Изучить функции речи как проявление речевых способностей
| Художественно –эстетическое развитие
| Проявление творческих способностей
| Изучить проявления творческих способностей в разных видах
| Изобразительная деятельность
| Изучить способность к созданию замысла путем внесения в рисунок дополнения
| Музыкальная деятельность
| Изучить способность понимать и выражать музыкальный образ
| Психологическая диагностика. Средняя группа.
Образовательная деятельность
| Диагностируемые параметры
| Цель методики.
| Физическое развитие
| Психомоторное развитие
Психомоторное благополучие
| Определить особенности развития зрительно –моторной регуляции действий, моторной координации, ловкости.
Изучить проявление психомоторного благополучия
| Социально – коммуникативное развитие
| Самостоятельность
| Изучить проявления самостоятельности
| Потребности
| Изучить проявления потребностей
| Представление о себе
| Изучить содержание и осознанность представлений о себе
| Эмоционально –волевая сфера
| Изучить особенности эмоционально –волевой сферы
| Игровая деятельность
| Изучить сформированность структуры сюжетно- ролевой игры
| Моральное развитие
| Изучить эмоциональное отношение к нравственным нормам
| Общение
| Изучить навыки общения. Выявить ведущую форму общения ребенка со взрослыми
| Познавательное развитие
| Внимание и память
| Изучить особенности слухового внимания и памяти
| Восприятие
| Изучить уровень сформированности предметности восприятия и перцептивных действий.
Изучить уровень развития действий восприятия и степень их интериоризации.
Изучить особенности сенсорных эталонов и степень интериоризации действий восприятия.
Изучить эмоциональное поведение при восприятии литера- турного произведения
| Мышление
| Изучить особенности наглядного моделирования__________
Изучить аналитико-синтетические умения
Изучить умение решать предметно-практические задачи, ориентируясь на образец
| Воображение
| Изучить умение устанавливать ассоциативные связи и интерпретировать их в речи
| Речевое развитие
| Функции речи
| Изучить функции речи как проявление речевых способностей
| Художественно –эстетическое развитие
| Проявление творческих способностей
| Изучить проявления творческих способностей в разных видах
| Изобразительная деятельность
| Изучить способность к созданию замысла путем внесения в рисунок дополнения
| Музыкальная деятельность
| Изучить способность понимать и выражать музыкальный образ
| Психологическая диагностика. Старшая группа.
Образовательная деятельность
| Диагностируемые параметры
| Цель методики.
| Физическое развитие
| Психомоторное развитие
Психомоторное благополучие
| Определить особенности развития зрительно –моторной регуляции действий, моторной координации, ловкости.
Изучить проявление психомоторного благополучия
| Социально – коммуникативное развитие
Познавательное развитие
| Самостоятельность
| Изучить проявления самостоятельности
| Потребности
| Изучить проявления потребностей
| Представление о себе
| Изучить содержание и осознанность представлений о себе
|
Эмоционально –волевая сфера
| Изучить особенности эмоционально –волевой сферы
| Игровая деятельность
| Изучить сформированность структуры сюжетно- ролевой игры
| Мотивационная сфера
| Изучить особенности развития мотивационной сферы.
Изучить особенности мотивов.
Изучить осознание временной перспективы и мотивационных предпочтений
Изучить желания и предпочтения представления о прошлых и будущих событиях.
| Самооценка
| Изучить особенности самооценки в разных видах деятельности
Изучить уровень развития притязаний.
| Представления о себе
| Изучить содержание и осознанность представлений ребенка о себе
Изучить особенности самоотношения, самооценки и половой идентичности
Изучить оценку себя во времени Изучить особенности осознания действий
Изучить особенности Я-концепции
| Эмоционально – волевая сфера
| Изучить особенности эмоцио нально-волевой сферы __________
Изучить особенности эмоционально-волевой регуляции в разных видах деятельности, в ситуа ции борьбы мотивов __________________________
Изучить особенности осознания эмоциональных процессов __
Изучить проявления волевой активности
Изучить проявления воли в разных видах деятельности
Изучить представления об эмоциональных состояниях и социальных переживаниях сверстника и своих.
| Игровая деятельность
| Изучить сформированность структуры сюжетно-ролевой игры
| Моральное развитие
| Изучить эмоциональное отношение к нравственным нормам
| Общение
| Изучить навыки общения. Выявить ведущую форму общения ребенка со взрослыми.
| Внимание и память
| Изучить особенности слухового внимания и памяти.
Изучить особенности зрительного внимания и памяти.
| Восприятие
|
Изучить сформированность предметности восприятия и перцептивных действий
Изучить уровень развития действий восприятия и степень их интериоризации
Изучить особенности сенсорных эталонов и степень интериоризации действий восприятия
Изучить сформированность перцептивного действия зрительного рассматривания
Изучить эмоциональное поведение при восприятии литературного произведения
| Мышление
| Изучить особенности наглядного моделирования
Изучить аналитико-синтетические умения
Изучить умение решать предметно-практические задачи, ориентируясь на образец
Изучить умение решать проблемные ситуации
Изучить умение одновременно учитывать несколько наглядных признаков, что служит показателем уровня овладения логическими операциями
Изучить умение устанавливать логические отношения
Изучить познавательную активность
Изучить умение понимать функции моделей и умение использовать простейшую модель для воспроизведения образца
Изучить способность соотносить в умственном плане контурную схему обьекта с деталями определенной формы и величины
| Воображение
| Изучить умение устанавливать ассоциативные связи и составлять творческие рассказы
Изучить особенности воображения на словесном материале
Изучить уровень развития вербального воображения
| Речевое развитие
| Функции речи
| Изучить функции речи как проявление речевых способностей
| Художественно –эстетическое развитие
| Проявление творческих способностей
| Изучить проявления творческих способностей в разных видах
| Изобразительная деятельность
| Изучить способность к созданию замысла путем внесения в рисунок дополнения
| Музыкальная деятельность
| Изучить способность понимать и выражать музыкальный образ
Изучить проявления творчества средствами музыки
| Психологическая диагностика. Подготовительная группа.
Образовательная деятельность
| Диагностируемые параметры
| Цель методики.
| Физическое развитие
| Психомоторное развитие
Психомоторное благополучие
| Определить особенности развития зрительно –моторной регуляции действий, моторной координации, ловкости.
Изучить проявление психомоторного благополучия
| Социально – коммуникативное развитие
| Самостоятельность
| Изучить проявления самостоятельности
| Потребности
| Изучить проявления потребностей
| Представление о себе
| Изучить содержание и осознанность представлений о себе.
Изучить особенности самоотношения, самооценки и половой идентичности
Изучить оценку себя во времени.
Изучить особенности осознания действий
Изучить особенности Я-концепции
|
Эмоционально –волевая сфера
| Изучить особенности эмоционально-волевой сферы
Изучить особенности эмоционально-волевой регуляции в разных видах деятельности, в ситуации борьбы мотивов
Изучить особенности осознания эмоциональных процессов
Изучить проявления волевой активности
Изучить проявления воли в разных видах деятельности
Изучить представления об эмоциональных состояниях и социальных переживаниях сверстника и своих
| Игровая деятелность
| Изучить сформированность структуры сюжетно- ролевой игры
| Моральное развитие
| Изучить эмоциональное отношение к нравственным нормам.
| Мотивационная сфера
| Изучить особенности развития мотивационной сферы.
Изучить особенности мотивов.
Изучить осознание временной перспективы и мотивационных предпочтений
Изучить желания и предпочтения представления о прошлых и будущих событиях.
| Самооценка
| Изучить особенности самооценки в разных видах деятельности
Изучить уровень развития притязаний.
| Представления о себе
| Изучить содержание и осознанность представлений ребенка о себе
Изучить особенности самоотношения, самооценки и половой идентичности
Изучить оценку себя во времени Изучить особенности осознания действий
Изучить особенности Я-концепции
| Эмоционально – волевая сфера
| Изучить особенности эмоцио нально-волевой сферы __________
Изучить особенности эмоционально-волевой регуляции в разных видах деятельности, в ситуа- ции борьбы мотивов __________________________
Изучить особенности осознания эмоциональных процессов __
Изучить проявления волевой активности
Изучить проявления воли в разных видах деятельности
Изучить представления об эмоциональных состояниях и социальных переживаниях сверстника и своих.
| Игровая деятельность
| Изучить сформированность структуры сюжетно-ролевой игры
| Моральное развитие
| Изучить эмоциональное отношение к нравственным нормам
| Общение
| Изучить навыки общения. Выявить ведущую форму общения ребенка со взрослыми.
Изучить уровень осознания конфликтных ситуаций и способов их разрешения
| Познавательное развитие
| Внимание и память
| Изучить особенности слухового внимания и памяти.
Изучить особенности зрительного внимания и памяти.
| Восприятие
| Изучить сформированность предметности восприятия и перцептивных действий
Изучить уровень развития действий восприятия и степень их интериоризации
Изучить особенности сенсорных эталонов и степень интериоризации действий восприятия
Изучить сформированность перцептивного действия зрительного рассматривания
Изучить эмоциональное поведение при восприятии литературного произведения
| Мышление
| Изучить особенности наглядного моделирования
Изучить аналитико-синтетические умения
Изучить умение решать предметно-практические задачи, ориентируясь на образец
Изучить умение решать проблемные ситуации
Изучить умение одновременно учитывать несколько наглядных признаков, что служит показателем уровня овладения логическими операциями
Изучить умение устанавливать логические отношения
Изучить познавательную активность
Изучить умение понимать функции моделей и умение использовать простейшую модель для воспроизведения образца
Изучить способность соотносить в умственном плане контурную схему обьекта с деталями определенной формы и величины
| Воображение
| Изучить умение устанавливать ассоциативные связи и составлять творческие рассказы
Изучить особенности воображения на словесном материале
Изучить уровень развития вербального воображения
| Речевое развитие
| Функции речи
| Изучить функции речи как проявление речевых способностей
| Художественно –эстетическое развитие
| Проявление творческих способностей
| Изучить проявления творческих способностей в разных видах
|
| Изобразительная деятельность
| Изучить способность к созданию замысла путем внесения в рисунок дополнения
|
| Музыкальная деятельность
| Изучить способность понимать и выражать музыкальный образ
Изучить проявления творчества средствами музыки
|
Date: 2015-07-01; view: 1349; Нарушение авторских прав Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
|
|