Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Оформите ответ в тетрадях для семинарских занятий





Успех в обучении иностранному языку во многом определяется умением учителя методически правильно пользоваться средствами обучения. Анализ методической литературы, учебников и учебных пособий показывает, что разные авторы предлагают свою классификацию средств обучения иностранным языкам в школе. Методисты И.Л. Бим, Г.В. Роговой, Н.Д. Гальсковой, Е.Н. Солововой предлагают классифицировать средства обучения по четырем аспектам: – во-первых, по их роли в учебно-воспитательном процессе: на основные и вспомогательные; – во-вторых, по адресату: для учителя и для учащихся; – в-третьих, по каналу связи: на слуховые (звуковые), зрительные, зрительно-слуховые; – в-четвертых, по использованию техники: на технические и нетехнические. Эти авторы считают, что к основным средствам обучения следует относить те, которые входят компонентами в УМК, все другие, в него не входящие, – к вспомогательным. Правомерность такого разделения подкрепляется тем, что все средства обучения, входящие в УМК, указываются в программе по иностранным языкам, а поэтому каждый компонент важен и обязателен. Если УМК в полном составе не используется, то нарушается технология обучения, поскольку оказываются не задействованными должным образом слуховой канал связи – учащиеся не слышат или слушают мало звукозапись в исполнении носителей изучаемого языка, зрительный канал связи – они не видят то, о чем рассказывают, например, о столице изучаемого языка. Г.В. Рогова к основным средствам обучения для учителя относит программу по иностранным языкам и книгу для учителя; для учащихся – учебник, книгу для чтения, грамматический справочник, словари; для учителя и для учащихся (первый организует, вторые выполняют) по этапам обучения – комплекты картинок, аппликации, диафильмы, диапозитивы, кинофрагменты, кинокольцовки, грамзаписи, аудиокассеты, лингафонный практикум (начальный и средний этапы); звукозаписи, кинофильмы, таблицы (старший этап). Помимо основных автор называет вспомогательные средства обучения: для учителя – методическая, дидактическая, педагогическая литература, включая журнал «Иностранные языки в школе», а также литература по языку и на преподаваемом языке; для учащихся – книги для чтения, не входящие в УМК, пособия в помощь изучающим определенный иностранный язык, газеты на соответствующем языке; для учителя и учащихся – транспаранты (кодоматериалы), средства, изготавливаемые силами учащихся и учителем. УМК вполне заслуженно считается основным средством обучения ИЯ, поскольку является самостоятельным компонентом системы обучения ИЯ и «находится во взаимосвязи со всеми другими компонентами системы и со средой, в которую входит эта система» (Бим И.Л.). Это означает, что УМК, будучи компонентом системы обучения ИЯ, одновременно является достаточно самостоятельной подсистемой, отражающей как структурные компоненты процесса обучения ИЯ, так и общий контекст существующей в нашей стране системы общего образования и воспитания. Чтобы обучение строилось на основе современных требований к организации и проведению учебно-воспитательного процесса, каждый учитель должен располагать основными средствами обучения, которые указываются по классам. Методист Н.Д. Гальскова относит к средствам обучения программу, учебники, учебные пособия и разнообразное школьное оборудование, выполняющее дидактические функции.

В условиях вариативности и многообразия форм и возможностей изучения языков, альтернативности учебных пособий, а, следовательно, и авторских интерпретаций методических концепций программа по предмету, по мнению Н.Д. Гальсковой, должна играть особую роль, а ее содержание и структура должны в полной мере отражать всю совокупность явлений и процессов действительности, характерных для настоящего исторического периода. В противном случае она не сможет служить основой для функционирования и совершенствования системы обучения ИЯ. Программы, действовавшие в нашей стране до 90-х годов ХХ-го века, в основных чертах не менялись в течение многих лет, а теория и практика обучения ИЯ ушли далеко вперед. Кроме того, действовавшие программы содержали практически ту же информацию, что и книги для учителя – компонента УМК, поэтому потребность учителей в программах была минимальна. В программах отсутствовал также ученик с его интересами, мотивами, потребностями. Программы сыграли свою роль в историческом плане, но сегодня требования к программам по ИЯ иные, и связано это, прежде всего, с уровневым подходом в обучении ИЯ. Уровневый подход выражается в наличии разных программ. О средствах обучения учителю не только следует знать и иметь их, но и содержать их в рабочем состоянии, чтобы регулярно можно было ими пользоваться на уроке и во внеурочное время при подготовке и проведении внеклассной работы, факультатива и т.д. Средства обучения должны органически входить в учебно-воспитательный процесс, что позволит учителю интенсифицировать его. Соловова Е.Н. понимает под средствами обучения «все то, что оказывает помощь в процессе изучения/обучения ИЯ в классе и дома». Эти средства, по ее мнению, могут быть:


• обязательными (основными) и вспомогательными; • ориентированными на ученика и на учителя; • техническими и нетехническими. К основным средствам обучения она относит УМК. Именно УМК, а не просто учебник. Если речь идет о формировании коммуникативной компетенции на уровне порогового владения ИЯ, а не просто об умении читать, что-то говорить и немного писать на ИЯ, то одного учебника будет явно недостаточно. Современный УМК должен содержать определенную инвариантную часть.

Современный образовательный процесс в условиях освоения стандартов второго поколения

 

В основе Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения (ФГОС) лежит общественный договор - новый тип взаимоотношений между личностью, семьей, обществом и государством, который в наиболее полной форме реализует права человека и гражданина. С принятием стандарта не только государство может требовать от ученика соответствующего образовательного результата. Ученик и его родители вправе требовать от школы и государства выполнения, взятых ими на себя обязательств. В этом контексте стандарт является средством обеспечения планируемого уровня качества образования.

Тенденции образования:

- гуманизация образования: учет интересов, возможностей, индивидуальных особенностей учащихся; создание оптимальных условий для всестороннего развития личности; формирование базовой структуры личности; включение в процесс обучения рефлексии, самоанализа самооценки.

- интеграция образования: взаимопроникновение компонентов содержания образования;

- стандартизация образования: введение системы основные параметров, принимаемых в качестве государственной нормы образования, отражающей общественные идеал и учитывающий возможности реальной личности и системы образования по достижению этого идеала;

- демократизация образования: предоставление больших прав и академических свобод образовательному учреждению и обучающимся в нем с целью реализации права каждого человека на образование и предоставление образовательному учреждению самостоятельности и автономности;

- информатизация и компьютеризацию образования: внедрение в образовательный процесс новейших компьютерных технологий обучения;

- фундаментализация образования: углубление и обеспечение единства методологической, теоретической, технологической и практической подготовки обучающихся;

- технологизация образования: овладения обучающимися технологической культуры современного общества и производства, развития их как субъектов продуктивной деятельности с - - использованием новейших технологий, формирование у обучающихся технологической грамотности, компетенции этики и эстетики;


- ориентация на опережающее и непрерывное образование: стремление к самообразованию и саморазвитию, "образование через всю жизнь".

Согласно ФГОС второго поколения учитель должен иметь все качества идеального, современного, компетентного и профессионального педагога. А идеальный педагог – это образец профессионала, носитель гражданских, производственных и личностных функций, сформированных на наивысшем уровне. Поэтому одним из важных профессиональных качеств педагога является профессиональная компетентность. Через это педагог реализуется как работник, выполняющий свои обязанности в системе производственных отношений.

Компетентностный подход - интенсивный путь развития школы. Связи и отношения между учебными предметами определяются прежде всего содержанием целей общего образования, соотношением общих целей школьного образования и целей изучения учебных дисциплин.

Актуализация деятельностного подхода при разработке концепции стандартов общего образования второго поколения обусловлена тем, что его последовательная реализация повышает эффективность образования по следующим показателям: придание результатам образования социально и личностно значимого характера; более гибкое и прочное усвоение знаний учащимися, возможность их самостоятельного движения в изучаемой области; возможность дифференцированного обучения с сохранением единой структуры теоретических знаний; существенное повышение мотивации и интереса к учению у обучаемых; обеспечение условий для общекультурного и личностного развития.

Таким образом, анализ практики современного образовательного процесса в условиях освоения стандартов второго поколения показал, что образование должно быть ориентированно в первую очередь на развитие индивидуального потенциала каждого ученика, признание его личности как высшей ценности. Создание условий, обеспечивающих полноценное развитие индивидуальных способностей учащихся, психологический комфорт выполняющих творческий настрой и мотивацию учения и других видов деятельности – вот главные цели современного образовательного процесса.








Date: 2015-07-01; view: 727; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию