Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Оценка степени сформированности навыков исследования природы





Уровень учебных достижений (баллы) Методы изучения природы Степень самостоятельности Виды и примеры  
Первый (1-2)   Элементы наблюдения и описания Копирует элементарные виды практических действий; фиксирует отдельные параметры в наблюдаемом или описываемом явлении или предмете Программные лабораторные и практические работы

 

Продолжение табл. 9

Второй (3-4) Описание природного объекта; наблюдение в лаборатории за стабильным биологическим объектом; проведение программных опытов; работа с определительными карточками Выполняет операции по инструкции; прибегает к постоянной помощи учителя; Программные лабораторные и практические работы
Третий (5-6)   Описание природного объекта или явления; наблюдение в природе и в лаборатории за стабильными и динамичными биологическими объектами; проведение опытов, экспериментов; работа с определителями, справочниками Самостоятельное выполнение всех операций с использованием инструкций, готовых алгоритмов Программные лабораторные и практические работы
Четвертый (7-8) Описание; наблюдение; эксперимент; применение сравнительно-аналитического (табличного) метода; литературное исследование Самостоятельный подбор оборудования, формулирование вывода; использование вариативных методик и объектов; решение дополнительных (указанных учителем) задач лабораторного или природного исследования Сравните внутреннее строение листьев указанных растений и объясните причины найденных отличий. Сгруппируйте предъявленные образцы тканей и объясните принципы их классификаций
Пятый (9-10) Сравнительно-аналитический метод (табличный, описательный); лабораторное исследование; природное исследование; литературное исследование; историческая реконструкция; моделирование; проектирование Владеет элементарными приемами научного исследования с самостоятельным определением целей, средств и методов исследования (проблема-задача-гипотеза; отбор объекта и метода; проведение эксперимента; сбор и обработка данных; оформление и предъявление результатов) Определите экспериментально, зависит ли внутреннее строение листа от положения его на ветке? Обладает ли раздражимостью эвглена? Представьте модель опыта по выяснению роли углекислого газа в жизни растений (животных). Какое удобрение повышает иммунитет растений? Предложите схему опыта для получения ответа на этот вопрос.

Уроки с лабораторными занятиями являются очень значимыми в учебно-воспитательном отношении при обуче­нии биологии, поскольку при изучении натуральных объектов происходит формирование кон­кретных представлений об изучаемом материале, вполне отчетливых и достаточно полных, так как в вос­приятии принимают участие различные органы чувств. Знания, полученные на лабораторных занятиях, хорошо запоминаются и долго держатся в памяти, так как на лабораторных занятиях учащиеся учатся приоб­ретать знания самостоятельно, путем непосредственного изучения объектов живой природы. Это имеет большое значение для формирования умений самостоятельного изучения природы. Кроме того, в процессе лабораторных занятий учащиеся приоб­ретают ряд практических умений и навыков: обращаться с различными приборами и инструментами, навыки рас­смотрения под лупой, зарисовок с натуры и т.д. Эти занятия развивают у учащихся инте­рес к изучению природы: хорошо рассмотрев и усвоив природный материал, ученики получают удовле­творение и стремление к дальнейшему изучению. И, наконец, они имеют значение в воспитательном отношении: при их правильной организации имеется возможность воспитывать культуру труда, бе­режное отношение к инструментам, материалам; воспиты­вается сознательная дисциплина в условиях, отличных от обычных уроков с изложением учителя. Кроме того, лабораторные занятия приучают учащихся доводить работу до опреде­ленного результата и воспитывают сознательную дисцип­лину труда.



Аналогично теоретическим знаниям, исследовательские умения также «выстраиваются» по степени овладения ими учащихся. Первый уровень (1-2 балла) – ученик повторяет, копирует практические действия поэтапно за учителем или одноклассником. Второй уровень (3-4 балла) – действие приобретает самостоятельный характер, но не всегда осознается, зачем это необходимо сделать, почему следует делать эту операцию так, а не иначе. Как правило, выполняется только часть программной лабораторной работы, исследуется только один объект или свойство. Ученик нуждается в помощи учителя или одноклассников для формулирования вывода, выполнения того или иного практического действия (например, настройки микроскопа). Следующий уровень (5-6 баллов) требует самостоятельного выполнения всей лабораторной работы, предполагающей осознанное использование какого-то одного практического умения: наблюдения, сравнения, описания, использования готовых препаратов или приготовления микропрепарата самим учеником и т.д. Все действия выполняются самостоятельно по имеющейся инструкции, формулируется вывод, даются ответы на поставленные вопросы.



Если требуется проанализировать полученные данные и сделать вывод на основании сравнения, сопоставления, выделения существенных особенностей, то предполагается, что ребенок конструирует новые для себя знания. Оценивается такая работа в 7-8 баллов. Здесь имеет место синтез теоретических и практических умений. 8 баллов может получить также и ученик, который объяснил особенности применения именно этого приема или метода для аналогичных исследований или применил данный прием для исследования нескольких объектов. Поэтому, многие программные лабораторные работы должны быть “усилены” дополнительными заданиями или вопросами для выхода на уровень применения знаний и умений.

Для учеников, проявляющих повышенный интерес к экспериментальным биологическим методикам (9-10 баллов) предлагаются специальные дополнительные задания, направленные на более глубокое освоение практических умений, дополнительные лабораторные работы или более глубокий теоретический анализ полученных экспериментальным способом данных. Таким образом, происходит градация и степени усвоения одного умения, и наращивание новых умений по уровням учебных достижений (см. Приложение 2).

 

ТВОРЧЕСКИЕ, ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ, ПОИСКОВЫЕ БИОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ, ВОПРОСЫ И ЗАДАЧИ

Особую сложность вызывают вопросы творческого, поискового характера. Какие биологические вопросы и задания можно отнести к творчески и оценивать в 9 - 10 баллов? О каком творчестве может идти речь на обычных уроках, где школьники усваивают то, что было уже открыто учеными?

Рассмотрим некоторые типы биологических вопросов и заданий поискового характера и подходы к их оцениванию.

Вопросы на анализ функций, процессов жизнедеятельности.

Ученик дает ответ по собственному плану. Классифицирует функции с обоснованием предложенного им способа классификации.

1. Почему зрение считают основным источником информации для человека?

2. Какие функции может выполнять опушение различных частей растения?

3. Какова роль хвоста в жизни животных?

4. Зачем паукам паутина?

5. В чем состоит роль личинок в жизни вида?

Вопросы о «способах решения задачи».

Необходимо описать, как та или иная конкретная экологическая задача решается разными организмами. Например, вопросы на связь строения с образом жизни еще в большей степени требуют наличия плана в ответе, систематизации знаний и их обобщения. При этом резко снижается ценность отдельных пунктов – их слишком много. Более важны подходы к классификации, ее полнота и иерархичность.

1. Какие животные заботятся о потомстве и в чем это выражается?

2. Какими способами животные защищаются от хищников?

3. Какими приспособлениями обладают растения засушливых мест?

4. Какие способы обмена информацией существуют в животном мире?

5. Какие приспособления к паразитизму появились в ходе эволюции?

6. Какие приспособления необходимы летающим (парящим, плавающим, бегающим) организмам?

7. В каких условиях и почему данный признак бывает полезен?

8. В каких условиях могут жить изображенные животные (растения)?

Вопросы на сопоставление.

Ученик сравнивает признаки и комментирует ответ с точки зрения их сходство и различия. Такие вопросы развивают аналитическое мышление, т. к. ученик при ответе пробует установить связи между разными биологическими объектами, выделяет признаки и сравнивает их.

1. Какие преимущества дает насекомым умение летать?

2. Чем отличается полет насекомого и птицы?

3. Какие особенности характеризуют обмен веществ прокариотических организмов?

Вопросы на установление «глобальных» связей.

Вопросы требуют системного мышления. Это вопросы о системах с большим количеством связей, которые могут изменяться во времени – анализ процессов, происходящих в целом организме, экосистеме, биосфере, в процессе эволюции.

1. К каким последствиям может привести исчезновение мутаций?

2. Как вы представляете себе последовательность процессов, происходящих при появлении разнообразных тканей растения?

3. Какие последовательные изменения условий существования привели к появлению паразитических червей?

4. Рассмотрите все последствия, к которым привело бы полное исчезновение насекомых.

5. Какие меры и почему помогают предупредить бактериальные заболевания человека?

6. Как может отразиться на здоровье человека недостаток кислорода в воздухе?

7. Какие меры (правила поведения) помогают предупредить заболевания сердца?

8. Покажите схематично структурные компоненты клетки (организма, вида, биогеоценоза, биосферы) и связи, существующие между ними. Докажите, что клетка (организм, вид, биогеоценоз, биосфера) является целостной системой.






Date: 2015-06-11; view: 375; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2019 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию