Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Цели и принципы обучения морфемике и словообразованию
Морфемика как раздел языкознания изучает типы морфем, принципы и процедуру исследования морфемного состава слова. Словообразование исследует синхроническую производность слов русского языка. Эти разделы традиционно изучаются в школе совместно или сопряженно и имеют следующие цели:
Раздел морфемпки и словообразования имеет большое теоретическое и практическое значение. Теоретическое значение этого раздела состоит в том. что он наглядно демонстрирует системные отношения в языке и требует осмысленного сознательного подхода к анализируемому языковому материалу: если процедура фонетического анализа достаточно механистична и опирается на определенный навык, если морфологический разбор стандартен для больших групп слов, то морфемный и словообразовательный анализ каждого слова глубоко индивидуален и требует хорошего понимания устройства морфемного уровня языка и формально-семантических связей слов. Кроме того, морфемнка и словообразование позволяют обратить внимание учащихся на различие синхронического и диахронического подхода к языку (различие словообразовательного и этимологического анализа ряда слов, изменение морфемного состава слова), представляя язык как развивающееся явление. Правильное понимание морфемной структуры слова имеет также большое практическое значение, так как большинство орфограмм определено со ссылкой на конкретные типы морфем (ср.: руч-опк-а — печен-к-а). Раздел словообразования сложен и вызывает, пожалуй, наибольшие затруднения и у школьников, и у абитуриентов, и у студентов (особенно это касается разборов). Причин для этого, как представляется, несколько. Во-первых, морфемика и словообразование изучаются в средней школе в сравнительно небольшом объеме (по сравнению, например, с морфологией или синтаксисом), причем такие сложные понятия, как основ- пы с типы морфем русского языка, изучаются в начальной школе и не подвергаются существенному углублению в средней школе. Во-вторых, морфемнка и словообразование, несмотря на их очевидную сложность, изучаются только в 5 классе (или в 5 и 6 классах), то есть достаточно рано для полного понимания и усвоения. В-третьих, даже в пределах одного учсбно-мстодичсского комплекса имеются значительные разночтения и неточности в формулировании основных понятий морфемики и словообразования. В-чствертых, примеры и упражнения подобраны таким образом, что не выявляют, а скрывают сложности и проблемные зоны морфемного и словообразовательного анализа. В-пятых, нет, пожалуй, пн одного вопроса в морфемикс и словообразовании, который не имел бы различных толкований в лингвистике, поэтому чтение дополнительной литературы, особенно научной неадаптированной, не в состоянии проясшггь для учащегося многих проблем этих разделов. При обучении морфемикс и словообразованию используются следующие принципы; экстралингвнстичсский (соотнесение слова с реалией), функциональный (обращение к функции морфем разных типов), структурно-семантический (изучение морфемы как значимой единицы, определение производности слова с использованием его толкования, мотивированности), системный принцип (соотнесение значения морфемы со значением слова, в котором она представлена; выявление системных словообразовательных связей слов в таких, например, понятиях, как способ словообразования), синхронический принцип (последовательное разграничение исторического и синхронического состава слова, этимологии слова и ei o производности в современном языке). Некоторые из этих принципов имеют особенности реализации в учебных комплексах. Так, в комплексе 2, заявляющем о своей практической орфографико-нунктуационной направленности, морфемный разбор проводится согласно формально-структурному, а не формальносемантическому принципу, причем вопрос об актуальности разграничения синхронии и диахронии решается иначе, чем в комплексах 1 и 3 (см. об этом в следующем параграфе). В методике морфемики и словообразования используется такой частно.мстодическнй (специфический) принцип, как связь морфемной структуры слова с его словообразовательной нронзводностыо, то есть формальная и семантическая мотивированность производного слова его производящим. (см. вопрос 2) ВОПРОС Наглядность - это использование специальных средствдля опоры на различные анализаторы при восприятии и усвоении материала. Раздичают зрительную, слуховую и зрительно-слуховую наглядность. На уроках русского языка используются следующие виды зрительной наглядности: 1) натуральная (указание на предметы, например, при изучении слова и его лексического значения); 2) графическая (схемы, таблицы); 3) изобразительная (рисунки, репродукции, диапозитивы, слайды). Помимо статических средств зрительной наглядности существуют динамические средства — видеоряд в видеозаписи или компьютерной программе. Так. компьютерные обучающие программы могут использовать таблицы, в которых отдельные структурные элементы появляются и исчезают. Наглядность может быть слуховой: на уроках фонетики и развития речи можно продуктивно использовать записи эталонной речи для демонстрации орфоэпических норм, при изучении лексики — запись диалектной речи. Наглядность служит для того, чтобы, во-первых, облегчить понимание материала н, во-вторых, задействовать как можно больше каналов восприятия и видов памяти: моторную (в школьном возрасте она согласно исследованиям психологов играет очень существенную роль), зрительную, слуховую. Наглядности способствует строгая последовательность в записи на доске и в тетрадях, выделение определений и примеров различными графическими средствами (подчеркивание. выделение маркером, запись ручкой другого цвета). Большую роль играют схемы и таблицы разного рода, как висящие на стенах класса, гак и составленные на доске и в тетрадях. В старших классах принцип наглядности уже не имеет той актуальности, которую он имеет в младших н средних классах, однако он приобретает новый аспект: старшеклассников надо готовить к обучению в высших учебных заведениях. а именно учить писать и обрабатывать конспекты. ВОПРОС ВОПРОС В практике работы школьного учителя используются три вида планирования: годовые (= календарные), тематические и поурочные планы. Первые два носят «стратегический» характер, определяя перспективу изучения материала на весь период работы — учебный год. Календарные планы являются типовыми, они составлены, как правило, методистами и едины для всех учителей школы, района и т. д. Отсюда очевидна их вызванная объективными причинами приблизительность. В отличие от календарных планов тематическое планирование решает более широкий круг вопросов и полностью относится к компетенции учителя. Остановимся на нем подробнее. Тематическое планирование может иметь форму: а) т а б л и ч лого планирования; б) обычно очень подробного планирования по отдельным разделам темы; в) предварительных набросков поурочных планов по все й теме. Таблица содержит следующую информацию:
Учитель в такой таблице распределяет поурочную нагрузку в соответствии с программой, указывает темы, необходимые для повторения, намечает виды работы (словарный диктант, опрос по карточкам, контрольный диктант с грамматическими заданиями и т. д.), распределяет материал учебника для домашних упражнений. Планирование по отдельным разделам темы может содержать лингвометодический анализ материала, включающий все необходимые теоретические сведения и конкретный языковой материал.
(17 ВОПРОС) Поурочный план представляет собой достаточно строгий «тактический» документ, в котором учтены все конкретные моменты предстоящего урока. Это повседневный рабочий документ учителя. Обычно он представляет собой сложный план, состоящий из разделов, подразделов, видов работ. В качестве подготовительного этапа к составлению такого плана обязательным является следующее: а) определение темы урока и установление необходимого объема материала; б) знакомство с теоретическими сведениями по теме и литературой к ней, а также отбор языкового материала для практических упражнений, соответствующих намеченной теме. При отборе конкретного языкового материала учитель русского языка обязан помнить, что на его уроках учащиеся должны постоянно видеть и слышать образцы, соответствующие письменным и устным нормам кодифицированного литературного языка и относящиеся к разным функциональным стилям. Учитель должен помнить и о смысловой стороне предлагаемых как для устной, так и для письменной работы текстов. Неудачным надо признать такой отбор языкового материала, когда одно предложение берется из одного текста, другое — из нового и отличного от предыдущего по содержанию и т. д. Всегда лучше брать связный текст или слова, отдельные предложения, тексты, объединенные общей идеей, общим предметом, то есть тематически сгруппированные. Например, на уроке в 5 классе «Повторение существительных I склонения» можно обратиться к самой близкой для учащихся теме — к школьным предметам4. Попросить перечислить только те названия предметов, которые относятся к повторяемой теме, и поставить их в контексты типа: «Сегодня у нас были уроки по... (Д. п.)», «На (П. п.) мы говорили...». Попросить назвать учителей по имени и отчеству (что представляет для пятиклассников, недавно перешедших из начальной школы в среднюю, определенную трудность!) и дописать, например, такие предложения: «Я отвечал по математик... Анастаса... Семенова...», «У меня спросили о Мари... Николаевн...». На уроке в 6 классе «НЕ с краткими причастиями» можно предложить задание типа: «Турист плохо подготовился к походу. У него не... (пришиты лямки к рюкзаку, не изучен маршрут, не собран рюкзак, не заклеены дырки на байдарке и т. д.)», то есть написать как можно больше предложений с краткими причастиями. Источниками, откуда учитель может подбирать материал для таких «тематических» уроков, являются в первую очередь литературные произведения. Учитель-словесник, как правило, стремится использовать на уроках русского языка материал, параллельно изучаемый на уроках литературы. При этом отношение к литературным источникам должно быть корректным и бережным: если необходимо внести в исходный текст изменения (например, насытить текст орфограммами нужного типа), то делать это надо с соблюдением меры; если идет монтаж, контаминация разных частей текста или разных текстов, то надо сохранять единство содержания и стиля. Другим источником языковых примеров может быть научно-популярная литература. Язык таких авторов, как В. Бланки, А. Ферсман, Л. Успенский, М. В. Панов, удовлетворяет всем требованиям современной нормы, а использование подобной литературы на уроках русского языка очень полезно для установления межпредметных связей. Публицистика, в том числе и современная, также может стать источником для урока. Материалы статей, газет и журналов достаточно легко адаптируются и «перекраиваются» в соответствии с конкретными лингвистическими задачами, однако в данном случае такой отбор со стороны учителя должен быть критичным, чтобы нс дать учащимся неправильные «образцы». При отборе языкового материала необходимо учитывать и возрастные особенности учащихся. В младших классах средней школы уместно использовать тексты из произведений популярных детских писателей (С. Я. Маршака, А. Барто, К. И. Чуковского, Э. Успенского, Г. Остера и др.), в старших классах материалом для лингвистического анализа могут стать критические статьи В. Г. Белинского, И. А. Гончарова, 10. М. Лотмана. Далее можно переходить к составлению плана урока. Для этого необходимо определить цель урока, формы опроса (например, как проверить выполнение домашнего задания; как закрепить изученный материал; как построить повторение какой-либо темы), способ подачи нового материала (например, лекционная или работа с учебником), сформулировать выводы и форму их подачи (например, поставить задачу получения выводов самими учащимися), наметить учеников, которых необходимо вызвать, конкретно продумать задание налом. План урока может иметь вид: — графика; — схемы; — конспекта (записи-описания). График учитывает лишь временные границы каждого этапа работы на уроке, схема отражает только сами этапы, а свободная запнсь-описанис (конспект) представляет собой развернутый подробный ход урока п целом. Составление именно таких подробных планов входит в задачу студента-практиканта. Собственно работа нал конспектом урока начинается с плана и завершается уточнениями, которые вносятся в план после завершения работы над конспектом.(конец 17)
Date: 2015-06-11; view: 4822; Нарушение авторских прав |