Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






ВОПРОС8 ВОПРОС





ВОПРОС

Учебник как ведущее средство обучения

Ведущим средством обучения является учебник, который выполняет следующие функции: информативную, систематизирующую, трансфор­мационную. Это книга (возможны компьютерные версии учебника, но на сегодняшний день они не являются распространенными), в которой лают­ся знания (информативная функция учебника), представленные в опре­деленной системе {систематизирующая функции) и служащие для фор­мирования умении и навыков (трансформационная функция).

Учебник опирается на соответствующую программу. Но если про­грамма лишь именует основные понятия курса, то учебник их раскры­вает, иллюстрирует, а также содержит систему упражнений, направлен­ных на формирование соответствующих умений и навыков.

Преподнесение теоретического материала осуществляется в описа­нии фактов языка п речи, формулировке понятий, определений, правил. Теоретический материал иллюстрируется примерами и может быть за­ключен нс только в тексты, по п в таблицы, схемы, алгоритмы рассуж­дений. В учебнике часто бывает представлена не только основная, но и дополнительная информация: справки об истории формирования тех или иных лингвистических явлений, рассказы о выдающихся лингвистах н др. Помимо теоретического материала учебник содержит упражнения раз­ного рода. Вторб# учебно-методический комплекс разводит теоретиче­ский материал и упражнения по разным учебным книгами, но обычни теоретический и практический материал совмещены в одном учебнике.

Учебник содержит аппарат ориентировки: оглавление, заголовки, спе­циальные пиктограммы, обозначающие ОСНОВНОЙ и дополнительный ма­териал, определения, задания и другие структурные элементы учебника. Для каждого учебника эти пиктограммы могут быть свои.

Учебник предназначен п для ученика, и для учителя. Для ученика учебник является источником ] i Ef формации и средством формирования умегшй н навыков, для учителя — основным источником методических указании к подготовке п проведению урока (дополняемым специальны­ми методическими указаниями, составленным if авторами учебника н со­провождающими каждый из учебных комплексов).



Рассмотрим особенности учебников трех основных учебных комплексов,

Комплекс I

Учебно-методический комплекс 1 начал выхолить в ] 970 году и пе­режил более 20 переизданий, псправленЕзых и дополнеЕгных.

Учебштк каждого класса начинается с руководства но использова­нию учебника, где о л псы пасте я структура учебника и расшифровыва­ются условные обозначешгя.

Так. например, рассмотрим учебник для 5 класса. Он состоит из:

1) оглашения;

2) предисловия «Ваш учебник»;

3) основной части;

4) приложений, в которых помешены:

— толковый словарь;

— словарь «Пиши правильно»;

— словарь «Произноси правильно»;

— памятки по подготовке к диктантам, изложению и сочинению;

— памятки но разным вилам разбора;

5) алфавитного указателя лингвистических понятий с указанием но­мера страницы учебника, на которой помещен соответствующий

материал.

Учебник содержит следующие условные обозначения, помогающие учащимся ориентироваться в учебной книге.

Горизонтальными чертами выделены орфографический и пунктуа­ционные правила, которые пронумерованы и вынесены на форзацы учебника с указанием страницы.

Стрелкой обозначены определения, теоретические сведения, поме­щенные в середине параграфа.

Бинокль обозначает материал для самостоятельных наблюдений.

Буква Р обозначает упражнения по развитию речи.

Кружок выделяет задания для повторения изученного, а также до­полнительные задания.

Таблица к учебнику обозначена рамочкой.

Задания игрового и занимательного характера, а также задания но речевому этикету выделены забавными человечками.

Специальные надстрочные знаки обозначают разные виды разбора слов н предложений.

Коричневым курсивом написаны словарные слова.

Учебники для 6, 7, 8 и 9 классов имеют сходную структуру, хотя и от­личаются другими условными обозначениями и характером приложений. При переиздании учебника авторы совершенствуют и изменяют систему условных обозначений, что неизменно оговаривается в вводной части.

Учебник для любого класса комплекса 1 содержит материал по тео­рии языка, упражнения и материал по развитию речи, то есть все со­держание курса каждого класса заключено в одной книге. Такого рода книга является главным методическим пособием для учителя, посколь­ку в самой книге продуман способ подачи материала.

Учебники разных классов отличаются формой предъявления инфор­мации. Так, в 5 классе преобладает индуктивный способ: если это воз­можно (что зависит от характера изучаемого материала), то в начале каждого параграфа содержится материал для наблюдений, вопросы к учащимся по анализу этого материала и вывод в виде определения или правила. Материал для наблюдения проиллюстрирован картинками, что позволяет задействовать образное мышление пятиклассников.

В учебниках для 6 и 7 классов довольно последовательно использу­ется дедуктивный способ подачи материала: понятие или определение приводится в начале параграфа, потом следует система упражнений, на­правленных на приобретение умений и навыков.



В учебниках для 8 и 9 классов используется индуктивно-дедуктив­ный способ подачи материала: новым материал обрамляется упражне­ниями с разной функциональной нагрузкой. Упражнения, идущие перед сформулированным понятием или. определением, опираются на уже име­ющиеся у учащихся знания в области синтаксиса, последующие упраж­нения помогают обобщению и закреплению нового.

Комплекс 2

Учебно-методический комплекс 2 имеет нетрадиционную для школы структуру и состоит из трех компонентов: единого учебника но теории для 5-9 классов, учебных пособии с практическими заданиями для каж­дого класса и учебных пособий по развитию речи для каждого класса.

Структура этого комплекса поясняется авторами в программе следу­ющим образом: основной лингвометодическин принцип данного учеб­ного комплекса состоит в системном линейном изложении теории. Новый тип учебника выполняет не только учебную, по и справочную функцию, поскольку в одной книге сосредоточен весь теоретический материал от фонетики до синтаксиса за все классы среднего звена средней школы. Сборник задач и упражнений предназначен для формирования умений и навыков, а также для систематизации изученного. И учебник теории, и сборник задач и упражнений содержат материал по культуре речи, но в концентрированном виде он представлен в пособии «Русская речь». Авторы заявляют, что вес компоненты комплекса связаны между собой, в результате чего комплекс являет собой единый учебник в трех частях.

Рассмотрим устройство каждого компонента комплекса.

Учебник «Русский язык: Теория: 5-9 классы» включает, как уже бы­ло сказано, линейное изложение теории русского языка и орфографиче­ские и пунктуационные правила, изучаемые в 5-9 классах. Содержание его таково: после данных об самом учебнике идет большой «Вводный курс», который излагает знания о языке, полученные учащимися в на­чальной школе. Далее следует основной курс, предваряемый сведениями об основных разделах науки о русском языке и о понятии литературного языка. Материал основного курса построен линейно и содержит сле­дующие разделы: фонетика, графика, морфемнка, лексика, морфология.

синтаксис и пунктуация, предложения с чужой речью, общие сведения о языке. После основного курса помещены приложения: список изучен­ных орфографических правил с ссылкой на соответствующий параграф, список изученных пунктуационных правил с ссылкой на соответст­вующий параграф, памятка по всем видам разбора с указанием порядка действий и примером.

В учебнике имеется 5 видов пиктограмм следующего содержания: теоретические сведения для осмысления; правила, которые надо запом­нить; справочный материал; знак «Контролируй себя! Обрати внима­ние!», материал по развитию речи.

Весь материал структурирован в параграфы, которые начинаются с определения или раскрытия теоретического понятия. Отдельные темы приводятся в виде таблиц, например типы спряжения и склонения, виды обстоятельств и др. В тексте, помимо основного шрифта, использована разрядка, примеры оформлены курсивом. В некоторых параграфах име­ются картинки, образно и наглядно иллюстрирующие теорию. В текст параграфа включены специальные однотипные картинки, изображаю­щие школьные словари, соответствующие изучаемому материалу. В верхней части страницы некоторых параграфов помещен портрет вы­дающегося лннгвиста-русиста с кратким обзором его исследовательской деятельности. На форзацах учебника помещены значки для обозначения разных видов морфем, членов предложения, схем простого и сложного предложения, предложения с прямой речью.

О целесообразности создания учебника-справочника, единого для 5-9 классов, ученые-методисты говорили давно; еще в 1943 году Л. В. Щерба высказывал мысль, что каждый учащийся должен быть снабжен систематической грамматикой русского языка без упражнении, по с примерами. Необходимость создания учебника-справочника связа­на с тем, что ученик, обучающийся по отдельным для каждого класса учебникам, не имеет возможности быстро (а при условии, что учебники библиотечные, — и вовсе) обратиться к материалу, изученному в пред­шествующие годы. Но очевидно, что создание единого учебника для 5- 9 классов ставит перед его авторами много задач: при подаче материала необходимо учесть возрастные особенности учащихся — тот факт, что в период с 5 по 9 класс учащиеся взрослеют: пятиклассник совсем ребе­нок, девятиклассник почти взрослый человек. Исходя из этого, форма предъявления материала и даже графическое оформление разделов долж­ны меняться на протяжении всего учебника. Эта проблема в данном учебнике, к сожалению, решена недостаточно удачно.

Учебное пособие «Русский язык: Практика: Сборник задач и упраж­нений» предназначено для усвоения теории и выработки умений и на­выков. Эти учебные пособия существуют в двух вариантах: для каждого класса в отдельности или же (в более ранних изданиях) для 5, 6-7 и 8-9 классов. Эти учебные материалы идут вслед за учебником в расположе­нии и порядке тем и состоят из упражнений и задач, которые обозначе­ны специальной пиктограммой. Условные обозначения те же, что и в учебнике теории. На форзацах даны орфограмм!.! и пунктограммы. В конце книги помещены приложения: толковый, орфоэпический и ор­фографический словари, включающие слова, над значением, произно­шением и правописанием которых учащиеся работают в этом классе.

Учебное пособие «Русская речь» также имеет две формы предъявле­ния: отдельно для каждого класса или (в более ранних изданиях) для 5-7 и 8-9 классов. Оно устроено следующим образом. Почти в каждом па­раграфе дан теоретический материал, который, как объясняет автор в предисловии к пособию, не предназначен для заучивания, в отличие от правил в учебнике по теории. Наиболее важные слова выделены раз­рядкой. Помимо теории, пособие содержит задания и упражнения. К наиболее сложным из них даны ответы (эти задания помечены звездоч­кой); в конце книги помещены памятки, которые помогают справиться со сложными заданиями. Однотипные задания помечены буквой В (вари­ант), что обозначает, что из них можно выполнить одно, по выбору учащегося. В конце пособия приведен указатель с ссылкой на страницу и оглавление. На форзацах помещены рисунки, изображающие разные речевые ситуации. В пособии много картинок.

Учебник, состоящий из трех книг, параллельно используемых для изучения русского языка в каждом классе, создает определенные слож­ности как для ученика, так и для учителя. Ученику, выполняющему за­дания и упражнения, для теоретической справки необходимо обратить­ся к другой книге. Кроме того, носить с собой три книги вместо одной просто тяжело. Учитель же при работе с этим комплексом получает го­раздо меньше методической поддержки, должен проявить при подго­товке и проведении урока больше самостоятельности, чем при препо­давании по первому учебному комплексу.

Комплекс 3

Третий учебно-методический комплекс, как и первый, имеет в каче­стве учебника одну книгу для каждого класса.

Рассмотрим в качестве примера учебник для 5 класса.

Учебник начинается с раздела «О языке», затем идет раздел «О сло­ве» (на основе изученного в начальных классах), далее расположен раз­дел «Язык. Правописание» (систематический курс), в отдельный раздел «Речь» вынесены теоретические сведения по развитию речи (упражне­ния по развитию речи помещены и в раздел «Язык. Правописание»). За­вершает учебник приложение, включающее «Орфографический слова-

рнк», «Орфоэпический словарик», «Толковый словарик», «Словарик значения морфем» и «Словарик синонимов».

В учебнике использованы следующие условные обозначения: пик­тограммы для выделения нового материала, материала повышенной трудности и упражнений, раскрывающих значение, структуру и право­писание слов, пиктограммы «Вспомните!», «Возьмите на заметку!», «Понаблюдайте!», «Сравните!». Большинство сведений по теории языка помещено в упражнения с условным знаком «Учитесь читать и переска­зывать лингвистический текст».

В тексте использованы, помимо обычного шрифта, разрядка, жир­ный шрифт для выделения ключевых слов и понятий и курсив для примеров.

Картинок, иллюстрирующих теоретический материал, немного, зато в разделе «Речь» имеется вставка с цветными репродукциями картин и художественными фотографиями, описанию которых уделено много мес­та в курсе развития речи.

Такое строение учебника связано с обшей речевой направленностью данного комплекса: авторы комплекса формулируют как главную цель обучения русскому языку в общеобразовательном учебном заведении языковое развитие учащихся, овладение ими речевой деятельностью.

При подаче материала по теории языка использован преимущест­венно дедуктивный принцип: изучение темы начинается с изложения понятия, определения, которые закрепляются выполнением упражне­ний. В уроках развития речи использован преимущественно индуктив­ный принцип: параграф начинается с задания «Понаблюдайте!», где к тексту задастся серия вопросов, подводящих к новому материалу. После этого формулируется теоретическое положение.

Учебник третьего комплекса является значительно большим мето­дическим ориентиром для учителя, чем второго, однако меньшим, чем первого: хотя раздел «Речь» помещен в учебнике изолированно, изучать этот раздел необходимо параллельно с языковыми темами курса.

Таким образом, три учебных комплекса демонстрируют различия не только в содержании обучения (см. главу 4 о содержании обучения, а также главы 13-19, посвященные методике преподавания отдельных разделов курса) и структуре курса, но и в средствах обучения, основ­ным из которых является учебник.

Особым видом учебного пособия является рабочая тетрадь. Основ­ные комплексы не содержат рабочих тетрадей в качестве обязательных компонентов, в отличие, например, от углубленного комплекса для 5-11 классов под рсд. В. В. Бабайнсвой (см. § 21, с. 75-78). Однако в 1999 году появился комплект учебных пособии Г. Л. Богдановой «Русский язык: рабочая тетрадь для 5 (6. 7, 8. 9) класса», в двух частях для каждого класса, которая, как пишет п аннотации автор, предназначена для работы по учебным комплексам I и 3. Рабочая тетрадь представляет собой вид учебного пособия, содержащего упражнения и задания, не требующие переписывания: задания выполняются прямо в рабочей тетради, что, безусловно, экономит время на уроке и целесообразно при выполнении ряда заданий репродуктивного типа.

 

ВОПРОС








Date: 2015-06-11; view: 321; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2021 year. (0.035 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию