Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Вопрос8 вопрос
ВОПРОС Учебник как ведущее средство обучения Ведущим средством обучения является учебник, который выполняет следующие функции: информативную, систематизирующую, трансформационную. Это книга (возможны компьютерные версии учебника, но на сегодняшний день они не являются распространенными), в которой лаются знания (информативная функция учебника), представленные в определенной системе {систематизирующая функции) и служащие для формирования умении и навыков (трансформационная функция). Учебник опирается на соответствующую программу. Но если программа лишь именует основные понятия курса, то учебник их раскрывает, иллюстрирует, а также содержит систему упражнений, направленных на формирование соответствующих умений и навыков. Преподнесение теоретического материала осуществляется в описании фактов языка п речи, формулировке понятий, определений, правил. Теоретический материал иллюстрируется примерами и может быть заключен нс только в тексты, по п в таблицы, схемы, алгоритмы рассуждений. В учебнике часто бывает представлена не только основная, но и дополнительная информация: справки об истории формирования тех или иных лингвистических явлений, рассказы о выдающихся лингвистах н др. Помимо теоретического материала учебник содержит упражнения разного рода. Вторб# учебно-методический комплекс разводит теоретический материал и упражнения по разным учебным книгами, но обычни теоретический и практический материал совмещены в одном учебнике. Учебник содержит аппарат ориентировки: оглавление, заголовки, специальные пиктограммы, обозначающие ОСНОВНОЙ и дополнительный материал, определения, задания и другие структурные элементы учебника. Для каждого учебника эти пиктограммы могут быть свои. Учебник предназначен п для ученика, и для учителя. Для ученика учебник является источником ] i Ef формации и средством формирования умегшй н навыков, для учителя — основным источником методических указании к подготовке п проведению урока (дополняемым специальными методическими указаниями, составленным if авторами учебника н сопровождающими каждый из учебных комплексов). Рассмотрим особенности учебников трех основных учебных комплексов, Комплекс I Учебно-методический комплекс 1 начал выхолить в ] 970 году и пережил более 20 переизданий, псправленЕзых и дополнеЕгных. Учебштк каждого класса начинается с руководства но использованию учебника, где о л псы пасте я структура учебника и расшифровываются условные обозначешгя. Так. например, рассмотрим учебник для 5 класса. Он состоит из: 1) оглашения; 2) предисловия «Ваш учебник»; 3) основной части; 4) приложений, в которых помешены: — толковый словарь; — словарь «Пиши правильно»; — словарь «Произноси правильно»; — памятки по подготовке к диктантам, изложению и сочинению; — памятки но разным вилам разбора; 5) алфавитного указателя лингвистических понятий с указанием номера страницы учебника, на которой помещен соответствующий материал. Учебник содержит следующие условные обозначения, помогающие учащимся ориентироваться в учебной книге. Горизонтальными чертами выделены орфографический и пунктуационные правила, которые пронумерованы и вынесены на форзацы учебника с указанием страницы. Стрелкой обозначены определения, теоретические сведения, помещенные в середине параграфа. Бинокль обозначает материал для самостоятельных наблюдений. Буква Р обозначает упражнения по развитию речи. Кружок выделяет задания для повторения изученного, а также дополнительные задания. Таблица к учебнику обозначена рамочкой. Задания игрового и занимательного характера, а также задания но речевому этикету выделены забавными человечками. Специальные надстрочные знаки обозначают разные виды разбора слов н предложений. Коричневым курсивом написаны словарные слова. Учебники для 6, 7, 8 и 9 классов имеют сходную структуру, хотя и отличаются другими условными обозначениями и характером приложений. При переиздании учебника авторы совершенствуют и изменяют систему условных обозначений, что неизменно оговаривается в вводной части. Учебник для любого класса комплекса 1 содержит материал по теории языка, упражнения и материал по развитию речи, то есть все содержание курса каждого класса заключено в одной книге. Такого рода книга является главным методическим пособием для учителя, поскольку в самой книге продуман способ подачи материала. Учебники разных классов отличаются формой предъявления информации. Так, в 5 классе преобладает индуктивный способ: если это возможно (что зависит от характера изучаемого материала), то в начале каждого параграфа содержится материал для наблюдений, вопросы к учащимся по анализу этого материала и вывод в виде определения или правила. Материал для наблюдения проиллюстрирован картинками, что позволяет задействовать образное мышление пятиклассников. В учебниках для 6 и 7 классов довольно последовательно используется дедуктивный способ подачи материала: понятие или определение приводится в начале параграфа, потом следует система упражнений, направленных на приобретение умений и навыков. В учебниках для 8 и 9 классов используется индуктивно-дедуктивный способ подачи материала: новым материал обрамляется упражнениями с разной функциональной нагрузкой. Упражнения, идущие перед сформулированным понятием или. определением, опираются на уже имеющиеся у учащихся знания в области синтаксиса, последующие упражнения помогают обобщению и закреплению нового. Комплекс 2 Учебно-методический комплекс 2 имеет нетрадиционную для школы структуру и состоит из трех компонентов: единого учебника но теории для 5-9 классов, учебных пособии с практическими заданиями для каждого класса и учебных пособий по развитию речи для каждого класса. Структура этого комплекса поясняется авторами в программе следующим образом: основной лингвометодическин принцип данного учебного комплекса состоит в системном линейном изложении теории. Новый тип учебника выполняет не только учебную, по и справочную функцию, поскольку в одной книге сосредоточен весь теоретический материал от фонетики до синтаксиса за все классы среднего звена средней школы. Сборник задач и упражнений предназначен для формирования умений и навыков, а также для систематизации изученного. И учебник теории, и сборник задач и упражнений содержат материал по культуре речи, но в концентрированном виде он представлен в пособии «Русская речь». Авторы заявляют, что вес компоненты комплекса связаны между собой, в результате чего комплекс являет собой единый учебник в трех частях. Рассмотрим устройство каждого компонента комплекса. Учебник «Русский язык: Теория: 5-9 классы» включает, как уже было сказано, линейное изложение теории русского языка и орфографические и пунктуационные правила, изучаемые в 5-9 классах. Содержание его таково: после данных об самом учебнике идет большой «Вводный курс», который излагает знания о языке, полученные учащимися в начальной школе. Далее следует основной курс, предваряемый сведениями об основных разделах науки о русском языке и о понятии литературного языка. Материал основного курса построен линейно и содержит следующие разделы: фонетика, графика, морфемнка, лексика, морфология. синтаксис и пунктуация, предложения с чужой речью, общие сведения о языке. После основного курса помещены приложения: список изученных орфографических правил с ссылкой на соответствующий параграф, список изученных пунктуационных правил с ссылкой на соответствующий параграф, памятка по всем видам разбора с указанием порядка действий и примером. В учебнике имеется 5 видов пиктограмм следующего содержания: теоретические сведения для осмысления; правила, которые надо запомнить; справочный материал; знак «Контролируй себя! Обрати внимание!», материал по развитию речи. Весь материал структурирован в параграфы, которые начинаются с определения или раскрытия теоретического понятия. Отдельные темы приводятся в виде таблиц, например типы спряжения и склонения, виды обстоятельств и др. В тексте, помимо основного шрифта, использована разрядка, примеры оформлены курсивом. В некоторых параграфах имеются картинки, образно и наглядно иллюстрирующие теорию. В текст параграфа включены специальные однотипные картинки, изображающие школьные словари, соответствующие изучаемому материалу. В верхней части страницы некоторых параграфов помещен портрет выдающегося лннгвиста-русиста с кратким обзором его исследовательской деятельности. На форзацах учебника помещены значки для обозначения разных видов морфем, членов предложения, схем простого и сложного предложения, предложения с прямой речью. О целесообразности создания учебника-справочника, единого для 5-9 классов, ученые-методисты говорили давно; еще в 1943 году Л. В. Щерба высказывал мысль, что каждый учащийся должен быть снабжен систематической грамматикой русского языка без упражнении, по с примерами. Необходимость создания учебника-справочника связана с тем, что ученик, обучающийся по отдельным для каждого класса учебникам, не имеет возможности быстро (а при условии, что учебники библиотечные, — и вовсе) обратиться к материалу, изученному в предшествующие годы. Но очевидно, что создание единого учебника для 5- 9 классов ставит перед его авторами много задач: при подаче материала необходимо учесть возрастные особенности учащихся — тот факт, что в период с 5 по 9 класс учащиеся взрослеют: пятиклассник совсем ребенок, девятиклассник почти взрослый человек. Исходя из этого, форма предъявления материала и даже графическое оформление разделов должны меняться на протяжении всего учебника. Эта проблема в данном учебнике, к сожалению, решена недостаточно удачно. Учебное пособие «Русский язык: Практика: Сборник задач и упражнений» предназначено для усвоения теории и выработки умений и навыков. Эти учебные пособия существуют в двух вариантах: для каждого класса в отдельности или же (в более ранних изданиях) для 5, 6-7 и 8-9 классов. Эти учебные материалы идут вслед за учебником в расположении и порядке тем и состоят из упражнений и задач, которые обозначены специальной пиктограммой. Условные обозначения те же, что и в учебнике теории. На форзацах даны орфограмм!.! и пунктограммы. В конце книги помещены приложения: толковый, орфоэпический и орфографический словари, включающие слова, над значением, произношением и правописанием которых учащиеся работают в этом классе. Учебное пособие «Русская речь» также имеет две формы предъявления: отдельно для каждого класса или (в более ранних изданиях) для 5-7 и 8-9 классов. Оно устроено следующим образом. Почти в каждом параграфе дан теоретический материал, который, как объясняет автор в предисловии к пособию, не предназначен для заучивания, в отличие от правил в учебнике по теории. Наиболее важные слова выделены разрядкой. Помимо теории, пособие содержит задания и упражнения. К наиболее сложным из них даны ответы (эти задания помечены звездочкой); в конце книги помещены памятки, которые помогают справиться со сложными заданиями. Однотипные задания помечены буквой В (вариант), что обозначает, что из них можно выполнить одно, по выбору учащегося. В конце пособия приведен указатель с ссылкой на страницу и оглавление. На форзацах помещены рисунки, изображающие разные речевые ситуации. В пособии много картинок. Учебник, состоящий из трех книг, параллельно используемых для изучения русского языка в каждом классе, создает определенные сложности как для ученика, так и для учителя. Ученику, выполняющему задания и упражнения, для теоретической справки необходимо обратиться к другой книге. Кроме того, носить с собой три книги вместо одной просто тяжело. Учитель же при работе с этим комплексом получает гораздо меньше методической поддержки, должен проявить при подготовке и проведении урока больше самостоятельности, чем при преподавании по первому учебному комплексу. Комплекс 3 Третий учебно-методический комплекс, как и первый, имеет в качестве учебника одну книгу для каждого класса. Рассмотрим в качестве примера учебник для 5 класса. Учебник начинается с раздела «О языке», затем идет раздел «О слове» (на основе изученного в начальных классах), далее расположен раздел «Язык. Правописание» (систематический курс), в отдельный раздел «Речь» вынесены теоретические сведения по развитию речи (упражнения по развитию речи помещены и в раздел «Язык. Правописание»). Завершает учебник приложение, включающее «Орфографический слова- рнк», «Орфоэпический словарик», «Толковый словарик», «Словарик значения морфем» и «Словарик синонимов». В учебнике использованы следующие условные обозначения: пиктограммы для выделения нового материала, материала повышенной трудности и упражнений, раскрывающих значение, структуру и правописание слов, пиктограммы «Вспомните!», «Возьмите на заметку!», «Понаблюдайте!», «Сравните!». Большинство сведений по теории языка помещено в упражнения с условным знаком «Учитесь читать и пересказывать лингвистический текст». В тексте использованы, помимо обычного шрифта, разрядка, жирный шрифт для выделения ключевых слов и понятий и курсив для примеров. Картинок, иллюстрирующих теоретический материал, немного, зато в разделе «Речь» имеется вставка с цветными репродукциями картин и художественными фотографиями, описанию которых уделено много места в курсе развития речи. Такое строение учебника связано с обшей речевой направленностью данного комплекса: авторы комплекса формулируют как главную цель обучения русскому языку в общеобразовательном учебном заведении языковое развитие учащихся, овладение ими речевой деятельностью. При подаче материала по теории языка использован преимущественно дедуктивный принцип: изучение темы начинается с изложения понятия, определения, которые закрепляются выполнением упражнений. В уроках развития речи использован преимущественно индуктивный принцип: параграф начинается с задания «Понаблюдайте!», где к тексту задастся серия вопросов, подводящих к новому материалу. После этого формулируется теоретическое положение. Учебник третьего комплекса является значительно большим методическим ориентиром для учителя, чем второго, однако меньшим, чем первого: хотя раздел «Речь» помещен в учебнике изолированно, изучать этот раздел необходимо параллельно с языковыми темами курса. Таким образом, три учебных комплекса демонстрируют различия не только в содержании обучения (см. главу 4 о содержании обучения, а также главы 13-19, посвященные методике преподавания отдельных разделов курса) и структуре курса, но и в средствах обучения, основным из которых является учебник. Особым видом учебного пособия является рабочая тетрадь. Основные комплексы не содержат рабочих тетрадей в качестве обязательных компонентов, в отличие, например, от углубленного комплекса для 5-11 классов под рсд. В. В. Бабайнсвой (см. § 21, с. 75-78). Однако в 1999 году появился комплект учебных пособии Г. Л. Богдановой «Русский язык: рабочая тетрадь для 5 (6. 7, 8. 9) класса», в двух частях для каждого класса, которая, как пишет п аннотации автор, предназначена для работы по учебным комплексам I и 3. Рабочая тетрадь представляет собой вид учебного пособия, содержащего упражнения и задания, не требующие переписывания: задания выполняются прямо в рабочей тетради, что, безусловно, экономит время на уроке и целесообразно при выполнении ряда заданий репродуктивного типа.
ВОПРОС Date: 2015-06-11; view: 606; Нарушение авторских прав |