Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема Х. Денежно-кредитная политика





ВОПРОСЫ ЛЕКЦИИ

Сущность и цели кредитно-денежной политики

Инструменты кредитно-денежной политики

Концепции кредитно-денежной политики

Виды кредитно-денежной политики

Литература:

1). Жарковская А.В. Банковское дело. Курс лекций. М., 2004.

2)Моисеев С.Р. Денежно-кредитная политика: теория и практика. М., 2008.

3) Соколов Ю.А. Организация денежно-кредитного регулирования. Учебное пособие. М., 2008.

4) Улюкаева А.В. Современная денежно-кредитная политика: проблемы и перспективы. М., 2008.

5)Полоник С.С. Методы государственного регулированияденежно-кредитных и финансово-бюджетных отношений.\\ Белорусский экономический журнал. №1, 2003.

 

 

Сущность и цели кредитно-денежной политики

Денежно-кредитная политика в странах с развитой рыночной экономикой рассматривается как инструмент «тонкой настройки» экономической конъюнктуры, как оперативное и гибкое дополнение бюджетной политики. Сложившаяся мировая практика показывает, что через кредитно-денежную политику государство воздействует на денежную массу и процентные ставки, а они, в свою очередь –на потребительский и инвестиционный спрос.

Главная роль в кредитно-денежной политике принадлежит Центральному Банку, который может ускорять или сдерживать прирост денежной массы, вызывать повышение или понижение цены кредита. Во всех странах с развитой рыночной структурой центральные банки независимы от правительства и могут оперативно принимать решения по корректировке денежно-кредитной политики в зависимости от изменений экономической конъюнктуры. В этой деятельности ЦБ не связан продолжительными процедурами согласования с органами государственной власти. Он может противостоять давлению со стороны политиков, когда краткосрочные политические цели правительства вступают в противоречие с основной с основной стратегической целью – достижение общего уровня производства, характеризующегося полной занятостью и отсутствием инфляции.

Цели кредитно-денежной политики подразделяются конечные и промежуточные, достичь конечных целей можно, только правильно выбрав промежуточные, так как между ними существует тесная связь. В качестве промежуточных обычно выделяют следующие цели:

А) объем денежной массы;

Б) уровень процентной ставки;

В) объем кредитов.

Все промежуточные цели направлены на достижение конечных целей денежно-кредитной политики государства:

А) экономический рост;

Б) полная занятость;

В) стабильность цен;

Г) устойчивый платежный баланс.

Промежуточные цели непосредственно относятся к деятельности ЦБ и осуществляются в основном при помощи косвенных методов регулирования.

Инструменты кредитно-денежной политики

Инструменты, при помощи которых государство достигает целей экономической политики в кредитно-денежной сфере подразделяются на:

- инструменты косвенного регулирования;

- Инструменты прямого регулирования;

- инструменты селективного регулирования.

Инструменты косвенного регулирования включают:

- Политику обязательных резервов;

- операции на открытом рынке;

- политика учетной ставки (дисконтная политика).

Обязательные резервы – это часть суммы депозитов, которую коммерческие банки должны хранить в виде беспроцентных вкладов в центральном банке. Нормы обязательных резервов устанавливаются в процентах от объема депозитов. Минимальные резервы выполняют две основные функции: во-первых, они, как ликвидные резервы, служат обеспечением обязательств коммерческих банков по депозитам их клиентов. Изменяя норму обязательных резервов, ЦБ поддерживает степень ликвидности коммерческих банков на минимально допустимом уровне в зависимости от экономической ситуации. Во-вторых, минимальные резервы являются инструментом, используемым ЦБ для регулирования денежной массы в стране. Посредством изменения норматива резервирования ЦБ регулирует масштабы активных операций коммерческих банков, а, следовательно, и возможности осуществления ими депозитной эмиссии. Кредитные институты могут расширять ссудные операции, если их резервы в ЦБ превышают установленный норматив. Когда масса денег в обороте превосходит необходимую потребность, ЦБ проводит политику кредитной рестрикции увеличивая норматив и вынуждает банки сократить объем активных операций.

При использовании этого инструмента следует учитывать, что даже небольшие изменения норм резервирования вызывает значительные сдвиги в объеме резервов и структуре кредитных операций. Частые и значительные изменения резервных норм могут привести к нарушению денежного равновесия, поэтому, они осуществляются или во время инфляции, или спада производства, когда требуются сильнодействующие средства.


Операции на открытом рынке – считаются наиболее важным средством контроля денежного предложения, которое предполагает покупку и продажу государственных ценных бумаг коммерческим банкам, фирмам и населению на открытом рынке. При этом объектом купли-продажи могут быть все виды ценных бумаг, но предпочтение отдается ГКО. Приобретение ценных бумаг у коммерческих банков увеличивает их ресурсы, повышая кредитные возможности, и наоборот.

По форме проведения рыночные операции ЦБ могут быть прямыми и обратными. Прямая операция представляет собой обычную покупку или продажу ценных бумаг. Обратная операция заключается в продаже ценных бумаг с обязательным совершением обратной сделки по установленному курсу и сроку. Они имеют более мягкий эффект и по сути аналогичны рефинансированию под залог ценных бумаг. ЦБ предлагает комбанкам продавать ему ценные бумаги на условиях, определяемых на основе аукционных торгов, с обязательством их обратной продажи через 4-8 недель. Причем процентные платежи, «набегающие» по данным ценным бумагам в период их нахождения в собственности ЦБ, будут принадлежать коммерческим банкам.

Политика учетной ставки. С помощью этого инструмента ЦБ влияет на денежную базу и ликвидность банков – способность коммерческих банков своевременно погашать свои обязательства в денежной форме.

Одним из способов повышения ликвидности является получение коммерческим банком кредита, который он может взять у других комбанков на межбанковском рынке или у Центрального Банка через, так называемое, учетное окно. Когда коммерческий банк берет ссуду. Он переводит центральному банку выписанное на себя долговое обязательство, которое гарантируется дополнительным обеспечением (обычно ГКО). ЦБ взыскивает процентные платежи по своим ссудам, предоставленным комбанкам. Такая ставка процента называется учетной.

Комбанки берут ссуды через учетное окно в двух случаях: во-первых, для по полнения обязательных резервов; во-вторых, если на взятую ссуду можно будет получить прибыль. С точки зрения коммерческого банка, учетная ставка представляет собой издержки, вызванные приобретением резервов. Падение учетной ставки поощряет комбанки к приобретению дополнительных ресурсов путем заимствования у ЦБ. Кредиты комбанков, опирающиеся на эти резервы, увеличивают денежное предложение и, наоборот, рост учетной ставки снижает их желание к получению дополнительных резервов и соответственно денежное предложение падает. Этот инструмент кредитно-денежной политики не столь эффективен,как предыдущие два.

Инструменты прямого регулирования:

Административное управление кредитом – этот метод кредитного регулирования представляет собой количественное ограничение суммы выданных кредитов. Кредитные ограничения приводят к тому, что предприятия заемщики попадают в неодинаковое положение. Банки стремятся выдавать кредиты в первую очередь своим традиционным клиентам, как правило, крупным предприятиям. Мелкие и средние предприятия оказываются главными жертвами данной политики. Добиваясь при помощи указанной политики сдерживания банковской деятельности и умеренного роста денежной массы, государство способствует снижению деловой активности. Метод количественных ограничений используется не так активно, а в некоторых странах вообще отменен.


Установление обязанностей коммерческих банков перед Центральным. ЦБ может устанавливать различные нормативы (коэффициенты), которые коммерческие банки обязаны поддерживать на необходимом уровне. К ним относят нормативы ликвидности баланса, нормативы максимального размера риска на одного заемщика и некоторые дополняющие нормативы. ЦБ может также устанавливать необязательные, так называемые, оценочные нормативы.

Инструменты селективного регулирования. Кроме основных вышеприведенных инструментов денежной политики, государство также иногда использует второстепенное селективное регулирование, которое касается:

- предписываемой маржи;

- потребительского кредита;

- увещеваний.

Регулирование на фондовой бирже. Дабы избежать излишней спекуляции на фондовой бирже, государство предписываемую законом «маржу», т.е. процент от продажной стоимости ценной бумаги. Она может повышаться при необходимости снизить спекулятивную скупку акций и понижают для оживления фондового рынка.

Влияние на потребительский кредит. Для сдерживания денежной массы ЦБ может повысить ставку процента или предписывает делать беспроцентный вклад в ЦБ при покупке кредитной карточки.

Регулирование с помощью убеждения. Увещевание означает использование «дружеского убеждения» - политического заявления, общественного решения, открытого призыва к тому, чтобы не допустить излишнего расширения или сокращения банковского кредита, которое может иметь серьезные последствия для банковской системы и для экономики в целом.

Концепции кредитно-денежной политики

Кейнсианская концепция. Теоретическая концепция воздействия денежного предложения на важнейшие макроэкономические показатели была впервые сформулирована Дж. Кейнсом и получила название «денежной трансмиссии»- это механизм, посредством которого финансовые инструменты, используемые центральными банками влияют на экономические процессы и, в первую очередь, на инфляцию и экономическую активность.

В структуре трансмиссионного механизма обычно выделяют отдельные каналы, представляющие собой цепочки макроэкономических переменных, по которым передается экономике влияние изменений в инструментальных переменных денежно-кредитной политики: кредитный канал; процентный канал; канал обменного курса.

Импульсы изменений, генерируемые денежными властями, воспринимаются экономикой в течение определенного периода: сначала изменения в денежной базе отражаются в изменении общей ликвидности банков, процентных ставок, валютного курса, цен на финансовые активы и условиях кредитования; затем изменения финансовой конъюнктуры влекут за собой изменения в расходах фирм и домашних хозяйств, их реальную экономическую активность. Степень реакции экономики на изменение денежного предложения (денежные шоки) зависят от номинальных жесткостей в экономике, препятствующих моментальности корректировки цен: негибкая зарплата, «липкость» товарных цен, ограничение доступа субъектов на финансовые рынки.


Классическая концепция кредитно- денежной политики может быть представлена исследованиями М. Фридмана и А. Шварца, в которых анализировались взаимосвязи денежного предложения и реальных циклов в экономике. Они доказывали на эмпирических моделях путем корреляционного анализа особенности взаимосвязи денег и реального объема производства.

Если кейнсианское направление главным инструментом маневрирования считает процентную ставку, при помощи которой можно уменьшать, или увеличивать инвестиции, то неоклассики своей главной мишенью выбрали непосредственное воздействие на денежную массу.

Денежное правило Фридмана гласит, заданный рост денежной массы определяет, при прочих равных условиях, пропорциональный рост цен.

Монетарные рекомендации Центральному Банку:

Политика ЦБ должна быть ориентирована на долгосрочную перспективу. Поскольку дефицитное финансирование расшатывает финансовую систему, стратегическим направлением следует считать сокращение государственного участия в распределении и потреблении национального дохода.

Согласно «денежному правилу» Фридмана, увеличение денежной массы надо проводить систематически, но постепенно и независимо от конъюнктурных колебаний в соответствие с ростом ВНП.

ЦБ обязан взять на себя заботу о поддержании стабильного роста денежной массы, не допускать ее сезонных и прочих колебаний.

ЦБ (ФРС США) надо лишить возможности регулирования нормы обязательных резервов коммерческих банков. Вместе с тем следует ввести 100% кредитного ресурса депозитной наличностью или вкладами в ЦБ. Тем самым достигается устойчивое обеспечение банкнот и чеков, а так же сужение мультипликативных возможностей коммерческих банков в создании денег.

«Денежное правило»- ограничитель спроса на деньги, сдерживающий использование печатного станка для покрытие государственных расходов.

Практика применения этой политики подсказала необходимость учета не только роста ВНП, но и снижение скорости оборота денег обусловленного ростом производных финансовых инструментов.

Современная концепция денежной политики (Работы: Е. Лаппера, С. Симса, Т. Жа) основана на построении «векторных авторегрессий». Этот метод не ставит себе цель разработки оптимальной модели экономической политики, направленной на достижение макроэкономических целей, а на поиск эмпирических свидетельств относительно реакции макроэкономических переменных на шоки экономической политики. теоретические знания о природе экономических процессов определяют лишь набор переменных включаемых в модель, тогда как конечная спецификация экономической модели определяется эмпирически.

 

Виды кредитно-денежной политики

Реальная кредитно-денежная политика не может опираться на какую-либо одну, «единственно верную» концепцию. Выбранная модель проведения монетарной политики зависит от того, как осуществляется выбор промежуточной и конечной цели денежно-кредитного регулирования и его последствий.

Гибкая, жесткая и эластичная денежно- кредитная политика. Если ЦБ избирает фиксацию ставки процента, он стремиться ее удержать, изменяя предложение денег. Чтобы не допустить рост процентной ставки под влиянием увеличения спроса на деньги ЦБ увеличивает предложение денег или путем покупки ГКО, или снижая норму обязательных резервов. Если же спрос этим не удовлетвориться, увеличение предложения денег приведет к инфляции. Единственным способом избежать инфляции в долгосрочном периоде является контроль за денежной массой (жесткая политика). При фиксированной денежной массе рост спроса приведет к увеличению процентной ставки. По мере ее роста будут сокращаться избыточные резервы и увеличиваться денежный мультипликатор, что даст прирост предложения денег. Чтобы предложение денег было прежним, ЦБ может продавать ГКО и повышать учетную ставку.

Таким образом, фиксация процентной ставки (кейнсианская модель) может привести к инфляции, а зафиксировать предложение денег ЦБ не может, так как не контролирует его полностью. Поэтому, он проводит эластичную кредитно-денежную политику, которая заключается в определенном расширении денежной массы при контроле темпов ее роста и корректировки по мере надобности процентной ставки на краткосрочных временных интервалах.

Политика «дорогих» и «дешевых» денег. В условиях инфляции проводиться политика «дорогих» денег» (политика кредитной рестрикции). Она направлена на сокращение предложения денег путем ужесточения условий и ограничения объема кредитных операций коммерческих банков: продает ценные бумаги, на открытом рынке, увеличивает норму обязательных резервов; повышает процентную ставку. Если эти меры оказываются недостаточно эффективными, вводятся административные ограничения: понижают потолок выдаваемых кредитов, лимитируют депозиты, сокращают объем потребительского кредита.

В периоды спада производства для стимулирования деловой активности проводиться политика «дешевых денег». Она заключается в расширении объемов кредитования, ослаблении контроля за приростом денежной массы, увеличении предложения денег. Для этого ЦБ покупает ГКО, снижает резервную норму и учетную ставку, создаются более льготные условия для получения кредита экономическими субъектами.

 

 

ВОПРОСЫ СЕМИНАРА

Сущность и цели кредитно-денежной политики

Инструменты косвенного регулирования

Инструменты прямого регулирования

Инструменты селективного регулирования

Кейнсианская концепция кредитно-денежной политики

Классическая концепция кредитно-денежной политики

Современные концепции кредитно-денежной политики

Гибкая, жесткая и эластичная кредитно денежная политика

Политика «дорогих» и «дешевых» денег

 

 

ТЕМЫ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ

Кредитно-денежная политика ФРС США 1999-2008 г.г.

Кредитно-денежная политика Республики Беларусь.

Современные концепции кредитно-денежной политики

Кредитно денежная-политика ЦБ России 1998-2008 г.г.

 







Date: 2015-06-11; view: 983; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.018 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию