![]() Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
![]() Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
![]() |
Тема V. Трансформационная экономическая политика
ВОПРОСЫ ЛЕКЦИИ Кризис командной экономики Основные проблемы трансформации Создание компонентов рыночной экономики Внешнеэкономическая трансформационная политика Литература: Вельфенс Пауль. Основы экономической политики. М. 2002 г. Экономика. Университетский курс: Учебное пособие. Под ред. П.С. Лемещенко, С,в, Лукина. – Мн., 2007. Кризис командной экономики В 80-е годы 20 столетия социалистическую экономику охватил системный кризис, который охватил все сферы хозяйственной и общественной жизни. Основные институты государственного планово-централизованного управления экономикой: централизованное планирование производства, распределения ресурсов и финансирования, директивное ценообразование вступили в противоречие с экономическими интересами хозяйствующих субъектов и индивидов, которые стали проявляться вследствие проводимых 60-70-е годы хозяйственных реформ, носивших скрытый рыночный характер. Экономика перестала адекватно реагировать на управленческие решения государства и стала неуправляемой. Не смотря на правильно поставленные цели и задачи, государственные институты экономического управления не могли их реализовать, так как в них доминировали интересы государства и не учитывались интересы других субъектов экономических отношений. Таким образом, был нарушен главный принцип формирования экономических институтов – принцип согласования интересов лиц, которые эти институты объединяют. Поэтому, деятельность этих институтов не могла быть эффективной, что означает институциональный кризис. Нарушение институционального равновесия к середине 80-х привело к кризису и в других сферах: Технологический кризис, который проявился в том, что ресурсоемкие технологии, которые в наибольшей степени отвечали требованиям роста «валовых показателей» государственного плана и, поэтому, составлявшие основу социалистического производства, оказались не способными производить продукцию, отвечающую спросу населения и инвестиционным потребностям предприятий. Отечественные потребители предпочитают (не смотря на цену) продукцию иностранного производства. Это, в свою очередь, привело к: Структурному кризису, когда структура и объем производства и не соответствует структуре общественного спроса, что проявляется в тотальном дефиците, который государство пытается компенсировать импортом. Следствием этого становиться: Финансовый кризис, выражающийся в галопирующей инфляции и утрате золотовалютных резервов. В результате деньги перестают выполнять свои функции, цены неадекватно отражают соотношение спроса и предложения, основной формой обмена становиться бартер, национальная валюта вытесняется иностранной. В совокупности это подрывает фундаментальную основу социалистической экономики, начинается: Кризис государственной собственности, который заключается в том, что собственность перестает выполнять свои важнейшие функции: сохранение, воспроизводство и накопление экономических ресурсов, ее попросту начинают растаскивать. В конечном счете, терпит крах последний оплот социализма, наступает: Кризис государственной идеологии, который проявляется в массовом недоверии к провозглашаемым коммунистической идеологии целям общества, коммунистическим ценностям и оценкам взаимоотношений людей и различных общественных систем. Идеология – понятие, отражающее систему взглядов и идей, в которых осознаются отношения людей друг к другу, а также к миру в целом. Как институт, идеология является основанием для формулировки идеологической доктрины политической системы власти и экономической политики, на ее основании вырабатываются принципы поведения хозяйствующих субъектов, взаимоотношения экономики с государством. Крах идеологии влечет за собой и: Кризис общественной морали, проявляющийся в криминализации общественных отношений на всех уровнях социальной иерархии. Как антипод, терпящей кризис официальной экономики, в недрах социалистической экономики зарождается неформальный сектор – теневая экономика, призванная компенсировать недостаток формальных рыночных институтов. Во-первых, рационированный рынок товаров в официальной экономике, где товары реализовывались по ценам ниже равновесных, а потому – дефицитный, компенсировался теневым рынком, где цены были выше равновесных. Это приводило к падению реальной зарплаты в официальном секторе и снижению мотивации к труду и снижению производства. Во-вторых, теневой сектор усиливал дифференциацию доходов и, поэтому, давал более высокую мотивацию к труду. В–третьих, теневой сектор, нуждающийся в ресурсах, становиться источником коррупционных доходов чиновников, распоряжающихся этими ресурсами. Это, с одной стороны, усиливает социальную дифференциацию общества, а с другой – снижает легитимацию власти. В-четвертых, теневой сектор использует более надежную и конвертируемую иностранную валюту, порождая на нее ажиотажный спрос, тем самым еще более подрывая национальную валюту. Стихийно возникшие в теневом секторе рыночные отношения втягивают в свою сферу властные органы, ставя тем самым вопрос о своей легитимации. Для этого, в первую очередь, требуется смена государственной идеологии. Либеральная идеология, когда она становиться, официальной идеологией государства, реализуется в систему законов и норм, которые уже силой государства обеспечивают приоритет частных интересов, защиту прав личности и частной собственности. При переходе от тоталитаризма к либерализму, от командной экономики к рыночной особое значение и функции отводятся властным отношениям, главной организационной формой которых выступает государство. Если демократическое государство создавалось путем делегирования части своих «естественных прав» государству, то здесь происходит обратный процесс – государство отказывается от выполнения ряда функций.
1.ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ТРАНСФОРМАЦИИ И СОЗДАНИЕ КОМПАНЕТОВ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ А) экономическая децентрализация и либерализация цен. Государственные цены (которые ниже рыночных) должны быть переведены в цены, очищающие рынок и ограничивающие спрос. Одновременно необходимо обеспечить всеобщий доступ к рынку, комерционализацию предприятий, то есть, их ориентацию на рынок и на прибыль и производственную автономию. В основе цен должен лежать единый рыночный обменный курс, что предполагает значительную девальвацию национальной валюты и выравнивания официального и неофициального обменного курса и тогда можно перенимать относительную структуру цен мирового рынка. Б) стабилизация. Во избежание инфляционного искажения рыночных цен и построенных на них инвестиционных решений и производственных структур официальная и неофициальная инфляция должны находиться под контролем, т.е. необходимо, с одной стороны, сократить объем денежной массы, а, с другой, проводить в дальнейшем контролируемую кредитную и денежную экспансию в рамках новой двухступенчатой системы коммерческих банков. Необходимо обеспечить политическую независимость Центрального банка, которому ставиться новая цель – стабилизация уровня цен. Иначе ЦБ используется Минфином для инфляционного бюджетного финансирования. В ) приватизация промышленности и других государственных активов. Это необходимо для приведения в движение аллокационного процесса – эффективного распределения ресурсов. Создается возможность кредитования со стороны частного банковского сектора, образованию рыночных цен на капитал, привлечения инвестиций. Для этого необходимо провести приватизацию «сверху» и «снизу», включая декартелизацию и продажу активов, создание новых предприятий и рынка капитала. Приватизация недвижимости и регулирование естественных монополий. Г) внешнеэкономическая либерализация. Отмена монополии внешней торговли, открытие рынка конкуренции со стороны импорта, допуск прямых инвестиций, что включает национальную экономику в систему международного разделения труда. Д) введение конкуренции на товарных рынках и рынках факторов производства. На товарных рынках необходимо создать конкуренцию посредством политики поощрения конкуренции, дерегулирования п и поддержки новых предприятий. Эффективные рынки капитала создаются путем основания бирж и развития финансовых рынков. На рынках труда должны быть установлены правила для определения заработной платы, система переквалификации и тренинга. Для структурной перестройки экономики необходимо обеспечение мобильности между секторами и регионами экономики. Е) необходимо изменение политической установки. Формирование мышления, ориентированного на рынок, личную инициативу, готовность к риску и гибкость. Для этого необходимо: признание частной собственности, различий в доходах и имуществе, поощрение оплаты по труду. Ж) роль правительства. Государство берет на себя в экономической политике новую роль, лица ответственного за политику формирования экономического порядка и влияния на хозяйственные процессы в рамках правовой системы. Государство должно создать такой правовой порядок и претворить его в жизнь, который бы сделал возможной экономическую свободу и установил бы некоторый уровень социальных гарантий. Для этого государство, отказываясь от вмешательства в деятельность экономических субъектов, оставляет за собой следующие функции: - спецификация и защита прав собственности; - создание каналов обмена информацией; - разработка стандартов мер и весов; - создание каналов и механизмов физического обмена товаров и услуг; - правоохранительная деятельность и выполнение роли «третьей стороны» в конфликтах; - производство общественных благ; - ограничение рыночной власти отдельных субъектов; - формирование эффективной институциональной среды.
ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ
Для переходных экономик существует как минимум девять причин для внешней либерализации экономики: При замене протекционистской внешней политики на свободу торговли, ориентация при использовании ресурсов на сравнительные преимущества в издержках приведет к повышению эффективности экономики, а отсюда рост прибыли и благосостояния; Ориентация на сравнительные издержки приведет к снижению коэффициента капитальных затрат. Что дает, при заданной норме накопления, экономический рост; Даже малые страны могут использовать эффект от масштаба производства; Рост положительного сальдо в результате развития экспорта поможет избежать шоковой политики в области регулирования платежного баланса; Открытая торговая политика играет дисциплинирующую роль в давлении на политиков, принимающих решения в области экономики, т.к. внешний рынок дает быструю оценку результатам политических решений; Рост доходов на душу населения в результате роста производительности труда и координации рынков; Ускорение инноваций и их распространение со стороны транснациональных предприятий; Выравнивание уровня заработной платы до достижения полной занятости; Поощрение экспорта и либерализация импорта способствует развитию конкуренции.
ВОПРОСЫ СЕМИНАРА Институциональный кризис и его последствия в командной экономике. Государственная идеология и ее значение для экономической политики переходного периода. Причины, проявления и последствия финансового кризиса в командной экономике. Решение проблемы децентрализации и либерализации ценообразования в переходной экономике. Методы решения проблемы стабилизации трансформационной экономики. Введение конкурентного порядка. Роль государства в переходный период. Либерализация внешнеэкономической деятельности и задачи, решаемые с ее помощью.
ТЕМЫ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ Порядок, формы, противоречия и результаты приватизации в РБ. Трансформационные процессы в области финансов в РБ. Проблемы установления конкурентного порядка в экономике РБ. Либерализация внешнеэкономической деятельности в РБ: формы и последствия. Особенности Белорусской модели рыночных реформ.
Date: 2015-06-11; view: 1181; Нарушение авторских прав |