Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема IХ. Налоговая политика





ВОПРОСЫ ЛЕКЦИИ

Принципы и структура налогообложения

Концепции налоговой политики государства

Основные направления совершенствования налоговой политики

Особенности налоговой политики РБ

 

Литература:

Заяц Н.Е. Теория налогов. Мн., 2002.

Киреева Е.Ф. Налоговая политика в условиях реформирования национальной экономики.// Белорусский экономический журнал.-2006, №1.

Налоговые системы зарубежных стран. Под ред. Князева В.Г., Черникова Д,Г, М., 1997.

Попов Е.М. Налоги в рыночной экономике (анализ налогообложения в Беларуси).//Бухгалтерский учет и аудит.-2008, №3.

 

Принципы и структура налогообложения

Основные принципы налогообложения были сформулированы еще А. Смитом:

- налоги должны соответствовать состоянию плательщика;

- способ и время взимания должны быть заранее и точно известны и удобны для плательщика;

- сам процесс сбора налогов нужно проводить с минимальными затратами.

Структура налогов. Различают две основные группы налогов:

Прямого действия: налоги на факторы производства – капитал, труд, недвижимость и землю;

Косвенного действия: предметами налогообложения являются товары и услуги.

Прямые налоги:

Капитал: на прибыль предприятия; на дивиденды; биржевые операции; депозиты.

Труд: на трудовые доходы, зарплату и социальное страхование.

Недвижимость: земельный налог; налог на имущество; на дарение и наследство.

Подоходные и другие налоги прямого действия обычно строятся по прогрессивной шкале. Прямые налоги выполняют функцию стабилизаторов конъюнктуры, поскольку в период спадов поступления от них автоматически снижаются, а при подъеме суммы взимаемых налогов растут. Налог на прибыль фирма вносит в бюджет после погашения всех обязательств фирмы и определения годового дохода.

Косвенные налоги - на валовой доход предприятия или на выпуск продукции:

НДС; на продажу, акцизы на товары и услуги; таможенные тарифы; пошлины и сборы при оказании услуг. В отличие от прямых, косвенные налоги носят регрессивный характер, т.к. изымают у бедных большую часть, чем у богатых.

 

Концепции налоговой политики государства

Классические представления о налоговой политике государства сводились к следующим принципам:

- налогообложение не должно затрагивать процессы накопления капитала;

- облагать налогом следует только ту часть дохода, которая расходуется, а не сберегается;

- не должны вводиться льготы, нарушающие ценовые пропорции;

- государство не должно вмешиваться в экономику, а налоги нужны лишь как механизм формирования доходов государственного бюджета.

Кейнсианская концепция заключается в том, что государство при помощи налогов может и должно влиять на экономическое развитие.

Современная позиция развитых стран в области налоговой политики строится на следующих принципах:

- усиление опоры на налоги на потребление, особенно на НДС;

- расширение налоговой базы и снижение ставок налогов на прибыль и доходы;

- устранение искажающего воздействия налогов на сбережения и заимствования, на прирост капитала, повышение нейтральности налоговой системы;

- использование концепции совокупного дохода налогоплательщика, который включает все виды финансовых доходов, снижение прогрессивности подоходного налогообложения.

 

Основные направления совершенствования налоговой политики

В практике совершенствования налоговой политики прослеживается два направления:

Изменение отдельных ставок, сужение или расширение налоговой базы, изменение сроков уплаты, переориентация налогов льгот.

Системное и направленное изменение состава и структуры налоговой системы:

- модель перемещения центра налоговой нагрузки с производства на потребление;

- ресурсная модель;

- модель поимущественного налогообложения.

Модель перемещения центра налоговой нагрузки с производства на потребление.

С одной стороны, это дает в результате снижения налоговой нагрузки на производство, появляются стимулы к инвестированию, растут сбережения и нарастает производственный потенциал.

С другой стороны, налогообложение потребления снижает уровень жизни и сокращает совокупный спрос. Поэтому целесообразно, чтобы рост налогообложения не касалось продуктов питания и социально значимых товаров, от чего зависит уровень жизни большей части населения. В связи с этим в развитых странах все большая часть поступления Госбюджета связано с НДС с 12% до 19% (в РБ 25% поступлений).

Нет единой точки зрения на эффективность НДС. К числу достоинств НДС относят: его положительное влияние на внешний торговый баланс в результате использования нулевой ставки налога к стоимости экспортируемой продукции.


Практика применения НДС в республике Беларусь привела к ограничению потребления и снижению покупательной способности населения не стимулируют производства и удорожают отечественные товары, т.к. этим налом облагаются (в отличие от ЕЭС) предметы первой необходимости.

В развитых станах НДС выполняет функцию сдерживания нежелательного импорта, перепроизводства одних товаров и ограничение чрезмерного потребления других. При этом ставки данного налога составляют: в Японию – 3%; Швейцарии – 6,5%; Канаде – 7,5% и начисляются в основном на продукцию потребительского назначения. В США НДС отсутствует, зато есть налог с продаж, который ограничивает нерациональное потребление. Этим налогом облагаются обработанные продукты питания, все промышленные товары (при цене свыше 250$), а овощи и фрукты – не облагаются.

В РБ порядок взимания НДС таков, что предприятие вынуждены его оплачивать еще до поступления выручки, что вымывает из реального сектора денежные ресурсы.

 

Ресурсная модель налогообложения

Финансовое правило Рэмси гласит, что самым большим налогом государство должно облагать те затраты и объемы выпускаемой продукции, которые являются менее эластичными с точки зрения цены в предложении или спросе. Смысл в том, что налог на такой товар мало окажет влияния на потребление и производство. Наименьшей эластичностью, с точки зрения предложения, является земля, а, с точки зрения потребления _ продукты питания, поэтому, жесткое налогообложение земельной ренты или продуктов питания может быть достаточно эффективным, но, в то же время, социально несправедливым.

Многие экономисты предлагают сделать налог на землю основным, т.к. общий спрос на землю от этого не измениться, а в условиях рыночной экономики он не искажает экономическую эффективность, т.к. изымает часть чистой экономической ренты.

Российские экономисты предлагают переместить налоговую нагрузку на природные ресурсы, изымающие ренту, к ним относятся: платежи за использование природных ресурсов, включая земельный налог, плату за использывание воды, объектов растительного и животного мира, за разработку месторождений и добычу полезных ископаемых, их экспорт, загрязнение окружающей среды.

Специфика рентных налогов – обложение потенциального, а не фактического дохода, т.к. природопользователи обязаны обеспечить рациональное использование природных объектов.

 

Модель поимущественного налогообложения

Предполагает ввести новый налог на недвижимость по ее рыночной стоимости с одновременной отменой существующих имущественных платежей. Поимущественное налогообложение позволяет обеспечить достаточный и устойчивый уровень поступлений в бюджет, поскольку именно недвижимое имущество является наиболее стабильным объектом налогообложения по сравнению с другими видами активов или доходами, ее трудно скрыть от налогообложения. Оптимальные ставки налогообложения должны стимулировать эффективное использование недвижимости каждым собственником, рациональное использование земли и, вместе с тем, не создавать дискриминационный режим по отношению к фондоемким отраслям.


 

Особенности налоговой политики Республики Беларусь

В Республике Беларусь существует около 30 налогов и сборов и 113 видов платежей, которые вынуждают бизнес выплачивать 122% прибыли. Наибольшие поступления в бюджет обеспечивают:

НДС – 25,7%; Налог на прибыль – 12,5%; подоходный налог – 8,7%; акцизы – 8%.

Уровень налоговой нагрузки составляет 42,7% ВВП, что соответствует среднеевропейским нормам. Как и в Европе, в РБ растет доля косвенных налогов, но в развитых странах доля прямых налогов все равно преобладает и основным источником поступлений является подоходный налог с населения: в Германии и Великобритании – 28- 30%, в США – 35%; в Беларуси – 8-9%.

До последнего времени в РБ использовалась прогрессивная шкала подоходного налога, что соответствует представлениям о социальной справедливости, хотя опыт показывает, что это не снижает степень имущественного расслоения населения, но снижает стимулы к накоплению, производительному труду, усиливает тенденцию ухода от налогов, поэтому его заменили единой ставкой 12%.

Усиление роли НДС можно рассматривать как положительный факт: во-первых, т.к. он в большей степени соответствует принципу нейтральности и меньше других влияет на искажение рыночной конъюнктуры; во-вторых, НДС – стабильный источник дохода ГБ, т.к. не зависит от результатов деятельности предприятий как прямые налоги; в-третьих, грамотное его использование рационализирует структуру потребления.

Недостатком НДС является то, что он не стимулирует к экономии материальных затрат и увеличению добавленной стоимости.

Характерными особенностями налоговой системы РБ являются: высокая доля налога на прибыль, поступающая в бюджет государства, выше, чем в большинстве развитых стран; а уровень прибыли значительно ниже, что является тормозом для инвестиционного процесса. В РБ применяется большое количество местных налогов и сборов (чрезвычайный, отчисления в фонд поддержки сельхозпроизводителей), доля которых в совокупных поступлениях мала, а по сложности исчисления запутывают налоговую систему.

Основные недостатки налоговой системы Республики Беларусь:

Несоответствие количества и состава налогов европейским стандартам;

Высокая доля налогов в ВВП (для уровня развития РБ, по мнению МВФ, она не должна превышать 24%);

Несовершенные пропорции налоговой системы и налоговых ставок, система и порядок предоставления льгот;

Отсутствие налогового стимулирования эффективного использования ресурсов и инвестиционной активности;

Низкая эффективность налоговой системы, о чем свидетельствует снижение процента роста налоговых поступлений от процента роста ВВП;

Более высокая налоговая нагрузка приходиться на трудоемкие и материялоемкие отрасли, что не соответствует принципу нейтральности и равномерности налогообложения;

Вся система угнетающе воздействует на реальный сектор экономики.

 

ВОПРОСЫ СЕМИНАРА

Функции налогов и принципы налогообложения

Структура налогов

Классическая концепция налоговой политики

Кейнсианская модель налогообложения

Современные трактовки налоговой политики

Модель перемещения центра налоговой нагрузки с производства на потребление

Ресурсная модель налогообложения

Модель поимущественного налогообложения

Особенности налоговой политики Республики Беларусь

 

ТЕМЫ СОМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ

Налоговая политика развитых стран

Налоговая политика Республики Беларусь

Налоговые льготы и особенности их применения

Стимулирующая функция налогов

Налоги и структурная политика государства

 







Date: 2015-06-11; view: 781; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.012 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию