Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема IV. Политика поощрения конкуренции





 

Вопросы лекции

Конкурентный порядок как задача экономической политики

Концепции политики поощрения конкуренции

Направления политики поощрения конкуренции

 

Литература:

1) Бьюкенен Дж. Границы свободы//Нобелевские лауреаты по экономике. М.: Таурус-Альфа,1997.

2) Ойкен В. Основные принципы экономической политики. – М.: «Прогресс», 1995.

3) Хайек Ф.А. Пагубная самонадеянность. М.: Новости, 1992.

4) Хайек Ф.А. Конкуренция как процедура открытия//МЭиМО, 1989, №12

 

КОНКУРЕНТНЫЙ ПОРЯДОК КАК ЗАДАЧА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ

Создание и поддержание конкурентного порядка – задача экономической политики, сформулированная еще А. Смитом. Государство устанавливает «правила игры» и рамочные условия в пределах, которых может существовать свобода экономических действий. Деятельность при наличии этой свободы в открытых обществах означает конкуренцию с другими участниками рыночных отношений.

Сточки зрения спроса, конкуренция означает свободу выбора между альтернативами, с точки зрения предложения – необходимость соперничества предприятий между собой за покупательную способность потребителей. С точки зрения потребителей, это благо – она обеспечивает свободу выбора, приемлемые цены, качество и т.д. Производителю конкуренция приносит неудобства и проблемы: необходимость приспосабливаться к изменяющимся условиям и неопределенность в расчетах рентабельности, ощущение неустойчивости и риска. Но конкуренция дает возможность творческого развития фирмы и получения предпринимательской прибыли. Однако, стремление снижения неопределенности и избегания рисков приводит к созданию картелей и ограничению конкуренции. Конкуренция без конкурентного порядка имеет тенденцию к самоуничтожению.

Однако, поддержание конкуренции – не самоцель, конкуренция выполняет ряд необходимых функций:

Функция ограничения рыночной власти: конкуренция обеспечивает выбор между альтернативами и, таким образом, ограничивает власть одного производителя;

Координационная функция: в долгосрочном периоде конкуренция приводит к тому, что производимая продукция соответствует потребностям и вкусам потребителей, сообразуясь с их предпочтениями, принимаются и инвестиционные решения;

Распределение ресурсов: конкуренция создает условия для эффективного использования факторов производства в соответствии с экономическим принципом. Это позволяет избежать расточительства ресурсов и, при отсутствии внешних эффектов, организовать наилучшее обеспечение товарами.

Информационная функция: конкуренция приводит в действие механизм цен, обеспечивающий эффективное использование ресурсов и ограничивающий уровень доходности, при этом участники рыночных отношений представляют величину рендит в долгосрочном периоде.

Стимулирование нововведений: конкуренция поощряет разработку новых продуктов, организационных форм и способов производства (функция прогресса).

Адаптация: конкуренция вынуждает предприятия адоптироваться к изменениям в спросе и технологиях, при этом оптимизировать ассортимент продукции, использование факторов производства и загрузку производственных мощностей при изменении условий окружающей среды.

Функция распределения: на рынке факторов производства конкуренция обеспечивает справедливое распределение факторного дохода (по предельному продукту), причем распределение дохода определяется первичным распределением имущества.

Социальная функция: конкуренция обеспечивает производство с минимальными издержками, а так же использование эффекта масштаба и распространения технического прогресса, который приводит к снижению издержек, таким образом, большее количество потребителей может приобрести соответствующий товар. При заданном номинальном доходе снижение цен приводит к росту реальных доходов.

 

Концепции и направления политики поощрения конкуренции

По Хайеку, конкурентные рыночные процессы надо рассматривать как процессы поиска и нахождения верных решений. Невозможно заранее предсказать кто выиграет, а кто проиграет, поэтому, защите подлежат не отдельные фирмы, а сама конкуренция. В связи с этим стратегии экономической политики, направленные на защиту национальных предприятий, чаще не эффективны. Не понятно, по каким причинам чиновнику лучше известно, что более перспективно. Только несовершенство рынка капитала может оправдать государственные интервенции в экономику, но и на рынок капитала сильно влияет ошибочная денежная и фискальная политика.

В то же время, государственная поддержка новых высокотехнологичных компаний в наибольшей степени соответствует рыночным принципам, но это только при условии существования на рынке «духа конкуренции».

Современный рынок допускает временные несовершенства рынка. Так новые продукты дают временную монополию инноватору, что побуждает других к инновациям. Для конкуренции необходимы как свобода входа, так и свобода выхода из него (выходу препятствуют законы определяющие занятость и выплату компенсации при потере работы).

Неоклассическая концепция свободы конкуренции (Хопман) утверждает, что не существует конфликта между свободой и экономической эффективностью. Ценность конкуренции состоит в обеспечении свободы. Но без воли к конкуренции свобода конкуренции будет лишь пустым звуком.

Основная задача политики поощрения конкуренции – устранение государством препятствий конкуренции, причем технологические барьеры конкуренции – не в счет, надо бороться с искусственными барьерами. Политика поощрения конкуренции должна основываться на четко сформулированных и общеобязательных мероприятиях по запрету ограничивающей конкуренцию практике.

 

Концепция Чикагской школы (Стиглер, Демсец, Познер).

Главный критерий экономической политики – экономическая эффективность или рост благосостояния потребителей. Следовательно, антимонопольная политика должна ограничиваться обеспечением эффективности распределения. Предприятия и процессы концентрации не относятся к приоритетам экономической политики. В развитие этого подхода Кантценбах утверждал, что: «желательно существование крупных олигополий с умеренной дифференциацией продукции, т.к. экономически эффективно, что стимулирует конкуренцию и инновации.

 

III. НАПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ ПООЩРЕНИЯ КОНКУРЕНЦИИ

В широком смысле конкурентная политика состоит в совокупности мероприятий, которые направлены на обеспечение разнообразного предложения благ независимыми производителями, которые сводятся к следующим направлениям:

Внешнеторговая политика – чем более открыт доступ импортерам на внутренний рынок, тем выше конкуренция. Политика содействия экспорту так же может стимулировать поддержку конкуренции и способствовать снижению издержек.

Политика прямых инвестиций – это мероприятия направленные на деятельность внешних инвесторов, а также на своих экспортеров капитала. При свободе прямого инвестирования инвесторы могут свободно покупать наши предприятия и участвовать в их капитале или создавать свои фирмы.

Политика регулирования – устанавливает специальные правила для отраслей национальной промышленности, регулируется вход и выход с рынка, инвестиционная и ценовая политика.

ВОПРОСЫ СЕМИНАРА

Что означает конкуренция с точки зрения спроса и с точки зрения предложения, почему конкуренция без политики конкурентного порядка имеет тенденцию к самоуничтожению?

Какие функции выполняет конкуренция? Перечислите и раскройте их содержание.

В чем особенности нелиберальной трактовки экономической политики поощрения конкуренции по Хайеку?

Неоклассическая концепция и задачи экономической политики свободы конкуренции.

Концепция политики поощрения конкуренции Чикагской школы.

Раскройте основные направления политики поощрения конкуренции.

 

ТЕМАТИКА САМОМТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ СТУДЕНТОВ

Политика поощрения конкуренции в области внутренних инвестиций.

Политика поощрения конкуренции в инновационной деятельности.

Поощрение конкуренции в кредитно-денежной сфере.

Политика поощрения конкуренции в сфере внешнего инвестирования.

Поощрение конкуренции в торговле.

 

 

 

Date: 2015-06-11; view: 2799; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию