Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Введение. Экономическая политика представляет собой ту область деятельности государства, в которой в концентрированной форме соединяются идеологические





Экономическая политика представляет собой ту область деятельности государства, в которой в концентрированной форме соединяются идеологические, культурные и научные предпосылки государственной власти, поэтому, именно по результатам экономической политики народом выносится суждение о состоятельности наделенных властью политических элит. «Народные массы мудрее и постояннее государя» утверждал Макиавелли, и, будучи источником любой власти, народ, в конечном счете, принимает решение, кто будет у власти. И это решение будет зависеть от того насколько государственная власть способна обеспечить три простые и понятные народу цели: мир, благосостояние и справедливость. Пути же к достижению этих целей могут вести разные. Какие именно? Вот этому и посвящается данное учебное пособие. Здесь представлены основные концепции, которые, по мнению их авторов, способствуют достижению мира, основанному на благосостоянии и справедливости. Мы также рассмотрим, на каких принципах и экономических теориях строятся данные концепции, каким образом государство осуществляет свою власть и какими инструментами при этом пользуется. В этом пособии вы не найдете сложных макроэкономических моделей, вы их изучали в соответствующих теоретических курсах, но это не значит, что мы их игнорируем, как слишком абстрактные, наоборот, выбор инструментов в той или иной области экономической политики как раз определяется теми функциональными связями, которые установлены микро, макро и международной теоретической экономикой. Тем не менее, у экономической политики свой предмет исследования – это поведение государства в экономике страны, способы достижения государством целей, поставленных перед ним народом в его естественном стремлении «жить лучше». Данный курс предназначен для студентов, изучившим в полном объеме основные курсы теоретической экономики, и показывает, каким образом полученные знания могут быть применены в практике реального участия в управлении государством и имеет цель – формирования навыков государственного мышления, основанного на глубоких научных знаниях.

 

 

Тема I «Предмет и теории экономической политики»

Вопросы лекции

1) Экономическая теория и экономическая политика, предмет и области экономической политики;

2) Цели и задачи экономической политики;

3) Теория экономических порядков Вальтера Ойкена;

4) Концепция Я. Тинбергена и критика Р. Лукаса;

5) Школа общественного выбора Бьюкенена и Кеннета Эрроу;

6) Теория политического делового цикла.

Литература:

Бартенев С.А. Экономические теории и школы. История и современность. Курс лекций. М., 1996.

Бункина М.К., Семенов А.М. «Экономическая политика» - М.,1997

История экономических учений: современный этап. Под ред. Худокормова А.Г., М., 1998.

Ойкен В. Основные принципы экономической политики. М., 2004.

 

Экономическая теория и экономическая политика, предмет и области экономической политики.

Экономическая теория, раскрывая экономические законы и формулируя принципы, дает возможность сформулировать цели, определить инструменты и способы их достижения и таким образом обосновать экономическую политику государства, определить области и степень государственного воздействия на экономику. Экономическая теория не только обосновывает экономическую политику, но и дает возможность предвидеть последствия воздействия на те, или иные экономические параметры. В то же время экономическая политика это особый объект исследования, который представляет собой совокупность мероприятий и ограничений правового характера, направленных на создание в экономике благоприятных условий для стабильного и эффективного взаимодействия экономических субъектов, а также на устранение или уменьшение негативных факторов экономического развития.

Как особый вид деятельности, экономическая политика – целенаправленное создание рамочных условий в рыночной экономике и рациональное осуществление мероприятий с целью оказания влияния на экономические процессы и развитие экономики. Эта деятельность, по мнению М. Фридмена, относиться скорее к искусству, чем к науке, особенно в части принятия решений, т.к. этот подход позволяет обнаружить основополагающее единство конечных целей у представителей различных экономических течений и, тем самым, способствует преодолению разногласий. Как наука, экономическая политика носит сугубо нормативный характер, т.е. формулирует и обосновывает нормы поведения государства - что оно должно делать.


Предмет курса экономической политики – поведение государства в экономике, которое призвано обозначить и выразить совокупную волю общества и выполнить ее в решениях и действиях правительства, характеризующих экономические процессы.

Роберт Мандел считал, что самым труднопреодолимым, при разработке политической программы, является неопределенность, преследующая экономическую динамику и влекущая за собой порой весьма значительные социальные потери. В условиях неопределенности правительства не могут знать точно, какое воздействие окажут их меры на целевые показатели. Эти неопределенности многообразны и задача экономической политики, как науки, найти инструменты и методы их компенсации.

Области экономической политики:

Политика в области правовых норм, регулирующих экономическую деятельность. Речь идет о долговременном общественном договоре, о нормах поведения в экономической жизни;

Политика в отношении экономического порядка: установление правил, определяющих поле допустимых действий частных лиц, фирм, институтов, защита конкуренции, регулирование экономики и развитие свободной торговли;

Интеграционная и внешняя политика – это комплекс мероприятий, направленных на ликвидацию территориальной разрозненности рынков;

Политика воздействия на хозяйственные процессы – это влияние на совокупный спрос и предложение, чтобы их уровнять при полной занятости, денежная и фискальная политика.

Политика роста и структурная политика направлена на долгосрочное развитие производственного потенциала и заключается в устранении препятствий для экономического роста и проведении мероприятий, способствующих расширению производственного потенциала.

Политика охраны окружающей среды. В ее задачи входят охрана среды и качественное ее улучшение.

 

2. Цели и задачи экономической политики

Не смотря на разнообразие экономических школ и политических течений, составляющих политические элиты и формирующих государственную власть долговременные цели экономической политики в рыночной экономике не отличаются таким многообразием и сводятся к следующим:

- Поддержание нормально функционирующих конкурентных процессов;

- избежание монетарной нестабильности или борьба с ней;

- смягчение конъюнктурных отклонений и сохранение полной занятости;

- обеспечение международной конкурентоспособности национальных предприятий;

- реализация стабильного экономического развития;

- защита окружающей среды;

- интеграция;

- социальное обеспечение.

Задачи государства в рыночной экономике:

1) Проведение политики экономического порядка: это установление рамочных условий экономической деятельности: гарантия свободы деятельности, с одной стороны и экономической ответственности, с другой. Ядро политики экономического порядка – поощрение конкуренции и эффективное использование собственности.

2) Политика в области образования: государство должно обеспечить всем базовый уровень образования, чтобы люди могли проявить свой творческий потенциал.

3) В области прав собственности государство защищает собственность на материальные активы, поощряет реинвестирование прибыли и образование нового капитала, способствует тому, чтобы природные богатства охранялись как общественный капитал.

4) Аллокационная политика состоит в производственных инициативах государства: государственные заказы частному сектору и собственная государственная производственная деятельность, осуществление публичной власти, распределение ресурсов между различными сферами частного сектора через субсидии трансферты, налоги и сборы.


5) Стабилизационная политика: бюджетно-налоговая, кредитно-денежная и валютная.

6) Политика перераспределения средств, в том числе социальных.

 

3. Теория экономических порядков В. Ойкена

Под экономическим порядком понимаются рамочные условия рыночного хозяйства, т.е. совокупность институций, представляющих свод данных, необходимых для того, чтобы хозяйствующие субъекты могли принимать решения и совершать те или иные действия. Ойкен различает 6 составляющих свода данных: 1) потребности людей; 2) природные условия; 3) состояние рабочей силы; 3) товарные запасы; уровень технологий и технических знаний; 6) правовой и социальный порядки: законы, уложения, нравы, обычаи, духовный настрой.

Экономический порядок показывает в какой степени государство регулирует экономическое развитие, способствует ему и как, при ограниченных ресурсах, государственные органы выступают регулятором, встроенным в хозяйственный порядок, в который входят и профсоюзы и объединения предпринимателей.

Ойкен выделяет следующую типологию экономических политик:

Свобода действий;

Планово-централизованного (частично или полностью) управления экономики;

Политика среднего пути;

Политика конкурентного порядка;

Точечная политика.

Планово-централизованное управление экономикой неизбежно распадется, вопрос только в том, каким образом? Здесь центральная проблема – вопрос о власти. Здесь слой руководителей состоит из неконтролируемой группировки, которая решительно проводит свой собственный интерес, свою волю. Общественный интерес, состоящий из множества индивидуальных, здесь не может быть реализован в принципе.

Политика среднего пути предполагает ту или иную степень государственного вмешательства в рыночную экономику, нахождение компромисса между рынком и плановым хозяйством. Сюда относятся: вмешательство с целью распределения, политика «полной занятости», конъюнктурное регулирование.

При конкурентном порядке рамочные условия, создаваемые государством, способствуют максимальному развитию конкуренции. Задачей текущей экономической политики является ограничение или недопущение концентрации экономической власти и тех форм рынка, которые ведут к экологическому ущербу.

Точечная экономическая политика включает политико-правовые действия, ориентированные на решение отдельных проблем; на защиту конкретных сфер. Здесь может возникнуть нарушение комплексности, целостности экономического подхода и как следствие перекосы в совокупном спросе и предложении опасные и лительные расстройства которого – дело рук незадачливых политиков. Чтобы политика не приносила вреда, она не должна выходить за рамки приспособления.


 

4. Концепция Яна Тинбергена и ее критика Р. Лукасом

Концепция Тинбергена считается базовой теорией экономической политики. Согласно ее составляющими экономической политики являются: ключевые цели благосостояния (набор макоэкономических показателей); инструменты, которыми располагает правительство; модель, увязывающая цели и инструментарий и позволяющая определить оптимальный масштаб политических действий.

Инструменты экономической политики делятся на 4 группы:

Фискальные (бюджетно-налоговые);

Монетарные (денежно-кредитные);

Внешние (манипуляции с валютным курсом);

Регулирующие доходы.

При этом количество инструментов должно совпадать с количеством поставленных целей.

Р. Лукас считал подход Тинбергена слишком упрощенным, поскольку исходные экономические показатели для построения модели ненадежны, так как сами являются следствием политических манипуляций. Ключевая цель экономической политики – минимизация социальных потерь может быть реализована только при последовательности действий многократно повторяемых, ставших как бы само собой разумеющимися. Главное не отступать отправил, даже если это представляется вполне оправданным.Важным при выборе и проведении рациональной политики является степнь доверия электората.

 

5. Школа общественного выбора Дж. Бьюкенена и К. Эрроу

Задача экономической политики состоит в определении правил поведения и рамок дозволенного, т.е. мандата, получаемого субъектом. Политика – это сфера отношений субъектов и государства.

Место экономистов в экономической политике состоит в том, что они обязаны, прежде всего, изучать структуру принятия решений вообще и в области финансов – в особенности.

Предпосылки анализа: методологический индивидуализм (человек экономический) и понимание политики как процесса обмена (политический рынок), экономическая мотивация, несмотря на свою примитивность, присутствует и на уровне государственной политики.

Исходным и конечным пунктами общественного развития выступает индивидуум. Поведением экономического человека движет эгоизм (самоинтерес). Человек раньше становиться покупателем, чем избирателем. Действиями экономического индивида управляет стремление к предельной полезности. Реализовать эту цель он может только в рамках своего дохода. Экономическому человеку свойственен рационализм и стремление к максимизации возможного, что тормозиться асимметрией информации. Эк. Человек остается рациональным и тогда, когда преследует другие жизненные цели.

Принцип рыночных отношений можно обнаружить и на политической сцене. Каждый индивид рассматривает политическую систему, как коллективную защиту своих частных целей, которые не могут быть эффективно обеспечены индивидуальными рыночными действиями.

В политике государства содержится элемент принуждения, насилия, внутренне присущий коллективному действию. Индивид соглашается терпеть коллективное насилие лишь в том случае, если оно помогает ему достичь своей частной цели.

Обменивая участие в коллективных расходах на обеспечение своих частных целей, мы, Тем не менее, неприязненно относимся к подобным же действиям бюрократов, т.к., в конечном счете, государственный чиновник может достичь своих частных целей только за наш счет.

Бюрократия – это государственная служба, существующая за счет налогов, она имеет строгую иерархию власти. Обязанности каждого строго очерчены. Бюрократы отчуждены от результатов своего труда.

Государство не является единым органичным целым, его не стоит приравнивать к механизму, который автоматически корректирует недостатки рыночного хозяйства и оно далеко не всегда принимает решения, исходя из общественных интересов.

Кеннет Дж. Эрроу, считал, что дилемма состоит в том, что, допуская рациональность и индивидуальные предпочтения потребителей, мы не можем определить общественные приоритеты, т.е. общество не может сформировать коллективное мнение по поводу того, что оно хочет.

Коллективный выбор предполагает: наличие альтернатив; независимости от привходящих обстоятельств, отсутствие диктата, использование цены.

Принятие решений путем голосования имеет существенные недостатки:

Во-первых, выбор на основе голосования не учитывает мнения меньшинства;

Во-вторых, на принцип большинства трудно опираться при принятии компромиссных решений, выработке общественного согласия. Выход из подобного тупика возможен лишь в том случае, если окончательное решение принимает одно лицо.

В-третьих, экономисты, при принятии решений, обычно исходят из устойчивого предпочтения (традиционной системы ценностей), у потребителей подобный подход не соответствует переменчивости политических симпатий.

 

6. Теория «политического делового цикла»

Наиболее известные авторы: У. Нордхауз, Э. Тафт, Д. Гиббс, П. Мосли, А. Алези.

 

Все модели политического цикла строятся на следующих предпосылках:

Правительства стремятся выиграть выборы для чего они стремятся максимизировать голоса;

Избиратели имеют предпочтения относительно экономических результатов, что отражается в их поведении при голосовании;

Правительства могут манипулировать экономикой ля улучшения своих шансов на переибрание.

 

Модель Нордхауза: «Оппортунистический деловой цикл»

Оппортунизм правительства заключается в том, что оно понимает наличие временного лага между принимаемыми мерами и их последствием, а электорат лишен такого понимания. Формирование политического курса происходит с использованием информационной асимметрии и извлечением краткосрочных выгод за счет игнорирования долгосрочных последствий. В этой модели правительство заинтересованно только в поддержании своего положения у власти, а на решение избирателей влияет только текущая политика, проводимая правительством.

Теория Нордхауза основывается на анализе кривой Филлипса, описывающей ваимосвязь между безработицей и инфляцией. Накануне выборов политик в целях завоевания популярности стремиться снизить безработицу. Что приводит к меньшей безработице и большей, чем оптимальная, инфляции. Немедленно после выборов победитель увеличивает безработицу для борьбы с инфляцией.

Правительство принимает серию краткосрочных решений, при полном игнорировании долгосрочных последствий, что приведет к более высокому уровню инфляции. Поскольку рост инфляции происходит с некоторой задержкой относительно снижения безработицы, то правительство создает себе «окно» в течении которого инфляция и безработица одновременно временно низкие.

Модель «Партийного делового цикла» Дугласа Гиббса

Цикличность деловой активности объясняется сменой правящих партий. Конкурирующие партии имеют различные цели и используют различные политические меры и, таким образом, сменяя друг друга в правительстве, инициируют циклы в экономике. В этом случае экономические условия меняются не до, а после выборов и цикл будет иметь продолжительность, как минимум, один электоральный период.

Модель политического делового цикла Гиббса построена на том, что в каждой стране имеется компромисс между безработицей и инфляцией, который описывается кривой Филлипса. Программы партий левого толка делают акцент на обеспечении высокого уровня занятости, а значит, страны с левым правительством во главе должны иметь меньшую безработицу и большую инфляцию, чем страны с правым и центристским правительством. Объясняется это тем, что предпочтения в пользу сокращения безработицы сильнее у рабочего класса, который больше от нее страдает и меньше от инфляции.

 

 

ВОПРОСЫ СЕМИНАРА

 

В чем состоит взаимосвязь между экономической теорией и экономической политикой? Как влияет экономическая политика на теорию? В чем особенности методологии политико-экономических исследований?

Что собой представляет экономическая политика как объект исследования? Как деятельность и как предмет курса?

Перечислите области экономической политики и дайте их характеристики?

Назовите цели и задачи экономической политики. Чем объясняется совпадение целей различных типов экономической политики?

Что такое экономический порядок? Какие данные необходимы для принятия политико-экономических решений? Дайте типологию типологию экономических политик по В. Ойкену, охарактеризуйте каждую из них?

Что является составляющими экономической политики согласно концепции Я. Тинбергена, дайте классификацию инструментов экономической политики, сформулируйте «правило Тинбергена»?

В чем заключаются недостатки концепции Тинбергена? Как ее критиковал Р. Лукас?

Методологические предпосылки теории общественного выбора. В чем состоят проблемы коллективного выбора?

Предпосылки теории политического делового цикла? Модель «Оппортунистического делового цикла» Нордхауза и модель «Партийного делового цикла» Д. Гиббса?

 

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ СТУДЕНТОВ

Концепции экономического популизма.

Экономический либерализм Ф. Хайека.

Классовый подход в коммунистической концепции экономической политики.

Монетаризм как теоретическая основа экономической политики.

Кейнсианский подход в экономической политике.

 

 

Дополнительная литература:

Данков А. Н. Ретроспектива новой политической экономии: эволюция взглядов во второй половине XX века. http://politab.org

Мау В., Синельников-Мурылев С., Трофимов Г. Экономико-политический цикл экономический популизм в посткоммунистической России. http://wwwiet.ru

Нуреев Р.М. Теория общественного выбора. Вопросы экономики, 2003, №6.

Структура социальной деятельности: новая институциональная теория. Русский журнал. 16.05.2001, www.russ.ru

Шевчук В. Опасность политического цикла в экономической политике. http://ecsocman.edu.ru

Ян Тинберген «Теория экономической политики»-1952г.; «Экономическая политика: принципы и построние»-1956г.

7)Роберт Лукас «Эволюция экономической политики»;

8)Кеннет Эрроу «Коллективный выбор и социальные ценности»; «Коллективный выбор и индивидуальные ценности. Пер с англ.,М.: Издат. домМГУ ВШЭ, 2004. 204с.

9) Дж. Бьюкенен, Г. Таллок «Расчет согласия»;

10) Дж. Стиглиц «Экономика общественного сектора »

 

Тема II: «Построение концепции экономической политики»

Вопросы лекции

Структура концепции экономической политики

Порядок и принципы выбора целей

Выбор инструментов

Выбор представителей

Стратегические отправные точки экономической политики

Процесс принятия решений

 

Литература: Вельфенс Пауль. Основы экономической политики. М. 2002 г.

 

Структура концепции экономической политики

Концепция экономической политики представляет собой систему взаимосвязанных целей, принципов, стратегий и инструментов. В основе ее лежит постулат «рационального проведения экономической политики». В основном политики вольны в определении целей, помочь им в этом может экономическая наука или идеология, которой они придерживаются.

Совокупность взаимосвязанных целей подразделяется на:

- цели экономического порядка (например, приоритет рыночного распределения ресурсов);

- цели, связанные с протеканием экономических процессов (стабильный уровень цен, полная занятость);

- по срокам: краткосрочные, средне и долгосрочные цели;

- по воздействию на структуру экономики (развитие энергосберегающих технологий, сельскохозяйственных отраслей, экологическая защита).

Принципы – положения долгосрочного характера, определяющие принятие решений. Например, принцип свободной конкуренции, или дискриминации иностранных производителей.

Стратегии - долгосрочный план действий по достижению целей, в отношении которых надо проводить систематический контроль результатов. Критерии: экономическая эффективность, рациональность политических действий и методов.

Инструменты – выбранные уполномоченные институты для осуществления политической власти и их взаимодействие в эффективном решении проблем.

 

Принципы и последовательность выбора целей экономической политики

При определении целей экономической политики следует руководствоваться следующими принципами:

- внутренняя непротиворечивость, т.е. цели не должны вступать в конфликт друг с другом или взаимоисключать, они могут быть либо комплиментарными (взаимодополняющими), либо нейтральными по отношению друг к другу. Например, бессмысленно провозглашать целью вступление страны в ВТО и одновременно считать целью внешнеторговой политики – защиту национальных производителей от внешней конкуренции.

- полнота перечня целей – перечень целей должен содержать все значительные цели, в противном случае невозможно провести систематический анализ концепции и обнаружить ее непротиворечивость.

- иерархия целей, цели должны быть разделены на более и менее важные, первоочередные и менее срочные. Достижение подцелей – предпосылка для достижения главных целей. Например, для достижения цели экономического роста необходимо добиться роста производительности труда.

- открытость целей – система целей должна быть построена таким образом, чтобы можно было понять, какие цели основные и как они соотносятся друг с другом.

- Согласованность органов – в отношении каждой цели должно быть определено ведомство, ответственное за ее реализацию, оно должно быть уполномочено и подотчетно.

- осуществимость целей – цели должны быть реалистичны и с политической и сэкономичской точки зрения.

- установление индикатора – цель должна иметь количественное выражение, с помощью которого можно установить насколько цель достигнута, эта процедура называется операцонализация.

- контроль за использованием инструментами – цели должны определяться так, чтобы результаты проведения политики по возможности связывались с используемыми инструментами, ответственность за которые возлагается на лиц, принимающих решения. Инструмент не должен одновременно использоваться и правительством и, например, Центробанком, т.к. есть опасность противоречивых действий.

Постановка целей путем коллективного принятия решений.

В современных политических системах стабильное принятие решений, в которых произвол не должен иметь места, обеспечивается порядком принятия решения большинством голосов в сочетании с правовым государством и разделением властей, а также временным ограничением личной власти (одним мандатом). Принятие решений большинством голосов и нахождение компромиссов в условиях политической конкуренции – элементы рациональности в решении проблемы.

К. Эрроу сформулировал теорему невозможности, которая доказывает невозможность одновременного выполнения следующих очевидных требований при принятии решений по одной из двух альтернатив:

1) у всех есть право голоса, что исключает диктатуру;

2) только предпочтения в отношении этих двух альтернатив определяют принятие коллективного решения;

3) допустимы все мыслимые комбинации предпочтений принимающих решение;

4) если все лица предпочитают вариант А варианту Б, он должен быть реализован.

Дебаты между политическими группировками с противоположными интересами необходимы в обществе для того, чтобы политическая система вообще была способна выполнить адекватные решения и тем самым могла возлагаться ответственность за принятые решения. Эффективная конкуренция в политике не мыслима без определенных компетенций, ясно изложенных интересов, определенными общими целями компромиссами.

Пирамида целей

Цели, устанавливаемые политическими деятелями из желания потрафить представлениям граждан в их стремлении к достижению максимального общественного благосостояния. А для этого надо: мир, имущественная состоятельность, свобода и справедливость. Отсюда можно сформулировать высшие цели экономической политики:

Мир – это, чтобы не было войны с другими государствами (внешний мир), а также внутри государства (внутренний мир) и сохранение социального мира. Для сохранения внешнего мира нужна армия, для внутреннего мира – правовая база, судопроизводство. Для обеспечения социального мира должны существовать определенные механизмы урегулирования конфликтов, а также соответствующая экономическая и социальная политика.

Свобода – с точки зрения экономической политики, это: свобода предпринимательства, свобода выбора профессии и места работы, свободы потребления и инвестирования. Мероприятия в области обеспечения этих свобод проводятся в рамках политики поощрения конкуренции и политики вобласти образования.

Благосостояние – конкретизируется в таких показателях как: высокий душевой доход, обеспечение общественными благами, наличие природных ресурсов, а так же большое количество свободного времени у каждого жителя страны.

Справедливость – равенство возможностей для всех граждан. Может быть отдельной политической целью, для достижения которой используются инструменты образовательной и имущественной политики. Существенным аспектом справедливости является равенство возможностей различных поколений, в том смысле, что современное поколение не должно уменьшать возможности экономического развития последующих поколений. Равные права для всех граждан при поступлении на государственную службу, гласное судопроизводство, доступ к средствам массовой информации.

 

Выбор инструментов экономической политики

Из возможных инструментов экономической политики должны быть выбраны те, с помощью которых цель может быть достигнута оптимальным способом. Часто при выборе средств возникает конфликт: политическая рациональность не всегда идентична рациональности экономической. Политику важно иметь успех у избирателей здесь и сейчас, не смотря на издержки, которые могут возникнуть в будущем. Политические издержки сознательно распределяются между налогоплательщиками, чтобы на каждого приходилось незначительная доля. Если это не получается, то правительство стремиться переложить издержки на наименее организованные группы.

Инструментами экономической политики являются институты, т.е. нормы и правила, устанавливаемые государством. При их определении необходимо следовать следующим принципам:

А) количество институтов не может быть меньше количества целей экономической политики;

Б) институты будут тем более эффективны, чем больше заинтересованных лиц они объединяют;

В) открытость и гласность деятельности институтов;

Г) добровольность входа и принятия института;

Д) при введении новых институтов трансакционные издержки должны сокращаться.

Выбор представителя, необходимость координации и стратегические отправные точки экономической политики

Отдельные области экономической политики, прежде всего, должны быть распределены по ведомствам, надо решить на каком уровне ведомства целесообразно решать задачи экономической политики – проблема степени централизации. Представитель должен быть: компитентен, уполномочен и подотчетен.

Субсидиарность – принцип предоставления полномочий решения проблем ведомствам, находящимся на самом низком уровне. Согласно этому принципу ведомства на коммунальном и региональном уровне имеют приоритет перед органами государственного уровня. Это объясняется тем, что ненужных государственных интервенций и неэффективности политических решений скорее можно избежать, если политика проводится на местном уровне, а не национальном или наднациональном.

Определение компетенций – экономическая полезность решения будет тем больше, чем оно более целесообразно и чем меньше побочные эффекты. Для правильного решения необходима оптимальная информированность, которую следует ожидать, прежде всего, в децентрализованной системе. Чем более централизована система принятия политических решений, тем больше опасность искажения информации. С большей централизацией меньше конкуренция идей и планов, которые могли бы быть полезны для граждан. При принятии политических решений необходимо учитывать интересы лиц, которых это решение будет непосредственно затрагивать.

Блага с очень высокой степенью коллективности целесообразно относить к компетенции ведомств высшего уровня. Например, внешняя безопасность внешнеторговая политика, валютное законодательство, правовые нормы, регулирование конкуренции – это сферы, которые имеют отношение к жизни всего населения страны. Эти сферы целесообразно отнести к компетенции национального уровня.

На локальном уровне рационально решать вопросы, касающиеся жителей данной местности (общественный транспорт, уборка мусора и т.д.).

Если внешние эффекты при проведении экономической политики возникают на международном уровне, необходимо создание наднациональных институтов.

В интересах граждан для открытости политической сферы и развития политической конкуренции нужно стремиться создавать как можно менее централизованные политические структуры, а так же четко организованный политический процесс (институционализация).

Координация политического процесса осуществляется как в вертикальном, так и горизонтальном разрезе. Вертикальная координация означает согласование задач, расходов и источников финансирования различных уровней принятия решения. Г оризонтальная интеграция –между отдельными регионами.

Определение задач по отдельным политическим уровням

Здесь важным критерием эффективности экономической политики является велична издержек. Степень публичности политического решения, степень близости к гражданам и интенсивность нововведений, под которой понимается конкуренция идей и концепций.

Степень публичности политического решения – какое количество людей в данном округе получит пользу от данного решения.

Близость к гражданам означает выбор такого варианта политического решения, в принятие которого участвует больше граждан.

Интенсивность нововведений имеет значение потому, что не может быть хорошей политики без конкуренции идей и концепций. Политическая конкуренция создает множество источников идей обновления и реформ.

Стратегические отправные точки экономической политики

Институты: ЦБ, минфин, таможня и т.д.

Общие правила: законодательство в отношении конкуренции, условия регистрации и т.д.

Мероприятия макроэкономической политики: денежная политика, налоговая политика;

Государственное предпринимательство: госбанки, предприятия, почта, железная дорога, госмонополии;

Регулирование: в области здравоохранения, образования, лицензирование;

Налоги/субсидии: налоговая политика, субсидирование.

 

Процесс принятие решений в экономической политике

Сбор информации: получение информации, установка уровня популярности власти, анализ критических замечаний;

Анализ ситуации: комплексная обработка информации, анализ причин, прогноз;

Планирование мероприятий: план финансирования, анализ издержек с точки зрения альтернативного использования средств, соответствие законодательству;

Достижение консенсуса: одобрение большинством, необходимость пакета мероприятий;

Реализация программы: мобилизация соответствующего уровняведомств, необходимость международной координации;

Обеспечение финансовой базы: увеличение налогов, экономия государственных средств;

Контроль результатов: счетно-ревизионная палата; критическое обсуждение экономической политики оппозицией, общественностью, экономическими субъектами, иностранными государствами; научная оценка.

ВОПРОСЫ К СЕМИНАРУ

Какие элементы образует структуру концепции концепции экономической политики. Дайте характеристику каждого элемента.

На каких принципах основываются цели экономической политики.

Что собой представляет пирамида целей экономической политики, какие высшие цели ставить перед собой государство.

Инструменты экономической политики и принципы их выбора.

Чем определяется выбор представителя в экономической политики? Что значит принцип субсидиарности и какое значение он имеет?

Как определяются задачи по различным политическим уровням?

Дайте характеристику стратегических отправных точек экономической политики.

Дайте порядок принятия политических решений.

 

ТЕМАТИКА САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ СТУДЕНТОВ

Концепция экономической политики Белорусского государства.

«Тетчеризм», концепция экономической политики М. Тэтчер.

«Рейгономика», концепция экономической политики Р. Рейгана.

Концепция экономической политики России.

Экономическая концепция фашизма.

«Новый курс» Ф.Д. Рузвельта.

Дополнительная литература:

Американские президенты: 41 исторический портрет от Джорджа Вашингтона до Билла Клинтона. – Ростов на дону: Феникс, 1997.

Рейган Р. Жизнь по-американски. - М.: Новости, 1992.

Гарсия-Касалес К.К. Испанский фашизм: истоки и особенности. – М.: Изд. Ун-та Дружбы народов, 1998.

Перегудов С.П.Тетчер и Тетчеризм. – М., 1996.

http://www/2day.ru/14832-show.asp

http://www.heritage.org/library/lecture/h165.html

 







Date: 2015-06-11; view: 1316; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.067 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию