Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Особенности социологического подхода к изучению личности
В отличие от психологического анализа, когда на первое место выдвигается индивидуальное в личности, социологию интересует социально- типическое, характеризующее её включённость в общество, социальные группы, организации и институты. Социолог исследует личность под углом зрения ее участия в экономической жизни, т.е. его внимание обращено на трудовую деятельность человека (интерес к труду, его содержанию, характер, результат, установка на труд и т.д.). С точки зрения политической жизни социолога интересует прежде всего человек-гражданин. Включенность личности в духовную жизнь социолог рассматривает сквозь призму культуры. Следовательно, исходным пунктом социологического анализа личности являются не индивидуальные особенности человека, а социальные функции, выполняемые им в рамках той системы, в которую он включен. В социологии существует множество концепций личности, которые можно свести в несколько групп, соответствующих основным социологическим направлениям: Бихевиористское направление в социологии связано с рассмотрением личности как совокупности реакций на стимулы, формируемые внешней средой её обитания. Принципиальным является здесь то, что отрицается какая-либо спонтанная внутренняя активность человека и его способность опосредовать ответы на внешние стимулы. Формула поведения человека в виде "S - R" ("стимул - реакция"). И хотя необихевиоризм разнообразил эту формулу, включив в нее опосредующее звено - промежуточные переменные психологического плана, - "S - O - R", но отрицает возможность научного социологического анализа этих переменных. Личность в таких теориях является пассивным результатом социальной среды, а её деятельность регулируется необходимыми стимулами: положительными или отрицательными. Формирование личности предстает как процесс научения. Интеракционистское направление опирается на методологическую установку, согласно которой личность есть результат участия человека в социальных группах. Личность человека понимается как совокупность шаблонов поведения, формирующихся в процессе повседневного взаимодействия с окружающими. Взаимодействие с другими людьми отражается в личности в виде такого самосознания, посредством которого личность трактует себя как объект рассмотрения другого человека. Социальное поведение личности в таком контексте предстает как результат взаимных приспособлений людей друг к другу, а человеческая природа и социальный порядок - как продукт коммуникации. Структурно-функциональный подход в социологии может быть представлен ролевой концепцией личности. Согласно этой концепции, человек, находясь в социальной системе, вынужден выполнять ряд функций, которые могут быть описаны как его роли. Та или иная социальная система формирует свои требования к человеку, а потому и человек приобретает соответствующие этим требованиям ролевые статусы. Семья как социальная группа формирует роли мужа и жены, повседневная жизнь в обществе - покупателя, пассажира и т.д., профессиональные группы - роли врача, инженера, рабочего и т.д. Человек приобретает навыки выполнения этих ролей в процессе социализации, и, таким образом, он становится личностью. Роль представляет собой динамическую характеристику статуса человека в обществе, а сам статус может быть охарактеризован как место, занимаемое человеком в той или иной социальной структуре. Экзистенциалистское направление в социологии противопоставляет личность и социальный мир, рассматривая самоосуществление человека как постоянный процесс выбора решений в борьбе с отчужденным от него миром. Трагическое существование человека определяется его брошенностью, а необходимость жить с другими людьми лишает человека подлинности, "сминает, раздавливает человека". Смысл человеческого существования не находится в мире, а придается человеческой жизни самим человеком в процессе непрерывного самоосуществления им своей сущности. Главное в экзистенциальном понимании человека - проблема его внутренней свободы как собранности индивида перед лицом обстоятельств. Сложность решения проблемы личности в социологии не должна создавать установки на принципиальную невозможность научного решения этой проблемы. В какой-то мере каждое из социологических направлений раскрывает ту или иную сторону проблемы, акцентирует внимание на многогранности человеческой жизни общества. Главное не абсолютизировать один подход, а попытаться найти рациональное зерно и определить сильные и слабые стороны каждой концепции. Социология изучает личность в соотнесении с обществом. Её интересует именно социально-типическое, прежде всего, человек как социальный тип. Отсюда одна из важных задачь социолога - раскрыть структуру личности, т.е. строение и соподчинение личностных свойств индивида. Только исходя из этого можно определить основу социально-типического поведения личности. Date: 2015-06-11; view: 696; Нарушение авторских прав |