Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Смысл жизни человека





Жить бессмысленно человек не может, он пытается найти путеводную нить смысла своего бытия. Каждый из нас рано или поздно отвечает для себя на вопрос: зачем я живу? Можно в связи с этим прислушаться к суждению Ф. Ницше: тот, кто имеет «зачем жить, может вынести любое как», ибо смысл жизни уже найден. Он может быть в вере, в служении, в достижении поставленной цели, в преданности идее, в любви, в творчестве, в труде.

Реальная ограниченность человеческого существования во времени и осознание своей смертности способны претвориться в позицию ответственного отношения к жизни, осмысленного отношения к миру, формирования ценностной позиции, обретения смысла и цели жизни.

Если человек не будет знать о конечности своего земного существования, то он и пальцем не пошевелит чтобы создавать какие-то ценности. И сама жизнь в своей бесконечности будет казаться ему бессмысленной. Смерть человека выступает как необходимый и сущностный момент жизни, понятой в родовом аспекте истории человеческого развития. С позиций современного естествознания смерть живого организма есть разложение его на мельчайшие составные части, атомы, молекулы, которые продолжат бесконечную цепь взаимопревращений. В физическом и биологическом плане смерть означает прекращение основных функций жизнедеятельности организма (дыхания, кровообращения, обмена веществ и т. д.).

Исходной посылкой современной теории происхождения жизни считается абиогенез, т. е. возникновение живого из неживого, образование органических соединений вне организма и без участия биологических ферментов. Это, конечно, не отрицает понимания жизни как способа существования белковых тел.

В философском и религиозном плане жизнь рассматрива­ется не столько в качестве природного явления, а как духовно-социальный феномен. Философия и религия осмысливают явление жизни и смерти в контексте общих проблем человеческого существования. Социология - через призму общественных отношений, взаимодействия, сознания, целей, ценностей, идеалов. Пожалуй, как никто из философов, Эпикур является в нашем представлении великим жизнелюбом, не страшащимся смерти. Как атомист-материалист он считал, что жизнь и смерть одинаково не страшны для мудреца: «пока мы существуем, нет смерти, когда смерть есть, нас более нет». Жизнь и есть наибольшее наслаждение, целью человеческой жизни является счастье, понимаемое как удовольствие. Высшим удовольствием Эпикур считал невозмутимость духа, душевный покой и безмятежность. А это возможно лишь при подчинении страстей разуму.

Смысл жизни по Канту находится не снаружи, а внутри че­ловека, и он имманентен личности. Условием, которое создает смысл жизни, является идея в виде морального закона, долга и добра. Смысл жизни не существует сам по себе как некий атрибут реальности вообще. Он заключается в понимании человеком своего бытия именно как человеческого, в осознании собственно­го места и назначения в мире. Человек не только должен быть счастлив, но и быть достойным его.

С точки зрения материалиста никакого, данного свыше смысла и предназначения, человеческая жизнь не имеет. Смысл жизни в ней самой, а не за ее пределами. И каждый обретает его в самостоятельном поиске, а не берет в готовом виде из той или иной философии или религии. В марксизме признается самоценность жизни, но в отличие от простого гедонизма утверждается общественная значимость человеческого бытия. Человек живет в обществе, среди людей и для людей. И благодаря этому смысл жизни воплощается в служении людям, в том, что человек сделал для сохранения и улучшения общей жизни людей. Все остается людям. Человек получает возможность самореализоваться в обществе, обрести признательность и известность, благодарность и память о себе. Память о себе оставляют не только великие ученые, мыслители, художники и творцы, борцы за свободу и счастье людей. Простые люди продолжают жить в своих детях и внуках, во всем хорошем, добром и светлом, что они создали и оставили своим ближним. Человек, живущий только для себя, теряет смысл жизни.

Наиболее устойчивые формулировки смысла жизни, которые возникали параллельно с развитием человека, можно свести к вере, познанию себя, к науке, творчеству и созиданию, к служению идее (истине) и людям, к любви и общению с близкими по духу людьми, к гармонии с миром, природой и самим собой, к счастью.

Отсутствие смысла некоторыми «философствующими» людьми иногда воспринимается за сам смысл, а бесцельное времяпрепровождение расценивается как «игра» в жизнь. Нельзя не сказать и о ложных, губительных путях поиска смысла, попытках вывести сознание на иной уровень, а чаще всего, просто «вырубить» его, а вместе с ним и себя как личность, свое «Я». Так, неумеренный гедонизм, злоупотребление алкоголем, психотропными веществами ради удовольствия, когда на короткий промежуток времени проступает иной, иллюзорный и искаженный мир, но с такими необратимыми последствиями, что игра не стоит свеч.


В минуты глубоких душевных переживаний, стремясь по­стичь тайну жизни и не в силах выразить ее смысл, А С.Пушкин пишет такие строки:

Дар напрасный, дар случайный,

Жизнь, зачем ты мне дана?

Иль зачем судьбою тайной

Ты на казнь осуждена?

Кто меня враждебной властью

Из ничтожества воззвал,

Душу мне наполнил страстью,

Ум сомненьем взволновал?..

Цели нет передо мною:

Сердце пусто, празден ум,

И томит меня тоскою

Однозвучный жизни шум.

В ответ на душевную тревогу поэта митрополит Московский Филарет послал Пушкину свои стихи:

Не напрасно, не случайно

Жизнь от Бога мне дана,

Ум молчит, но сердцу ясно –

Жизнь от Бога мне дана.

Не без воли Бога тайной

И на казнь осуждена.

Сам я своенравной властью

Зло из темных бездн возвел,

Сам наполнил душу страстью,

Ум сомненьем взволновал...

Вспомнись мне, забвенный мною

Просияй сквозь сумрак дум, -

И созиждется тобою

Сердце чисто, светел ум.

Религия помогает преодолеть страх смерти, так как душу человека она рассматривает вечной и бесконечной. Поэтому спасение души для человека выступает важнейшей жизненной задачей. Жизнь обретает смысл, но прожить ее надо так, чтобы заслужить вечное блаженство. Соблюдение освященных именем Бога основополагающих принципов морали обеспечивает спасение души, а вера в Бога выступает как незыблемая нравственная опора для постижения смысла жизни. Современный человек зачастую окружен ложными представлениями о жизни. Ему весьма трудно осознать очевидную истину: как бы не была ценна земная жизнь, во всех случаях она не ценнее вечности. В религии страх смерти замещается страхом Божиим, страхом возмездия за гре­хи. Можно сравнить и увидеть, как глубоко различны духовно-психологические переживания в ожидании своей кончины у верующего человека и у безбожника - атеиста. Для материалиста-атеиста осознание своей смертности вызывает ужас, невыносимое страдание и бесконечный трагизм. Мысль о смерти всегда остается «недодуманной». Для религиозного человека характерно спокойное осознание временности и бренности земного суще­ствования, и когда смерть вопрошает душу, душа вопрошает верой.

Каждому, наверное, известна выразительная картина И. Левитана «Над вечным покоем». Вечность выступает в «одежде» изменчивого, временного, конечного, преходящего. Но и миг впрессован в вечность, на нем лежит отсвет и печать вечности.

Земное поприще - подготовка к неизбежному переходу в Вечность. Главная цель христианина - стяжание благодати Святого Духа и в конечном итоге - обожение (теозис). «Бог стал человеком, чтобы человек стал Богом» (по благодати). Сын Божий соделался человеческим, чтобы сыны человеческие соделались сынами Божиими (по благодати)», - учат св.Афанасий Александрийский и св. Ириней Лионский.


Формы земного бытия и повседневного существования человека служат единственным полем богостяжания, когда они озарены и наполнены высшим смыслом служения Богу и людям. По глубокому суждению Н.О.Лосского, необходимо служить Богу, служа миру! С.Н.Булгаков считал, что «уход от мира - есть только еще больший и более опасный плен мира».

Вновь обратимся к циклу работ и статей русских философов «серебряного» века по проблеме смысла жизни человека. Так, В.В.Розанов посвятил свою работу размышлениям о счастье человека как возможном смысле человеческой жизни. Он приходит к выводу, что конечная цель человеческой жизни не может быть открыта. И это мудро, что ее конкретный образ до последнего усилия человека в истории останется скрыт, потому что знание этого образа стеснило бы чрезмерно его свободу, не оставила бы ему ничего выбирать, ни над чем не задумываться, но лишь делать исполнять пассивно то, что усматривает его взор в готовом образе. Имея лишь понятие о цели своего бытия, человек ограниченный достаточно в своем произволе, достаточно сохраняет и свободы для выбора; его смысл не отнимается от него, как был бы отнят при знании цели как представления. В. В. Розанов видит смысл человеческой жизни в развитии на ее протяжении человеческого духа, в совершенствовании внутреннего мира человека.

В.С.Соловьев написал статью «Нравственный смысл жизни», которая позднее превратилась в предисловие к его фундаментальной работе «Оправдание добра». Нравственный смысл жизни, по Соловьеву, первоначально определяется самим доб­ром, доступным нам внутренне через нашу совесть и разум, по­скольку эти внутренние формы добра освобождены нравствен­ным подвигом от рабства страстям и от ограниченности личного и коллективного себялюбия».

В 1895.г. с публичной лекцией о смысле жизни выступил В.И.Несмелов (1863-1937), в центре научных интересов которого была религиозно-философская антропология. Он рассматривает вопрос о смысле жизни в свете новозаветного Откровения. Нравственная жизнь человека есть необходимая подготовка к условиям грядущей, вечной жизни, обретения небесного царства, гражданином которого осознает себя христианин.

А.И.Введенский (1861-1913) в своей работе «Условия допустимости веры и смысл жизни» утверждает, что человеческая жизнь обретает смысл только в силу своего бессмертия. В 1901 г. выходит в свет масштабное сочинение профессора Московской духовной академии М.М.Тареева (1867-1934) «Цель и смысл жизни». Он утверждает, что человек живет на границе видимого и невидимого мира, временного и бессмертного. И только Слава Божия может быть истинной целью жизни человека, его общественного и нравственного долга.

В июне грозового 1918 года, когда Россия лежала в развалинах, а мир являл собой лишь одну бессмыслицу человеческого существования, Е.Н.Трубецкой (1863-1920) закончил свой глубокий и проницательный труд «Смысл жизни». В понятие смысла жизни великий русский мыслитель вкладывает, обосновывает и раскрывает цели, идеалы, нормы и ценности, во имя которых развертывается человеческая жизнедеятельность, за которые стоит жить и умереть. Он не просто реконструирует порочные круги суеты сует, сложившиеся исторически и практически в различных типах миросозерцания, обнажая тщетность и бессмысленность вечной пустоты: «Тут речь идет... о том - стоит ли жить, обладает ли жизнь положительной ценностью, притом ценностью всеобщей и безусловной, ценностью, обязательной для каждого» [9]. Трубецкой обнажает эту порочную круговерть, разрывает ее непроницаемую завесу, утверждает безусловное, всеобщее, по­ложительное, общезначимое, ценностно-целевое наполнение смысла.


Вся наша жизнь есть стремление к цели, от начала и до конца она представляется в виде иерархии целей, а стало быть - исканием смысла. В своей мировой и человеческой полноте цель нашего стремления - «есть всеединство; эта тот мировой строй и лад, в котором всякое жизненное стремление достигает своего окончательного удовлетворения, всякая жизнь достигает полноты... Где полнота жизни, тем ее единство, гармония и лад».

Для Трубецкого вопрос о всесильном и всепобеждающем смысле есть вопрос о Боге как жизненной полноте, ради чего стоит жить и без чего жизнь не имела бы цены. Человек никогда не устанет спрашивать: где смысл, где Бог. Из всех решений одно христианство дает положительное решение, единственно возможное положительно решение вопроса о смысле жизни. По учению Христа, Бог осуществляется и воплощается в мире, а мир приобщается к полноте божественной жизни.

Христианская вера - есть прежде всего вера во Христа - совершенного Бога, и в то же время - в совершенного человека, нераздельное и неслиянное единство божественного и человече­ского. В перекрестии двух основных направлений жизненного стремления - горизонтально-плоскостной (или дольней) и верти­кально-восходящей (или горней) видит Трубецкой наиболее уни­версальное и конкретное отображение смысла жизненного пути человека. В этом скрещении жизненных стремлений человека его жизнь достигает своей полноты, своего вечного, прекрасного и неумирающего смысла. И в этом единственно возможном выходе из порочного круга суеты и бессмыслицы видится оправдание всего долгого и многотрудного исторического пути человека, про­светление и преображение его социокультурного и хозяйственного мира.

Глубокую трактовку смысла жизни дает С.Л.Франк (1877-1950). Смысл жизни не дан - он задан. Можно говорить о некоем эскизе, легком наброске судьбы, сделанном Провидением на сердце человека. Искание смысла жизни и есть внесение смысла в самую жизнь. В нашей жизни всегда есть символ смысла - не­искаженное проявление великих законов духовного бытия. Чем люди ближе к Богу, тем ближе они и друг другу: «Люди разобщены между собой на поверхности и связаны в своей глубине... Духовная сила всегда сверхиндивидуальна и ею всегда устанавли­вается невидимая связь между людьми».

В сердце каждого человека таится «искорка», которая должна напомнить человеку о его Богосыновстве. Но человек свободен, ибо судьба ему не дана, она - задана, и он может не только взлететь, но и пасть.

Общественная жизнь имеет своим конечным назначением осуществление природы человека во всей ее конкретности и полноте. Речь идет об обожении человека, возможно более полное воплощение в совместной жизни всей полноты ее божественной первоосновы.

Философское понимание смысла жизни состоит в том, что он не преподносится человеку в готовом виде, а обретается им в трудном и напряженном самостоятельном поиске, в сложных нравственных исканиях. Самореализация человека, его родовых сущностных сил, всесторонность и гармоничность развития при­нимается в качестве основ понимания смысла жизни. Особое значение должно быть придано трудовой деятельности человека, формированию и реализации высших социальных и духовных потребностей личности.

Счастье - это есть нравственная удовлетворенность от сознания верности, величия и благородства основной жизненной линии и практического поведения.При таком понимании счастье надо искать в собственном сердце, и если его там нет, то нигде его не найдешь.Человек не только должен быть счастлив, но и быть достойным его. Наука быть счастливым очень проста: согрей свое сердце верой, надеждой и любовью, возлюби свои обязан­ности, свой труд. В них находи радость.

Изложение философии заключим словами выдающегося русского мыслителя Ивана Александровича Ильина: «Филосо­фия больше, чем жизнь: она есть завершение жизни. Но жизнь первее философии: она есть ее источник и предмет». Чтобы стать и действительно быть личностью, человеком культуры и веры; семьи, малой и большой Родины, глубоким знатоком своего дела, способным вдохновляться идеалом Совершенства, стремиться к истине, творить добро и красоту, жить любо­вью к людям - необходимо знать философию как науку о чело­веческом духе.

1. См.: Смысл жизни. Сборник / Под ред. Н. К. Гаврюшина. М., 1994.

2. Маркс К, Энгельс Ф. Соч. Т. 21. С. 274-275.

3. Бердяев Н. А. Смысл истории. М., 1990. С. 148.

4. Там же. С. 153.

5. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1994. С. 240.

6. Милюков Н. Н. Воспоминания. М.: Политиздат, 1991. С. 77.

7. Там же.

8. Ильин И. А. Основы христианской культуры // Собр. Соч.: В 10-и т. Т. 1. М., 1993. С. 329.

9. Трубецкой Е. Н. Смысл жизни. М.: Республика, 1994. С. 7.







Date: 2015-06-11; view: 619; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.018 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию