Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
У Гегеля идея триадности пронизывает всю его философскую систему, особенно в ее философско-исторической части
В марксистском учении об общественно-экономической формации можно выделить «большую» триаду. Она включает в себя первобытно-общинный строй без частной собственности, его антитезу - антагонистический строй частной собственности рабовладения, крепостничества и капитализма; и наконец, бесклассовый общественный строй коммунистической формации. На исходе XX века заявила о себе концепция «конца истории», сформулированная современным американским философом-футурологом Ф. Фукуямой. Он считает, что история исчерпала весь возможный арсенал форм общественного устройства и остановилась на либерально-демократической модели. Либеральные социальные принципы являются окончательной истиной истории, которой не могут противостоять ни коммунизм, ни фашизм, ни национализм, ни другие какие-либо идеологии. В связи с этим напомним проницательное замечание Ф. Энгельса: «История так же, как и познание, не может получить окончательного завершения в каком-то совершенном, идеальном состоянии человечества». «Все общественные порядки, сменяющие друг друга в ходе истории, представляют собой лишь преходящие ступени бесконечного развития человеческого общества от низшей ступени к высшей. Каждая ступень необходима и, таким образом, имеет свое оправдание для того времени и для тех условий, которым она обязана своим происхождением. Но она становится непрочной и лишается своего оправдания перед лицом новых, более высоких условий, постепенно развивающихся в ее собственных недрах» [2]. Согласно марксизму все предшествующее развитие общества - только его предыстория и царство необходимости. В царство свободы человечество вступает только с коммунизма, с установления общества социальной справедливости и равенства в целях всестороннего и гармоничного развития человека. В философском постижении смысла истории весьма эвристичны идеи провиденциализма и прогресса. Провиденциализм (от слова «провидение» - судьба, божественный план) в историософии усматривает в истории человечества внутреннее закономерный процесс, развивающийся по определенному плану и ведущий к некоей конечной цели. В качестве такой цели Гегель понимает «царство свободы», которая будет свободой для всех. Смысловой стержень мировой истории и ее явно выраженная цель заключается по Гегелю в нарастающем прогрессе в осознании свободы. Нарастание степени свободы в сменяющих друг друга этапах истории у различных народов Гегель усматривал в том, что дух или мировой разум неуклонно движется к своей цели, воплощаясь в конкретном духе того или иного народа, в его национальном характере, государственном строе, искусстве, религии, философии. Идея прогресса была выдвинута в философии Возрождения и окончательно сложилась в эпоху Просвещения в учениях Д. Вино, Руссо, Кондорсе, Гердера и Канта. Г. Гегель понятие прогресса связывает с развитием человеческого духа, идеей свободы. Прогресс виделся в возрастании человеческого разума, достижениях науки и техники, развитии производительных сил. Комплексным критерием прогресса выступает развитие и совершенствование самого человека, его самостояние в Истине, Добре и Красоте как деятеля и сотворца в различных сферах жизнедеятельности. Все общества находятся в постоянном процессе изменения и перехода из одного состояния в другое. Рассмотрим суть прогрессивного и регрессивного направлений в общественном развитии. Прогресс (от лат. progressus - движение вперед, успех) означает развитие с восходящей тенденцией, движение от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному. Он ведет к позитивным изменениям в обществе и проявляется, например, в совершенствовании средств производства, в развитии общественного разделения труда и росте его производительности, в новых достижениях науки и культуры, улучшении условий жизни людей, их всестороннем развитии и т. д. Регресс (от лат. - regressus - обратное движение), напротив, предполагает развитие с нисходящей тенденцией, движение вспять, переход от высшего к низшему, что ведет к негативным последствиям. Он может проявляться, скажем, в снижении эффективности производства и уровня благосостояния людей, в распространении в обществе курения, пьянства, наркомании, ухудшении здоровья населения, увеличении смертности, падении уровня духовности и нравственности людей и т. д. Для человечества в целом характерно развитие по восходящей линии. Свидетельствами мирового социального прогресса, в частности, могут быть не только рост материального благосостояния и социальной защищенности людей, но и ослабление конфронтации между классами и народами разных стран, стремление к миру и сотрудничеству, утверждение демократических начал, нравственности и подлинности гуманистической культуры, всего человечного в человеке. Date: 2015-06-11; view: 531; Нарушение авторских прав |