Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






У Гегеля идея триадности пронизывает всю его философ­скую систему, особенно в ее философско-исторической части





В марксистском учении об общественно-экономической формации можно выделить «большую» триаду. Она включает в себя первобытно-общинный строй без частной собственности, его антитезу - антагонистический строй частной собственности рабовладения, крепостничества и капитализма; и наконец, бес­классовый общественный строй коммунистической формации.

На исходе XX века заявила о себе концепция «конца исто­рии», сформулированная современным американским филосо­фом-футурологом Ф. Фукуямой. Он считает, что история исчер­пала весь возможный арсенал форм общественного устройства и остановилась на либерально-демократической модели. Либе­ральные социальные принципы являются окончательной истиной истории, которой не могут противостоять ни коммунизм, ни фа­шизм, ни национализм, ни другие какие-либо идеологии.

В связи с этим напомним проницательное замечание Ф. Эн­гельса: «История так же, как и познание, не может получить окон­чательного завершения в каком-то совершенном, идеальном со­стоянии человечества». «Все общественные порядки, сменяющие друг друга в ходе истории, представляют собой лишь преходящие ступени бесконечного развития человеческого общества от низ­шей ступени к высшей. Каждая ступень необходима и, таким образом, имеет свое оправдание для того времени и для тех усло­вий, которым она обязана своим происхождением. Но она стано­вится непрочной и лишается своего оправдания перед лицом но­вых, более высоких условий, постепенно развивающихся в ее собственных недрах» [2]. Согласно марксизму все предшествую­щее развитие общества - только его предыстория и царство не­обходимости. В царство свободы человечество вступает только с коммунизма, с установления общества социальной справедливо­сти и равенства в целях всестороннего и гармоничного развития человека.

В философском постижении смысла истории весьма эвристичны идеи провиденциализма и прогресса. Провиденциализм (от слова «провидение» - судьба, божественный план) в историософии усматривает в истории человечества внутреннее законо­мерный процесс, развивающийся по определенному плану и ве­дущий к некоей конечной цели. В качестве такой цели Гегель по­нимает «царство свободы», которая будет свободой для всех.

Смысловой стержень мировой истории и ее явно выражен­ная цель заключается по Гегелю в нарастающем прогрессе в осознании свободы. Нарастание степени свободы в сменяющих друг друга этапах истории у различных народов Гегель усматри­вал в том, что дух или мировой разум неуклонно движется к сво­ей цели, воплощаясь в конкретном духе того или иного народа, в его национальном характере, государственном строе, искусстве, религии, философии.

Идея прогресса была выдвинута в философии Возрожде­ния и окончательно сложилась в эпоху Просвещения в учениях Д. Вино, Руссо, Кондорсе, Гердера и Канта. Г. Гегель понятие про­гресса связывает с развитием человеческого духа, идеей свобо­ды. Прогресс виделся в возрастании человеческого разума, дос­тижениях науки и техники, развитии производительных сил. Ком­плексным критерием прогресса выступает развитие и совершен­ствование самого человека, его самостояние в Истине, Добре и Красоте как деятеля и сотворца в различных сферах жизнедея­тельности.

Все общества находятся в постоянном процессе изменения и перехода из одного состояния в другое. Рассмотрим суть про­грессивного и регрессивного направлений в общественном разви­тии.

Прогресс (от лат. progressus - движение вперед, успех) оз­начает развитие с восходящей тенденцией, движение от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному. Он ведет к позитивным изменениям в обществе и проявляется, на­пример, в совершенствовании средств производства, в развитии общественного разделения труда и росте его производительно­сти, в новых достижениях науки и культуры, улучшении условий жизни людей, их всестороннем развитии и т. д.

Регресс (от лат. - regressus - обратное движение), напро­тив, предполагает развитие с нисходящей тенденцией, движение вспять, переход от высшего к низшему, что ведет к негативным последствиям. Он может проявляться, скажем, в снижении эф­фективности производства и уровня благосостояния людей, в распространении в обществе курения, пьянства, наркомании, ухудшении здоровья населения, увеличении смертности, падении уровня духовности и нравственности людей и т. д.

Для человечества в целом характерно развитие по восхо­дящей линии. Свидетельствами мирового социального прогресса, в частности, могут быть не только рост материального благосос­тояния и социальной защищенности людей, но и ослабление конфронтации между классами и народами разных стран, стрем­ление к миру и сотрудничеству, утверждение демократических начал, нравственности и подлинности гуманистической культуры, всего человечного в человеке.







Date: 2015-06-11; view: 531; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию