Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Есть ли у истории цель?
Один из самых волнующих вопросов для человека - это вопрос о смысле его жизни и смысле самой истории. Если мы пришли в этот мир, то не означает ли это какую-то необходимость, какое-то предназначение? Омар Хайям поэтически вопрошал: «Кто мы? Откуда мы? Зачем мы в этот мир пришли? В чем нашей жизни смысл? Увы!.. Он нам непостижим». Но вряд ли сможем удовлетвориться такой агностической метафорой. Давайте обратимся к размышлениям по этому сокровенному вопросу выдающихся русских мыслителей и зарубежных философов. Период с 1892 по 1925 гг. называют «серебряным» веком русской философии и культуры вообще. Невиданный всплеск гениальных творений русских мыслителей во всех областях человеческого духа как будто прозвучал заключительным аккордом в великолепном реквиеме могущественной империи. Проблема смысла жизни на исходе XIX века буквально витала во всей напряженной духовно-религиозной жизни российского общества. Статья В. В. Розанова (1856-1918) «Цель человеческой жизни», опубликованная в 1892 г., положила начало серии выступлений русских философов. С оригинальными работами выступили В. С. Соловьев, В. И. Несмелое, А. И. Введенский, М. М. Тареев, Е. Н. Трубецкой, С. Л. Франк. В своей совокупности философские размышления о смысле человеческой жизни названных авторов по праву можно назвать «русской философской симфонией», что представляется весьма символичным [1]. Как утверждается в Библии: «Премудрость построила себе храм, вытесала семь столпов его...» (Книга Пр. Сол. IX.1). Под смыслом следует понимать идеальное и целостное содержание, выражающее предназначение и конечную цель человеческой жизни и исторического процесса. Смысл не стоит сводить к значениям отдельных составляющих сторон жизни человека и истории. Его необходимо усматривать в качестве общего, определяющего и регулирующего значения всего строя жизни общества и человека. Смысл дает обоснование, оправдание и истолкование воспринимаемых идеалов, целей, ценностей и норм, предписывающих главное назначение и направленность человеческой жизнедеятельности в целом. При характеристике общества как развивающейся системы (см. гл. 14.4) была дана типология и периодизация общественного развития как исторического процесса в его линейно-прогрессистском и циклическом вариантах, цивилизационных и формационных моделях, культурно-историческом и технико-технологическом аспектах. Для понимания смысла истории весьма важным представляется принцип триадности (трех стадий) исторического развития народов и в целом мировой истории. Уже Блаженный Августин (354-430) с христианско-теологических позиций осмысляет начало, середину и конец истории в своем учении о «Двух градах». В начале XVIII в. итальянский философ Джованни Батиста Вико (1668-1744) излагает всеобщую теорию исторического круговорота, состоящую из трех эпох с соответствующими циклами - божественной, героической и человеческой. Огюст Конт (1798-1857) выделяет в поступательной интеллектуальной эволюции человечества (равно как и отдельного индивида) также три стадии: теологическую, метафизическую и позитивную (научно-положительную). Date: 2015-06-11; view: 732; Нарушение авторских прав |