Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Социализация, образование и воспитание личности
Социализацию не следует понимать как механическое «наложение» на личность готовых социальных форм (функций, ролей, статуса), к простому взаимодействию или сумме внешних влияний макро- и микросреды. Социализация не сводима и к сложившимся механизмам адаптации личности к заданным социальным условиям. Особо сложный и противоречивый характер приобретает социализация новых поколений, вступающих в жизнь, как на личностном, так и на социально-групповом уровне. Различают разные этапы, ступени и фазы социализации (первичная, вторичная, семейная, гражданская, социокультурная и т. д.). Первые признаки социальности проявляются уже в младенчестве и раннем возрасте. Существует даже утверждение, что личность ребенка формируется задолго до появления его на свет, так как мысли, ощущения, переживания матери передаются ребенку. А взять лишь один год, допустим, первый класс школьной жизни - какие изменения происходят в личности первоклассника, его внутреннем мире? А за десять лет полноценной средней школы и за последующие ступени профессионального образования и социального становления? Социализацию следует определить как целостный, внутренне противоречивый, непрерывный и практический в своей основе процесс становления молодежи как особой социально-поколенческой общности на основе всего круга специфических общественных отношений, в которые она включается в процессе активности, сознания и самосознания во многом зависит «конечный» результат социализации. Сущностные моменты социализации выражают критические точки (узлы), которые молодежь проходит в процессе своего социального становления и самоопределения. Речь идет о социальных позициях и месте молодежи в системе воспроизводства социальной жизни, сформированности и объективности ее потребностей и интересов, духовно-нравственных основаниях, ценностях и социокультурных ориентациях, идентификации и самоидентификации в основных сферах жизни. Воспитание при этом является ведущим и определяющим началом социализации. Все начинается с человека, с его воспитания и образования, с его внутреннего духовного мира. В основу образования должен быть положен тот Образ, Первообраз, которому необходимо подражать, следовать, стремиться к его воплощению в своей жизни. Без образа может быть только безобразие, хотя и в привлекательной упаковке. Воспитание в своей корневой основе восходит к слову «питать», и не только тело, сколько душу и дух человека. Речь идет об идеях, идеалах, целях и ценностях, нормах и традициях, которыми осмысляется и освящается жизнь. Вот почему Святитель Феофан Затворник называл воспитание «самым святым из всех святых дел». Образование является сферой развития, как идеального человека, так и общества в целом. Это двигатель и механизм развития всех других сфер общества, и поэтому оно на деле должно стать из ведомства (отрасли) сферой целостной общественной практики. Воспитание и образование, в отличие от других сфер общественной жизни, целиком и полностью погружены в духовное, пронизаны духовным началом и в концентрированном виде выражают уровень духовности. Именно в формировании духовности зиждется сердцевина воспитания. Иначе, по слову святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, «Школа станет мертвенной, а труд ее безотрадным, если она будет лишь передавать некую сумму знаний. Нет, и не может быть школы без воспитания, без стремления помочь учащемуся стать личностью нравственной, самостоятельной, одухотворенной, способной отдавать себя другим людям, народу, Отечеству». Поэтому главное внимание и основные усилия всех институтов, уполномоченных обществом на сложнейший труд образования и воспитания, должны быть нацелены на преодоление дефицита духовности. А можно сказать и по-другому, применительно к современным реалиям России, на преодоление ига бездуховности. Самое пристальное внимание необходимо уделить обновлению, обогащению и актуализации самого содержания образования и воспитания, его соответствию духовному наследию и великим традициям, доставшимся нам не по нашей заслуге. Весь учебно-образовательный, научно-исследовательский и социально-воспитательный процесс должны быть выдержаны на этом уровне, достойном традиции нашего народа. И российский вуз, говоря словами Ивана Ильина, должен выражать наше национальное своеобразие и наше историческое призвание. Проблема воспитания должна быть осознана и осмыслена в рамках восстановления, реконструкции и обновления содержания и форм воспитания как особого и важнейшего социального института общества. Профессиональную школу следует рассматривать не в узкофункциональном плане подготовки кадров, а в качестве важнейшего института социализации и воспитания личности, духовного воспроизводства будущих специалистов. Как социальный институт система воспитания представляет собой целостную, сложную и многогранную совокупность различных сфер и факторов, комплекс целей и задач, направлений и средств, методов и форм целенаправленного воздействия основного коллектива и его первичных звеньев, административно-педагогической структуры и общественного самоуправления, а также усилий самого студента на сознание и поведение, формирование социально значимых качеств, способностей, убеждений, знаний и навыков, становление личности специалиста-интеллигента в целом. Из острокритической оценки порушенной системы воспитания следует сделать практические выводы. Требуется возобновление утерянной стратегии воспитания духовности, целенаправленного развития ценностного самосознания молодежи. Ценности есть основа личностного, социального и профессионального самоопределения человека, в них заложена генетика социального поведения. На каких идеалах и ценностях воспитывать молодежь? Не внушать же им дух ростовщичества, торгашества и нещадного индивидуализма. Сциентизм и бесчувственная формализация научного познания тоже мало способствуют выработке и пониманию общественного и личного идеала, духовно-нравственному возвышению личности. Непреходящую ценность и все возрастающую актуальность в духовно-ценностном самоопределении современной молодежи приобретает творческое наследие в целом и одна из последних работ Ивана Александровича Ильина «О воспитании в грядущей России» [10]. Чтобы справиться с этой «претрудной задачей», по выражению самого мыслителя, «мы должны высказать и письменно (по возможности, и печатно!) закрепить в отчетливых и убедительных формулах то, чему нас научила история, чем нас умудрила патриотическая скорбь» [11]. Спустя полвека после написания этой статьи великим патриотом и государственником России страна вновь переживает лихое время. Парадоксальность и сложность переживаемой ситуации усугубляется длительностью и системностью общественного кризиса в России, незавершенностью и неопределенностью социальных и политических форм общественных отношений. Все это с особой остротой ставит проблему духовно-ценностного самоопределения молодежи в условиях модернизации общества в целом, в том числе и высшей школы. В современной России модернизация пока сводится к простому заимствованию стандартов Запада, традиция не развивается, а обрубается. В результате большинство граждан, особенно молодое поколение, находится в состоянии неопределенности относительно главных смысложизненных вопросов, испытывая неуверенность в проектировании своей жизни. В народном сознании происходит размывание национально-культурной идентичности и целеполагания, потеря народом как субъектом своей самостоятельности и инициативы. Потеря же народом своей национально-культурной идентичности подобна деперсонализации личности. Особую актуальность и значимость решение проблемы соединения культурной традиции с процессами модернизации и обновления имеет для высшей школы, образования и воспитания будущих специалистов. По выстраданному и глубокому убеждению И. А. Ильина, «Грядущая Россия будет нуждаться в новом, предметном воспитании русского духовного характера; не просто в «образовании» (ныне обозначаемым... пошлым и постылым словом «учеба»), ибо образование само по себе есть дело памяти, смекалки и практических умений без отрыва от духа, совести, веры и характера. Новой России предстоит выработать себе новую систему национального воспитания, и от верного разрешения этой задачи будет зависеть ее будущий исторический путь» [12]. Ильин выражает уверенность в том, что Россия выйдет из кризиса и возродится к новому творчеству и новому расцвету через сочетание и примирение трех основ, трех законов духа: свободы, любви и предметности. При этом он проницательно замечает, что «вся современная культура сорвалась на том, что не сумела сочетать эти основы и блюсти эти законы. Именно этим определяется путь грядущей России. Ей нужно новое воспитание: в свободе и к свободе; в любви и к любви; в предметности и к предметности. Новые поколения русских людей должны воспитываться к сердечной и предметной свободе. Эта директива - на сегодня, и на завтра, и на века. Это единственно верный и главный путь, ведущий к расцвету русского духа и к осуществлению христианской культуры в России» [13]. Духовность может и должна быть предметной: ее не следует путать с идеологическими доктринами и теоретическими спекуляциями. Предметность духовности обеспечивается жизнеутверждением и созиданием, а также бережным отношением к лучшим традициям народной культуры. Так в чем же Ильин видит главную, предметную и священную цель, придающую подлинный смысл жизни, ее высшую ценность? Единый и великий Предмет истории заключается, по Ильину, в служении некоему высшему Делу на земле, Божьему Делу, «прекрасной жизни», по слову Аристотеля, «Царству Божьему», по откровению Евангелия. И вот, в его живую предметную ткань мы и должны включить нашу личную жизнь. Ткань этого Дела реально присутствует во всем: и в природе, и в человеке; в самом человеке (в теле, в душе и в духе) и в его культуре; в индивидуальной жизни и в народной жизни; в семье и в воспитании; в церкви и в вере; в труде и в хозяйстве; в праве и в государстве; в науке и в искусстве; в деяниях воина и в деяниях монаха. Надо научиться воспринимать ее, видеть ее, радоваться ей, пребывать в ней и служить ей [14]. И воспитание человека тем лучше и глубже, чем больше оно сообщает ему это умение. Предметность и конкретность воспитания в соответствующих знаниях и умениях, навыках и способностях Ильин раскрывает через формирование любовно-творческого отношения к природе, самовоспитание, строительство семьи и дружбу двух людей, хозяйственное вдохновение, чувство ответственности и вины, совестный акт, научную совесть, художественное созерцание, молитву и церковное сознание. Сердцевиной воспитания было и остается формирование нравственности, не только различение добра и зла, но и преодоление зла, прежде всего, в самом человеке. Студент вырастает как личность не параллельно учебному процессу и другим факторам его жизнедеятельности. Поэтому мы считаем явным анахронизмом бытующее еще разделение воспитательной работы на учебное и вне-учебное время, представление о некоей особой вне-учебной воспитательной деятельности, или сведение воспитания только к отдельным мероприятиям, проводимым кураторами, кафедрами общегуманитарных дисциплин, деканатами и ректором. «Силовые линии» воспитательного воздействия должны задаваться и целенаправленно проводиться через основные формы учебного процесса, научного поиска, общественной самоорганизации и творческой жизнедеятельности студентов. Процессы воспитания, формирования и развития личности студента происходят во всех звеньях его жизни и на всем ее протяжении. Становление человека как личности и субъекта социального творчества - сложный, непрерывный, внутренне противоречивый, целостный и многоуровневый процесс, практический в своей основе. Концептуального осмысления требует обновление и восстановление комплексного подхода к воспитанию с позиций формирования целостного субъекта планирования, организации и управления воспитательной деятельностью. Следует обосновать структуру и основные элементы целостного субъекта воспитания, определить место, роль и функциональный потенциал каждого звена в координации и оптимизации воспитательного процесса. Необходимо осуществить своеобразную научную инвентаризацию прежних и современных форм и методов воспитательной работы, обосновать критерии ее эффективности. Эффективное и своевременное решение многих теоретических, организационных и практических вопросов воспитательной работы со студентами опирается на выработку научно-обоснованной концепции воспитания, ее максимальное сопряжение с жизнью, социальными запросами общества и личными жизненными планами будущих выпускников. Отправным пунктом выработки концепции воспитания студентов является анализ ее исходной ситуации, возможностей и перспектив ее коренного улучшения. Важнейшими компонентами современной теории и практики воспитания личности являются определение методологии, главных целей, задач и принципов, разработка наиболее существенных аспектов содержания, основных видов и приоритетных направлений воспитания, оптимизации самой технологии и организационно-практической структуры воспитательного процесса. Воспитание базируется на органическом единстве нормативно-целевого и личностно-развивающего подходов к постановке и организации воспитательной работы. Системность организационно-практического воплощения содержательных и сущностных моментов образования и воспитания требует целостности, непрерывности, преемственности и поступательности, практичности, актуализации и альтернативности, исключающей интеллектуальное и воспитательное насилие, навязывание определенной системы ценностей. Исходным основанием системы образования и воспитания личности служит ее субъектная характеристика применительно к ее конкретному носителю на той или иной стадии социально-возрастного, социально-профессионального и в целом жизненного самоопределения. Субъектная характеристика личности студента, будущего молодого специалиста должна быть развернута и реализована в целостности и органической совокупности необходимых свойств, способностей и качеств духовно-ценностного и смысложизненного самоопределения, профессионально-предметного наполнения, деятельностного, коммуникативного, психолого-педагогического и социально-гуманитарного компонентов образования и воспитания. Результатом таких целенаправленных усилий в духовно-нравственном воспитании должен стать выпускник российского вуза, который являл бы собою культурного человека, нравственную личность, творческую индивидуальность, достойного гражданина, профессионально и социально компетентного работника, патриота России. Выработка субъектной характеристики личности позволяет более предметно определяться в основных направлениях (видах) воспитания. Они выступают в роли своеобразных «рабочих полигонов» для ее реализации. В соответствии с личностным и социальным запросами общества правомерно выделение ведущих направлений в системе воспитания: - нравственное развитие личности занимает центральное место в системе воспитания; - формирование человека культуры в поле российской традиции и культуры (профессионально-производственной, экономической, политической, правовой, экологической, социальной, семейной, межнациональной, религиозной, прежде всего православной, культуры здоровья, быта, досуга); - трудовое, профессиональное и экономическое воспитание; - формирование целостного миропонимания и современного мировоззрения с позиций цельности, полноты, обоснованности смысложизненных ориентаций и свободного самоопределения личности на базе высших духовных и культурных ценностей и традиций России, сопряженности общественного и личного идеала; - формирование социальной и гражданской компетентности, поддержка различных форм самоорганизации обучающихся; - воспитание патриота России и достойного гражданина; - воспитание живого правосознания и правовой культуры личности, уважения к закону; противодействие негативным социальным процессам; - воспитание социальной солидарности, социальной справедливости, коллективизма и взаимопомощи в единстве с развитием свободной индивидуальности; - физическое развитие человека и формирование здорового образа жизни. В становлении и воспитании личности как субъекта социального творчества особенно опасны редукционизм (сведение высшего к низшему), релятивизм, прагматизм и утилитаризм во всех сферах жизненного самоутверждения человека. Наше время настойчиво диктует необходимость продуманной стратегии развития общества, обоснованной системы воспитания человека, призванных, смягчить и нейтрализовать нарастающий прагматизм в экономике, и политике, и социокультурной сфере, тем более в образовании и воспитании. Становление и развитие личности в общеобразовательной и профессиональной школе является не вторичным и сопутствующим, а определяющим моментом образования и обучения, основной целью всего образовательного, профессионально-подготовительного и социально-воспитательного комплекса учебного заведения. Воспитание в своих основных направлениях и формах должно исходить из необходимости восстановления в законных правах и приоритетных началах ценностного сознания и утверждения смысложизненного мироотношения, духовного возвышения и развития личности, воспитания способностей и потребностей к самовоспитанию. Верховенство духовно-нравственного начала, ценностных форм сознания и самосознания призвано определять и направлять развитие всеобщих творческих и способностей личности: - высокой культуры мышления, направленной на постижение истины; - формирование нравственных волевых способностей и устремлений, способных к различению добра и зла; - развитие продуктивного воображения, созерцания и созидания красоты; - обретение веры как воли и устремленности к совершенству во всех сферах жизнедеятельности человека. Культивирование (взращивание) всеобщих продуктивных творческих сил и способностей должно быть доведено до индивидуального, личностного выражения, формирования личностного достоинства и чувства самоценности человеческой личности. Идеи творческой и свободной индивидуальности должны быть восприняты как жизненное богатство и первичный капитал, как ресурс знаний и способностей личности для компетентного решения профессиональных задач, осуществления социальных и гражданских функций, верного служения народу и Отечеству. Духовная основа, ценностный фонд и мировоззренческие координаты самоопределения человека, то, что И. А. Ильин называл первичными силами души, призваны формировать и развивать человекотворческий, личностный, субъектнообразующий и социально-гуманитарный потенциал всего профессионально-подготовительного, культурно-образовательного и социально-воспитательного комплекса вуза как единого и целостного организма. И. А. Ильин резко осуждал формирование «общечеловека», «перекати-поле», не укорененного сердцем, умом и совестью в родное - культуру, отечество, природу, в свою Родину, большую и малую. Иначе мы получим человека без единого пятнышка национальной самобытности, способного прижиться «гражданином мира» и космополитом на любых широтах и меридианах. «Кто бы я ни был, каково бы ни было мое общественное положение, - от крестьянина до ученого, от министра до трубочиста, - служу России, русскому духу, русскому качеству, русскому величию, - не «маммоне» и не «начальству», «не личной похоти», и «партии», не «карьере» и не просто «работодателю», - но именно России, ее спасению, ее строительству, ее совершенству. Ее оправданию перед Лицом Божиим» [15]. В качестве общего вывода по восстановлению и реконструкции социального института воспитания и обновления системы воспитательной работы приведем чеканную формулу самого Ивана Ильина: «Жить и действовать так значит жить и действовать согласно главному, предметному призванию русского человека, т. е. службу превратить в служение, работу в творчество, интерес во вдохновение, «дела» освятить духом Дела, заботы возвысить до замысла, жизнь освятить идеей» [16]. 1. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 42. С. 242. 2. Философский словарь Владимира Соловьев. Ростов н/Д.: Изд-во «Феникс», 1997. С, 245-247. 3. Там же. С. 245-246. 4. См.: Спиркин А., Ефимов В. Новое общество - новый человек. М., 1976. С. 10. 5. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 3. С. 3. 6. Гегель Г. В. Ф. Соч. М., 1938. Т. ХП. С. 223. 7. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 42. С. 91. 8. Булгаков С. Н. Философия хозяйства. М., 1990. С. 217. 9. Там же. С. 43. 10. Ильин И. А. Наши задачи. Историческая судьба и будущее России. Статьи 1948-1954 годов. В 2-х т. М., 1992. 11. Там же. С. 142. 12. Там же. С. 143. 13. Там же. С. 144. 14. Там же. С. 146. 15. Там же. С. 146. 16. Там же. С. 146. Date: 2015-06-11; view: 546; Нарушение авторских прав |