Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Тема: Семья
С социально-философской точки зрения семья определяется как самая первичная, изначальная ячейка общества, члены которой связаны браком и родством. Прочность семьи основывается на любви, взаимоуважении и взаимоответственности, на общности быта и, в первую очередь, духовных интересов всех ее членов. Семья есть первый, естественный и в то же время священный союз, в который человек вступает самим актом рождения. Он не выбирает семью, она ему изначально и навечно представлена. Вот почему это первичное лоно человеческой культуры, первичной социализации личности. Здесь пробуждаются, формируются, начинают развертываться дремлющие силы духовности - любви, веры, жертвенности. И только духовное пламя семейного очага может дать человеческому сердцу тот негасимый свет, который будет согревать его во всех жизненных тревогах. Юридической основой семьи служит оформление брачных отношений между мужчиной и женщиной в соответствии с существующими в обществе законами. Однако высшим нравственным законом для супружества является любовь. Этот закон требует не вступать в брак без любви. Брак без любви фактически становится расторженным в тот момент, когда он совершается, и кто вступил в брак без любви, тот нарушил закон супружества. Любовь - глубокое и устойчивое, интимное, нравственно-эстетическое индивидуально-избирательное чувство, выражающееся в самозабвенной устремленности на другую личность. «Подлинная сущность любви, - по словам Гегеля, - состоит в том, чтобы отказаться от сознания самого себя, забыть себя в другом «я» и, однако, в этом исчезновении и забвении впервые обрести самого себя и обладать собою» [2]. Самозабвенность в любви - чувство чрезвычайно богатое: человек достигает наивысшего расцвета своей личности только через полную отдачу себя другому. Через совместное восхождение к вершинам душевно-духовного состояния. Всеохватность и глубина этого чувства делает человека как бы «одержимым» присутствием другого. Образно-эмоциональную и весьма глубокую характеристику этого чувства дает известный современный философ А. Г. Спиркин. «Любовь - это наглядное воплощение идеала, глубоко эстетическое чувство, дарящее человеку радость переживания прекрасного; любовь может достигать вершин поэзии и музыки, а поэзия и музыка, как и другие виды искусства, могут выражать это чувство во всей полноте его содержания. Своим нравственно-эстетическим прогрессом человечество во многом обязано именно этому чувству. Пожалуй, ничто не возвышает так человека в самой его сокровенной сущности, как любовь. Любовь выступает как одна из высших ценностей, как стабилизирующий фактор общества, воплощая в себе идею сотрудничества - неотъемлемого принципа человеческого прогресса. Любовь с неизбежностью включает в себя порыв и волю к постоянству, выражаемые в этическом требовании верности. Истинная любовь может родиться только как свободное проявление чувства, как момент неожиданного порыва эмоциональных глубин личности; ее нельзя вызвать по принуждению, насильно, так же как невозможно насильно разом и преодолеть. Любовь внутренне противоречива: радость неотделима здесь от тревоги и даже страдания, блаженство - от боли; они как бы «сжаты» в одной точке, порождая удивительную гармонию движений души. Но истинная любовь - это и труд. Любовь как нравственное начало жизни - единственно истинная любовь. Отнимите у этого чувства постоянную нравственную работу, и оно станет чем-то совсем иным - влюбленностью, увлечением, утратив свою цельность и тем самым суть. В любви духовно-социальное реализуется через механизмы биологического, а само биологическое как естественная предпосылка этого чувства, будучи уникально-интимным, становится и общезначимым. Осуществляясь на широком социальном фоне любовь выступает одной из биосоциальных форм реализации личности. Люди удивительно многообразны в проявлении своих дарований. Любовь - тот же дар; она, как и другие творческие потенции человека, как бы ждет своего выражения и расцвета. В любви люди также уникальны и многообразны в соответствии с богатством оттенков своих душевных качеств. В ней тоже можно быть как гениальным, так и бездарным. Однако в этом отнюдь нет чего-то наследственно фатального. Возможность развивать душевные качества, в том числе и способность любить, - это то благодатное поле, на котором возделывается культура личности, оттачиваются грани ее собственно человеческой, гуманистической сущности» [3]. Отношения между братом и сестрой для Гегеля - вершина нравственных связей внутри семьи. Муж и жена вожделеют друг друга, родители видят в детях продолжение самих себя. А любовь брата и сестры - это «беспримесное нравственное отношение». В семье проявляется все богатство человеческих отношений. Доминирующим здесь выступает чувство любви супругов. При всех сложностях определения любви, можно согласиться с мудрецами Древней Индии, которые говорили, что у человека есть три источника влечений: душа, ум и тело. Влечение душ порождает дружбу, влечение ума порождает уважение, влечение тела порождает желание. Единство трех влечений - есть любовь. В семье реализуется чувство любви супругов друг к другу, чувство материнства и отцовства, продолжение себя в детях и внуках, чувство самоотверженности по отношению к близким. Важнейшая функция семьи - продолжение рода, без чего невозможно существование общества. «Дары любви» - дети значительно обогащают внутрисемейные отношения, расширяют круг интересов, открывают огромные перспективы формирования человеческой личности, дают возможность старшему поколению возвращаться к прошедшим этапам своей жизни, часто открывает подлинный смысл жизни. Одним словом, семья является важнейшим элементом социальной сферы, и неслучайно еще Аристотель рассматривал семью в качестве модели государственного устройства. Сегодня семья как социальный институт, как живая лаборатория человеческих судеб, как школа жизни, как остров духовной жизни проходит жесточайшее испытание временем на свою прочность. Распад классической «нуклеарной» семьи как «ячейки общества» стал реальностью. Единство формы семьи заменяется на многообразие видов брака и совместного проживания. Так, согласно данным статистики, в США уже сегодня иные формы брака численно превышают количество «нуклеарных» семей. Весьма знаменательно, что несмотря на разгул «сексуальной революции», порнографии и проституции, лавинообразный рост разводов, несмотря на скороспелые «предсказания» некоторых футурологов о закате и исчезновении в будущем семьи как преходящей социальной формы, подавляющее большинство людей продолжают крепко держаться за «традиционную», «приговоренную к смерти» семью при любых жизненных невзгодах. Случайно ли это? Не свидетельствует ли это, напротив, о великой жизненной силе семьи, как богоустановленной и как естественной первичной ячейке человеческого общества на любом этапе его развития, даже когда и общество, и сама семья находятся в критическом состоянии? Альтернативы семье нет и не будет, ее «заменять» нечем и незачем. Нормативные демографические прогнозные разработки показывают, что необходимо иметь в среднем два-три ребенка на каждую потенциальную мать. Двое - «сменяют» отца и мать, а третий - «покрывает убыль» от болезней и несчастных случаев. Семья в своей сущности представляет собой малую социальную группу и важнейший социальный институт общества. Она характеризуется исторически-конкретной и целостной системой жизнедеятельности, взаимоотношений и социальной организации на основе брака, родства или усыновления, общности быта и взаимной моральной и правовой ответственности, выполняющей свои социально-ролевые функции. История не знает несемейных цивилизаций. Семья наиболее устойчивый и неразложимый далее первичный устой социальной организации общественной жизни. Она выполняет незаменимые и незамещаемые никаким социальным институтом роли и функции, обусловленные потребностями общественного и личностного развития человека в конкретности и целостности его физического и духовного становления. Семья - целостная, жизнеактивная, относительно самостоятельная и свободная социальная группа общества. Она реализует свои основные потребности и интересы семью способами (функциями) жизнедеятельности (семья - семь «я»). Неразрывный блок этих важнейших функций семьи позволяют ей выжить в неблагоприятных жизненных обстоятельствах и не только выжить, но при нормальном функционировании найти внутренние возможности для своего саморазвития и для изменения общества в благоприятном для семьи направлении. Основные функции семьи: 1. Репродуктивная - воспроизводство рода человеческого. 2. Экономическая. Включает в себя ведение домашнего хозяйства, элементы и возможности производственной деятельности, обеспечение посредством заработка семейного бюджета, организация быта и потребления и т. д. 3. Социально-педагогическая и воспитательная – духовно-практическое и духовно-нравственное взаимообразное воспитание членов семьи, в первую очередь, детей. 4. Восстановительно-оздоровительная. Рекреационный блок функций включает в себя жилищно-коммунальные, материальные, духовные возможности семьи по отдыху и оздоровлению ее членов, а также определенный уровень поддержания в семье культуры здоровья. 5. Функция общения. Семья призвана реально создать неповторимое, доверительное пространство для личностного духовно-нравственного развития человека, сформировать пространство и чистоту атмосферы личностного общения, утвердить бытие духовной культуры. 6. Сексуальная функция семьи дает культурно-приемлемую, нравственно-выверенную, психологически адаптированную и духовно содержательную форму удовлетворения полового инстинкта, красоту и радость сексуального удовлетворения. 7. Организационная функция семьи призвана объединить и консолидировать многообразие семейной жизни единой целью, единым смыслом ее жизнедеятельности. Дать каждому члену семьи родственный, семейный смысл его жизнедеятельности, придать его свободе меру семейной, родственной ответственности. Жизненное пространство и время семьи реально структурируется и увязывается всепроникающим жизнесмыслом семьи. Разорванная нить поколений связывается и восстанавливается; человек обретает родовые корни, открывает новые горизонты своего самоутверждения. Кризисное состояние семьи выражает в силу тех или иных причин степень ее фрустрации, когда ни одна из функций или некоторые из них не могут быть реализованы в полную меру. Жизнедеятельность современной семьи является ее кризисным бытием. В настоящее время большинство из названных функций не может быть реализовано в их необходимом единстве, полноте и взаимодействии. В отличие от кризисной семьи благополучная семья обладает возможностью и способностью реализовать свои функции в полную меру (в измерениях конкретного времени) в необходимом их единстве и взаимодействии. Ростки будущего прорастают в настоящем. Нельзя упустить время. Несмотря на все сложности и трудности семье надо помочь сегодня, сейчас и здесь. Чтобы добрые дела по укреплению семьи дали зримые результаты в будущем, необходима перспективная, долгосрочная политика социального развития семьи и детства. Должны быть разработаны и предприняты неотложные меры сохранения и развития всей общественной инфраструктуры, обслуживающей интересы семьи. Date: 2015-06-11; view: 390; Нарушение авторских прав |