Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема: Семья





С социально-философской точки зрения семья определя­ется как самая первичная, изначальная ячейка общества, члены которой связаны браком и родством. Прочность семьи основыва­ется на любви, взаимоуважении и взаимоответственности, на общности быта и, в первую очередь, духовных интересов всех ее членов.

Семья есть первый, естественный и в то же время священ­ный союз, в который человек вступает самим актом рождения. Он не выбирает семью, она ему изначально и навечно представлена. Вот почему это первичное лоно человеческой культуры, первич­ной социализации личности. Здесь пробуждаются, формируются, начинают развертываться дремлющие силы духовности - любви, веры, жертвенности. И только духовное пламя семейного очага может дать человеческому сердцу тот негасимый свет, который будет согревать его во всех жизненных тревогах.

Юридической основой семьи служит оформление брачных отношений между мужчиной и женщиной в соответствии с суще­ствующими в обществе законами. Однако высшим нравственным законом для супружества является любовь. Этот закон требует не вступать в брак без любви. Брак без любви фактически становит­ся расторженным в тот момент, когда он совершается, и кто всту­пил в брак без любви, тот нарушил закон супружества. Любовь - глубокое и устойчивое, интимное, нравственно-эстетическое ин­дивидуально-избирательное чувство, выражающееся в самозаб­венной устремленности на другую личность.

«Подлинная сущность любви, - по словам Гегеля, - состоит в том, чтобы отказаться от сознания самого себя, забыть себя в другом «я» и, однако, в этом исчезновении и забвении впервые обрести самого себя и обладать собою» [2]. Самозабвенность в любви - чувство чрезвычайно богатое: человек достигает наи­высшего расцвета своей личности только через полную отдачу себя другому. Через совместное восхождение к вершинам душевно-духовного состояния. Всеохватность и глубина этого чувства делает челове­ка как бы «одержимым» присутствием другого.

Образно-эмоциональную и весьма глубокую характеристику этого чувства дает известный современный философ А. Г. Спиркин. «Любовь - это наглядное воплощение идеала, глубоко эсте­тическое чувство, дарящее человеку радость переживания пре­красного; любовь может достигать вершин поэзии и музыки, а по­эзия и музыка, как и другие виды искусства, могут выражать это чувство во всей полноте его содержания. Своим нравственно-эстетическим прогрессом человечество во многом обязано имен­но этому чувству. Пожалуй, ничто не возвышает так человека в самой его сокровенной сущности, как любовь. Любовь выступает как одна из высших ценностей, как стабилизирующий фактор об­щества, воплощая в себе идею сотрудничества - неотъемлемого принципа человеческого прогресса. Любовь с неизбежностью включает в себя порыв и волю к постоянству, выражаемые в эти­ческом требовании верности.

Истинная любовь может родиться только как свободное проявление чувства, как момент неожиданного порыва эмоцио­нальных глубин личности; ее нельзя вызвать по принуждению, насильно, так же как невозможно насильно разом и преодолеть. Любовь внутренне противоречива: радость неотделима здесь от тревоги и даже страдания, блаженство - от боли; они как бы «сжаты» в одной точке, порождая удивительную гармонию дви­жений души. Но истинная любовь - это и труд. Любовь как нрав­ственное начало жизни - единственно истинная любовь. Отними­те у этого чувства постоянную нравственную работу, и оно станет чем-то совсем иным - влюбленностью, увлечением, утратив свою цельность и тем самым суть. В любви духовно-социальное реа­лизуется через механизмы биологического, а само биологическое как естественная предпосылка этого чувства, будучи уникально-интимным, становится и общезначимым. Осуществляясь на ши­роком социальном фоне любовь выступает одной из биосоциальных форм реализации личности.

Люди удивительно многообразны в проявлении своих да­рований. Любовь - тот же дар; она, как и другие творческие по­тенции человека, как бы ждет своего выражения и расцвета. В любви люди также уникальны и многообразны в соответствии с богатством оттенков своих душевных качеств. В ней тоже можно быть как гениальным, так и бездарным. Однако в этом отнюдь нет чего-то наследственно фатального. Возможность развивать ду­шевные качества, в том числе и способность любить, - это то благодатное поле, на котором возделывается культура личности, оттачиваются грани ее собственно человеческой, гуманистиче­ской сущности» [3].

Отношения между братом и сестрой для Гегеля - вершина нравственных связей внутри семьи. Муж и жена вожделеют друг друга, родители видят в детях продолжение самих себя. А лю­бовь брата и сестры - это «беспримесное нравственное отноше­ние».


В семье проявляется все богатство человеческих отноше­ний. Доминирующим здесь выступает чувство любви супругов. При всех сложностях определения любви, можно согласиться с мудрецами Древней Индии, которые говорили, что у человека есть три источника влечений: душа, ум и тело. Влечение душ по­рождает дружбу, влечение ума порождает уважение, влечение тела порождает желание. Единство трех влечений - есть любовь. В семье реализуется чувство любви супругов друг к другу, чувст­во материнства и отцовства, продолжение себя в детях и внуках, чувство самоотверженности по отношению к близким. Важнейшая функция семьи - продолжение рода, без чего невозможно суще­ствование общества. «Дары любви» - дети значительно обога­щают внутрисемейные отношения, расширяют круг интересов, открывают огромные перспективы формирования человеческой личности, дают возможность старшему поколению возвращаться к прошедшим этапам своей жизни, часто открывает подлинный смысл жизни.

Одним словом, семья является важнейшим элементом со­циальной сферы, и неслучайно еще Аристотель рассматривал семью в качестве модели государственного устройства.

Сегодня семья как социальный институт, как живая лабора­тория человеческих судеб, как школа жизни, как остров духовной жизни проходит жесточайшее испытание временем на свою прочность.

Распад классической «нуклеарной» семьи как «ячейки об­щества» стал реальностью. Единство формы семьи заменяется на многообразие видов брака и совместного проживания. Так, согласно данным статистики, в США уже сегодня иные формы брака численно превышают количество «нуклеарных» семей.

Весьма знаменательно, что несмотря на разгул «сексуаль­ной революции», порнографии и проституции, лавинообразный рост разводов, несмотря на скороспелые «предсказания» некото­рых футурологов о закате и исчезновении в будущем семьи как преходящей социальной формы, подавляющее большинство лю­дей продолжают крепко держаться за «традиционную», «пригово­ренную к смерти» семью при любых жизненных невзгодах. Слу­чайно ли это? Не свидетельствует ли это, напротив, о великой жизненной силе семьи, как богоустановленной и как естественной первичной ячейке человеческого общества на любом этапе его развития, даже когда и общество, и сама семья находятся в кри­тическом состоянии? Альтернативы семье нет и не будет, ее «заменять» нечем и незачем.

Нормативные демографические прогнозные разработки по­казывают, что необходимо иметь в среднем два-три ребенка на каждую потенциальную мать. Двое - «сменяют» отца и мать, а третий - «покрывает убыль» от болезней и несчастных случаев.

Семья в своей сущности представляет собой малую соци­альную группу и важнейший социальный институт общества. Она ха­рактеризуется исторически-конкретной и целостной системой жизнедеятельности, взаимоотношений и социальной организации на основе брака, родства или усыновления, общности быта и взаимной моральной и правовой ответственности, выполняющей свои социально-ролевые функции.

История не знает несемейных цивилизаций. Семья наибо­лее устойчивый и неразложимый далее первичный устой соци­альной организации общественной жизни. Она выполняет неза­менимые и незамещаемые никаким социальным институтом роли и функции, обусловленные потребностями общественного и лич­ностного развития человека в конкретности и целостности его физического и духовного становления.


Семья - целостная, жизнеактивная, относительно само­стоятельная и свободная социальная группа общества. Она реа­лизует свои основные потребности и интересы семью способами (функциями) жизнедеятельности (семья - семь «я»). Неразрыв­ный блок этих важнейших функций семьи позволяют ей выжить в неблагоприятных жизненных обстоятельствах и не только вы­жить, но при нормальном функционировании найти внутренние возможности для своего саморазвития и для изменения общества в благоприятном для семьи направлении.

Основные функции семьи:

1. Репродуктивная - воспроизводство рода человеческого.

2. Экономическая. Включает в себя ведение домашнего хозяйства, элементы и возможности производственной деятельности, обеспечение посредством заработка семейного бюджета, организация быта и потребления и т. д.

3. Социально-педагогическая и воспитательная – духовно-практическое и духовно-нравственное взаимообразное воспитание членов семьи, в первую очередь, детей.

4. Восстановительно-оздоровительная. Рекреационный блок функций включает в себя жилищно-коммунальные, материальные, духовные возможности семьи по отдыху и оздоровлению ее членов, а также определенный уровень поддержания в семье культуры здоровья.

5. Функция общения. Семья призвана реально создать неповторимое, доверительное пространство для личностного духовно-нравственного развития человека, сформировать пространство и чистоту атмосферы личностного общения, утвердить бытие духовной культуры.

6. Сексуальная функция семьи дает культурно-приемлемую, нравственно-выверенную, психологически адаптированную и духовно содержательную форму удовлетворения полового инстинкта, красоту и радость сексуального удовлетворе­ния.

7. Организационная функция семьи призвана объединить и консолидировать многообразие семейной жизни единой целью, единым смыслом ее жизнедеятельности. Дать каждому члену се­мьи родственный, семейный смысл его жизнедеятельности, при­дать его свободе меру семейной, родственной ответственности. Жизненное пространство и время семьи реально структурируется и увязывается всепроникающим жизнесмыслом семьи. Разорван­ная нить поколений связывается и восстанавливается; человек обретает родовые корни, открывает новые горизонты своего са­моутверждения.

Кризисное состояние семьи выражает в силу тех или иных причин степень ее фрустрации, когда ни одна из функций или не­которые из них не могут быть реализованы в полную меру. Жиз­недеятельность современной семьи является ее кризисным бы­тием. В настоящее время большинство из названных функций не может быть реализовано в их необходимом единстве, полноте и взаимодействии.

В отличие от кризисной семьи благополучная семья обла­дает возможностью и способностью реализовать свои функции в полную меру (в измерениях конкретного времени) в необходимом их единстве и взаимодействии. Ростки будущего прорастают в настоящем. Нельзя упустить время. Несмотря на все сложности и трудности семье надо помочь сегодня, сейчас и здесь. Чтобы до­брые дела по укреплению семьи дали зримые результаты в бу­дущем, необходима перспективная, долгосрочная политика соци­ального развития семьи и детства. Должны быть разработаны и предприняты неотложные меры сохранения и развития всей об­щественной инфраструктуры, обслуживающей интересы семьи.







Date: 2015-06-11; view: 390; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.012 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию