Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Активны и интерактивные методы обучения





Пассивные методы - это форма взаимодействия, где педагог является основным действующим лицом и управляющим ходом занятий, а студенты выступают в роли пассивных слушателей, подчиненных директивам педагога.

Активные методы - это форма взаимодействия обучающихся и педагога, как активных участников занятий, находящихся на равных правах. Это способы активизации учебно-познавательной деятельности студентов, которые побуждают их к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения материалом, когда активен не только преподаватель, но активны и студенты.

Интерактивные методы (от англ. «Inter» – «взаимный», «act» – действовать)
– это методы, позволяющие учиться взаимодействовать между собой. Способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо (человеком) или чем-либо (например, компьютером). Интерактивное обучение – обучение, построенное на взаимодействии всех обучающихся, включая педагога. Интерактивное обучение основано на прямом взаимодействии учащихся со своим опытом и опытом своих друзей, так как большинство интерактивных упражнений обращается к опыту самого учащегося, причем не только учебному. Новое знание, умение формируется на основе такого опыта. При использовании интерактивных методов преподаватель не даёт готовых знаний, но побуждает обучаемых к самостоятельному поиску.

Активные и интерактивные методы обучения: творческие задания, приглашение специалиста, интерактивная лекция, лекция с заранее запланированными ошибками, кейс-метод, дискуссии (спор, полемика, дебаты, диспут), круглый стол, работа в группах, эвристическая беседа, интерактивная экскурсия; видеоконференции; мозговой штурм; дебаты; фокус – группа; деловые и ролевые игры; анализ конкретных практических ситуаций, тренинги, метод проектов,коллоквиум, компьютерные симуляции, работа с документами и различными источниками информации…

Прежде всего, интерактивные формы проведения занятий:

  • пробуждают у обучающихся интерес;
  • поощряют активное участие каждого в учебном процессе;
  • обращаются к чувствам каждого обучающегося;
  • способствуют эффективному усвоению учебного материала;
  • оказывают многоплановое воздействие на обучающихся;
  • осуществляют обратную связь (ответная реакция аудитории);
  • формируют у обучающихся мнения и отношения;
  • формируют жизненные навыки;
  • способствуют изменению поведения.

Основные правила организации интерактивного обучения.

Правило первое. В работу должны быть вовлечены в той или иной мере все участники. С этой целью полезно использовать технологии, позволяющие включить всех участников в процесс обсуждения.
Правило второе. Надо позаботиться о психологической подготовке участников. Речь идет о том, что не все, пришедшие на занятие, психологически готовы к непосредственному включению в те или иные формы работы. В этой связи полезны разминки, постоянное поощрение за активное участие в работе, предоставление возможности для самореализации.
Правило третье. Обучающихся в технологии интерактива не должно быть много. Количество участников и качество обучения могут оказаться в прямой зависимости. Оптимальное количество участников - 25 человек. Только при этом условии возможна продуктивная работа в малых группах.
Правило четвертое. Подготовка помещения для работы. Помещение должно быть подготовлено с таким расчетом, чтобы участникам было легко пересаживаться для работы в больших и малых группах. Для обучаемых должен быть создан физический комфорт.
Правило пятое. Четкое закрепление (фиксация) процедур и регламента. Об этом надо договориться в самом начале и постараться не нарушать его. Например: все участники будут проявлять терпимость к любой точке зрения, уважать право каждого на свободу слова, уважать его достоинства.
Правило шестое. Внимательное деление студентов на группы. Первоначально его лучше построить на основе добровольности. Затем уместно воспользоваться принципом случайного выбора.

Обязательные условия организации интерактивного обучения:

  • доверительные, по крайней мере, позитивные отношения между обучающим и обучающимися;
  • демократический стиль;
  • сотрудничество в процессе общения обучающего и обучающихся между собой;
  • опора на личный ("педагогический") опыт обучающихся, включение в учебный процесс ярких примеров, фактов, образов;
  • многообразие форм и методов представления информации, форм деятельности обучающихся, их мобильность;
  • включение внешней и внутренней мотивации деятельности, а также взаимомотивации обучающихся.

Существуют и другие признаки и инструменты интерактивных методов обуче­ния:


1. Ан­тропологическая направленность;

2. Полилог - возможность каж­дого участника педагогического процесса иметь свою индивиду­альную точку зрения по любой рассматриваемой проблеме и возможность для участников высказать эту точку зрения, какой бы она ни была, отказ от права на абсолютную истину и педагога и учащихся;

3. Диалог -предполагает восприятие участниками педагогического процесса себя как равных партнеров, субъектов взаимодействия, это восприятие учащегося педагогом как личности, как индивидуальности, приятие и при­нятие учащегося, независимо от его индивидуальных, половоз­растных особенностей. Диалогичность общения педагога и учащихся пред­полагает их умение слушать и слышать друг друга, внимательно относиться друг к другу; взаимная помощь в формировании свое­го образа мыслей, своего видения проблемы, своего пути решения задачи; преодоление конформизма в суждениях;

4. Мыследеятельность - заключается в организации интенсивной мыслительной деятельности педагога и учащихся. Педагог не транслирует готовые знания в сознание учащихся, а организует самостоя­тельную познавательную деятельность последних, реализуя при этом:

а) проблемное обучение,
б) самостоятельное выполнение учащимися разнообразных мыслительных операций (анализ, син­тез, сравнение, обобщение, классификация),
в) сочетание раз­личных форм организации мыслительной деятельности учащихся (индивидуальной, парной, групповой),
г) обмен мыслями между участниками педагогического взаимодействия;

5. Смыслотворчество – процесс осознанного создания (творения, строительства) учащимися и педагогом новых для себя смыслов, содержания о предметах и явлениях окружающей действительности, по обсуждаемой (изучаемой) проблеме; это восприятие участниками педагогического процесса окружающей действительности через призму своей индивидуальности, выра­жение своего индивидуального отношения к явлениям и пред­метам жизни; рефлексия смысла с позиций своей индивидуаль­ности; понимание и умение объяснить другим смысл изучаемого (рассматриваемого) явления или процесса, события, ситуации. Смыслотворчество в педагогическом процессе предполагает не только создание смыслов участниками, но и обмен этими смыс­лами, последствием чего является соотношение учащимися (и педагогом) своих индивидуальных смыслов с другими смысла­ми, обогащение своего смысла о предмете, явлении. Результатом, продуктом смыслотворчества педагога и учащихся является новое содержание педагогического процесса.

6. Межсубъектные отноше­ния;

7. Свобода выбора учащихся и педагога состоит в их сознательном регулировании и активизации своего поведения, педагогического взаимодействия, которые способствуют оптимальному развитию, саморазвитию. Это возможность проявления субъектами педаго­гического взаимодействия своей воли; способность сознательно­го регулирования и активизации своего поведения; потребность в преодолении препятствий, трудностей; готовность и возможность самостоятельно действовать и взаимодействовать с кем-либо; осознанная ответственность за осуществляемый выбор;

8. Ситуация успеха - целенаправленное создание педагогом комплекса внешних условий, способствующих полу­чению учащимися удовлетворения, радости, проявлению спек­тра положительных эмоций и чувств. Успех рассматривается как мотив к саморазвитию, самосовершенствованию. Для создания ситуации успеха используются разнообразные педагогические средства, условия. Позитивность и оптимистичность оценивания учащихся – ведущее из условий создания ситуации успеха;


9. Позитивность, оптимистичность оценивания участниками педа­гогического взаимодействия друг друга проявляется в их стремле­нии к возвышению достижений личности, осуществлению оцен­ки себя и другого как условия саморазвития. Это умение педагога при оценке деятельности учащихся подчеркнуть ценность, непов­торимость, значимость достигнутого результата, индивидуальных достижений личности, стремление отметить и подчеркнуть по­зитивные изменения в состоянии развития учащегося. Это пот­ребность педагога возвысить (но никак не унизить) человеческое достоинство учащегося, недопустимость сравнения достижений одного учащегося с достижениями другого, опора в оценке де­ятельности учащегося на положительное. Это проявление педа­гогом положительных эмоций в осуществлении процедуры оце­нивания. Но в то же время, это и право учащихся на самооценку, оценку деятельности педагога, состоявшегося педагогического взаимодействия;

10. Вариативность;

11. Рефлексивность - самоанализ, самооценка участниками педагоги­ческого процесса своей деятельности, взаимодействия, актуа­лизация педагогом и учащимися своих знаний, опыта деятельнос­ти в той или иной педагогической ситуации, это их потребность и готовность зафиксировать изменения состояния развития, оп­ределить причины этих изменений, дать оценку эффективности состоявшегося педагогического взаимодействия, созданных педа­гогических условий для своего развития.







Date: 2015-06-11; view: 1435; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию