Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Инструментальное обусловливание установок





 

При классическом обусловливании организм играет пассивную роль. Он не контролирует реакцию, которая изначально возникает через безусловное, а позже через условное реагирование. Поведение управляется тем, что ему предшествует (свет – слюна, стимул - реакция). С другой стороны, при оперантном или инструментальном обсловливании организм в первую очередь проявляет реакцию до того, как она закрепится.

В классическом обусловливании главную роль играют ассоциации. В о перантном – ключевыми моментами являются поощрение и наказание, т.е. обратная связь. Оперантное обусловливаниеформа научения с помощью положительного или отрицательного подкрепления.

Большинство исследований по инструментальному обусловливанию проводилось на животных, которых угощали кусочками пищи. Очевидно, что такие награды не подходят для исследования людей. Психологи решили эту проблему путем подкрепления одобрением или позитивным отношением. Так, Хилдум и Браун (1965) продемонстрировали, что уста-новки могут изменяться путем различных подкреплений. *Студенты Гар-вардского университета опрашивались об их позиции в отношении факуль-тета философии, который предлагал свободные общие курсы обучения. Они должны были ответить на вопросы по принципу заполнения шкалы Лайкерта, отражающей различные степени согласия или несогласия. Половина студен-тов подкреплялась словом «хорошо» за согласие с подходящими утвержде-ниями или несогласие с неподходящими. Другая половина подкреплялась в противоположном направлении. Как и ожидалось, студенты, которых под-крепляли в позитивном направлении, приходили к более позитивной установ-ке, чем те, которых подкрепляли в негативном ключе.

Мы знаем, что другие люди служат для каждого из нас основным источником социальной информации, но только этим их роль не ограничивается. Они испытывают удовольствие, если им удалось оказать на кого-то влияние, убедить в чем-то. Поэтому, если ребенок заимствовал установку своих родителей или приятелей и высказал ее, то он, как правило, получает оперантное подкрепление в виде похвалы, одобрения, какого-то иного психологического или материального вознаграждения. Впоследствии для получения вознаграждения человек научается усваивать, но главное, высказывать те установки, которые нравятся окружающим, и получает с их стороны положительное подкрепление. И, соответственно, игнорировать взгляды и установки, неприятные его социальному окружению, боясь подвергнуться наказанию – негативному подкреплению.

Другими словами, человек начинает использовать научение как инструмент для достижения своих целей – получения удовольствия и избегания неудовольствия. Отсюда и название этого вида научения - инструментальное.

Объясняя действие оперантного подкрепления в конкретных социальных ситуациях, Роберт Чальдини и Честер Инско разработали двухфакторную модель социального подкрепления. Они полагают, что положительная реакция социальной модели выполняет две функции:

1) служит подсказкой для человека относительно той установки, которой необходимо придерживаться;

2) порождает взаимопонимание и симпатию между моделью и подражателем.

Таким образом, один фактор – информация, другой – поощрение, одобрение, симпаптия.

 

*Эффективность положительного подкрепления продемонстрирована в одном исследовании (Зимбардо Ф., Ляйппе М, 2000) по формированию поведения учителей «проблемными» учениками. Большинство детей обладало слабыми социальными навыками, и учителя прикрепили им ярлыки «неисправимых», что привело к предвзятости в учительском поведении и стремлению исключать учеников из школы. Вместо того, чтобы пытаться воздействовать на поведение делинквентных подростков напрямую, поощряя правильные действия, психологи попытались научить детей изменить поведение учителей. Из числа «неисправимых» было отобрано семеро детей, в возрасте от 12 до 15 лет. Они стали участниками тренинга по изменению поведения. Ученики получили представление о «различных закреплениях, которые можно использовать при формировании учительского поведения». Среди поощрений, допустимых в общении с учителями, были улыбки, вхождение в визуальный контакт и спокойное поведение на своем месте. Кроме того, ученики получили возможность попрактиковаться в одобрении учителя: «Мне нравится работать в классе, когда учитель хорошо относится к детям». Также они учились пресекать негативное поведение учителя с помощью, например, такой фразы: «Мне очень трудно выполнять задание, когда вы на меня сердитесь». Эти приемы, несмотря на их сложность, наконец, были освоены, и дети, вооруженные каждый своим арсеналом поощрений, были «выпущены» на учителей.

Согласно показаниям как детей, так и независимых наблюдателей, количество позитивных контактов «учитель – ученик» резко возросло, а негативных – сократилось.

Таким образом, существуют доказательства того, что установки могут формироваться через процедуры классического или инструментального обусловливания (установочные реакции автоматически вызываются воздействием классического и инструментального обусловливания).

 







Date: 2015-07-17; view: 344; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию