Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Классическое обусловливание установок





Формирование установок

Механизмы(Общие принципы) формирования установок

Классическое обусловливание установок

Инструментальное обусловливание установок

Викарное научение

Процесс формирования установок (процесс убеждения)

Модель последовательных стадий К. Ховланда

Модель процесса убеждения Уильяма Мак-Гуайра

2.3 Модель параллельного процесса: убеждение и внушение

Ричарда Петти и Джона Качоппо

Элементы процесса убеждения

 

Классическое обусловливание установок

 

У каждого человека в течение жизни формируется множество установок в отношении самых различных проблем и объектов. Они могут возникать на основе личного опыта, но чаще мы интериоризуем, т.е. делаем своими установки тех групп, в которые входим, - культурных, национальных, гендерных, социальных, профессиональных возрастных. (Они могут быть заимствованы у других людей, которые являются для нас значимыми фигурами).

Практически все теоретики формирования установок утверждают, что установки, сложившиеся на основе личного опыта, формируются в соответ-ствии с принципом научения (Чалдини Р., 1999; Зибардо Ф., Ляйппе М, 2000; Штребе В., Джоунас К., 2001 и др.).

Как утверждают бихевиористские теории научения, подавляющее число наших реакций, в том числе и установочных, формируется в определенном (и прежде всего социальном) контексте. А следовательно, они формируются в соответствии с принципом классического обусловливания, открытым И.П. Павловым и Эвардом Торндайком.

Каждый по своему опыту знает, что некоторые звуки, запахи, цвета, вызывают либо приятные, либо неприятные переживания или воспоминания. Все это – следствия классического обусловливания. Ведь многие звуки, запахи и цветовая палитра – нейтральные стимулы. Значит, их воздействие в качестве положительных или отрицательных эффектов было когда-то обусловлено.

Благодаря классическому обусловливанию нейтральные стимулы, изначально не вызывающие специфических реакций, постепенно становятся способными это делать вследствие объединения их со стимулами, которые вызывают соответствующую реакцию. Например, звук (нейтральный, обусловленный стимул), который собаки в опытах И.П. Павлова слышали перед получением пищи (безусловный стимул). После нескольких испытаний, в которых два этих стимула объединялись (ассоциировались), звук сам по себе стал вызывать выделение желудочного сока – реакцию, которая до этого вызывалась лишь самой пищей.

В случае с научением в социальном контексте тоже происходит обусловливание, только оно гораздо сложнее, хотя в его основе лежит все тот же классический принцип. Возьмем в качестве примера* курение. Сам по себе табачный дым изначально безусловный стимул, вызывающий неприятное ощущение. Почему же тогда дети и взрослые люди приобретают привычку курить?

Вероятно, все дело в том, что наряду с безусловным стимулом здесь действует другой иди другие, обусловленные стимулы. К их числу можно отнести влияние так называемых социальных моделей – старших, сверстников и т.д. В этом случае изначально неприятный стимул, вызывающий кашель, тошноту и головокружение, может ассоциироваться со взрослостью (а значить с независимостью, более высоким статусом), мужественностью и даже сексуальной привлекательностью (как в рекламе сигарет).

Таким образом, в данном случае срабатывает закон ассоциации, характерный для классического обусловливания. Появившаяся у человека привычка, формирует у него впоследствии тип установки, названный Артуром Стаатсом «обусловленно-оценочной реакцией на объект».

Классическое обусловливание установок было продемонстрировано экспериментами Берковитца (1969), Стаатса и Стаатса (1958), Занна, Кейслера (1970) и др. *Так, в эксперименте Саатса и Саатса в качестве безусловных стимулов вместо пищи использовались слова, которые вызывали позитивные эмоции (такие, как «подарки», «святой», «счастье») и негативные аффекты (такие, как «злой», «уродливый», «неудача»). Эти слова произносились вслух в аудитории непосредственно после визуального представления названия национальности. Эксперимент проводился якобы для проверки того, смогут ли испытуемые раздельно усвоить вербальные стимулы, которые предъявлялись двумя различными способами. Для половины испытуемых (студентов американских колледжей) датчане в большинстве случаев связывались с положительными, а шведы с отрицательными словами. Для другой половины студентов такая связь была обратной. Другие национальности всегда связывались с нейтральными словами. Когда заданные национальности позже оценивались на шкалах семантического дифференциала, национальности, которые связывались с позитивными словами, получали более позитивный рейтинг, чем те национальности, которые связывались с негативными словами.

Однако нежелательно, если дети развивают неприятные установки по отношению к другим национальностям или расам только из-за того, что значимые люди вокруг них отпускают негативные замечания или выказывают свою неприязнь всякий раз, когда сталкиваются с представителями других национальных групп или когда упоминаются их названия.

Такие же установки, получаемые посредством классического обусловливания, оказывающие влияние на поведение, были продемонстрированы Берковицем и Кнуреком (1969), которые использовали процедуру Саатса, чтобы обусловить отрицательную установку к критическому имени. Студенты, дискуссируя с двумя другими студентами, один из которых имел негативное имя, вели себя по отношению к нему менее дружелюбно, в отличие от оппонента с нейтральным именем.

Еще один способ формирования установок по принципу обусловливания с использованием ассоциаций с социальными стимулами – это политическая или коммерческая реклама, в которой участвуют известные люди: спортсмены, артисты, политики и т.д., то есть те, чей образ связывается с богатством, славой, успехом.

Date: 2015-07-17; view: 502; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию