Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные направления деятельности органов наркоконтроля по противодействию коррупции





Незаконный оборот наркотиков[170] и коррупция, – тесно взаимосвязанные явления. Наркобизнес является одной из наиболее прибыльных отраслей теневой экономики. Огромная выгода, приносимая этим видом преступной деятельности, активно используется преступниками для подкупа работников правоохранительных органов, позволяющих им безнаказанно пересекать границы государств, распространять наркотики среди населения нашей страны, уходить от ответственности при разоблачении.

По опубликованным данным до одной трети преступных доходов, получаемых от организованной преступной деятельности, используется преступниками для установления коррупционных связей с представителями правоохранительных структур в целях обеспечения своей безопасности[171]. Исследования последних лет показывают, что для незаконного оборота наркотиков типичным является именно групповой, организованный характер[172]. По данным исследования организованной преступной деятельности в сфере незаконного оборота наркотиков, проведенного в Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации[173], именно коррупцию 22,5% опрошенных в качестве экспертов сотрудников правоохранительных органов[174] считают главной причиной увеличения масштабов наркобизнеса в России. При этом 17,3 % респондентов полагают, что в преступность такого вида все чаще включаются и сотрудники правоохранительных органов.

Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, являясь специализированным государственным органом, вся деятельность которого сосредоточена на противодействии незаконному обороту наркотиков, представляет для преступников, занимающихся наркобизнесом, заведомый интерес. Можно говорить о том, что органы наркоконтроля в большей степени подвержены коррупционному воздействию, причем как со стороны представителей преступного наркобизнеса, так и со стороны рядовых потребителей наркотиков.

Специфика проявлений коррупции в ФСКН России прямо связана с предметом деятельности службы и ее основными задачами, которые она призвана решать.

В соответствии с Положением, утвержденным указом Президента Российской Федерации[175], ФСКН России является федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным на решение задач в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также в области противодействия их незаконному обороту. Она осуществляет функции по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также в области противодействия их незаконному обороту.

К основным задачам ФСКН России относятся, в частности, обеспечение контроля за оборотом наркотиков и осуществление мер по противодействию их незаконному обороту; выявление, предупреждение, пресечение, раскрытие и предварительное расследование преступлений, которые отнесены законодательством Российской Федерации к подследственности службы; участие в разработке и реализации государственной политики в соответствующей сфере и др.

Для выполнения возложенных на ФСКН России задач служба наделена широкими полномочиями, недобросовестное отношение сотрудников службы к использованию практически каждого из них может сопровождаться как минимум созданием условий для совершения коррупционных преступлений и как максимум различными коррупционными проявлениями: от взяточничества до участия в организованной преступной деятельности.

Реализуя задачи по противодействию незаконному обороту наркотиков, ФСКН России осуществляет оперативно-розыскную деятельность, производит дознание и предварительное следствие по уголовным делам о преступлениях, отнесенных законодательством Российской Федерации к подследственности органов наркоконтроля. Коррупция в этой сфере деятельности ФСКН представляется наиболее опасной. Получение взяток, иные коррупционные злоупотребления сотрудников службы, осуществляющих дознание и следствие по делам о преступлениях, предусмотренных ст. 228-233 УК РФ, позволяют преступникам избежать уголовной ответственности за преступления, представляющие повышенную общественную опасность. Здесь, помимо обыкновенного взяточничества, может иметь место то, что называется «крышеванием» преступной деятельности, нередко сопряженное с прямым участием сотрудников службы в организованном незаконном обороте наркотиков.

Для решения возложенных задач ФСКН России наделена полномочиями проводить в соответствии с законодательством Российской Федерации криминалистические и другие экспертизы и исследования. Эта сфера деятельности ФСКН России потенциально коррупциогенна, поскольку заключения экспертов по делам о преступлениях, связанных с незаконным оборотом наркотиков, являются одним из основных доказательств при рассмотрении этих дел в суде. Судебной практике известны случаи привлечения к уголовной ответственности за получение взяток экспертов, производящих криминалистическое исследование наркотиков.


Так, в Ростовской области эксперт К. получил взятку в размере 500 руб. за заведомо недостоверное заключение о размере марихуаны, представленной ему на исследование.[176]

Важным направлением деятельности органов наркоконтроля является контроль за легальным оборотом наркотиков. В этой сфере служба наделена полномочиями по осуществлению контроля за деятельностью юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в сфере оборота наркотиков; по выдаче разрешений, необходимых для получения лицензий на занятие деятельностью, связанной с оборотом наркотиков. Коррупционные проявления в этой сфере могут быть связаны с получением и дачей взяток за совершение тех или иных действий, фальсификацию результатов проверок деятельности юридических лиц, за их непроведение, предупреждение о предстоящей проверке и т.п. Потенциальная опасность коррупции в этой сфере правоотношений связана с нарушением законного порядка оборота наркотиков и с тем, что ее результатом может стать утечка наркотиков из легального оборота в незаконный оборот.

В настоящее время действующее законодательство рассматривает как проявление коррупции участие сотрудников правоохранительных органов, в т.ч. ФСКН России, в незаконном обороте наркотиков. Исходя из содержания ст. 1 Федерального закона «О противодействии коррупции» коррупцией признается любое использование должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды. Отсутствующий в законе перечень преступлений коррупционной направленности разработан и утвержден совместным указанием Генеральной прокуратуры Российской Федерации и Министерства внутренних дел России[177].

Пункт 1 Перечня № 23 устанавливает критерии отнесения преступлений к числу коррупционных. К таким критериям относятся: 1) наличие надлежащих субъектов уголовно наказуемого деяния; 2) связь деяния со служебным положением субъекта; 3) обязательное наличие у субъекта корыстного мотива; 4) совершение преступления только с прямым умыслом.

Исходя из этих критериев, Перечнем к преступлениям коррупционной направленности отнесены некоторые преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков. В первую очередь это касается незаконных производства, сбыта, пересылки наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, совершаемым должностными лицами с использованием служебного положения и с корыстным мотивом (п. «б» ч. 3 ст. 228.1 УК РФ). При условии совершения должностными лицами, коррупционными преступлениями могут быть также нарушение правил оборота наркотических средств или психотропных веществ (ч. 2 ст. 228.2 УК РФ), их хищение либо вымогательство (п. «в» ч. 2 ст. 229 УК РФ).

Повышенная степень общественной опасности таких преступлений связана с тем, что они совершаются лицами, предназначение и основная функция которых – борьба с незаконным оборотом наркотиков. Неизбежным следствием их совершения является не только снижение авторитета органов наркоконтроля, но дискредитация всей деятельности государства по борьбе с преступным наркобизнесом и потреблением наркотиков в стране, недоверие к правоохранительным органам со стороны граждан. В свою очередь это порождает нежелание граждан обращаться к ним за помощью в случае нарушения их прав и интересов, отказ в содействии при выявлении лиц, занимающихся распространением наркотиков и в привлечении их к уголовной ответственности. Для преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, подобная позиция особенно опасна, поскольку они выявляются и расследуются часто именно благодаря содействию граждан.


Реальность опасности коррупции в сфере противодействия незаконному обороту наркотиков обществом осознается. Согласно Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 г. разрушение коррупционных связей, способствующих незаконному обороту наркотиков и их прекурсоров, признано одной из стратегических целей государственной антинаркотической политики в сфере сокращения предложения наркотиков в незаконном обороте[178].

Исследование состояния коррупции, связанной с незаконным оборотом наркотиков, проводится НИИ Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации. Собранные материалы позволяют составить определенное представление о распространении коррупции в этой сфере[179].

Как уже отмечалось выше, коррупция в настоящее время признается многими экспертами одним из наиболее существенных факторов, мешающих эффективной работе по противодействию незаконному обороту наркотиков в стране. При этом анализ ситуации в этой сфере затруднен отсутствием полных статистических данных. Это связано, в частности, с несовершенством статистических форм ГИАЦ МВД России, не содержащих данных о количестве преступлений сотрудников ФСКН России[180].

Несмотря на многочисленные публикации в средствах массовой информации о широком распространении коррупции, связанной с незаконным оборотом наркотиков, анализ данных государственной статистики не позволяет назвать уровень коррупции в органах ФСКН высоким. Неожиданными в этой связи стали результаты проведенного в 2010 г. анкетирования сотрудников органов наркоконтроля[181], согласно которым более 70 % респондентов оценили уровень коррупции в сфере борьбы с наркотиками как средний или высокий. И только 27 % – как низкий.

По данным официальной статистики ежегодно с 2008 г. число выявленных коррупционеров в органах ФСКН возрастало и за три года составило 111 человек (см. таблицу 1).

 

 

Таблица 1. Статистические данные о коррупции в органах ФСКН России [182]

Всего лиц, совершивших преступления с использованием должностного положения 2008 г. 2009 г. 2010 г. Всего за три года
       
в том числе: Из корыстных побуждений        
из иной личной заинтересованности        
мошенничество ч.ч. 3 и 4 ст. 159 УК РФ        
присвоение или растрата ч.ч. 3 и 4 ст. 160 УК РФ        
незаконные производство, сбыт или пересылка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов п. «б» ч. 3 ст. 228.1 УК РФ        
нарушение правил оборота наркотических средств или психотропных веществ ст. 228.2 УК РФ        
злоупотребление должностными полномочиями ст. 285 УК РФ        
превышение должностных полномочий ст. 286 УК РФ        
получение взятки ст. 290 УК РФ        
служебный подлог ст. 292 УК РФ        

 


В 2008 г. уголовное преследование за совершение коррупционных преступлений с использованием должностного положения осуществлялось в отношении 27 должностных лиц органов наркоконтроля; в 2009 г. – в отношении 35; в 2010 г. – в отношении 49.

Наиболее активно коррупционеры в органах ФСКН выявлялись в г. Москве и Санкт-Петербурге, Ставропольском крае, Самарской, Кемеровской, Новосибирской областях, других регионах (см. таблицу 2).

 

Таблица 2. Коррупция в органах ФСКН в субъектах Российской Федерации [183]

2008 г. 2009 г. 2010 г.
Центральный ФО (13) Центральный ФО (7) Центральный ФО (19)
Москва 13 Москва 3 Владимирская область 3 Липецкая область 1 Москва 16 Тамбовская обл. 2 Ивановская обл. 1
Северо-Западный ФО (4) Северо-Западный ФО (5) Северо-Западный ФО (8)
Санкт-Петербург 3 Вологодская обл. 1   Санкт-Петербург 1 Республика Коми 1 Калининградская обл. 1 Ленинградская обл. 1 Новгородская обл.1 Санкт-Петербург 3 Вологодская обл. 1 Калининградская обл. 1 Республика Карелия 2 Новгородская обл. 1
  Северо-Кавказский ФО (2)
Ставропольский край 2
Южный ФО (1) Южный ФО (6) Южный ФО (9)
Республика Дагестан 1 Ставропольский край 3 Волгоградская обл. 3 Астраханская обл. 1 Ростовская обл. 4 Республика Калмыкия 3 Республика Адыгея 1
Приволжский ФО (2) Приволжский ФО (6) Приволжский ФО (5)
Республика Марий Эл 1 Чувашская Республика 1 Самарская обл. 1 Республика Мордовия 3 Оренбургская обл. 2 Самарская обл. 4 Саратовская обл. 1  
Уральский ФО (2) Уральский ФО (2) Уральский ФО (0)
Свердловская обл. 2 Челябинская обл. 2 -
Сибирский ФО (3) Сибирский ФО (5) Сибирский ФО (6)
Кемеровская обл. 1 Новосибирская обл. 2 Кемеровская обл. 1 Республика Бурятия 3 Республика Хакасия 1 Кемеровская обл. 1 Новосибирская обл. 2 Красноярский край 3
Дальневосточный ФО (2) Дальневосточный ФО (4) Дальневосточный ФО (0)
Приморский край 1 Амурская обл. 1 Приморский край 2 Амурская обл. 1 Камчатский край 1 -

 

Показательно, что одновременно большая часть указанных регионов являются лидирующими в своих федеральных округах по количеству выявляемых преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков.

Всего же за три года такие должностные лица были выявлены в:

· 7 субъектах Федерации в Северо-Западном федеральном округе (г. Санкт-Петербург, Республики Коми и Карелия, Вологодская, Ленинградская, Калининградская, Новгородская области);

· 7 субъектах Федерации в Южном и Северо-Кавказском федеральных округах (Республики Дагестан, Калмыкия, Адыгея, Ставропольский край, Астраханская, Волгоградская, Ростовская области);

· 6 субъектах Федерации в Приволжском федеральном округе (Республики Марий Эл, Чувашия, Мордовия, Самарская, Саратовская. Оренбургская области);

· 5 субъектах Федерации в Центральном федеральном округе (г. Москва, Владимирская, Липецкая, Тамбовская, Ивановская области);

· 5 субъектах Федерации в Сибирском федеральном округе (Республики Бурятия и Хакасия, Кемеровская и Новосибирская области, Красноярский край);

· 3 субъектах Федерации в Дальневосточном федеральном округе (Приморский и Камчатский края, Амурская область);

· 2 субъектах Федерации в Уральском федеральном округе (Свердловская и Челябинская области).

Наиболее распространенным коррупционным преступлением сотрудников ФСКН России согласно данным статистики является превышение должностных полномочий (ст. 286 УК РФ). Такие преступления совершили 39 человек за три года. Мошенничество (ч.ч. 3 и 4 ст. 159 УК РФ) совершили 21 сотрудник ФСКН, получение взятки (ст. 290 УК РФ) – 14, злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ) – 13. В незаконном обороте наркотиков (п. «б» ч. 3 ст. 228.1 УК РФ, ст. 228.2 УК РФ) были изобличены 13 сотрудников органов ФСКН.

Интересно, что опрос сотрудников органов наркоконтроля показал несколько иные результаты. По их мнению, наиболее распространенным проявлением коррупции в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотиков является взяточничество (57,4 % полученных ответов). На втором месте по распространенности они назвали превышение должностных полномочий (46 %). На третьем месте – злоупотребление должностными полномочиями (41 %)[184]. На четвертом месте по распространенности, по их мнению, находится участие сотрудников правоохранительных органов в незаконном обороте наркотиков (26 % ответов). Присвоение вещественных доказательств назвали 19,1 % опрошенных, а участие в организованной преступной деятельности соответственно 11,3 %. Кроме того, 3,4 % назвали другие известные им коррупционные проявления в рассматриваемой сфере. В их числе: лоббирование противоправных, коррупционных законов, передача оперативной информации преступникам и уже ранее названное покровительство преступной деятельности, связанной с незаконным оборотом наркотиков – «крышевание» и др.

Опасное распространение участия сотрудников правоохранительных органов, призванных бороться с незаконным оборотом наркотиков, в деятельности преступного наркобизнеса прогнозировали криминологи почти десять лет назад. Так, А.Н. Варыгин уже в 2003 г. писал о сращивании определенной части сотрудников правоохранительных органов с организованными преступными группировками, специализирующимися на поставке и сбыте наркотиков.[185] Такие сотрудники оказывали покровительство членам этих группировок, используя свои служебные возможности, за что получали определенный процент от суммы реализации наркотиков. Автор отмечал, что уже тогда выявлялись случаи продажи наркоторговцам изъятых у них же наркотиков.

В настоящее время данные о распространении участия сотрудников ФСКН России в организованной преступной деятельности, связанной с оборотом наркотиков, ее «крышевании» и др. коррупционных преступлений, названных опрошенными экспертами в числе «иных коррупционных проявлений», также находят подтверждение. Несмотря на отсутствие статистических данных по этому вопросу, сведения об участии сотрудников ФСКН России в деятельности преступных групп, занимающихся сбытом наркотиков, можно найти не только в многочисленных сообщениях средств массовой информации, получающих, как правило, широкий общественный резонанс, но и в докладах прокуроров субъектов Федерации, представляемых в Генеральную прокуратуру Российской Федерации по результатам работы за год, а также в опубликованных приговорах судов различных регионов страны. Например, приговором Алтайского краевого суда от 09.06.2008 осуждены организатор и руководитель преступного сообщества и 13 его членов за совершение тяжких и особо тяжких преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств на территории г. Камня-на-Оби. В состав этого сообщества входили начальник и оперуполномоченный Каменского межрайонного отдела УФСКН России по Алтайскому краю О. и С., роль которых заключалась в создании условий по безопасной деятельности сообщества.[186] За свое содействие они получали ежедневно свою долю от реализуемых наркотиков, а их ежемесячное вознаграждение составляло примерно 20 000 рублей.[187]

Анализ складывающейся судебной практики по делам об организованной преступной деятельности сотрудников ФСКН России показывает, что они не только принимают активное участие в деятельности организованных преступных групп, но зачастую и сами создают такие группы.

Так, Чертановским районным судом г. Москвы 24.06.2009 были осуждены шестеро сотрудников ФСКН. В 2007 г. начальник отдела В. создал организованную преступную группу, в которую вошли его подчиненные. Наркополицейские под видом оперативных мероприятий подкидывали задержанным наркотики, а потом вымогали у них деньги за не возбуждение уголовного дела. Суд приговорил В. к 10 годам лишения свободы. Остальным участникам преступной группы судом назначено наказание от пяти до восьми лет лишения свободы. В качестве дополнительного наказания всем им судом назначено лишение права в течение трех лет занимать должности в правоохранительных органах.[188]

Коррумпированные сотрудники органов наркоконтроля также могут выполнять функции по организации «безопасного общения» преступников с должностными лицами иных правоохранительных органов, например, являться посредниками при передаче взяток и т.п.

Так, старшему лейтенанту полиции УФСКН России по г. Москве А. судом назначено наказание в виде штрафа в размере 250 000 руб. за покушение на дачу взятки при следующих обстоятельствах. Он прибыл в Тверскую область для оказания помощи обвиняемому по уголовному делу о незаконном культивировании наркотикосодержащих растений. Там вместе с обвиняемым он пытался договориться о прекращении проверки, связанной с незаконным выращиванием мака и конопли, за материальное вознаграждение.[189]

Что касается взяточничества, то, по мнению опрошенных сотрудников органов ФСКН, чаще всего взятку дают (предлагают) представители организованного наркобизнеса (72,1 %). Что легко объяснимо, ведь, как уже отмечалось, преступность, связанная с незаконным оборотом наркотиков, носит, как правило, организованный характер, а по опубликованным данным около трети всех доходов преступных организаций тратятся на установление коррупционных связей с представителями правоохранительных органов. Одновременно 66 % опрошенных считает, что чаще других ­– это сбытчики наркотиков. Потребителей наркотиков в числе взяткодателей назвали всего 6 % экспертов. Интересно, что еще около 3 % опрошенных назвали других лиц, часто, по их мнению, выступающих в роли взяткодателей. Среди них: представители органов законодательной и исполнительной власти, близкие родственники сбытчиков наркотиков, а также граждане, боящиеся за свою репутацию.

Однако необходимо отметить, что полученные в результате анкетирования экспертов данные вступают в некоторое противоречие с данными статистики и результатами изучения приговоров судов по делам о коррупционных преступлениях в рассматриваемой сфере. Согласно данным статистики число сотрудников наркоконтроля, привлеченных к уголовной ответственности за взяточничество, даже за несколько лет едва превысило один десяток человек. В то время, как только в 2010 г. к уголовной ответственности за дачу взятки в связи с незаконным оборотом наркотиков судами Российской Федерации привлечено лиц вдвое больше, причем большинство из них – именно потребители наркотиков. Они были задержаны при попытке дать взятку за непривлечение их к административной ответственности за немедицинское потребление наркотиков (ст. 6.9. КоАП РФ) или появление в общественных местах в состоянии наркотического опьянения (ст. 20.21. КоАП РФ). Об активном участии наркоманов и членов их семей в коррупционных отношениях свидетельствуют и результаты криминологических исследований, проводимых в странах СНГ.

Так, установлено, что более 50 % членов семей наркоманов вступали и регулярно вступают в коррупционные отношения с представителями силовых структур и органов здравоохранения.[190]

Причины такого расхождения остаются неизвестными и можно только предположить, что известные сотрудникам органов наркоконтроля случаи взяточничества, инициированные представителями организованного наркобизнеса и сбытчиками наркотиков, остались вне поля зрения и не получили никакой реакции со стороны правоохранительных органов и, в первую очередь, служб собственной безопасности. О случаях коррупционных связей преступников, занимающихся организованным сбытом наркотиков, известно одной трети (30,5 %) проанкетированных экспертов. Можно предположить, что службы собственной безопасности либо сосредоточены на выявлении наименее тяжких коррупционных посягательств, либо сами втянуты в коррупционные отношения (во всяком случае такого мнения придерживаются некоторые из участвовавших в опросе сотрудников ФСКН).

Проводимое исследование коррупции в сфере незаконного оборота наркотиков показывает, что по уголовным делам о получении взяток, в большинстве случаев речь идет о вымогательстве взятки самими сотрудниками правоохранительных органов. При этом большинство опрошенных сотрудников ФСКН России (41 %) считает, что для коррупции, связанной с незаконным оборотом наркотиков, характерным является как инициативный подкуп, так и вымогательство взятки.

Собранная на данном этапе исследования информация[191] показывает, что характер действий, обуславливаемых взяткой, включает как совершение различных действий, непосредственно входящих в круг полномочий сотрудников органов наркоконтроля, так и воздержание от совершения таких действий, а также совершение действий, выходящих за рамки должностных полномочий, или вовсе незаконные действия. Например:

- за освобождение от ответственности, непривлечение к уголовной ответственности, что обычно выражается в не составлении протоколов об административном правонарушении или не возбуждении уголовных дел. Например, в Новгородской области сотрудники ФСКН потребовали от Б., задержанного за управление автомобилем в состоянии наркотического опьянения, 20 000 руб. за непривлечение его к установленной законом ответственности.[192]

- за изменение квалификации совершенного преступления. Например, при получении взятки 10 000 долларов США задержан следователь по особо важным делам следственной службы УФСКН по г. Москве, обещавший за денежное вознаграждение адвокату подозреваемого в торговле наркотиками, переквалифицировать обвинение таким образом, чтобы его подзащитный получил за совершенное преступление более мягкое наказание.[193]

- за содействие в изменении меры пресечения. Например, приговором Советского районного суда г. Брянска наказание в виде 3 лет лишения свободы условно назначено С. и К., которые совершили покушение на дачу взятки начальнику отдела оперативной службы УФСКН по Брянской области в размере 50 000 руб. за содействие в решении вопроса об изменении меры пресечения их знакомому, обвиняющемуся в совершении преступлений, предусмотренных ч. 3 ст. 30, п. «г» ч. 3 ст. 228.1 УК РФ, с заключения под стражу на подписку о невыезде.[194]

- за покровительство лицам, занимающимся незаконным оборотом наркотиков, которое может выражаться, в частности, в передаче оперативной информации лицам, занимающимся сбытом наркотиков. Например, за это были осуждены в Костромской области заместитель начальника отдела оперативной службы УФСКН РФ по Костромской области Я. и старший оперуполномоченный по особо важным делам того же отдела А. Приговором суда им назначено наказание в виде 9 лет лишения свободы каждому с отбыванием в колонии строгого режима с лишением права занимать определенные должности.[195]

Также примерно одна треть (30,4%) опрошенных сотрудников органов наркоконтроля осведомлены о том, что в городах России установлены определенные «цены» за освобождение лица, задержанного с наркотиками.

Анализ информации Следственного комитета Российской Федерации о расследовании преступлений коррупционной направленности[196] показал, что размеры получаемых сотрудниками органов наркоконтроля взяток (или предлагаемых им) существенно разнятся в зависимости от характера обусловленных ими действий.

К примеру, одна из самых маленьких[197] взяток составила 10 000 руб. Старший оперуполномоченный Исилькульского межрайонного отдела УФСКН по Омской области Ш. получил эту сумму за непринятие мер по возбуждению уголовного дела и привлечению к ответственности за преступление, связанное с незаконным оборотом наркотиков. Приговором суда Ш. назначено наказание в виде 3,5 лет лишения свободы условно.[198]

Одна из самых крупных взяток была выявлена в Ханты-Мансийском автономном округе. Старший оперуполномоченный по особо важным делам первого отделения Сургутского межрайонного отдела УФСКН РФ по округу Ч. и стажер этого же отдела К. вымогали у жительницы г. Сургута 1 млн. руб. единовременно с обязательством последующей ежемесячной выплаты в размере 300 000 руб. за непринятие ими мер по пресечению преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств. Приговором суда им назначено наказание в виде лишения свободы на срок 5 лет условно. По приговору суда они лишены права занимать должности в правоохранительных органах сроком на 2 года.[199]

Информацией о размерах взяток в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотиков поделились и участвовавшие в опросе сотрудники органов наркоконтроля. Почти одна треть (28,7 %) из них указали известные им минимальный и (или) максимальный размеры взяток в сфере незаконного оборота наркотиков. При этом средний размер минимальной взятки составил более 48 000 руб. (при опросе были названы суммы от 100 руб. до 300 000 руб.). Средний размер максимальной взятки составил 500 000 руб. При этом нередко при ответе на этот вопрос они отмечали, что максимальный размер взятки в рассматриваемой сфере не ограничен.

Специфичным проявлением коррупции является участие сотрудников органов ФСКН России в незаконном обороте наркотиков. Согласно статистическим данным ГИАЦ МВД России число должностных лиц наркоконтроля, в отношении которых осуществлялось уголовное преследование за совершение преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, за три года (2008-2010) исчисляется единицами.

Так, в 2008 г. к уголовной ответственности за участие в незаконном обороте наркотиков привлекались 4 сотрудника наркоконтроля (г. Москва и Санкт-Петербург); в 2009 г. – 2 (Приморский край); в 2010 г. – 7 (Ростовская, Астраханская, Ивановская, Новосибирская области).

Учитывая высокую степень латентности этих преступлений, а также трудности в их выявлении и раскрытии, вряд ли можно считать такое положение удовлетворительным. Единичные случаи привлечения должностных лиц к уголовной ответственности за незаконный сбыт, нарушение правил оборота наркотических средств, их хищение либо вымогательство скорее свидетельствуют о недостатках в работе служб собственной безопасности органов наркоконтроля.

Анализ материалов прокурорских проверок, докладов прокуроров субъектов Российской Федерации показывает, что коррупции подвержена не только сфера противодействия незаконному обороту наркотиков, но и сфера контроля за их легальным оборотом. При этом субъекты коррупционных преступлений здесь занимают более высокое должностное положение, чем в случаях коррупции, связанной с деятельностью по выявлению и расследованию указанных преступлений, более суровым в таких случаях является и наказание.

Так, Ставропольским краевым судом к 9 годам лишения свободы с лишением права занимать должности в органах УФСКН РФ сроком на 3 года и штрафом в размере 100 000 руб. осужден начальник службы по контролю за легальным оборотом наркотиков УФСКН РФ по краю П. Он признан виновным в совершении преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 290, ч. 1 ст. 290, п. «г», ч. 4 ст. 290 УК РФ.[200]

Изучение приговоров судов о коррупционных преступлениях сотрудников ФСКН России показало, что в основном судами назначается наказание в виде лишения свободы. Однако довольно часто применяется условное осуждение, такого рода примеры уже приводились выше. Одновременно редко в виде дополнительного наказания применяется лишение права занимать должности в правоохранительных органах, а также штраф. Практика назначения наказания за коррупционные преступления, связанные с оборотом наркотиков, в настоящее время не является единообразной.

Кроме того, следует отметить, что наказание, назначаемое судами таким лицам, не всегда можно назвать соответствующим степени общественной опасности содеянного. Так, Ленинским районным судом г. Барнаула двое бывших сотрудников ФСКН и милиции Е. и М. были приговорены к 4 и 4,5 годам лишения свободы условно, а также лишению права занимать должности в правоохранительных органах на определенный срок. Указанными лицами были сфальсифицированы материалы оперативно-розыскного мероприятия «проверочная закупка» – они предоставили гражданину марихуану, которую впоследствии сами же и изъяли, что повлекло его незаконное осуждение к трем годам лишения свободы (сейчас он освобожден из мест лишения свободы, приговор в отношении него отменен, уголовное дело прекращено по реабилитирующим основаниям). При этом, находясь под следствием, преступники склонили свидетеля и потерпевшего к даче ложных показаний путем угроз и подкупа.[201] С учетом подобного поведения обвиняемых во время следствия, представляется очевидным, что рассчитывать на их примерное поведение во время отбывания условного наказания вряд ли стоит.

Результаты данного этапа исследования свидетельствуют об актуальности и общественной значимости борьбы с коррупцией в деятельности органов ФСКН. Можно считать, что в деятельности по борьбе с незаконным оборотом наркотиков представлена коррупция, условно говоря, двух видов. С одной стороны, это коррупционные проявления, инициируемые самими должностными сотрудниками ФСКН. С другой – теми, кого привлекают к уголовной ответственности за совершение преступлений, предусмотренных ст. 228-233 УК РФ. Деление это достаточно условное. Оно имеет значение в первую очередь для организации противодействия коррупции в указанной сфере правоотношений, ориентируя органы ФСКН на проведение работы по пресечению и предупреждению коррупционных проявлений по указанным направлениям, очевидно имеющим свою специфику.

Не умаляя значения запланированных ФСКН России[202] мер по совершенствованию работы с кадровым составом правоохранительных органов, осуществляющих противодействие незаконному обороту наркотиков, обеспечению тщательного отбора поступающих на службу сотрудников и воспитательной работы с подчиненными, необходимо отметить все-таки, что основной мерой, направленной на разрушение коррупционных связей наркопреступников, должна стать активизация работы служб собственной безопасности ФСКН России по выявлению и пресечению коррупционных проявлений в деятельности сотрудников службы, привлечение их к уголовной ответственности.

 







Date: 2015-07-17; view: 1620; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.021 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию