Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Криминологическая характеристика коррупционных преступлений в области таможенного дела





Коррупция в таможенных органах помимо последствий, которые имеет коррупция в любой сфере жизни общества: падение престижа властных структур государства и пр., сдерживает развитие международной торговли, нарушает законодательство о защите конкуренции и права законопослушных участников внешнеэкономической деятельности (далее – ВЭД). Обеспечить законность и «прозрачность» работы таможенных органов особенно важно в связи с реализацией планов России по вступлению в ВТО. Это – сложная задача, поскольку в коррупции заинтересованы не только сами коррупционеры, но и недобросовестные участники ВЭД, а также международные и российские преступные группы. Нельзя не учитывать, что сфера таможенных отношений представляет для них несомненный интерес, поскольку контрабанда и уклонение от уплаты таможенных платежей приносят огромный нелегальный доход и определенные преимущества в конкурентной борьбе. Соответственно, эти «предприниматели» и группы стремятся к альянсу с таможенниками, имеющими преступные намерения использовать свои должностные полномочия в корыстных целях. Преступления коррупционной направленности в таможенной сфере характеризуются высочайшей степенью организованности. Громадные доходы, получаемые недобросовестным участниками ВЭД, промышляющими контрабандой, уклонением от уплаты таможенных платежей и т.п., позволяют организованной преступности выделять все более внушительные суммы на подкуп сотрудников таможенных органов.

Высшее руководители страны неоднократно требовали принять все меры борьбы с коррупцией в таможенной сфере. Решение этой задачи еще более актуализировалось в условиях разразившегося мирового кризиса, который больно затронул Россию.

Коррупция – серьезная проблема для таможенных органов. Так, за 11 месяцев 2010 г. возбуждено 361 уголовное дело о преступлениях против интересов государственной службы и использовании служебного положения сотрудниками ФТС России. Из них – 307 дел в отношении 158 должностных лиц о преступлениях коррупционной направленности, в т.ч. 69 дел – о получении взятки. По-прежнему, 94% вышеуказанных дел возбуждаются по материалам службы собственной безопасности ФТС, что, на наш взгляд, свидетельствует, об отсутствии должной работы других правоохранительных органов по выявлению этих преступлений. В 2010 г. ССБ ФТС проверили более 13,5 тыс. кандидатов на службу, 392 отклонены по негативным обстоятельствам, в т.ч. 31 человек – за связь с криминальными структурами.

Среди преступлений коррупционной направленности, совершаемых сотрудниками таможенных органов: злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ), превышение должностных полномочий (ст. 286 УК РФ), получение и дача взятки (ст. 290 и 291 УК РФ), служебный подлог (ст. 292 УК РФ), незаконное участие в предпринимательской деятельности (ст. 289 УК РФ), контрабанда (ст. 188 УК РФ) и другие. Спецификой рассматриваемых преступлений в таможенных органах является участие сотрудников этих органов в совершении таможенных преступлений, прежде всего, контрабанды (ст. 188 УК РФ) и уклонения от уплаты таможенных платежей (ст. 194 УК РФ).

В 35 % преступлений коррупционной направленности, совершенных сотрудниками таможенных органов, содеянное было квалифицировано по одному составу преступления, относящегося к главе 30 УК РФ. В остальных 65% случаев - по совокупности преступлений, чаще всего это:

- злоупотребление должностными полномочиями, служебный подлог, уклонении от уплаты таможенных платежей (ст. 285, 292, 33 и 194 УК РФ);

- получение взятки, злоупотребление должностными полномочиями, контрабанда (ст. 290, 285 и 188 УК РФ).

Сотрудники таможенных органов совершали вышеуказанные преступления в связи с выполнением своих профессиональных функций в сфере таможенного дела, т.е. таможенным оформлением, таможенным контролем, применением таможенных льгот, начислением и взиманием таможенных платежей, при привлечении лиц к административной ответственности по делам о нарушениях таможенных правил, производстве и рассмотрении этих дел, производстве дознания и неотложных следственных действий. В основе преступлений лежат нарушения действующих правил нормативного характера, регулирующих порядок и условия осуществления таможенного дела.

В числе наиболее опасных преступлений коррупционной направленности - получение и дача взятки. Можно выделить следующие разновидности взяточничества в таможенных органах:

- «разовая помощь» по знакомству,

- преступное «слияние», коррумпированные связи должностных лиц таможенных органов с участниками ВЭД, и в результате - «регулярное» взяточничество за общее покровительство и попустительство лицам, совершающим таможенные преступления. В этих случаях взятки даются регулярно, но не за конкретные действия, а именно за это общее покровительство с учетом определенного процента от суммы неуплаченных таможенных платежей по перемещаемым партиям товаров;

- взяточничество на основе коррупционных связей с «около таможенными структурами»: таможенными брокерами, таможенными перевозчиками, владельцами таможенных складов, свободных складов и др.;

- взяточничество по причине незаконного воздействия представителей местных органов власти, вышестоящих и других контролирующих органов, влиятельных кругов, крупных промышленных структур и учреждений региона, организованных преступных формирований;

- взяточничество в условиях попустительства этим преступлениям со стороны вышестоящих должностных лиц в отношении нижестоящих, в т.ч. по мотивам ложно понятых интересов службы (сохранение репутации, благополучной отчетности и т.п.).

Субъектами взяточничества, чаще всего, являются инспектора отделов, осуществляющих таможенное оформление и таможенный контроль.

К преступлениям коррупционной направленности, характерным для таможенных органов, относятся также:

- непосредственное участие должностных лиц этих органов в коммерческой деятельности для извлечения личной или корпоративной выгоды;

- использование служебного положения для влияния на решение «тендерной» комиссии о заключении контрактов со «своими» фирмами, «перекачка» государственных средств в эти фирмы и последующее обналичивание денег;

- предоставление льгот и преференций для «своей» фирмы;

- злоупотребление служебным положением в процессе лицензирования, квотирования внешнеторговой деятельности и при применении других нетарифного регулирования.

Нередко взяточничество из-за недоказанности умысла на получение взятки квалифицируется как халатность, злоупотребление должностными полномочиями, превышение должностных полномочий. Согласно статистике именно эти преступления являются наиболее распространенными видами преступлений коррупционной направленности в таможенных органах.

Сотрудники таможенных органов имеют «постоянных клиентов», пользующихся особым доверием, что выражается в следующем:

- операции по таможенному оформлению товаров этих клиентов проводятся наиболее оперативно;

- декларируется более низкая таможенная стоимость их товаров, чем у конкурентов в том же регионе, и с этой стоимостью сотрудники таможенных органов соглашаются. При этом таким клиентам не приходится доказывать таможенную стоимость; розничные цены на их товары, как правило, более низкие, чем конкурентов, что ведет к вытеснению добросовестных участников ВЭД с рынка;

- по ходатайствам указанных клиентов им в приоритетном порядке представляются отсрочки оплаты таможенных платежей, разрешения на хранение товаров, не прошедших таможенного оформления, вне складов временного хранения и другие льготы,

- иногда экспортируемые товары этих лиц выпускаются без досмотра, досматриваются в отдаленных местах и т.п.;

- приближенные к руководителям таких фирм лица принимаются на работу в таможенный орган на «нужные должности»;

- реже и менее придирчиво проводятся проверки их финансово-хозяйственной деятельности;

- «привилегированные» участники ВЭД освобождаются от мер воздействия за таможенные правонарушения или им при прочих равных условиях назначаются более мягкие меры;

В свою очередь, «благодарные участники ВЭД» предоставляют возможность своим «карманным» сотрудниками таможенных органов:

- приобрести товары данной фирмы по оптовой или еще более низкой цене, с рассрочкой оплаты;

- получить «спонсорскую» помощь, кредиты для покупки жилья и т.п.;

- трудоустроить в таких фирмах близких родственников, друзей, обеспечить получение ими явно завышенной заработной платы при минимуме реальных обязанностей.

Взяточничество и иные корыстные интересы иногда реализуются в завуалированных формах. К примеру: путем оплаты обучения в ВУЗе детей должностных лиц, обмена личных автомашин на более новые, дорогие, престижные марки; покупки фирмой или ее представителем конфискованной автомашины или иного товара в таможне по заниженной стоимости затем перепродажи ее таможеннику или его родственнику по такой или еще более низкой цене и т.п. Таким образом сотрудники таможен обеспечивают себя всем необходимым в быту бесплатно, по крайне низким ценам или якобы в долг. При этом каждая из сторон понимает, что в зависимости от значимости допущенных таможенником «поблажек» долг этот может быть и не возвращен.

На подобной же основе строятся и коррупционные связи с «около таможенными» структурами: таможенными брокерами, таможенными перевозчиками и др. Недобросовестные сотрудники таможенных органов, в основном, из руководящего состава, предоставляют этим лицам различные привилегии по сравнению с другими участниками таможенных отношений, а они, в свою очередь, «решают личные проблемы» указанных сотрудников. В результате в таможенной сфере создается своеобразная «закрытая каста», куда трудно проникнуть «посторонним», ведется отсев неугодных[161]. Иногда «по заказу» таких брокеров таможенные органы буквально «выживают» из сферы ВЭД региона их конкурентов путем:

- затягивания процедуры таможенного оформления, создающего дополнительные расходы в связи с простоем вагонов, увеличением сроков хранения товаров на складах временного хранения;

- постановки под сомнение заявляемой декларантом таможенной стоимости, представленных торгово-сопроводительных и таможенных документов и средств таможенной идентификации;

- применения в спорных ситуациях самого невыгодного для лица таможенного тарифа (кода ТН ВЭД т.п.);

- частого проведения проверок, применения наиболее строгих санкций за нарушения таможенных правил.

Таможенные брокеры и другие «около таможенные» структуры могут быть посредниками между недобросовестными участниками ВЭД и таможенниками в занижении таможенных платежей, недостоверном декларировании, внесении ложных сведений о товарах в документы, реализации товаров, не прошедших таможенное оформление

Из анализа внешнеэкономической деятельности в регионе, уголовных дел, результатов ОРД можно выделить общие признаки наличия преступлений коррупционной направленности в таможенной сфере:

- низкие розничные цены импортных товаров в регионе или у отдельных участников ВЭД по сравнению с ценами в соседних регионах, мировыми ценами, ценами официальных дилеров;

- явное несоответствие объемов оформляемых таможенными органами в законом порядке товаров их количеству на рынке, объему их перевозок;

- неоправданно большой приток в регион товаров из близлежащих регионов, специально перемещаемых исключительно с целью их таможенного оформления на «лучших» условиях;

- отсутствие тенденции к снижению объемов внешнеэкономических сделок тех или иных участников ВЭД региона, несмотря на введение более жестких условий для этих сделок: повышение ставок таможенных платежей, введение лицензирования, квотирования, сертифицирования отдельных товаров и т.п.

Изучение уголовных дел позволило выделить следующие основные способы совершения преступлений коррупционной направленности.

1. Перемещение товаров и транспортных средств контрабандным путем, при соучастии должностных лиц таможенных органов.

2. Незаконный выпуск товаров, помещенных на склады временного хранения.

3. Подмена товаросопроводительных и таможенных документов на этапе «пограничная таможня – внутренняя таможня». Так, например, при предъявлении в приграничной таможне для таможенного досмотра ввезенного товара (если таковой производится) заинтересованные лица вступают в сговор с таможенником с целью подмены действительных документов (железнодорожных накладных, спецификаций и др.) подложными, в которых указывается иной товар или меньшее количество ввезенного товара, заниженные ставки платежей (по коду ТН ВЭД). В этом случае должностное лицо в соответствии с указанными подложными документами выписывает заведомо ложный документ контроля доставки (ДКД, ВТТ).

4. Незаконный выпуск товара должностным лицом внутреннего таможенного органа.

5. Применение ложного таможенного режима, например - уничтожения товаров.

6. Непринятие мер по обеспечению обязательной сертификации, лицензирования, квотирования и других мер нетарифного регулирования.

8. Применение ложного кода ТН ВЭД.

9. Занижение таможенной стоимости.

10. Сокрытие выявленных нарушений закона (недекларирования, недостоверного декларирования и пр.) при осуществлении таможенного оформления, проведении проверок финансово-хозяйственной деятельности участников ВЭД, а также - таможенного и валютного контроля.

В основном, сотрудники таможенных органов получают взятки за неправомерные действия, например, выпуск товаров без соответствующих документов, по подложным документам и пр. Такой сотрудник, например, вопреки своим служебным обязанностям, по просьбе близкого родственника, производит незаконное таможенное оформление ввезенной автомашины в льготном режиме как если бы лицо было моряком дальнего плавания (кем он не является), без уплаты таможенных платежей, не требуя при этом предоставления соответствующих документов (паспорта моряка и пр.). При отсутствии данных о получении взятки, содеянное может быть квалифицировано как злоупотребление должностными полномочиями.

Имеются и случаи получения взяток за правомерные действия: «ускорение» процедуры таможенного оформления. Имеют место и факты халатности, в т.ч. неправильный расчет сумм таможенных платежей инспектором отдела платежей или инспектором отдела таможенного оформления и таможенного контроля.

Коррупция в таможенных органах часто связана не только с контрабандой и уклонением от уплаты таможенных платежей, но и не возвращением из-за границы средств в иностранной валюте (ст. 193 УК РФ). Имеются в виду случаи, когда взяткодателем являются представители фирмы-однодневки, заключившие фиктивный контракт на экспорт товаров, валютная выручка по которому не перечисляется в установленные законом сроки на счета в уполномоченном банке РФ, а переводится на личные валютные счета этих лиц за границей.[162]

Опасность участия должностных лиц таможенных органов в контрабанде, других таможенных и экономических преступлениях заключается в том, что компетентные в вопросах таможенного, валютного, банковского законодательства, опытные юристы, экономисты, управленцы, они часто сами разрабатывают подобные преступные операции, контролируют их проведение, готовят целые пакеты фиктивных документов, необходимых для таможенных целей, непосредственно проводят таможенное оформление и таможенный «контроль» товаров и т.д.

Факторами, способствующими коррупционным преступлениям в таможенных органах, являются:

1. Недостатки системы таможенно-тарифного регулирования в Российской Федерации. Как отметил Президент Российской Федерации Д.А. Медведев на заседании комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики (19 июня 2010 г.): «…здесь … повсеместно присутствуют избыточное регулирование, бюрократия, огромное количество нормативных актов, разрешений, лицензий, свидетельств о регистрации, технических требований…. Такой объем нормативных требований порождает … коррупцию».[163] К рассматриваемым недостаткам относятся и не всегда оправданные высокие ставки таможенных платежей, необоснованные преференции (льготы) и иные меры нетарифного регулирования…». Чем выше ставки таможенных платежей для тех или иных товаров, тем выше уровень контрабанды при их перемещении через таможенную границу, а также – уровень коррупции. Еще в XIX веке известный специалист по истории таможенной политики в России М. Соболев писал: «Одним из самых верных указаний для определения размера охранительной пошлины служит контрабанда. Значительная контрабанда, обходя правильную торговлю и уничтожая охранительное действие тарифа, доказывает чрезмерность таможенных пошлин. Так, пошлина на мануфактурные товары свыше 30–35% цены становится недействительной вследствие развития контрабанды, лихоимства таможенных чиновников и пограничной стражи». В настоящее время этот вывод можно отнести к таможенным платежам при ввозе автомашин - их сумма достигает 80 % от таможенной стоимости самой автомашины и более (этот показатель существенно колеблется в зависимости от года выпуска автомашины, объема двигателя и др.).

Помимо чрезмерности правового регулирования (множество нормативных актов, регламентирующих таможенное дело, в которых сложно разобраться даже специалисту: в настоящее время многоуровневое правовое регулирование: от международных конвенций, к которым присоединились большинство развитых стран мира, таможенного законодательства таможенного союза, таможенного законодательства СНГ, до национального таможенного законодательство, ведомственных нормативных актов), такие недостатки этого законодательства как правовые пробелы, противоречия.

2. Сама существующая организация таможенного оформления и контроля способствует взяточничеству. Например, нельзя не отметить двусмысленность ситуации, когда таможенники располагаются на коммерческих складах, хозяевами которых являются предприниматели. Это, разумеется, предоставляет массу возможностей для шантажа и давления на малооплачиваемых сотрудников таможенных органов.

3. Высокая степень сложности технологических процессов в сфере таможенного дела, часто неоправданно запутанна; система документооборота, учета и контроля и т.п., позволяющая эффективно скрывать способы и следы совершенных преступлений.

4. Низкий уровень организации ведомственного и иного контроля в таможенных органах. Особенно это характерно для таможенных органов, расположенных вдали от Региональных таможенных управлений и крупных городов, с неразвитой внешнеэкономической деятельностью. Порой здесь не выявляются даже наиболее простые по механизму совершения способы таможенных преступлений, не сопряженные с сокрытием таможенниками следов этих преступлений.

Особенно слабый контроль на границе. Так, 68 % преступлений коррупционной направленности совершенны должностными лицами пограничных таможенных органов. Среди этих преступлений преобладают незаконные поборы (взяточничество) с физических лиц (91 %).

5. Ведомственность, незаинтересованность руководства таможенных органов в привлечении к уголовной ответственности подчиненных за соответствующие преступления. Так, по личным оценкам опрошенных респондентов, во многих слу­чаях материалы служебных расследований, содержащие признаки должностных преступлений, укрывались от передачи правоохранительным органам. Во многих таможенных органах действует принцип круговой поруки. Руководством, членами таких коллективов делается все возможное для освобождения коррупционеров от ответственности. По возбужденным уголовным делам оказывается скрытое и явное противодействие. Представления прокуроров, указывающие на грубые нарушения закона со стороны должностных лиц, в отдельных случаях остаются без принятия надлежащих мер: руководители ограничиваются отписками. В ряде случаев проявляющиеся неправильно понимаемые ведомственные интересы и круговая порука как опасная тенденция в системе таможенных органов еще не изжиты.

6. С вышеуказанным фактором тесно связаны недостатки организации воспитательной работы по пресечению и предупреждению должностных преступлений в таможенных органах. В итоге создается общественное мнение о том, что взяточничество в среде работников таможни, в особенности среди должностных лиц, осуществляющих таможенное оформление и таможенный контроль, является устоявшимся, обыденным явлением, подобно чаевым в среде швейцаров. Работа в таможне является гарантией быстрого личного обогащения и завоевания «авторитета и влиятельности» в регионе (населенном пункте).

7. Низкая эффективность общей и частной превенции в отношении совершения преступлений этой категории.

8. Высокий уровень латентности коррупционных преступлений сотрудников таможенных органов. Существующий уровень регистрируемой коррупционной преступности никоим образом не отражает ее фактического состояния. Он лишь демонстрирует результаты деятельности правоохранительных органов, что наглядно подтверждает несоответствие между относительно большим числом выявленных преступлений и крайне малым количеством осужденных за их совершение.

Латентность коррупции во многом детерминирована «согласительным характером» большинства коррупционных преступлений, носящих форму «сделки», в силу чего обе стороны – участник ВЭД и сотрудник таможни - не сообщают о совершенных преступлениях в правоохранительные органы. Иными словами, часть преступлений этой категории не выявляется в силу того, что не имеют прямой потерпевшей стороны, которая могла бы сообщить о них компетентным органам.

Аналогичным образом обстоят дела с коррупционными преступлениями, о которых известно лишь узкому кругу лиц, причастных к их совершению, либо тем, кто по различным причинам не заинтересован в распространении такой информации. Обычно в этих случаях речь идет о таможенных органах, в которых практически весь состав участвует в преступлениях коррупционной направленности. Также (но в меньшей степени) латентность обуславливается искусственно-латентными причинами, т.е. умышленным сокрытием от регистрации преступлений, о которых известно правоохранительным органам. Причины такого поведения могут быть разные, в т.ч. воздействие вышестоящего руководства таможенных органов и соответствующих органов власти.

8. Высокий уровень латентности коррупционных преступлений, личной заинтересованности как участников ВЭД – взяткодателей, так и сотрудников таможенных органов – взяткополучателей в конспиративном поддержании сложившихся между ними взаимовыгодных преступных связей, обусловливают сложности выявления этих преступлений.

9. Расследование коррупционных преступлений в таможенных органах представляет значительную сложность, в т.ч. в части процессуального документирования выявленных признаком преступления.

10. Имеются недостатки в законодательстве, регламентирующем ответственность за преступления коррупционной направленности. Так, в России не считаются коррупцией такие действия, как подкуп иностранного должностного лица, принятие решения в условиях конфликта интересов, незаконное обогащение должностного лица. Правовая ответственность за подкуп не применяется к юридическим лицам. Отсутствуют нормы, предусматривающие ответственность за незаконное предоставление налоговых и таможенных льгот, переход государственного служащего на работу в частную компанию, которая находилась ранее в ведении этого лица при исполнении им должностных обязанностей. К этому списку можно добавить умышленное формулирование в ведомственных нормативных правовых актах положений, позволяющих заинтересованным участникам ВЭД минимизировать свои затраты на таможню, уходить от уплаты таможенных платежей.

11. Коррупции способствуют несовершенство законодательной базы по противодействию коррупции; отсутствие четкой регламентации, алгоритмов действий должностных лиц таможенных органов и ведомственного контроля за их работой; пробелы, противоречия в таможенном законодательстве, позволяющие преступным элементам находить «лазейки» в нормативных актах, нарушать таможенные технологии и использовать их несовершенство в своих противоправных целях

12. Неисполнение имеющихся законов и нормативных правовых актов; низкий уровень правосознания, широкое распространение принципов правового нигилизма, потеря нравственных ориентиров; высокий уровень криминализации бизнеса; недостатки в подборе, изучении, расстановке и подготовке кадров; недостаточная оплата труда сотрудников таможенных органов; низкий уровень воспитательно-профилактической работы со стороны руководителей этих органов; кадровый протекционизм (родственный, земляческий, приятельский, корпоративный, национальный), позволяющий криминалитету, недобросовестным участникам ВЭД и коррумпированным таможенникам продвигать на должности «своих» людей и с их помощью выстраивать коррупционные схемы личного обогащения.

 

Date: 2015-07-17; view: 1727; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию