Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Как отделять главное от второстепенного





Одним из основных для реферирования является умение выделять в тексте главную, наиболее существенную информацию. Обучение студентов этому важному умению следует начать, на наш взгляд, с небольшой справки о том, что такое главная и что такое второстепенная информация.

Главной является информация, имеющая наиболее существенное значение для понимания данной темы, вопроса. К ней относятся определения научных понятий, формулировки законов, правил, перечисление принципов, основные мысли (положения, утверждения) автора, его выводы, классификация явлений, фактов.

Второстепенная информация либо детализирует, разъясняет главную информацию, либо отражает вытекающие из этой информации конкретные следствия и практические рекомендации. К этому типу информации относятся аргументы, обоснования, примеры, подробные характеристики отдельных явлений, описания, второстепенные факты (из биографии писателя, из истории создания произведения), а также разного рода комментарии (объяснительные замечания, толкования) тех или иных отрывков из произведений художественной литературы.

После этого небольшого пояснения о видах информации преподаватель должен научить студентов находить в тексте самое главное, в частности, познакомить их с °сильными позициями° текста, где чаще всего фокусируются главные мысли автора. Такими °сильными позициями° в учебном и научном тексте являются: 1) заглавие, 2) зачин (введение), 3) концовка (заключение).

Сильные позиции есть не только во всем тексте, но и в его частях. В абзаце наиболее информативным является первое (начальное) предложение, содержащее тезис, то есть основное положение автора, которое затем конкретизируется в основной части абзаца. В отдельном предложении более информативной является, как правило, вторая его часть, то есть предикат, который отражает новое.

Главная информация в тексте отражается не только позиционно, но и графически (курсивом, жирным шрифтом, подчеркиванием и другими способами).

Как следует поступать студенту с главной и второстепенной информацией на этапе собственно реферирования?

Главную информацию он должен воспроизвести в реферате полностью, без каких-либо существенных сокращений, порой в буквальном смысле - дословно. Второстепенная же информация должна быть подвергнута смысловой переработке и сжатию.

ОБУЧЕНИЕ ПРИЕМАМ СЖАТИЯ ТЕКСТА [27]

В науке известны три способа сжатия текста.

I. Исключение подробностей, деталей, конкретных примеров, числовых данных, авторских пояснений, отступлений и т.п. ¾
Объектом сжатия, сокращения при реферировании может быть не только сама информация, но и языковая форма ее изложения. Иначе говоря, не сокращая мысли, можно сократить ее запись. Возможность сокращения языковой формы изложения без компрессии его содержания основана на явлении избыточности речи. Дело в том, что мы используем слов больше, чем необходимо для выражения определенной мысли. Например, в предложении Слова-термины могут употребляться в любом стиле: в разговорном, официально-деловом, публицистическом, художественном, но, конечно, чаще всего их используют в научном стиле избыточными являются однородные определения, конкретизирующие словосочетание в любом стиле, а именно: в разговорном, официально-деловом, публицистическом, художественном. Уберем их. Смысл предложения не изменится, и оно только выиграет от сжатия. Возможно также исключение последнего слова стиле, позволяющее избежать повтора близлежащих словоформ. ¾
II. Обобщение нескольких однородных мелких (частных, единичных) вопросов. В этом случае студент должен сначала найти в тексте эти однородные частные факты, вычленить в них общее, а затем подобрать языковую форму их обобщенной передачи, то есть переформулировать мысль своими словами. ¾
III. Сочетание исключения и обобщения. ¾
Выбор того или иного способа сжатия зависит от особенностей конкретного текста. ¾
Какие задания и упражнения способствуют выработке навыков свертывания второстепенной информации и выделения главной, а также ее переформулированию в обобщенной форме? ¾
Перечислим наиболее известные в методике.  
1. Выделите опорные слова в предложении. ¾
2. Трансформируйте сложное предложение в простое, сохраняя его суть. ¾
3. Составьте к абзацу прочитанного текста опорную фразу, которая являлась бы ключом к его пониманию. ¾
4. Изложите сжато содержание предложения, абзаца, текста. ¾
5. Прочитайте предложения, в которых подчеркнуты детализирующие слова, сначала полностью, а потом без них, сравните их смысл. ¾
6. Подчеркните в тексте слова, которые могут быть опущены без ущерба для содержания. ¾
7. Выделите в тексте смысловые части. В каждой части определите основную мысль. Озаглавьте каждую часть. Сформулируйте главную мысль всего текста. ¾
8. Проделайте следующую работу с текстом:  
а) составьте к нему план; ¾
б) отберите наиболее существенную информацию в тексте и запишите ее в соответствии с планом; ¾
в) через несколько дней °расшифруйте° написанное, то есть попробуйте заново восстановить полный текст по своей сокращенной записи; ¾
г) сравните результат °восстановления° с исходным текстом. ¾

 







Date: 2015-06-11; view: 9441; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию