Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понимание





Под пониманием мы будем считать «знание места элемента в системе». Чтобы понять какое-либо явление, надо знать, к какой системе относится данный элемент, какое место он занимает и какую функцию выполняет. Это может относиться как к теоретическим объектам, так и к эмпирическим.

Одним из сквозных методов, который поможет сформировать понимание изучаемого явления - это умение классифицировать учебный материал.

В начале рассмотрим общую основу любой классификации[23], которой является логическая операция деления понятия. Деление объема термина есть разбиение множества объектов (элементов), составляющих объем делимого понятия, на непересекающиеся (не имеющие общих элементов) подмножества (члены деления) по выбранному единственному на каждом шаге деления основанию деления понятия. Основанием деления понятия является любой признак, присущий не всем объектам, входящим в объем делимого понятия.

Метод деления понятия:

Для операции деления понятия из всех возможных оснований деления на каждом его шаге выбирается непременно единственное, т.е. на каждом шаге деление проводится по одному признаку. По двум или более признакам одновременно деление не допускается.

Деление может производиться либо по основанию наличия или отсутствия признака, либо по степени проявления признака. Объем делимого понятия разбивается на основе наличия или отсутствия признака или степеней имеющегося признака на члены этого деления.

Сумма объемов членов деления понятия должна составлять объем делимого понятия и только этот объем (не должна быть ни меньше, ни больше его). Такое деление называется соразмерным. Поясним сказанное на примере.

Пусть нам требуется произвести деление понятия "человек". Применим для этого вышеописанный метод деления:

Выберем основание деления. Такими основаниями могут быть признаки пола, расы, национальности, партийности, возраста и т.п. некоторыми из них обладают не только люди, например, полом и возрастом. Допустим, что для наших целей надо провести классификацию людей по полу. Тогда будем на данном этапе классификации руководствоваться только и только этим признаком, по которому классифицируем всех людей на мужчин и женщин. Очевидно, что деление соразмерно.



Если бы мы в качестве основания деления выбрали признак возраста и установили возрастные градации, то основанием классификации был бы градационный признак возраста. Этот признак принадлежит всем людям, но в разной степени. Обычно эта степень имеет градации: младший возраст, средний возраст и старший возраст. Сумма объемов людей младшего, среднего и старшего возраста исчерпывает объем понятия "человек". Стало быть, и в этом случае градационное деление понятия "человек" произведено правильно, т.е. соразмерно.

Если это потребуется, то деление понятия "человек" можно не ограничивать делением на мужчин и женщин, а продолжить его. Например, мужчин подразделить по основанию отношения к воинской службе (впрочем, по этому основанию можно было бы делить и всех людей). Тогда получили бы в качестве членов деления военнообязанных и невоеннообязанных мужчин. Женщин можно было бы поделить по возрастному признаку на женщин младшего, среднего и старшего возраста. Впрочем, их можно было бы подразделить и по основанию отношения к воинской службе, а мужчин - по возрасту.

Но можно и на этом этапе деления понятия "человек" не останавливаться. Тогда получится дерево последовательных делений. Например, последовательность делений понятия "человек" можно представить следующей схемой:

 

 

 
 

 


Табл. 1

 

 

Виды классификаций
По видоизменению основания Дихотомия…. последовательные
     
     

 

 

Примеры:

1.

Благо
Находящееся в душе Находящееся в теле Находящиеся вне души и тела
(добродетели) (здоровье) (богатство)

 

2.

Благо
Всегда заслуживающее избрания (справедливость) Не всегда заслуживающее избрания (богатство)

 

3.

Благо
Являющееся целью (здоровье) Не являющееся целью
Совершенной (счастье) Несовершенной (справедливый нрав)  
     

 

 

Вышеизложенный метод деления понятия обеспечит правильность последовательного его деления. Действительно, выбор единственного на каждом шаге основания деления обеспечит соразмерность этого деления. Например, мужчин невоеннообязанных можно было бы поделить по возрасту и получить в качестве членов деления понятия невоеннообязанных младшего возраста, невоеннообязанных среднего возраста и невоеннообязанных старшего возраста. Но невозможно было бы получить на одном этапе деления в качестве членов деления мужчин военнообязанных, мужчин невоеннообязанных младшего, среднего и старшего возраста, так как на одном шаге деление по двум основаниям запрещено. Поэтому деление понятия, произведенное в полном соответствии с требованиями вышеприведенного метода деления можно назвать правильным делением понятия.



Классификация множества объектов, образующих объем понятия, представляет операцию деления этого понятия. Однако научно-преподавательская деятельность нуждается не во всякой классификации, а в научной классификации, которая производится по основанию, существенному для решения определенной научно-практической задачи. Отсюда научная классификация предусматривает следующий метод:

1. Уточнить задачу и выявить существенное для решения данной задачи основание классификации. Ясно, что тогда научная классификация не может быть абсолютной, пригодной для решения любых задач. Она всегда относительна применительно к сущности поставленной задачи.

2. Произвести деление понятия, объем которого классифицируется, по выделенному существенному основанию.

Классическим примером научной классификации является классификация химических элементов Д.И. Менделеева. Эта классификация знаменита тем, что позволила решить задачу предсказания существования химических элементов, ранее не известных[24].

Относительность научной классификации нередко плохо осознается. Это находит свое выражение в поисках абсолютных ("естественных") классификаций в смысле их независимости от решаемых с помощью классификации задач. Подобная ситуация проявляется, например, в поисках классификации научных теорий.

Немало дискуссий ведется вокруг решения этой проблемы. Надо сказать, что сама проблема либо трактуется в смысле абсолютной (естественной) классификации, либо подменяется другой проблемой, связанной не с классификацией, а с операцией группировки. Об этом мы поговорим несколько позже, а сейчас представим, как бы следовало поступить в соответствии с требованиями метода научной классификации.

Во-первых, следовало бы уточнить задачу, ради решения которой надо провести классификацию. Допустим, что стоит задача поступления в вуз. Тогда существенным основанием классификации наук для поступающего в вуз будет признак его склонности к той или другой науке. Классифицировав науки на те, которые ему нравятся (к которым он имеет склонность) и те, которые ему не нравятся, он решит задачу выбора вуза.

Другой пример из области философии науки. Здесь стоит задача выявления специфики истинности тех или иных наук. Ясно, что для этой цели классификации наук на те, которые кому-то нравятся, и те которые не нравятся, не имеют практического смысла, так как никак не решают поставленную задачу. Исследования показывают, что для решения поставленной задачи нужно гносеологическое отношение науки к ее предмету в объективной действительности. По этому основанию науки можно подразделить,

во-первых, на логические, предметом которых в объективной действительности являются логические отношения (отношения присущности свойств предмету), независимые от форм и содержания объектов действительности (зависимые только от специфики связей присущности свойств или отношений объектам);

во-вторых, на нелогические, предметом которых в объективной действительности являются качественные или количественные отношения. В свою очередь эти науки можно подразделить на математические (предметом которых являются только количественные отношения действительности) и нематематические (предметом которых являются не только количественные, а стало быть, и качественные отношения действительности). Последние можно подразделить на естественные и гуманитарные, и т.д.

Но что значит дать классификацию наук без указания той задачи, которую должна решать эта классификация? Нам представляется, что это просто некорректно заданный вопрос, ответа на который не существует. Поэтому-то не случайно, что научную классификацию научных теорий подменяют их группировкой, представляющей просто указание некоторых групп теорий без указания основания классификации, ее задачи и без выполнения требований правильного деления понятия. Например, констатация того, что есть математические, физические, химические, биологические и т.п. теории, является просто группировкой, а не классификацией.

Иногда группировка бывает полезной и достаточной для решения определенных задач операцией. Но только ее нельзя выдавать за классификацию.

В ходе составления любой классификации вы проходите разные ступени понимания.

1. Предвосхищение. Предварение понимания, предчувствие, предположение того, что нужно понять («Понимаю, что еще не понимаю»). На этом этапе все элементы вашего знания еще не выстроились в систему[25].

2. Смутное понимание. Понимание началось, но представлено пока в общем, неразвернутом, неопределенном виде (Вы чувствуете, что уже понимаете, о чем идет речь). Вы догадываетесь, о какой системе элементов идет речь, и какой признак может быть положен в основание деления ключевого термина, которым обозначается вся данная система элементов.

3. Кажущееся понимание. Понимание субъективно переживается как уже достигнутое. Однако объяснить, передать понятое другому человеку вы не можете («Понимаю, а сказать не могу»). Здесь вы видите, как основные элементы системы уложились в классификацию, но часть элементов не знаете, к какой ячейке отнести .

4. Отчетливое понимание. Вы можете изложить воспринятое другому, т.е. указать, как все элементы рассматриваемой системы относятся друг с другом, что является существенным, а что нет. Что является общим, что является частным, и как можно перейти от понятия с меньшим объемом к понятию с большим объемом и наоборот. Выполнение этой операции позволит вам дать определение любому элементу рассматриваемой системы знаний, а не просто механически заучить его.

Усвоение. Понятое подверглось творческой переработке, переведено на «свой язык», становится своим. Вы освобождены от скованности в объяснении и применении понятого. На этом этапе вы сможете построить классификацию изученных элементов по любому другому основанию в соответствии с вашей задачей. Изученный материал становится материалом для построения ваших интеллектуальных конструкций, ваших теорий, ваших ответов на вопросы, которые ставит вам жизнь.








Date: 2015-06-11; view: 409; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2021 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию