Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Пирамида ресурсов организации для создания конкурентного преимущества





2.2. Матрица направленной политики (" Direct Policy Matrix ").

 

Разработана в 1975 г. Британско-Голландской химической компанией "Shell".

 

Её появление было вызвано экономическим кризисом 1974–1975 гг., который по своим масштабам превосходил все предшествовавшие послевоенные кризисы. Начался он в США, Англии и ФРГ и почти одновременно охватил все развитые капиталистические страны, в том числе и Японию. Такая синхронность наблюдалась впервые после Великой Депрессии.

Причины кризиса: рост затрат на ВПК, переход к дешёвым кредитам и проблемы с их воз-вратом, продовольственные трудности (неурожаи 1972 и 1974 гг.), повышение цен на минеральное сырьё, низкая и постоянно снижающаяся отраслевая норма прибыли, высокая инфляция.

В то же время наблюдалось переполнение мирового рынка сырой нефтью, поскольку компании стали шире применять энергосберегающие технологии, а также осуществили замену нефти углём и ядерным топливом. В таких условиях оказались бесполезными традиционные методы финансового прогнозирования.

 

Основная идея Shell / DPM – перераспределение финансовых потоков из бизнес-областей, порождающих денежную массу, в бизнес-области с высоким потенциалом отдачи инвестиций в будущем. В матрице сделан больше упор на количественные параметры: оценку потока денежных средств (Cash Flow), который, по сути, является показателем краткосрочного планирования, и оценку отдачи инвестиций (Return of Invest-ments), относящуюся к показателям долгосрочного планирования.

 

 

 

Ось "Х" – конкурентоспособность бизнеса организации[24].

 

Ось "Y" – привлекательность отрасли бизнеса, то есть существование долгосрочного потенциала развития для всех её участников, а не только для рассматриваемой организации.

Позиция «Лидер бизнеса»

 

Отрасль привлекательна и организация имеет в ней сильные позиции, являясь лидером. Потенциальный рынок велик. Высоки и темпы его роста. Слабых сторон организации, а также явных угроз со стороны конкурентов не отмечается.

Возможная стратегия: продолжение инвестирования в бизнес, пока отрасль продолжает расти, с целью укрепления своего положения.

Позиция «Стратегия усреднённого роста»

 

Отрасль умеренно привлекательна, но предприятие занимает в ней сильные позиции. Оно является одним из лидеров, находящимся в зрелом возрасте жизненного цикла данного бизнеса. Рынок является умеренно растущим или стабильным, с хорошей нормой прибыли.

Возможная стратегия: сохранение занимаемой позиции, если она обеспечивает необходимые средства для самофинансирования и инвестирования в другие перспектив-ные области бизнеса.

Позиция «Стратегия генератора денежной наличности»

 

Организация имеет достаточно сильные позиции в непривлекательной отрасли. Рынок является стабильным, но сокращающимся, а норма прибыли в отрасли – снижа-ющейся.

Возможная стратегия: недопущение конкурентов (благодаря низким издержкам), незначительное инвестирование (так как развитие бизнеса в будущем не ожидается) и извлечение максимального дохода.

Позиция «Стратегия усиления конкурентных преимуществ»

 

Компания занимает среднее положение в привлекательной отрасли. Поскольку доля рынка, качество продукции, а также репутация организации достаточно высоки (почти такие же, как и у отраслевого лидера), то она может вступить с ним в борьбу за лидерство.

Возможная стратегия: инвестирование, если бизнес-область того стоит (о чём мо-гут свидетельствовать профессионально проведённые исследования рынка).

 

Позиция «Стратегия осторожного продолжения бизнеса»

 

Организация добилась средних позиций в отрасли со средней привлекательностью. При этом она не имеет никаких особых сильных сторон или возможностей дополнительного развития. Рынок растёт медленно. Намечается и тенденция снижения среднеотраслевой нормы прибыли.

Возможная стратегия: умеренное (небольшими порциями) инвестирование при уверенности в скорой отдачи вложенных средств.

Позиция «Стратегия частичного свёртывания»

 

У организации средние позиции в непривлекательной отрасли, нет каких-либо особо сильных сторон, отсутствуют возможности к развитию. Рынок непривлекателен (низкая норма прибыли, потенциальные излишки производственных мощностей, высокая плотность капитала в отрасли).

Возможная стратегия: превращение физических активов и положения на рынке в денежную массу, а затем использование собственных ресурсов для освоения более перспективного бизнеса.


Позиция «Стратегия удвоения объём производства или свёртывания бизнеса»

 

Организация занимает слабые позиции в привлекательной отрасли.

Возможные стратегии: инвестирование или уход. Если будет установлено, что организация способна бороться за лидирующие позиции в отрасли, тогда стратеги-ческая линия нацелена на удвоение. В противном случае бизнес следует покинуть.

Позиция «Стратегия осторожного продолжения бизнеса

или частичного свёртывания производства»

 

У организации слабые позиции в умеренно привлекательной отрасли.

Возможные стратегии: отказ от инвестиций; сориентированность на баланс потока денежной наличности; удержание в данной позиции до тех пор, пока она приносит прибыль; постепенное сворачивание бизнеса.

Позиция «Стратегия свёртывания бизнеса»

 

Организация занимает слабые позиции в непривлекательной отрасли.

Возможная стратегия: ликвидация бизнеса.

 

Принимаемые на основе модели Shell / DPM стратегические решения зависят от того, что находится в центре внимания менеджера – жизненный цикл вида бизнеса или поток денежной наличности.

 

В первом случае оптимальной считается траектория развития позиций организации «сверху вниз» (направление 1[25]).

1. Сначала выбирается новая область бизнеса, которая, естественно, нуждается в разви-тии (позиция удвоения объёма производства или свёртывания). Рынок привлекателен, но по-скольку бизнес иной для организации, то её конкурентная позиция в нём пока слаба и требует инвестирования.

2. При наличии финансов и правильном менеджменте положение улучшается (стадия уси-ления конкурентных преимуществ). Рынок растёт. Инвестирование продолжается.

3. Идеальный результат – переход в стадию лидера вида бизнеса.

4. Когда темпы роста рынка начинают уменьшаться, то происходит смещение позиции вниз. Доходность бизнес-области для организации растёт на таком же уровне, как и в целом по отрасли (стадия усреднённого роста).

Если развитие рынка прекращается, то наступает стадия генератора денежной налич-ности, предполагающая инвестирование на уровне, необходимом для того, чтобы поддержать достигнутые позиции и обеспечить доходность бизнеса.

6. В случае сокращения рынка и снижения прибыльности в отрасли имеет место отказ от инвестиций (стадия частичного свёртывания) или принятие решения о ликвидации бизнеса.

 

Если внимание акцентировано на поток денежной наличности (направление 2), то оптимальной считается траектория «снизу вверх» (из нижних правых клеток матрицы к верхним левым).

Это означает, что денежная наличность, порождённая на стадиях Генератора денежной наличности и Частичного свёртывания, используется для инвестиций в такие бизнес-области, которым соответствуют позиции Удвоения объёма производства и Усиления конкурентных преимуществ.

 

2.3. SPACE-анализ (S trategic P osition and AC tion E valuation), т.е. стратегическая оценка положений и действий. Проводится по 4-ём координатам.

 

X+. Привлекательность отрасли (ПО):

а) потенциал роста;

б) появление новых потребностей;

в) наличие надёжных деловых партнёров, спонсоров, помощи со стороны государства;


г) эффективность использования ресурсов на предприятиях отрасли в сравнении с другими сферами экономики;

г) отсутствие серьёзных барьеров, препятствующих вхождению в отрасль;

в) возможная прибыльность.

 

X–. Конкурентное положение организации (КП):

а) доля рынка[26];

б) качество товаров и услуг в сравнении с аналогами соперников;

в) стадия жизненного цикла выпускаемой продукции;

г) наличие эксклюзивных ноу-хау;

д) приверженность потребителей;

е) степень вертикальной интеграции, т.е. объединение в рамках одного предприятия взаимообусловленных видов деятельности, находящихся на разных уровнях.

Вертикальная интеграция бывает двух видов: обратной (назад) – когда производитель приобретает предшествующие стадии производственной цепи, и прямой (вперёд) – её последу-ющие стадии.

 

Y+. Финансовая сила организации (ФС):

а) финансовый рычаг (т.е. соотношение собственных и заёмных средств) и степень удовлетворения потребностей организации в капитале (т.е. отношение имеющегося капитала к необходимому);

б) поток платежей (т.е. разница между притоком и оттоком денежных средств за исследуемый период);

в) отдача на вложение (т.е. отношение среднегодового дохода до уплаты процентов и налогов к средней стоимости активов);

г) оборачиваемость запасов;

д) ликвидность;

е) простота выхода из отрасли (т.е. финансовые затраты, связанные с его потерей или перепрофилированием бизнеса организации).

В некоторых специальных учебниках по экономике финансовые показатели делятся на 4 группы: рентабельность инвестиций, финансовая автономия, платёжеспособность организации, уровень финансового риска.

 

Y–. Стабильность отрасли или экономической среды (СО):

а) темпы инфляции; б) вариация спроса;

в) разброс цен конкурирующих продуктов;

г) налоговая политика;

д) барьеры (ограничения) для вхождения на рынок;

е) общее давление конкурентов.

 







Date: 2015-07-17; view: 1222; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.014 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию