Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Пирамида ресурсов организации для создания конкурентного преимущества
2.2. Матрица направленной политики (" Direct Policy Matrix ").
Разработана в 1975 г. Британско-Голландской химической компанией "Shell".
Её появление было вызвано экономическим кризисом 1974–1975 гг., который по своим масштабам превосходил все предшествовавшие послевоенные кризисы. Начался он в США, Англии и ФРГ и почти одновременно охватил все развитые капиталистические страны, в том числе и Японию. Такая синхронность наблюдалась впервые после Великой Депрессии. Причины кризиса: рост затрат на ВПК, переход к дешёвым кредитам и проблемы с их воз-вратом, продовольственные трудности (неурожаи 1972 и 1974 гг.), повышение цен на минеральное сырьё, низкая и постоянно снижающаяся отраслевая норма прибыли, высокая инфляция. В то же время наблюдалось переполнение мирового рынка сырой нефтью, поскольку компании стали шире применять энергосберегающие технологии, а также осуществили замену нефти углём и ядерным топливом. В таких условиях оказались бесполезными традиционные методы финансового прогнозирования.
Основная идея Shell / DPM – перераспределение финансовых потоков из бизнес-областей, порождающих денежную массу, в бизнес-области с высоким потенциалом отдачи инвестиций в будущем. В матрице сделан больше упор на количественные параметры: оценку потока денежных средств (Cash Flow), который, по сути, является показателем краткосрочного планирования, и оценку отдачи инвестиций (Return of Invest-ments), относящуюся к показателям долгосрочного планирования.
Ось "Х" – конкурентоспособность бизнеса организации[24].
Ось "Y" – привлекательность отрасли бизнеса, то есть существование долгосрочного потенциала развития для всех её участников, а не только для рассматриваемой организации. Позиция «Лидер бизнеса»
Отрасль привлекательна и организация имеет в ней сильные позиции, являясь лидером. Потенциальный рынок велик. Высоки и темпы его роста. Слабых сторон организации, а также явных угроз со стороны конкурентов не отмечается. Возможная стратегия: продолжение инвестирования в бизнес, пока отрасль продолжает расти, с целью укрепления своего положения. Позиция «Стратегия усреднённого роста»
Отрасль умеренно привлекательна, но предприятие занимает в ней сильные позиции. Оно является одним из лидеров, находящимся в зрелом возрасте жизненного цикла данного бизнеса. Рынок является умеренно растущим или стабильным, с хорошей нормой прибыли. Возможная стратегия: сохранение занимаемой позиции, если она обеспечивает необходимые средства для самофинансирования и инвестирования в другие перспектив-ные области бизнеса. Позиция «Стратегия генератора денежной наличности»
Организация имеет достаточно сильные позиции в непривлекательной отрасли. Рынок является стабильным, но сокращающимся, а норма прибыли в отрасли – снижа-ющейся. Возможная стратегия: недопущение конкурентов (благодаря низким издержкам), незначительное инвестирование (так как развитие бизнеса в будущем не ожидается) и извлечение максимального дохода. Позиция «Стратегия усиления конкурентных преимуществ»
Компания занимает среднее положение в привлекательной отрасли. Поскольку доля рынка, качество продукции, а также репутация организации достаточно высоки (почти такие же, как и у отраслевого лидера), то она может вступить с ним в борьбу за лидерство. Возможная стратегия: инвестирование, если бизнес-область того стоит (о чём мо-гут свидетельствовать профессионально проведённые исследования рынка).
Позиция «Стратегия осторожного продолжения бизнеса»
Организация добилась средних позиций в отрасли со средней привлекательностью. При этом она не имеет никаких особых сильных сторон или возможностей дополнительного развития. Рынок растёт медленно. Намечается и тенденция снижения среднеотраслевой нормы прибыли. Возможная стратегия: умеренное (небольшими порциями) инвестирование при уверенности в скорой отдачи вложенных средств. Позиция «Стратегия частичного свёртывания»
У организации средние позиции в непривлекательной отрасли, нет каких-либо особо сильных сторон, отсутствуют возможности к развитию. Рынок непривлекателен (низкая норма прибыли, потенциальные излишки производственных мощностей, высокая плотность капитала в отрасли). Возможная стратегия: превращение физических активов и положения на рынке в денежную массу, а затем использование собственных ресурсов для освоения более перспективного бизнеса. Позиция «Стратегия удвоения объём производства или свёртывания бизнеса»
Организация занимает слабые позиции в привлекательной отрасли. Возможные стратегии: инвестирование или уход. Если будет установлено, что организация способна бороться за лидирующие позиции в отрасли, тогда стратеги-ческая линия нацелена на удвоение. В противном случае бизнес следует покинуть. Позиция «Стратегия осторожного продолжения бизнеса или частичного свёртывания производства»
У организации слабые позиции в умеренно привлекательной отрасли. Возможные стратегии: отказ от инвестиций; сориентированность на баланс потока денежной наличности; удержание в данной позиции до тех пор, пока она приносит прибыль; постепенное сворачивание бизнеса. Позиция «Стратегия свёртывания бизнеса»
Организация занимает слабые позиции в непривлекательной отрасли. Возможная стратегия: ликвидация бизнеса.
Принимаемые на основе модели Shell / DPM стратегические решения зависят от того, что находится в центре внимания менеджера – жизненный цикл вида бизнеса или поток денежной наличности.
В первом случае оптимальной считается траектория развития позиций организации «сверху вниз» (направление 1[25]). 1. Сначала выбирается новая область бизнеса, которая, естественно, нуждается в разви-тии (позиция удвоения объёма производства или свёртывания). Рынок привлекателен, но по-скольку бизнес иной для организации, то её конкурентная позиция в нём пока слаба и требует инвестирования. 2. При наличии финансов и правильном менеджменте положение улучшается (стадия уси-ления конкурентных преимуществ). Рынок растёт. Инвестирование продолжается. 3. Идеальный результат – переход в стадию лидера вида бизнеса. 4. Когда темпы роста рынка начинают уменьшаться, то происходит смещение позиции вниз. Доходность бизнес-области для организации растёт на таком же уровне, как и в целом по отрасли (стадия усреднённого роста). Если развитие рынка прекращается, то наступает стадия генератора денежной налич-ности, предполагающая инвестирование на уровне, необходимом для того, чтобы поддержать достигнутые позиции и обеспечить доходность бизнеса. 6. В случае сокращения рынка и снижения прибыльности в отрасли имеет место отказ от инвестиций (стадия частичного свёртывания) или принятие решения о ликвидации бизнеса.
Если внимание акцентировано на поток денежной наличности (направление 2), то оптимальной считается траектория «снизу вверх» (из нижних правых клеток матрицы к верхним левым). Это означает, что денежная наличность, порождённая на стадиях Генератора денежной наличности и Частичного свёртывания, используется для инвестиций в такие бизнес-области, которым соответствуют позиции Удвоения объёма производства и Усиления конкурентных преимуществ.
2.3. SPACE-анализ (S trategic P osition and AC tion E valuation), т.е. стратегическая оценка положений и действий. Проводится по 4-ём координатам.
X+. Привлекательность отрасли (ПО): а) потенциал роста; б) появление новых потребностей; в) наличие надёжных деловых партнёров, спонсоров, помощи со стороны государства; г) эффективность использования ресурсов на предприятиях отрасли в сравнении с другими сферами экономики; г) отсутствие серьёзных барьеров, препятствующих вхождению в отрасль; в) возможная прибыльность.
X–. Конкурентное положение организации (КП): а) доля рынка[26]; б) качество товаров и услуг в сравнении с аналогами соперников; в) стадия жизненного цикла выпускаемой продукции; г) наличие эксклюзивных ноу-хау; д) приверженность потребителей; е) степень вертикальной интеграции, т.е. объединение в рамках одного предприятия взаимообусловленных видов деятельности, находящихся на разных уровнях. Вертикальная интеграция бывает двух видов: обратной (назад) – когда производитель приобретает предшествующие стадии производственной цепи, и прямой (вперёд) – её последу-ющие стадии.
Y+. Финансовая сила организации (ФС): а) финансовый рычаг (т.е. соотношение собственных и заёмных средств) и степень удовлетворения потребностей организации в капитале (т.е. отношение имеющегося капитала к необходимому); б) поток платежей (т.е. разница между притоком и оттоком денежных средств за исследуемый период); в) отдача на вложение (т.е. отношение среднегодового дохода до уплаты процентов и налогов к средней стоимости активов); г) оборачиваемость запасов; д) ликвидность; е) простота выхода из отрасли (т.е. финансовые затраты, связанные с его потерей или перепрофилированием бизнеса организации). В некоторых специальных учебниках по экономике финансовые показатели делятся на 4 группы: рентабельность инвестиций, финансовая автономия, платёжеспособность организации, уровень финансового риска.
Y–. Стабильность отрасли или экономической среды (СО): а) темпы инфляции; б) вариация спроса; в) разброс цен конкурирующих продуктов; г) налоговая политика; д) барьеры (ограничения) для вхождения на рынок; е) общее давление конкурентов.
Date: 2015-07-17; view: 1222; Нарушение авторских прав |