Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Источники, использованные при создании костюма





Графический анализ формы основывается на приеме, позволяющем выразить представление о модной форме костюма посредством установления аналогии между конфигурацией модного силуэта и той или иной геометрической фигурой. При этом создается зрительная модель, которую можно представить как конечный результат серии воплощений идеи формы костюма в определенном периоде моды.

Эффект воздействия формальных средств на восприятие заключается в том, что они делают изображение моды целостным и завершенным, ими передается характер модели, ее пластический смысл, структурные особенности.

Геометризованное изображение модной формы, разумеется, не является точной копией объекта. Оно представляет собой его структурный эквивалент, выраженный определенным изобразительным средством. Таким средством будет являться линия.

Наиболее гармоничное решение, ставит задачи не только оптимальности художественного решения, но и экономичности технического выполнения проекта костюма.

Композиция формы в костюме решается многими средствами, начиная от графического выражения мысли в эскизе и. кончая работой в материале, макетном, пробном и ткани, из которой выполняется задуманная форма костюма. История развития форм костюма свидетельствует о том, что источником образования его силуэта служили не только сама ткань, но и такие факторы, как форма животных, растений, числовые соотношения и др. Практически источником создания новой формы костюма может служить любое явление жизни.

Художник вправе пользоваться категориями и средствами смежных областей человеческого «инобытия», как образно и четко определил искусство и его произведения Jle Корбюзье. Он придавал большое значение духовности, эмоциональности произведений искусства, облагораживающих душу человека в нашем «машинном» веке, «...человеку необходимо искусство, то есть бескорыстная, облагораживающая душу страсть»,– так говорил он о декоративном искусстве XX в., о промышленных вещах как предметах искусства. Сказанное очень точно, емко и выразительно. Об этом должен постоянно помнить каждый художник, работающий в области прикладного искусства.

Каждому виду искусства присущи своя сфера действия, свои замыслы, средства, материал, формы реализации и т. д. Конечный результат один – служить человеку, помогать ему делаться лучше, совершенствоваться духовно и физически.

Результат деятельности художника-модельера костюма зависит не только от того, насколько глубоко и поэтично он мыслит, но и от того, насколько «поэтично» он владеет всем арсеналом средств осуществления своих идей в произведениях искусства, выполняемых из самых земных материалов. При этом в зависимости от творческого потенциала художника контакт с тем или иным источником возникает или сразу, или в результате тщательного изучения последнего. Это характерно для любого вида творчества, будь то музыка, литература или декоративное искусство.

Изучение источника творчества в целях его трансформации в новые линии и формы одежды обычно происходит и количественно, и качественно, т. е. источник прошлого, например костюм, исследуется визуально, зарисовывается, измеряется, систематизируются его признаки; затем какой-нибудь из признаков или свойств выделяется, кладется в основу работы над эскизами, чтобы затем вновь появиться в произведении в том или ином качественном проявлении.

Каждый источник творчества обладает своими, только ему присущими свойствами-признаками, обращая внимание на которые художник-модельер может почерпнуть творческую мысль. Например, в образцах народного праздничного костюма превалируют красочность, декоративность, ясная ритмика цвета и формы.

Растения дают нам богатство линий, форм, фактуры, напряженность тектонических образований, примеры симметрии и асимметрии. Шедевры архитектуры приковывают внимание гармонией целого, красотой силуэтных линий, ритмом форм, образующих силуэт, и внутренних членений.

Чаще всего источником творчества художника-модельера является народный костюм. При этом этнографическая принадлежность народного костюма не имеет решающего значения. Таким значением для творчества обладает комплекс свойств народного костюма, комплекс, который можно было бы назвать эмоциональным. Это красота и пропорциональность форм костюма, цвет, ритмика, выразительность материала, логика его применения и т. д. Наиболее излюбленным у модельеров является русский народный костюм как образование в целом или фрагментарно. Работая с ним, художник избирает то, что дает или может дать выход его представлениям о народном костюме – форму, принципы покроя, декор, ритмику, цвет, фактуру тканей, технологические приемы изготовления костюма. Как правило, изучение народного костюма как источника начинается с изучения его формы.

Прежде чем начать конкретный разговор о работе с источником, мы должны установить, что является началом творчества, что результатом, каким языком пользуется художник в своем общении с теми, кому предназначается произведение искусства. Первейшим источником творчества был и остается человек, его фигура, внешний облик, будь то типаж или конкретный индивидуум. Пластика линий и форма его головы, шеи, рук, спины, бедер наталкивает на поиск способов формообразования одежды. Первоначальный образ линий и формы рождается от сопоставления творческой мысли с конкретной конструкцией объекта – фигуры человека.

Он же является объектом, для которого творят художники.

Создавая форму костюма, художник мысленно следит за линиями человеческой фигуры: ее абрисом и линиями, проведенными через так называемые конструктивные точки фигуры. Эти линии можно видеть на рис. 3.5.1. г.

Языком моделирования костюма являются линии формы костюма, которую создает художник для человека. Линии определяются формой фигуры и пластикой ткани, из которой создается костюм. Кроме того, к языку творчества мы отнесем цвет, фактуру ткани, способы формообразования костюма, который является результатом творчества, нахождения линии конструкции формы и ее деталей.

Градация продуктивности источников творчества будет зависеть от опытности художника, его знаний, уровня его образованности. Квалифицированный художник устанавливает моментальный контакт с явлениями окружающей действительности – общественными или относящимися к материальной среде: «видит» ткань, ее пластику или пластику растений и архитектуры. «Новое в декоративно-прикладном искусстве зависит не столько от новых мотивов, сюжетов, сколько от новых ритмико-пластических строев, новых сочетаний орнаментальных элементов»

Многообразие форм костюма и их воздействие на наше восприятие зависят от характера линий, обрисовывающих форму или строящих ее внутренние конструктивные членения. Очень часто художник пользуется линией интуитивно, рисуя эскизы и далеко не всегда при этом осознавая линию как образно-выразительное средство. А между тем притягательная сила модной формы заключается еще и в том, что линия ее силуэта выражает заложенную в этой форме художественную идею. Он должен владеть линией в мыслях, образно представлять ее себе, ощущать как отчетливо звучащую мелодию, так же отчетливо и музыкально «ваять» линией форму.

На всех стадиях своего творчества: в мыслях, на бумаге, в ткани художник- модельер должен видеть линию силуэта.

Силуэтная линия формы всегда непрерывна, какая бы она ни была – плавная кривая, кривая ломаная или прямая. Линии конструктивные могут быть и непрерывными (например, линии рельефов) и прерывающимися (линии вытачек, подрезов и др.)- При этом в построении формы костюма (в отличие от построения орнамента) отсутствуют правильные кривые (т. е. кривые с постоянным радиусом кривизны). Они всегда «неправильны», так как сложность строения человеческого тела и сложность его движений исключают геометризацию. Даже тогда, когда мы говорим «шарообразный рукав», мы употребляем сравнение с формой шара лишь с большой долей условности.

Ранее мы говорили о характере формы, ее образном, чувственном содержании. Такой подход к форме, к линии очень важен для художника, ибо изобразительная и выразительная содержательность линии – основа творчества художника-модельера в материале, на бумаге, в эскизных поисках.

Линии с их разным характером (прямые, вертикальные, горизонтальные, наклонные; кривые – ломаные или плавные, напряженные или вялые, строгие, свободные, изящные) во всем многообразии своего художественного и строительного значения – азбука модельера в эскизной работе и в работе с материалом. От того, в каком порядке, в каких сочетаниях их употребит автор костюма, зависит художественность формы или ее антипод.

Хорошо найденная форма костюма – форма изящная, элегантная, не тяжелая. В ее построении, абрисе участвуют линии, которые создают это ощущение. Умение художника-модельера владеть линиями, чувствовать их, ощущать их разную выразительность помогает ему в одних случаях создавать силуэты спокойные, элегантные, «длительного действия»; в других – силуэты сложные, возникающие на грани смены модных идеалов, имеющие «кратковременное действие». В первом случае мы имеем дело с так называемым классическим ассортиментом костюма. Классические формы – не острые, их силуэт спокойный, построен па прямых, наклонных или плавных кривых линиях. Формы, образуемые ими, не содержат резких контрастов в силуэте. Наиболее ярким выражением классического ассортимента является английский костюм или костюм мужского типа. В последнее время столь же классической стала прямая форма, проявляющаяся в виде платья-рубахи, платья-костюма или костюма прямых линий. К этой же категории относятся формы одежды спортивного стиля – плащей, курток и пр.

Во втором случае остро организованная форма костюма более индивидуализирована, содержит больше эмоционального заряда, чем классическая форма, т. к. она строится линиями эмоционально напряженными, с контрастным звучанием отдельных фрагментов, ритмическим противопоставлением внутренних членений и внешних решений абриса.

Линейный язык выражает и функциональность костюма: прямые и спокойные кривые линии – это каждодневный «рабочий» костюм. Острая форма характерна для одежды, которую надевают в свободное время – в торжественных случаях и для развлечений.

Создание костюма аналогично созданию орнамента на ткани. Композиционный ход и владение профессиональным языком родственны но своему значению и действенности в обеих этих сферах. Опытный педагог Московского текстильного института В. М. Шугаев сравнивал работу над композицией текстильного орнамента с работой над созданием музыкального произведения. Ими в орнаментальном искусстве, по его мнению, служат разного рода линии, замкнутые фигуры, элементы и детали. Их построение и соединение в целостный орнамент он называет методом орнаментального контрапункта. Материалом для метода орнаментального контрапункта, как называет его В. М. Шугаев, служит некоторое количество вариантов первичных элементов, полосок и орнаментальных деталей, из которых составляется композиция узора. «Творчество художника при этом выразится в подборе подходящего материала для той или иной задачи, в той или иной степени сложности орнаментального решения».

«...орнаментальный контрапункт – это метод построения целого из частей, который включает и рациональное, и эмоциональное начала, это метод единства формы и содержания».

Метод контрапункта как метод композиционного мышления правомерен и для творчества художника по костюму с той лишь оговоркой, что вместо орнаментальных мотивов, их фрагментов и просветов фона в организации целостности костюма действуют массы формы и линии ее силуэта и внутренних членений. Они и будут теми начальными мелодиями, которые берет художник, объединяет их в звучании, следя за тем, чтобы были общие мелодия и тональность. Какофония здесь, человечества открывает художнику-творцу огромные творческие возможности. В ткани художник обязан не только «видеть» и чувствовать линию, но и находить линией материал, а материалом линию. Другими словами, процесс творчества художника-модельера, как и всякого другого художника, будучи непрерывным, постоянно открывает красоту то в линии, то в материале, корректируя первоначальные ощущения, обогащая их импульсами и открывая новые импульсы для создания других, более красивых и гармоничных форм.

Возвращаясь к суждениям Лe Корбюзье о промышленных вещах как о произведениях искусства, следует сказать о постоянном поиске красоты в искусстве как правды творчества. Мысли о красоте форм и линий возникают не на пустом месте. Художник-модельер, так же как музыкант и архитектор, ищет вдохновение для своего труда, обращаясь к тому или иному источнику творчества.

От того, что видит художник и как он это интерпретирует в своем творчестве, зависит то, какая новая форма появится в одежде. Попробуем на нескольких примерах пронаблюдать образование формы и ее композицию в костюме. Начнем с ткани.

 

Date: 2015-07-17; view: 1676; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию